Занятие по внеурочной деятельности:
«Различные типы костров и их назначение» (5 класс).
Цель занятия:
изучение способов разведения костра в любых погодных условиях;
умение выживать в экстремальных условиях;
соблюдение мер безопасности при заготовке дров и разведении костра.
Формирование УУД:
личностные – формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях; формирование коммуникативной компетентности в творческой деятельности
метапредметные – формирование умений ставить вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, формулировать выводы, делать умозаключения; умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения
предметные – способы разведения костров, правила заготовки топлива и подготовки кострища, использование растопки, правила безопасного поведения в лесу.
Оборудование: гербарий, образцы древесины, спички для пикника, коробка спичек в полиэтиленовом пакете, просто коробок спичек, но внутри спички в парафине, таблетка сухого спирта, огарок свечи длиной 1,5 см, карточки с описанием способов разведения костров, словари, рабочие листы для обучающихся, смайлики (см. приложение).
Ход занятия:
1. Определение темы занятия.
Вопрос: Помните ли вы легенду о Прометее?
Вопрос: Почему Зевс жестоко наказал Прометея за то, что он подарил людям огонь?
Вопрос: Представьте, что вы заблудились в лесу, что поможет вам пережить ночь в незнакомом и опасном месте?
Вопрос: Что дает человеку костер? (ответы детей) Возможность согреться, приготовить пищу, подать сигнал бедствия, отпугнуть диких зверей.
Вопрос: Сформулируйте тему нашего занятия (дети формулируют самостоятельно). Мы с вами сегодня будем разводить костер, вспомним основные виды костров. Запишите тему в рабочие листы и познакомьтесь с планом нашего занятия.
2. Изучение нового материала.
Мы совершим с вами виртуальное путешествие в пригородную зону г.Магадана. Отправляемся в поход.
Вопрос: Что мы обязательно возьмем с собой в поход? (укомплектованные рюкзаки (миска, ложка, кружка, нож, запасные носки, спальный мешок или небольшое одеяло), компас, котелок или ведро, верхонки, мед.аптечка, консервы, крупу, сырой картофель, лук, морковь, укроп, соль, чай, сахар, вода в бутылках)
Вопрос: Какую дистанцию будем соблюдать при движении? Кто идет первым, кто последним? (Соблюдаем дистанцию в 2 м, чтобы видеть перед собой не рюкзак впереди идущего, а неровную поверхность земли. Первым идет самый слабый, последним – самый выносливый. Обязательно ждем друг друга.)
Это интересно: человек проходит в 1 час столько км, сколько делает шагов в 3 сек (при ширине шага 0,83 см)
Задание: Давайте определим, сколько км может пройти каждый из вас за 1 час? (ребята определяют, что в среднем наша группа может пройти за 1 час 4-4,5 км). Посчитайте, сколько километров мы пройдем при скорости 4,5 км/ч за 2 часа; при скорости 4 км/ч за 1,5 ч. Запишите решение задачи в рабочие листы.
Вопрос: Предположим, что нам надо провести ночь в лесу. Нам надо определиться с биваком – местом для ночлега. Как вы думаете, что включает в себя бивак? При ответе ориентируйтесь на естественные потребности человека в еде, воде, тепле, туалете (в результате рассуждений, дети приходят к выводу, что бивак должен находиться на сухом, ровном месте без сквозняка, должен быть оборудован палаткой, местом для сушки одежды и обуви, кострищем, в противоположных направлениях располагаются естественный источник воды и место для туалета).
Вопрос: Что будем делать сначала? (Самые рассудительные предлагают собрать дрова). Правильно, пока остались силы после перехода и не стемнело, собираем дрова. Соблюдаем правило: живые деревья не используют для костра. Нам нужен валежник (упавшие ветки и поваленные деревья) и сухостой (высохшие, но не свалившиеся деревья).
Вопрос: Чтобы ответить на вопрос, что такое валежник и сухостой, разберите эти слова по составу. Подберите однокоренные слова. Дайте определения понятиям. Выполните задание в рабочих листах.
Вопрос: Топлива у нас достаточно: валежника и сухостоя. Будем разводить костер. А что такое костер? (ответы детей)
Задание. Подберите в словарях однокоренные слова слову «костер» и прочитайте их значение (работа со словарями). Выполните задание в рабочих листах.
Физкультурная пауза: Вы хорошо потрудились, давайте сделаем парные упражнения, которые эффективны в походе – «рюкзаки», «насос», «седло». При выполнении упражнений следим за ритмичностью дыхания.
«Насос» – встать лицом друг к другу на небольшом расстоянии друг от друга, упереться ладонями, выполнять поочередные упругие движения назад и вперед.
«Седло» – встать лицом друг к другу на расстоянии одного шага, руки положить на плечи партнера и выполнять одновременно глубокие пружинистые наклоны, не сгибая ног.
«Рюкзаки» – встать спиной друг к другу, сцепиться локтями, поочередно наклоняться, взваливая партнера себе на спину.
Вопрос. Предположите, для чего можно использовать следующие предметы – коробка спичек в полиэтиленовом пакете, просто коробок спичек, но внутри спички в парафине, таблетка сухого спирта, огарок свечи длиной 1,5 см (рассуждения ребят, приходят к выводу, что эти предметы нужны для разжигания костра под дождем).
Это интересно: лучшие дрова из хвойных деревьев. Сосна и ель не искрят. Хорошо горят лиственница и пихта. Из лиственных пород лучше всего горит береза, но даже она считается хуже хвойных деревьев.
Вопрос: Некоторые используют для растопки бумагу, другие кору деревьев или сухую хвою лиственницы. Сформулируйте, что такое растопка? (Растопка – это то, что мы зажигаем спичкой. Этот материал должен очень легко воспламеняться и небольшое время хорошо гореть. Растопку поджигают снизу и быстро подкладывают новое топливо, постепенно увеличивая диаметр поленьев.)
Это интересно: костер можно быстро разжечь, если положить в пустую консервную банку, обложенную ветками в виде пирамиды, бумагу, тряпку, пропитанную жиром или соляркой, и поджечь.
Вопрос: Какие виды костров вы знаете? (Называют). Давайте разделимся на 5 групп. Вы получаете листочки с описанием известных и неизвестных вам видов костров (приложение). Из спичек для пикника нужно приготовить макет костра и придать ему необходимую форму в соответствии с описанием. Затем познакомить всех со своим видом костра, объяснить с какой целью его используют. Ни в коем случае не поджигать!
3. Защита проектов – выступления детей с демонстрацией макетов костров.
Вопрос: Как приготовить место для костра? (На расстоянии 5-6 метров от деревьев, кустарников, палатки. Нужно снять дерн и положить его в тень землей вверх. Обложить камнями. В 0,5-1 м от костра очищают землю от всего, что может загореться – сухой хвои, листьев.)
Наше заочное путешествие подходит к концу. Надо возвращаться домой, сворачивать бивак.
Вопрос: Куда деть мусор? (ответы детей)
Вопрос: Какие меры безопасности необходимо соблюдать при заготовке дров и разведении костра? (ответы детей)
Вопрос: Как правильно затушить костер? Оставлять ли кострище? (ответы детей)
4. Закрепление.
Вопрос: Что вы узнали нового на нашем занятии? Какое самое главное условие выживания в экстремальной ситуации?
Запомните: отправляясь в лес, не забудьте взять спички в полиэтиленовом пакете. Если заблудились, главное – не паниковать и вспомнить наше занятие!
Вопрос: Объясните почему взрослые часто говорят: «Спички – это не игрушка!» (рассуждения детей)
5. Берегите лес от пожара! (презентация + синквейн), при наличии времени. Выполните задание в рабочих листах.
6. Рефлексия – на желтых кружочках нарисовать веселый смайлик, если занятие понравилось, и грустный, если нет.
Спасибо за сотрудничество. Берегите себя и лес от пожара!
ПРИЛОЖЕНИЕ
«
Шалаш»
Форма – конусообразная. Используются нетолстые бревна. Применяется для растопки, приготовления еды в одной посуде или в дождь. Дает высокое яркое пламя, но имеет узкую зону нагрева и дает мало углей.
«
Колодец»
Жаркий костер. Его складывают из толстых и коротких поленьев. Такой костер удобен для обогрева и сушки одежды. Дает много углей, можно использовать для приготовления еды в 2-3 ведрах.

«Звездный»
Поленья кладут лучами. Толстые поленья дают много жара. Горит узким горячим пламенем.
«
Таежный»
Складывается из бревен длиной 2-3 м, которые укладываются вдоль или под острым углом друг к другу. Дает много огня, что позволяет варить на нем пищу для большого количества людей, сушить вещи, ночевать рядом с ним. Не требует частой подкладки дров.
«
Нодья»
Для этого костра используют ровные бревна без веток и сучьев, на которых делают многочисленные зарубки топором. Два бревна кладут на уже горящий костер с углями на небольшом расстоянии друг от друга, или в это пространство помещают хорошую растопку. Сверху все прижимается третьим бревном. Люди располагаются с наветренной стороны. Разгорается этот костер постепенно и горит ровным жарким пламенем несколько часов без дополнительного подкладывания бревен. Используется чаще всего для обогрева при ночлеге без палаток.
РАБОЧИЙ ЛИСТ
Тема:______________________________________________________________________
План занятия:
1. Определение темы занятия.
2. Изучение нового материала.
3. Защита проектов – выступления детей с демонстрацией макетов костров.
4. Закрепление.
5. Берегите лес от пожара! (презентация + синквейн)
6. Рефлексия
Задача.
1. Посчитайте, сколько километров мы пройдем при скорости 4,5 км/ч за 2 часа; при скорости 4 км/ч за 1,5 ч.
Ответ: 1._____________________________________
2.______________________________________
Задание.
Чтобы ответить на вопрос, что такое валежник и сухостой, разберите эти слова по составу. Подберите однокоренные слова
Валежник____________________________________________________________________
Сухостой_____________________________________________________________________
Задание.
Подберите в словарях однокоренные слова слову «костер» и прочитайте их значение (работа со словарями).
Синквейн «Берегите лес от пожара!»
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С
пасибо за внимание!
Смайлик.

