СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие - мастерская. "Культура психоэмоционального здоровья"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие на тему "Культура психоэмоционального здоровья". Важность психологического состояния человека для снятия барьера на проявление чувств и эмиций.

Просмотр содержимого документа
«Занятие - мастерская. "Культура психоэмоционального здоровья"»

Культура психоэмоционального здоровья

(занятие-мастерская)

Цели: помочь учащимся осознать важность психологического состояния человека для его здоровья; дать рекомендации по сохранению психоэмоционального здоровья; формирование ценностного отношения детей к своему здоровью; научить снимать барьер на проявление чувств и эмоций.

Задачи: расширение представлений учащимся о факторах, влияющих на здоровье; рефлексия собственного отношения к здоровью, выявление проблем; моделирование жизненной перспективы с позиций ценностного отношения к здоровью; повышение групповой сплочённости.

-Сегодня мы поговорим с вами о здоровье.

Существует несколько трактовок понимания здоровья:

*здоровье как отсутствие болезней;

*здоровье как умение человека осознавать свои потребности и удовлетворять их.

-А какой смысл в понятие «здоровье» вкладываете вы?

(Возможные ответы: это когда о нём не вспоминаешь, здоровье- хорошее самочувствие, здоровье – условие выживания, это то, что даётся природой, и тут уж ничего не поделаешь, это то, о чём начинаешь заботиться, когда оно наполовину утрачено.)

- Что такое здоровье, и почему люди чаще всего желают друг другу здоровья? (самочувствие)

- От чего зависит здоровье? (образ жизни, среда обитания, наследственность и общества, в котором живём)

-Спасибо за интересные определения, чувствуется, что проблема здоровья вам не безразлична. Однако следует различать здоровье физическое и здоровье психоэмоциональное, нравственное (душевное).

- Что нужно знать, чтобы всегда быть здоровым? (вовремя обращаться к врачу, вести здоровый образ жизни ) И не только.

Лев Николаевич Толстой рассматривал медицину с нравственных позиций. С точки зрения Толстого, вылечить болезнь нельзя только при помощи лекарств, но её можно побороть добрым отношением к человеку, состраданием, словом любви. Настоящие врачи, по мнению Льва Николаевича, это особая порода людей, которые обладают врождённым милосердием и даром любви.

Именно лекарь, знающий больного с детства, способен исцелить не только тело, но и душу. Образ такого доброго лекаря возникает на страницах повести Л.Н.Толстого «Детство». Доктор, способный просиживать ночи напролёт у постели больного, душеспаситель, находящий доброе слово для своего пациента. Состояние же человека, считает Л.Н.Толстой, нельзя разделить на физическое и нравственное. По мнению великого писателя, организм реагирует на внешние проявления состоянием духовным и физическим, а ещё чаще духовная подавленность, грусть и печаль вызывают болезни, а значит лишают человека счастья. Поэтому «настрой духа» - гораздо серьёзнее и важнее. Медицина же лечит только следствие – физическую боль, а не устраняет нравственную, душевную причину.

Почему, например, болит голова, сердце? Из–за переживаний и стрессов, которые люди испытывают каждый день.

Главная миссия врачей, считает великий писатель, – умение внушать больному веру в выздоровление, а выздоровление может обеспечить только успокоение, возможность жить в гармонии с окружающим миром.

В некоторых детских онкологических центрах России ввели должность больничного клоуна. Его задача - поднимать настроение тяжело больных пациентов, дать возможность поверить в свои силы, дать надежду на выздоровление. Не падать духом. Верить в своё счастье – быть здоровым.

В жизни человек переживает опыт как прекрасного, так и ужасного. Но смысл переживаний трудностей и преодоления проблем в том, чтобы самому себе помочь приблизить и развить прекрасное. Умение справляться с трудностями, как ни странно, позволяет сохранить своё психическое и физическое здоровье.

В чём, на ваш взгляд, Л.Н.Толстой видит причины болезней?

(Думаю, в неумении находить нужные слова для людей, нуждающихся в помощи; в безразличии к проблемам, которые возникают в жизни ближних.)

В качестве иллюстрации, я расскажу вам притчу: «Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим своих близких.» Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Я счастлив сообщить тебе радостную весть – ты переживёшь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились: «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознаграждён?»

-Как вы думаете, что ответил предсказатель придворным?

На это последовал ответ: «Всё зависит от того, не что сказать, а как сказать».

Положительное (позитивное) в жизни человека ориентирует его на преодоление трудностей, недостатков, проблем, в том числе и проблем в плане психоэмоционального здоровья, используя ресурсные стороны.

- Попробуйте привести пример из собственной жизни, когда позитивно настроенный человек помог вам в разрешении какой – либо трудной ситуации.

В случае если вы справляетесь с ситуацией, вы становитесь более уверенными в себе; появляется желание сделать нечто большее; появляется желание помечтать о будущем.

- Как вы думаете, отчего это происходит? (Влияют чувства и эмоции)

Эмоции и чувства – очень важная составляющая психического здоровья человека. Они делают нашу жизнь яркой, насыщенной, но могут и доставлять множество неприятностей. Возникновение чувств и эмоций – это результат работы головного мозга. Учёные обнаружили, что в коре головного мозга существуют центры удовольствия и центры страдания. В результате экспериментов выяснилось, что левое полушарие в большей степени связано с возникновением положительных, а правое – отрицательных эмоций.

Задание.

Возьмитесь кончиками пальцев за мочку уха. Помассируйте, слегка надавливая на мясистую часть. Помассируйте ухо. Моё неожиданное задание вас слегка удивило, но доставило приятное удовольствие – не так ли?

Положительные чувства вселяют в нас уверенность, придают силы, энергии, позволяют справляться со всяческими неприятностями. Человек чувствует себя счастливым.

Отрицательные чувства нас «съедают». И чем сильнее этот процесс, тем хуже состояние нашего психического здоровья. Человек теряет сон, аппетит, утрачивает работоспособность.

Задание.

(Можно предложить вазу с силиконовыми шариками)

Перед вами кусочек пластилина, скатайте шарик.

Вина и зависть, тревога и страх, злость и агрессия – откуда они берутся? Почему они иногда управляют нами? Безусловно, они вредны для здоровья, но и мы можем управлять ими.

Предлагаю посетить «Антистрессовую галерею», где вы сможете ознакомиться со способами, помогающими избежать стресса.

Способ первый:

Попробуйте на пару минут переключить своё внимание на что – то другое, например, «проведите инвентаризацию» помещения, в котором находитесь. Передвиньте мебель, переставьте местами горшки с цветами, посчитайте, сколько у вас в комнате предметов с оттенком зелёного и т.д. Очень благотворно действует смена обстановки, даже если вы выйдите в соседнюю комнату или на улицу. Хорошо принять душ.

Способ второй:

«Прогулка» - адреналин, выброшенный в кровь во время стресса, побуждает нас двигаться. Пешая прогулка и ничего больше. Напряжение автоматически переключается на мышцы, а голова сама собой прояснится.

Способ третий:

«Автоматические движения» - сильно встревоженный человек , начинает ходить туда – сюда или нервно покачивать ногой, или барабанить пальцами по столу. Ритмические движения имеют определённый успокаивающий эффект.

Способ четвёртый:

Правильное дыхание. Наблюдение за дыханием поможет справиться с напряжением и волнением. Чем дольше выдох, тем лучше.

Способ пятый:

«Не забывайте смеяться» - минута смеха по эффективности в восстановлении положительной энергии заменяет 45 минут физических упражнений! Особенно, если это смех над собой и своими, часто надуманными, проблемами.

Игра «Посмеёмся!»

На листочках написаны названия животных. Дети берут по одному, читают, имитируют крик этого животного, затем выбирают из «веера» полоску и зачитывают, написанную на ней фразу.

(Котёнок, щенок, лисёнок, волчонок, телёнок, ягнёнок, поросёнок, жеребёнок, ёжик, мышка, лягушонок, медвежонок, козлёнок.)

(Очень люблю заниматься спортом; у меня неплохо получается петь песни; я особенно счастлив, когда прыгаю через скакалку; я представляю себя великим хоккеистом; я притворяюсь … хотя на самом деле …; я – чемпион по теннису; у меня шикарная машина; а я вышивать могу; обожаю веселиться с друзьями; зачем козе баян?; кто хлебал из моей чашки, и всё выхлебал?)

А ещё два способа вы уже проверили.

Я дам вам ещё несколько полезных советов, как сделать свою жизнь счастливой. Ведь здоровье – одна из составляющих счастья.

А для начала вспомните эпизоды нескольких сказок, в которых есть волшебные помощники: молодильные яблоки, клубочек, цветик – семицветик и т.п. Эти добрые помощники живут в каждом из нас, надо только к себе прислушаться. Что внутри нас соответствует помощникам счастья:

*яблоки – наша внутренняя способность к возрождению; (яблоко съели, из семечка выросло дерево)

*клубок – наша готовность идти дорогой будущего; (только вперёд – не отступать перед трудностями)

*цветик – семицветик – невозможное возможно. В природе цветика-семицветика нет! (если очень сильно захотеть чего – то, можно многого добиться)

«Советы для счастья»

  • Планируйте свою жизнь: вы поймёте, насколько много мы способны сделать за год, трудясь понемногу каждый день.

  • Ведите себя так, как будто вы уже счастливы: когда люди улыбаются, даже через силу, они чувствуют себя лучше. Пусть на вашем лице отражается счастье.

  • Двигайтесь больше: движения помогают избавиться от депрессии и чувства тревоги. В здоровом теле – здоровый дух.

  • Высыпайтесь: счастливые люди обычно ведут здоровый образ жизни, но всегда оставляют время на отдых и нормальный сон.

  • Отдайте предпочтение отношениям с близкими людьми: нет лучшего средства стать счастливым, чем сердечные отношения с человеком, для которого вы много значите, и который заботится о вас.

Рефлексия. Завершая занятие в нашей мастерской, по секрету я дам вам очень «редкий рецепт счастья». Повторяйте за мной.

Возьмите чашу терпения, влейте в неё полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Всё это хорошенько перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути.

Выходя из аудитории, каждый из вас напишет пожелание всем присутствующим сегодня.

БУДЬТЕ: здоровыми, счастливыми, добрыми, щедрыми, внимательными, весёлыми, доброжелательными, смешными, великодушными, терпимыми, уступчивыми, терпеливыми, целеустремлёнными.

Будьте здоровы и счастливы!