4
Д/С № 126


Тема: звук (ш).
Воспитатель: Боровикова Е.А.

г. Павлодар 2006 год
Цель: упражнение детей в четком произношении звука (ш).
Задачи: - упражнять в четком произношении звука (ш);
- закрепить произношение звука (ш) в словах и фразовой речи;
- развивать слуховое восприятие;
- воспитывать умение слушать.
Словарь: шипит, не шипи, душистое, пушистое, расчешись, опрятный,
неопрятный, шиповник.
Оборудование: кошка, Карлсон, детский рюкзак, в нем: расческа, зубная паста, зубная щетка, мыло, полотенце, миска с водой, д/и «Шалтай-Болтай», шарф, варежки, шуба, сапожки, орехи – 9 шт., шиповник на тарелки, отвар из шиповника, скатерть, стаканы – 9 шт., графин.
Ход занятия.
Вход в тему. Сегодня Язычок снова хочет поиграть. Какая его любимая игра? (Прятки.) Куда мы его можем спрятать? А еще он любит играть с зубками и губками, вот так. (Показываю, произнося (ш).
Отработка произношения в словах и фразовой речи. Ой, ребята, кого привел с собой Язычок? (Кошку). Сегодня мы будем петь ее песенку. Как она поет? (Мяу). Молодцы! Но иногда она поет по-другому. Алена, попробуй ее
Погладить. (Кошка шипит). Что поет кошка? А почему? (Она сердится). Давайте споем ее песенку. (Хором и индивидуально). Как мы ее поругаем? (Кошка, не шипи!) Мяу! Ну вот, кошка успокоилась и говорит, что за дверями плачет Карлсон. (Вношу грязного Карлсона).
-Здравствуй, Карлсон! Что с тобой случилось? Почему ты такой грустный?
- Здравствуйте, ребята! Я сегодня вышел во двор и хотел поиграть с детьми.
Но со мной никто играть не захотел. Все сначала отошли в сторону, а потом дали мне этот мешок и сказали, что вещи, которые там лежат, мне помогут.
- Ребята, почему дети не захотели с Карлсоном играть? Что они дали ему?
(Мешок). Есть в этом слове наша песенка? (Тянем, выделяя звук).
- Давайте посмотрим, что в мешке. (Дети достают мыло). Что это? Как оно пахнет? Какое оно? (Душистое, круглое, белое). Кто расскажет Карлсону,
зачем нужно мыло?
- Карлсон спрашивает, как моют руки? Покажите ему.
Физминутка. Надо-надо нам умыться,
Где тут чистая водица?
Кран откроем: ш-ш-ш,
Руки моем: шшш,
Щечки, шейку мы потрем
И водичкой обольем.
(Дети имитируют движения).
- Что делает кран? (Шипит). Как, длинно или коротко? (Коротко). А когда моем руки? (Длинно).
- Ой, а какие у нас руки? Что нам нужно, чтобы руки стали сухими? (Дети берут воображаемое полотенце, вытирают руки).
- Посмотрите, есть в мешке полотенце? Какое оно? (Красивое, мягкое, разноцветное, пушистое).
-Ребята, Карлсон уже чистый, опрятный, но что он забыл сделать? (Расчесаться). А чем? (Расческой, гребешком). Как? Что мы ему скажем? (Причешись).
- Давайте вспомним, каким он был вначале……, а теперь……
Грязный – чистый,
Непричесанный - причесанный,
Неопрятный – опрятный.
Да здравствует мыло душистое
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
- Он счастлив и убегает играть с детьми. Но вам он оставил игру.
Дидактическая игра.
1 подгруппа. «Шалтай-Болтай» (Дети собирают целое из частей).
2 подгруппа. Дети выбирают предметы, в названии которых есть звук (ш).
(Шарф, варежки, шуба, шапка).
Пальчиковая игра с шишками. Что оставил Карлсон? (Дети на ощупь отгадывают, что лежит в мешке – шишка).
- Что это? Где она растет? (На елке). А где растут елки? (В лесу). Сейчас мы пойдем в лес. (Читаю, дети выполняют упражнение вместе со мной). Послушайте стихотворение «Шумный лес» и подумайте, какой звук мы слышим чаще всего.
Что у нас в лесу на букву Ш?
Это шишка шлепнулась шурша.
Шмель и шершень
Шустро шарят в кашке,
Шебуршат в шиповнике букашки.
Что еще в лесу на букву Ш?
Шум и шорох возле шалаша
Ну а если полон рот морошки-
Шыроежки и шороконожки.
- Какую песенку услышали? Спойте ее. Посмотрите, что в тарелочке? (Шиповник). Это очень полезное растение. Его отвар надо пить, чтобы не болеть.
Итог. Какую песенку мы сегодня учились петь? Кто так шипит? Молодцы! За вашу работу Карлсон принес вам этот напиток. Как вы думаете, из чего он? (Из шиповника). Приятного аппетита!