Просмотр содержимого документа
«Занимательная этимология школьных слов»
Увлекательная этимология или тайны школьных слов
Выполнил ученик МБОУ « СОШ№ 1»
имени Вилина Ивана Петровича» Андреенко Леон.
Цель исследования
- Изучить происхождение и значение слов, связанных со школой, со школьными дисциплинами, Выяснить, как этимологические знания помогают объяснить правописание современных слов, В ходе своих исследований я хотел бы заглянуть в тайны русского языка и открыть секреты рождения слов, узнать, как правильно писать словарные слова и как можно быстро их запомнить.
- Задачи исследования :
- узнать происхождение слов, вещей и понятий связанных со школой, со школьными дисциплинами; исследовать, все ли слова , которые « окружают» ребенка , имеют русские корни познакомиться с существующими этимологическими словами.
- Объект исследования: русский язык
- Предмет исследования : значение и происхождение учебных предметов и понятий; происхождение слов, связанных со школой, со школьными дисциплинами.
Этимология
- раздел науки о языке, изучающий происхождение слов. Этимология изучает также все изменения, которые происходят в жизни слов. А изменения в языке происходят постоянно: появляются новые слова. Решение проблемы происхождения слов мы можем найти в этимологических словарях.
Что такое этимологический словарь?
- Этимологический словарь-это словарь, содержащий информацию об истории отдельных слов, а иногда и морфем. Традиция составления этимологии отдельных слов берет начало в древности, но этимологические словари в современном смысле этого слова появились лишь в конце 18 века.
- Этимологический словарь-это словарь, содержащий информацию об истории отдельных слов, а иногда и морфем.
- Традиция составления этимологии отдельных слов берет начало в древности, но этимологические словари в современном смысле этого слова появились лишь в конце 18 века.
Этимология слова «ШКОЛА»
- Слово «школа» является настолько привычным в нашем словарном запасе, что мало кто интересуется, откуда пришло слово. «Школа» - так оно произносится в русском языке, «схолэ» - так оно звучало в Древней Греции, откуда является родом. Правда, истолковывалось немного иначе: «отдых», «досуг» и «праздность», иными словами - «приятное времяпровождение». Этимология слова «школа» подразумевала под этим не полное бездействие и расслабление, а ведение в свободное от работы время умных и поучительных бесед – излюбленного искусства греческих философов
ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА « урок»
- Слово урок- почти точная копия слова уговор : приставка та же самая, а основа- говор (говорить) заменена тут новой- рок,- рек, того же корня, что и слово реку- говорю речь. Наши современные значения его-задание, а также обусловленное время занятий- образовались из этого, древнейшего.
ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА «ЗВОНОК»
- Звонок. Ну какая же школа без звонка? Звонок на урок, звонок с урока. И так- целый день. А какая у звонка пышная родословная какие знатные поэтические родственники: сонет и соната. Вот ведь как. Дело в том, что наш звон(и звонок соответственно) восходит к тому же индоевропейскому svonos, что и латинское sonus-звук, и эти слова- его ближайшая родня.
Этимология слова «альбом»
- Это слово происходит от древнелатинского слова «album» — «белый». В Древнем Риме альбомом называли специальную доску, покрытую белым гипсом, предназначенную для записей на ней палочкой сообщений, распоряжений, имен отличившихся воинов. В средневековой Европе альбомом стали называть тетради из белых листков, в которых рыцари вели записи истории своего рода, рисовали рыцарские гербы, заносили девизы и мудрые высказывания знаменитых людей. В наши дни в русском языке слово «альбом» приобрело значение переплетенной книги или подборки из чистых листов — альбомы для марок, рисования, чертежей и т. д.
Этимология слова «библиотека»
- (от древнегреческих слов: библио — книга и текос — место хранения, хранилище). Следовательно, библиотека — это «место хранения книг», «книгохранилище», «собрание книг», т. е. учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а так же осуществляющее справочно-библиографическую работу.
Этимология слова «каникулы»
- Если перевести это слово с латыни на русский язык, то получится...«собачка», «щенок». Каникулой древние римляне называли Сириус—самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. В самые жаркие дни (с середины июля до конца августа) солнце проходило через это созвездие. Тогда делали перерыв в занятиях, наступали каникулы. Слово перешло в русский язык и тоже означает перерыв в занятиях, но уже не только летом.
Этимология слова «ручка»
- когда-то греческое слово, от которого, возможно, и произошло наше рука, обозначало «собираю», «скапливаю», «орудие собирания (в кучу), загребания». А ведь когда пишут ручкой, то как бы собирают в группы буквы... А другая версия - в древнерусском языке были слова рука и ручный — видимо, то, что можно держать в руке, чем можно работать, держа в руке.
Этимология слова «тетрадь»
- Слово тетрадь заимствовано в ХI веке из греческого языка, оно означает четвёртую часть полного листа (tetra переводится как четыре). В далёкие времена тетради состояли из сшитых листов пергамента, позже — из бумаги
Этимология слова «дневник»
- Это буквальный перевод французского journal— «поденный», «ежедневный». Как говорят лингвисты, это калька с французского.
Этимология слова «ошибка»
- Из слов ушиб, пришибить, зашибить легко выделить корень —шиб-, означающий «бросок», «удар». В народных говорах и сейчас ошибаться значит «нанести удар мимо цели». Таким образом, ошибка буквально понималась как промах, неточное попадание при ударе. Ошибаться — значит сделать что-то не так. Старейшее значение глагола ошибаться — «оказаться на отшибе», «отстать», «лишиться чего-либо». В Древней Руси хвост называли «ошибь».
Этимология слова «парта»
- Откуда взялось это парта, даже и ученые не очень-то ясно себе представляют. Слово это нерусское. Скорее всего, оно произошло от немецкого apart - «особо», «в отдельности»: когда-то партами называли сиденья для одного или двух учеников, в противоположность длинным, многоместным общим школьным столам и скамьям.
Этимология слова «портфель»
- Очень много слов, заимствованных нами из французского языка, начинается с этого порт-: портсигар («сигаронос»), портмоне («деньгонос»), портфель («листонос»). Слово портфель образовано от двух французских : potter- «носить» и feulle- «лист». Теперь вы, конечно, догадались, что портфель назвали так потому, что в нем носят листы бумаги, тетради, книги. А вообще-то в него можно положить все что угодно, но от этого название, когда-то данное ему, уже не изменится. Да, кстати, все французские слова имеют ударение в конце. Это пришло к нам без изменений, и ни в коем случае нельзя его произносить с ударением на первом слоге — это грубая ошибка.
Этимология слова «цифра»
- Вначале древние люди, не знавшие цифр, считали на пальцах. Потом в древней Индии изобрели значки для обозначения цифр. У арабов ноль назывался sifr, что значит «пустышка». А почему пустышка? Да потому, что им хотели предать индийское название нуля как «знака отсутствия». Так и появилось слово цифра, которое позже стало применяться во всех европейских языках не только для обозначения нуля, но и вообще всех знаков числа. А в английском языке и осталось слово цифра в смысле «ноль», только произносится оно немного по-другому: зироу.
Этимология слова «шпаргалка»
- Шпаргалка означает... «лохмотья», «пеленка». В польском языке так называли измаранный, негодный клочок бумаги. Это потом уже появился у нас и другой, известный смысл. Так что шпаргалка —дело не очень чистое, даже с этимологической точки зрения.
Этимология слова «доска»
- В английском языке desk (близкое по созвучию слову доска) означает вовсе и не доску, а парту («письменный стол»). «Наша» доска восходит к латинскому discus - «кружок», «диск», «блюдо», заимствованному, в свою очередь, из греческого языка. Заглянем в историю. В старину у школьников были не тетрадки, а маленькие аспидные (покрытые черным слоем сланца-аспида) доски в деревянной рамке. Сколько было школьников, столько и досок. Буквы на них выводили грифелем, то и дело приходилось пускать в ход тряпочки — не хватало места «для новых страничек». То ли дело современные тетради. С той поры прошло много лет, никто не пишет на аспидных досках. Но память о них все же сохранилась. Классная доска — это ведь тоже доска-тетрадка, только очень большая, для всего класса. А быть может, все и того проще: и доска, и диск, и блюдо — плоские? А может быть, блюдо как-то связано со столом, а отсюда и до доски, на которой можно писать, недалеко? В общем, версии, как всегда, могут быть самые разные, но все они требуют подтверждения.
ПЕНАЛ
- По-латыни " пенна " - " писчее перо ". В английском языке существовало и слово " пенналэ " - " ящичек для перьев "; его потомком и является наше слово " пенал ".
Эксперемент
№
Слова
1.
Блокнот
Кол-во уч-ся, допустив. ошибку до эксперемента.
2.
тетрадь
Слова
3 уч
3.
4.
альбом
2 уч
Блокнот
Кол-во уч-ся, допустив.ошибку после эксперемента.
тетрадь
дневник
-
-
5.
альбом
-
-
портфель
6.
-
дневник
7.
4 уч.
пенал
-
8.
карандаш
2 уч.
портфель
9.
1
4 уч.
пенал
линейка
резинка
10.
2
1 уч.
карандаш
линейка
3 уч.
2
Блокнот
11.
-
резинка
3 уч
Итого:
1
Блокнот
2
22
Итого:
8
Я подготовил этимологические справки словарных слов. Потом провел вводный словарный диктант в классе. Только 2 слова из 10 в мои одноклассники написали верно. В течение 5 уроков русского языка я знакомил одноклассников с этимологическими справками анализируемых слов. Повторное проведение словарного диктанта показало хороший результат. И результаты меня удивили и порадовали.
Из 22 стало 8 ошибок ! Я сделал выводы, что запоминание дается легче, если знать происхождение слов. Проведённый опрос в классе показал, что ученикам любопытно знать происхождение школьных слов, но глубоких знаний в этой области языка они не имеют.
ВЫВОДЫ: данное исследование убедило меня и моих одноклассников в том, орфография и этимология тесно связаны. Работа над данным проектом расширила наш кругозор. Мы узнали много нового и интересного и в дальнейшем, думаем, продолжить исследования этой темы, т.к. изучение этимологии слов представляет для нас интерес . Я убедился , что в русском языке еще много тайн и загадок. Чтобы решить их, нужно изучать историю нашего языка и историю народа