СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по теме: "Предмет и слово".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: учить различным формам устного ответа (полный ответ и краткий), ввести понятия «одушевленные и неодушевленные предметы», «мысленная речь»;

продолжать знакомство с предложением, учить составлять предложения по схемам, определять количество слов в предложении;

 совершенствовать диалогическую речь; воспитывать положительное отношение к учебной деятельности. 

Просмотр содержимого документа
«Занятие по теме: "Предмет и слово".»

Тема: Предмет и слово.

Цели: учить различным формам устного ответа (полный ответ и краткий), ввести понятия «одушевленные и неодушевленные предметы», «мысленная речь»;

продолжать знакомство с предложением, учить составлять предложения по схемам, определять количество слов в предложении;

совершенствовать диалогическую речь; воспитывать положительное отношение к учебной деятельности.

Оборудование: предметные картинки: Тим и Том, художник, обезьяна, сыщик, следы обезьяны.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

  1. Повторение алфавитной песенки. Повторяйте за мной.

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё –постираем мы белье.

Ж, З, И, Й, К, Л, М – апельсинчик быстро съем.

Н, О, П, Р, С, Т, У – погуляем по мосту.

Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ – ах, какая чаща!

Ъ, Ы, Ь – не запомнятся никак.

Э, Ю, Я – вот и все мои друзья!

2. Игра "Тим-Том"

- Когда услышите мягкий звук – похлопайте в ладоши.

- Когда услышите твердый звук – руки положите на пояс .

- Начинаем игру: уха, хитрый, хлеб, хор, хижина, халва, хомяк, хоккей, хитрец, хихикать, ахать, химия, хорек, хищник.

-Молодцы! Справились с заданием.

3. Игра «Доскажи словечко».

-Я нам предлагаю поиграть в игру со словами, называется она «Доскажи словечко».

Рисовать решил я дом. Открываю свой …(альбом)

Рисовать умеет наш Деревянный…(карандаш)

Вдруг прямою станет змейка, Если есть в руках…(линейка) Не на стенах в нашем доме – Я рисую все в …(альбоме)

Гриб, медведь, лиса, корзина -

Все слеплю из ... (пластилина)

В альбоме буду рисовать,

А для письма нужна... (тетрадь).

-Какая общая тема объединяет все слова, которые вы досказали?

- Как нужно обращаться со своими школьными принадлежностями?

III. Постановка темы и цели урока

- Сегодня на уроке мы узнаем, из чего состоит предложение.

IV. Работа над новым материалом.

1. Знакомство с понятием «мысленная речь».

- Из чего состоит наша речь?

- Когда мы с вами о чем – то думаем, у нас в уме произносятся слова, но вслух мы их не произносим. Такая речь называется мысленной. Очень часто, когда человек о чем – то мечтает, то он думает мысленно, «про себя».

- Послушайте стихотворение и скажите, о чем мечтала девочка?

Если б я была собачка,

У меня бы вырос хвост.

Если б я была котенком,

Я б царапалась до слез.

Если б я была лошадка,

Я б скакала по лугу.

Только я еще не выросла

- Все сразу не могу. (А. Дерикот)

-А о чем иногда мечтаете вы?

-А кто из вас еще не умеет мечтать?

-В школе мы будем многому учиться, и мечтать мы с вами тоже будем.

2. Одушевленные и неодушевленные предметы. Экран


- Какая сказка проиллюстрирована? («Теремок».)

- Кто изображен? (Петух, заяц, еж, лягушка, мышка.)

- Слова, к которым ставим вопрос «Кто?», обозначают названия живых существ или одушевленных предметов.

-Что изображено на иллюстрации? (Теремок, горох, подсолнух и т. д.).

- Слова, к которым ставим вопрос « Что?», обозначают неживые предметы (неодушевленные).

(Карточки, обозначающие слова)

3. Составление схем к предложениям.

-Что делает еж? Ответьте кратко. (Еж сидит).

-Мы уже знаем, как называется то, что мы говорим. (Устная речь.)

-Из чего состоит устная речь? (Из предложений.)

-Предложение можно записать схемой так, чтобы можно было узнать, сколько в нем слов.

Каждое отдельное слово обозначается чертой. Если в схеме две черты, значит, в предложении два слова.

- Сколько слов в предложении? (Два).

- Начало предложения обозначено вертикальной чертой, паузу в конце предложения обозначаем точкой.

Каждое слово в предложении теперь будем обозначать отдельной длинной чертой.

-Что делает лягушка? (Лягушка несет.)

-Что делает петушок? (Петушок забивает.)

-Давайте расширим предложение до трех слов. Что несет лягушка? (Лягушка несет ведра.)

-Что делает заяц? (Заяц рыхлит почву.) и т. д.


-Изобразим графически предложение из трех слов.

-Какое первое слово в предложении? (Горох.)

-Какое второе слово в предложении»?

-Какое третье слово в предложении?

Учитель должен добиваться от детей полных ответов.

-Построим схему данного предложения.

4. Физкультминутка.


V. Закрепление пройденного.

Подождите тут что-то написано: "ЗАГАДКИ"

1. Игра «Что в начале, что в конце».

-Давай те поиграем в игру «Что в начале, что в конце».

-Отгадайте загадки и назовите четко первый звук в отгадке и последний.

В Простоквашино живет, Все хозяйство там ведет.

Адрес точный я не знаю,

По фамилия - морская. (Кот Матроскин.)

Той девчонки нет прекрасней,

Той девчонки нет умней. И Пьеро, ее воздыхатель,

Целый день, поет о ней. (Мальвина.)

Да, ребята, в этой книжке

Малыши живут, малышки,

И еще живет один чудак. Все он делает не так.

Неумейкой он слывет. Кто его нам назовет? (Незнайка)

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее! (Красная Шапочка.)


-Молодцы!

-Вот и коробочка открылась.

Посмотрите, здесь миленькие мордашки, но они без ротиков. Надо их расколдовать. Как же быть?

VI. Выполнение задания в тетради.

- Кто изображён?

- Изобразите графически.

- Пропишите наклонные линии. (Дети пишут)

VII. Подведение итогов урока.

-Из чего состоит речь?

Из чего состоит предложение?

Что новое узнали на уроке?

О чем вы расскажете своим родным?

- Она дарит вам миленькие мордашки, но они без ротиков. Если вам понравилось расследование, то нарисуйте улыбку, если нет то кривой ротик.