Открытый урок в 3 классе по теме «Как понять друг друга без слов»
(УМК «Все цвета, кроме чёрного»)
Тема: «Как понять друг друга без слов».
Цели: сформировать представление детей о мимике и жестах, об их значении в жизни; учить детей общению друг с другом, толерантности; готовить детей к жизни в социуме.
Задачи:
учить детей при помощи мимики и жестов показывать свои чувства и понимать чувства окружающих людей.
развивать творческое мышление.
воспитывать чувства сострадания, добропорядочности.
Оборудование: рабочая тетрадь для 3 класса «Все цвета, кроме черного», волшебный мешочек, конверты с заданиями для каждой группы, яблоко, хурма, лимон, перец, утюг, чайник, вилка, стекло, фотографии, словарь Ожегова, музыкальный центр.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Сегодня у нас необычное занятие: к нам пришли гости. Вам, наверное, немного страшно и вы волнуетесь? Я предлагаю вам спрятать ваше волнение в волшебный мешочек. А так как мешочек этот непростой, то всё «нехорошее» он превращает в «хорошее».
2. Постановка цели. Проблемная ситуация.
3. Работа в тетради.
1) чтение диалога по ролям стр. 27.
Мимика – движение лица, выражающее внутреннее душевное состояние.
Жесты – движение рукой или другое телодвижение, что-нибудь выражающее.
2) Задание №1 стр.27
Давайте дадим ребятам имена. Подпишите их. Посмотрите на выражение лиц ребят и определите, какие чувства испытывает каждый.
Что помогло нам определить состояние детей?
4. Работа в парах.
1). А теперь представьте, что вы оказались в незнакомой стране, язык которой вы не знаете. Попытайтесь при помощи мимики и жестов изобразить предложенную вам ситуацию (конверт №1).
1 группа – спросить который час.
2 группа – съесть лимон.
3 группа – тебе холодно.
Люди разных профессий выражают свои эмоции мимикой и жестами. Существуют даже особые профессиональные жесты. Посмотрим, как это делают танцоры. А заодно и потанцуем вместе.
Физминутка (танец).
Какие чувства вызвал у вас танец? (радость, веселье).
Использовали мимику и жесты?
2).Оказывается, ребята, с помощью мимики и жестов можно выражать не только положительные эмоции, но и отрицательные. Сейчас вы попробуете это сделать. Возьмите конверт №2. Ваше задание: без слов выразите то чувство, которое дано вашей группе.
1 группа – страх.
2 группа – возмущение.
3 группа – обида.
Всегда ли нам нужны слова, чтобы понять друг друга?
Что нам помогает понять окружающих нас людей?
3).В нашем городе есть уникальное учреждение – Сергиево-Посадский детский дом слепоглухих детей. В нём живут детки, которые лишены возможности говорить, видеть и слышать. Для общения им приходится использовать мимику и жесты.
Как вы думаете, трудно им? Давайте проверим.
Игра «Молчанка».
Сейчас мы с вами закроем наши ротики на замочек, а ключик спрячем в сундучок. И всё то, что мы будем чувствовать, ощущать и делать, надо показывать только мимикой и жестами. Главное правило – не говорить. Кто скажет слово, тот выбывает из игры и садится на место.
1 группа – на доске фотографии.
2 группа – на столе яблоко, лимон, хурма, перец.
3 группа – на тумбе утюг, духи, фонарик, крем, чайник.
Открываем шкатулку, берём ключик, открываем ротик.
Трудно вам было не говорить?
Все мы почувствовали сейчас, как тяжело таким деткам. Если вдруг где-то вы встретите их, не надо их обижать и смеяться над ними.
4). А сейчас самое сложное задание. Откройте конверт № 3. Ваша задача: при помощи мимики и жестов изобразить сказку так, чтобы другие смогли узнать её. Распределите роли и обсудите.
1 группа – сказка «Репка».
2 группа – сказка «Колобок».
3 группа – сказка «Курочка Ряба».
5. Итоги.
Могут ли люди понимать друг друга без слов? Как?
Что такое мимика? Жесты?
3