Занятие
по правовому воспитанию
«Проступок, правонарушение, преступление»
Подготовила
педагог-организатор
Тепина С.С.
Занятие по правовому воспитанию
Цель: Способствовать формированию у учащихся навыков правомерного поведения, умения самостоятельно принимать решения в различных ситуациях; стимулировать творческую активность учащихся.
Беседа.
- Человек родился!
Получит свой первый документ - свидетельство о рождении, станет полноправным гражданином своей страны.
Человек растет. Общается с окружающим его обществом.
А общество живет по правилам.
– А для чего люди придумывают правила? (отвечают дети)
Да, чтобы не было ссор, обид. Правил много. В каждом случае свои.
– Затем эти правила превратились в Законы, в которых прописаны права и обязанности, эти законы охраняют права всех граждан и должны соблюдаться всеми. Если этого не происходит, то появляются конфликты между людьми и даже между государствами. Назовите ваши права и обязанности? (обращаю внимание детей на выставку книг: «Конституция», « Кодекс»).
– Как гласит пословица: « Незнание закона не освобождает от ответственности».
Ситуационные моменты.
Задание: « Определи, о чем идет речь?» (на доске слова: проступок, правонарушение, преступление)
1 ситуация: Пятиклассник Дима приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории около школы, катается на велосипеде. Как можно расценить поведение Димы?
2 ситуация: Десятиклассники Саша, Оля, Наташа, Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. Около Дом Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение? (Да, это правонарушение: «Распитие алкогольных напитков» статья 20.20. Кодекса об административном нарушении.)
3 ситуация: Старшие ребята Саша, Женя, Максим поджидали ребят из начальных классов за углом школы, отбирали деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровиться. Как можно классифицировать действия ребят? (они совершили вымогательство, а это преступление).
- Скажите, во сколько лет наступает уголовная ответственность? (14)
- Если вы совершили правонарушение, во сколько лет наступает административная ответственность? (16) Кто несет ответственность за ваши действия, если вам нет еще 16 лет?
- За грабеж, кражу, разбой могут отправить в колонию, либо в какое-нибудь учреждение закрытого типа.
Пример из практики
Сейчас мы с вами перенесемся в зал суда, где посмотрим, как на самом деле идет судебное разбирательство.
- Назовите главных лиц в суде? (судья, прокурор, адвокат и другие).
Краткий пример судного разбирательства:
- 2 шестнадцатилетних подростка в центральном городском парке полностью оборвали розы на клумбе, украшающей сад. За что были задержаны сотрудниками полиции и доставлены в ближайшее отделение полиции. Считая их действия хулиганскими, администрация городского парка просит привлечь их к административной ответственности. Познакомившись с существом 1 дела, которое можно отнести к мелкому хулиганству, влекущему административную ответственность, суд должен разобраться и вынести свое решение.
Прокурор: Поведение молодых людей подпадает под определение «мелкое хулиганство» и рассматривается как административный проступок, что влечет административную ответственность, которая наступает с 16 лет.
Адвокат: Юноши рвали розы в городском саду по очень веским причинам, как удалось выяснить позже. У одного из них был день рождения мамы, другой собрался на свидание к девушке. Время было позднее. Всякая торговля цветами была прекращена, рынок закрыт. Ведь юношам так хотелось сделать приятное, показав уважение и чуткость к ним.
Судья:
Суд вынес решение:
1.Осудить хулиганство, как порок общества и вынести ему наказание в форме общественного порицания.
2. Конфисковать и искоренить из жизни все «хулиганские» атрибуты, такие как синяки, рогатки и мн. др. Приговор окончательный и обжалованию не подлежит.
Вывод: Мы познакомились вас с одним из разновидностей хулиганства, а именно с мелким хулиганством, влекущим административную ответственность. Сегодня мы убедились, что выходки хулиганов бывают разнообразными по содержанию и по форме проявления, а значит и по степени причиняемого обществу вреда, который определяется тем, в какой степени нарушен общественный порядок, каковы последствия его нарушения.
Рефлексия.
На этом наше правовое занятие закончилось. Благодарю всех участников за внимание.