План – конспект занятия
по внеурочной деятельности «Курсковедение»
во 2 классе
Тема: «Город Курск – город-крепость Курск»
Цели:
узнать происхождение названия города Курска;
расширить понятийные знания о Курске, как городе-крепости;
выяснить, где и каким образом строились города в Древней Руси.
Планируемые результаты:
Предметные: сформировать представление о происхождении города Курска, его названии и роли города – крепости;
Метапредметные:
1. Регулятивные УУД: отрабатывать умения работать с различными источниками информации, отбирать необходимый материал по конкретной теме, анализировать полученные факты, соотносить факты, сравнивать и делать выводы;
2. Познавательные УУД: формировать устойчивый интерес к получению новых знаний;
3. Коммуникативные УУД: учиться работать на уроке, формировать логическое мышление, связную речь, аргументированно высказывать свою точку зрения, выслушивать мнения других;
Личностные: воспитание патриотизма и интереса к изучению истории родного города, истории и культуре своей страны.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Оборудование: рабочие тетради по Курсковедению, мультимедийная презентация.
Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык, математика.
Ход занятия
I Организационный момент.
-Наше занятие я бы хотела начать с пословицы «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости»
-Как вы ее понимаете? (Каждый день на уроке мы узнаем что-то новое.)
-Сегодня нам предстоит пополнить багаж знаний. Наши знания – это наше богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем.
Вперед, за новыми знаниями! Я желаю всем плодотворной работы, успехов в изучении нового материала.
Надеюсь на сотрудничество, взаимопонимание, взаимопомощь в работе.
II Актуализация знаний
- Ребята, где мы с вами живем? (ответы детей)
- Как называется населенный пункт – Курск? (Город)
- Что такое город? (ответы детей)
- Давайте обратимся к словарю.
(слайд) Го́род — крупный населённый пункт, жители которого заняты, как правило, не сельским хозяйством. Город (от слова «городить») — в древней Руси так называлось всякое крупное жилое место, окруженное оборонительной оградой.
III. Введение в тему занятия
- Предположите, о чем сегодня на занятии пойдет речь?
-Прочитайте тему занятии?
(Слайд) Город – Курск –
Но ,обратите внимание, что после фразы стоит тире .О чем это говорит?
IV. Открытие новых знаний.
-Я предлагаю вам отправиться сегодня в прошлое нашего города. У вас, ребята, было домашнее задание – узнать тайну имени города.
- Так откуда же взялось название города Курска? (ответы детей)
У каждого из нас есть дата рождения. Города не исключение. Откройте тетради на странице 13 и запишите день рождения города Курска. (1032 год) В этом 2016 году ему исполнилось 984 года.
Слайд.
Давайте сравним даты рождения города Курска и города Москвы (1147 год, 869 лет).
- Какое задание вам предлагает Куряночка, прочитайте. (работа с тетрадью)
- Год 1032-й, конечно условно, считается годом основания нашего города. Об этом говорят и многочисленные находки и различные предметы. Ну, а первое письменное упоминание о Курске есть в «Житии Феодосия Печерского» и относится оно к 1002-1004 гг. Там же мы читаем, что Курск, по тем временам, большой город, с каменными храмами, развитой торговлей. Более десятка раз упоминается Курск в летописях датированных 1002-1228 годах.
Физминутка
(слайд) - Город – это всегда центр какой-то земли, территории, края. Вокруг располагаются другие населенные пункты - села, поселки, деревни. Но ведь было время, когда можно было пройти сотни километров и не встретить жилья человека.
- На этой территории в далеком прошлом жили наши предки – славяне.
Послушайте стихотворение Натальи Кончаловской и ответьте на вопрос:
- Почему именно на этих территориях остановились славяне?
Много было в чаще бора и медведей, и волков,
Много уток на озёрах, на болотах куликов.
Коршун вился над лугами, и лосиною тропой
Зверь с могучими рогами выходил на водопой.
Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной,
Только предки наших предков появлялись тут весной.
Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком,
Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом
И решили: Места много, есть что есть и есть что пить!
Помолились люди Богу, стали строиться и жить.
- Почему же именно на этих территориях остановились славяне?
(Места были водные, охотничьи, медовые. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту).
(Ответы детей)
- Но не всё было так гладко и хорошо. Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Вокруг своих поселений они копали глубокие ямы, ставили крепостную стену из прочных бревен.
- Слово “город” в древнерусском языке означало укрепленное поселение. Все, что было окружено крепостной стеной, считалось городом.
- Так как же назывались такие города? (Ответы детей)
-Давайте вернемся к теме занятия и прочитаем ее полностью. (слайд)
- А что такое крепость? (Ответы детей)
- Обратимся к словарю В.И. Даля
КРЕПОСТЬ - укрепленное противу врагов, по военным правилам, место, твердыня.


Тысячу лет назад, Курск представлял из себя крепость, на высоком холме, окружённую частоколом. С восточной и южной сторон, город защищал высокий берег долины Тускари, с западной стороны обрывистый крутой склон к реке Кур.


Башня Знаменского монастыря и часть стены сохранились до наших дней. Фото 1962 г.


Это тоже башня монастыря, снесена в 60-х годах прошлого, 20-го века.
- Давайте запишем в тетрадь, чем в последствие стал Курск? (Работа в тетради)
В разные времена нашему городу приходилось не раз защищать своих жителей от врагов. Так было и в годы Великой Отечественной войны. С осени 1941 года жители города держали оборону Курска. Куряне проявили мужество и настойчивость, держали город до последнего. Дорог был не только день, а даже час. Еще раз Курск доказал, что не зря его называли городом – крепостью! В этом году, ребята, мы отметили 75-летие обороны города Курска.
VII. Итог занятия
-Ребята, давайте построим «стену знаний». Я буду задавать вам вопросы, ответы на которые написаны на кирпичиках, а вы крепите их на доску.
- Какая река предположительно легла в название города Курска? (р. Кур)
- Назовите год рождения города. (1032 г.)
- Сколько лет исполнилось нашему городу в этом году? (984 года)
- В каком году встречается первое упоминание о городе Курске? (1002-1004 г.г.)
- В житие какого святого упоминается о городе? (Феодосий Печерский)
- Чем в последствие стал Курск? (Крепостью)
- В каком месяце мы отметили 75-летие обороны г. Курска? (ноябрь)
VIII. Рефлексия.
- Возьмите смайлики и оцените свою работу на занятии.
Ж– Я всё понял, на занятии мне было интересно.
З – Мне было трудно и у меня остались вопросы.
- Ребята, спасибо за работу на занятии.
– До свидания !!!