МКОУ «Печениченская ОШ»
Занимательная биология
Программа кружка
по биологии для 5-го класса
Учитель биологии
Романова Н.М.
Программа кружка «Занимательная биология» составлена в соответствии с:
Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012г. № 273 – ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2012г. № 1897;
Основной образовательной программой основного общего образования МКОУ «Печениченская ОШ»
Планируемые результаты освоения
Личностные результаты обучения:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о целостности природы,
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.
Метапредметные результаты обучения:
знакомство с умением видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;
формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатамиобучения являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов)
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов..
2. В ценностно-ориентационной сфере:
3. В сфере трудовой деятельности:
4. В эстетической сфере:
Содержание кружка
(2 час в неделю; всего 68 часа)
Вводное занятие. Биология – наука о живой природе(2ч.)
Ознакомление с планом работы кружка, видами деятельности, массовыми мероприятиями;
учебные принадлежности для работы, правила поведения и техника безопасности.
Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии.
Разработка и оформление уголка кружка «Занимательная биология»(2ч.)
Разработка и оформление уголка кружка «Занимательная биология»
Мир ребусов (4 ч.) В мире флоры и фауны - игра: Биологическое лото. Час ребусов. Оформление газеты «Биология в ребусах».
Овощи и фрукты(6ч.) Родина овощей и фруктов. Памятники овощам и фруктам. Плоды. Происхождение культурных растений. Загадки об овощах и фруктах. Познавательная игра «Винегрет – шоу».
Красная книга(10ч) По страницам Красной книги. Заказники и заповедники. Экологический турнир «В союзе с природой». Познавательно – интеллектуальная игра «Люди, зщвери, рыбы, птицы на Земле должны ужиться!». Исчезающие виды растений и животных .
Мир цветов(6ч.) Легенды о цветах. "Виртуальное путешествие в страну Растений-Легенд". Загадки о цветах. Оформление стенда «Тайны мира цветов». Викторина «Час цветов».
Эти удивительные растения (6ч)
О роли зеленых насаждений. Информация; мониторинговые процедуры определения чистоты окружающей среды с помощью растений. Гиганты и карлики в мире растений. Есть такие деревья. Секреты русского леса. Насекомоядные растения. Ядовитые растения. Растительные краски. Растения - часы. Растения - барометры. Путешествие с культурными растениями. Н.И.Вавилов, его научный подвиг; центры происхождения культурных растений; интродукция и акклиматизация растений; игра «Путешествие с культурными растениями» «Картофель- второй хлеб».
Наши пернатые (6ч.) Птицы леса. Птичьи дети. Поле чудес «Удивительный мир птиц», Творческая мастерская – изготовление кормушек для птиц.
Эти удивительные животные (18ч).
Гиганты моря. Класс Хрящевые рыбы. Отряд Акулы и Скаты.
Гиганты моря. Класс Млекопитающие. Отряд китообразные.
Гиганты суши. Класс Млекопитающие. Отряд хоботные. Отряд Хищные. Семейство медвежьи.
Гиганты суши. Класс Млекопитающие. Отряд Парнокопытные. Жирафы и бегемоты. Отряд Непарнокопытные. Носороги.
Карлики в мире животных.
Защитные покровы животных
Яды для защиты и нападения.
Безусловные рефлексы и условные рефлексы. Инстинкты. Этология.
Загадки о животных, составление ребусов о животных. Животные – герои песен и сказок. Животные – герои легенд. Животные символы стран.
Биоценозы.(4 ч.)
Флора и фауна водоёмов.
Флора и фауна леса.
Итоговое занятие (2ч)
Викторина «Загадки природы»
Тематическое планирование
№№ | Темы | Количество часов |
1 | Биология – наука о живой природе. | 2 |
2 | Разработка и оформление уголка кружка «Занимательная биология» | 2 |
3 | Мир ребусов | 4 |
4 | Овощи и фрукты | 6 |
5 | Красная книга | 10 |
6 | Мир цветов | 6 |
| Эти удивительные растения | 8 |
7 | Наши пернатые | 6 |
| Эти удивительные животные | 18 |
8 | Биоценозы. | 4 |
| Итоговое занятие | 2 |
| Итого: | 68 часов |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование кружка по биологии «Занимательная биология»
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Примечание |
| Биология – наука о живой природе | 2 | | |
1-2 | Вводное занятие. Биология – наука о живой природе. | 2 | 06.09 06.09 | |
| Разработка и оформление уголка кружка «Занимательная биология» | 2 | | |
3 | Разработка эскиза уголка кружка «Занимательная биология» | 1 | 13.09 | |
4 | Оформление уголка кружка «Занимательная биология» | 1 | 13.09 | |
| Мир ребусов | 4 | | |
5 | В мире флоры и фауны - игра: Биологическое лото. | 1 | 20.09 | |
6 | Час ребусов. | 1 | 20.09 | |
7-8 | Оформление газеты «Биология в ребусах» | 2 | 27.09 27.09 | |
| Овощи и фрукты | 6 | | |
9 | Родина овощей и фруктов. | 1 | 04.10 | |
10 | Памятники овощам и фруктам. | 1 | 04.10 | . |
11 | Плоды. Происхождение культурных растений. | 1 | 11.10 | |
12 | Загадки об овощах и фруктах. | 1 | 11.10 | |
13-14 | Познавательная игра «Винегрет – шоу». | 2 | 18.10 18.10 | |
| Красная книга | 10 | | |
15-16 | По страницам Красной книги. | 2 | 25.10 25.10 | |
17-18 | Заказники и Заповедники. | 2 | 01.11 01.11 | |
19-20 | Биологический турнир «В союзе с природой» | 2 | 15.11 15.11 | |
21-22 | Познавательно - интеллектуальная игра «Люди, звери, рыбы, птицы на Земле должны ужиться!» | 2 | 22.11 22.11 | |
23-24 | Оформление газеты «В союзе с природой» | 2 | 29.11 29.11 | |
| Мир цветов | 6 | | |
25 | Легенды о цветах | 1 | 06.12 | |
26 | "Виртуальное путешествие в страну Растений-Легенд". | 1 | 06.12 | |
27-28 | Загадки о цветах. Викторина «Час цветов» | 2 | 13.12 13.12 | |
29-30 | Оформление стенда «Тайны мира цветов» | 2 | 20.12 20.12 | |
| Эти удивительные растения 6 кл | 8 | | |
31 | О роли зеленых насаждений | 1 | 27.12 | |
32 | Гиганты и карлики в мире растений. | 1 | 27.12 | |
33-34 | Насекомоядные растения. Ядовитые растения. Растительные краски. Растения - часы. Растения - барометры | 2 | 17.01 17.01 | |
35 | Центры происхождения культурных растений; интродукция и акклиматизация растений | 1 | 24.01 | |
36 | Н.И.Вавилов, его научный подвиг. | 1 | 24.01 | |
37-38 | игра «Путешествие с культурными растениями» «Картофель- второй хлеб». | 2 | 31.01 31.01 | |
| Наши пернатые | 6 | | |
39 | Птицы леса | 1 | 07.02 | |
40 | Птичьи дети | 1 | 07.02 | |
41-42 | Поле чудес «Удивительный мир птиц» | 2 | 14.02 14.02 | |
43-44 | Творческая мастерская. | 2 | 21.02 21.02 | |
| Эти удивительные животные 7кл | 10 | | |
45-46 | Гиганты моря. Надкласс Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Отряд Акулы и Скаты | 2 | 28.02. 28.02 | |
47-48 | Гиганты моря. Класс Млекопитающие. Отряд китообразные. | 2 | 07.03 07.03 | |
49-50 | Гиганты суши. Класс Млекопитающие. Отряд хоботные. Отряд Хищные. Семейство медвежьи. | 2 | 14.03 14.03 | |
51-52 | Гиганты суши. Класс Млекопитающие. Отряд Парнокопытные. Жирафы и бегемоты. Отряд Непарнокопытные. Носороги | 2 | 21.03 21.03 | |
53-54 | Карлики в мире животных. | 2 | 04.04. 04.04 | |
55 | Защитные покровы животных. | 1 | 11.04 | |
56 | Яды для защиты и нападения. | 1 | 11.04 | |
57-58 | Безусловные рефлексы и условные рефлексы. Инстинкты. Этология. | 2 | 18.04 18.04 | |
59 | Загадки о животных | 1 | 25.04 | |
60 | Составление ребусов о животных | 1 | 25.04 | |
61-62 | Животные – герои песен и сказок. Животные – герои легенд. Животные символы стран. | 2 | 02.05 02.05 | |
| | | | |
| Биоценозы. | 4 | | |
63-64 | Флора и фауна водоёмов. | 2 | 16.05. 16.05 | |
65-66 | Флора и фауна леса. | 2 | 23.05 23.05 | |
| Итоговое занятие | 2 | | |
67-68 | Итоговое занятие Викторина «Загадки природы» | 2 | 30.05 30.05 | |