СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательная этимология школьных слов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Занимательная этимология школьных слов»

Увлекательная  этимология или тайны школьных слов Выполнил ученик МБОУ « СОШ№ 1» имени Вилина Ивана Петровича»  Андреенко Леон.

Увлекательная этимология или тайны школьных слов

Выполнил ученик МБОУ « СОШ№ 1»

имени Вилина Ивана Петровича» Андреенко Леон.

Цель исследования Изучить происхождение и значение слов, связанных со школой, со школьными дисциплинами,  Выяснить, как этимологические знания помогают объяснить правописание современных слов, В ходе своих исследований я хотел бы заглянуть в тайны русского языка и открыть секреты рождения слов, узнать, как правильно писать словарные слова и как можно быстро их запомнить.

Цель исследования

  • Изучить происхождение и значение слов, связанных со школой, со школьными дисциплинами,  Выяснить, как этимологические знания помогают объяснить правописание современных слов, В ходе своих исследований я хотел бы заглянуть в тайны русского языка и открыть секреты рождения слов, узнать, как правильно писать словарные слова и как можно быстро их запомнить.
  Задачи исследования : узнать происхождение слов, вещей и понятий связанных со  школой, со школьными дисциплинами; исследовать, все ли слова , которые « окружают» ребенка , имеют русские корни познакомиться с существующими этимологическими словами. Объект исследования:  русский язык Предмет исследования :  значение и происхождение  учебных предметов и понятий; происхождение слов, связанных со  школой, со школьными дисциплинами.
  •   Задачи исследования :
  • узнать происхождение слов, вещей и понятий связанных со  школой, со школьными дисциплинами; исследовать, все ли слова , которые « окружают» ребенка , имеют русские корни познакомиться с существующими этимологическими словами.
  • Объект исследования:  русский язык
  • Предмет исследования :  значение и происхождение  учебных предметов и понятий; происхождение слов, связанных со  школой, со школьными дисциплинами.
Этимология   раздел науки о языке, изучающий происхождение слов. Этимология изучает также все изменения, которые происходят в жизни слов. А изменения в языке происходят постоянно: появляются новые слова. Решение проблемы происхождения слов мы можем найти в этимологических словарях.

Этимология  

  • раздел науки о языке, изучающий происхождение слов. Этимология изучает также все изменения, которые происходят в жизни слов. А изменения в языке происходят постоянно: появляются новые слова. Решение проблемы происхождения слов мы можем найти в этимологических словарях.
Что такое этимологический словарь? Этимологический словарь-это словарь, содержащий информацию об истории отдельных слов, а иногда и морфем. Традиция составления этимологии отдельных слов берет начало в древности, но этимологические словари в современном смысле этого слова появились лишь в конце 18 века. Этимологический словарь-это словарь, содержащий информацию об истории отдельных слов, а иногда и морфем. Традиция составления этимологии отдельных слов берет начало в древности, но этимологические словари в современном смысле этого слова появились лишь в конце 18 века.

Что такое этимологический словарь?

  • Этимологический словарь-это словарь, содержащий информацию об истории отдельных слов, а иногда и морфем. Традиция составления этимологии отдельных слов берет начало в древности, но этимологические словари в современном смысле этого слова появились лишь в конце 18 века.
  • Этимологический словарь-это словарь, содержащий информацию об истории отдельных слов, а иногда и морфем.
  • Традиция составления этимологии отдельных слов берет начало в древности, но этимологические словари в современном смысле этого слова появились лишь в конце 18 века.
    Этимология слова «ШКОЛА» Слово «школа» является настолько привычным в нашем словарном запасе, что мало кто интересуется, откуда пришло слово. «Школа» - так оно произносится в русском языке, «схолэ» - так оно звучало в Древней Греции, откуда является родом. Правда, истолковывалось немного иначе: «отдых», «досуг» и «праздность», иными словами - «приятное времяпровождение». Этимология слова «школа» подразумевала под этим не полное бездействие и расслабление, а ведение в свободное от работы время умных и поучительных бесед – излюбленного искусства греческих философов

    Этимология слова «ШКОЛА»

    • Слово «школа» является настолько привычным в нашем словарном запасе, что мало кто интересуется, откуда пришло слово. «Школа» - так оно произносится в русском языке, «схолэ» - так оно звучало в Древней Греции, откуда является родом. Правда, истолковывалось немного иначе: «отдых», «досуг» и «праздность», иными словами - «приятное времяпровождение». Этимология слова «школа» подразумевала под этим не полное бездействие и расслабление, а ведение в свободное от работы время умных и поучительных бесед – излюбленного искусства греческих философов
    ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА « урок» Слово урок- почти точная копия слова уговор : приставка та же самая, а основа- говор (говорить) заменена тут новой- рок,- рек, того же корня, что и слово реку- говорю речь. Наши современные значения его-задание, а также обусловленное время занятий- образовались из этого, древнейшего.

    ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА « урок»

    • Слово урок- почти точная копия слова уговор : приставка та же самая, а основа- говор (говорить) заменена тут новой- рок,- рек, того же корня, что и слово реку- говорю речь. Наши современные значения его-задание, а также обусловленное время занятий- образовались из этого, древнейшего.
    ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА «ЗВОНОК» Звонок.  Ну какая же школа без звонка? Звонок на урок, звонок с урока. И так- целый день. А какая у звонка пышная родословная какие знатные поэтические родственники: сонет и соната. Вот ведь как. Дело в том, что наш звон(и звонок соответственно) восходит к тому же индоевропейскому svonos, что и латинское sonus-звук, и эти слова- его ближайшая родня.

    ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА «ЗВОНОК»

    • Звонок.  Ну какая же школа без звонка? Звонок на урок, звонок с урока. И так- целый день. А какая у звонка пышная родословная какие знатные поэтические родственники: сонет и соната. Вот ведь как. Дело в том, что наш звон(и звонок соответственно) восходит к тому же индоевропейскому svonos, что и латинское sonus-звук, и эти слова- его ближайшая родня.
    Этимология слова «альбом» Это слово происходит от древнелатинского слова «album» — «белый». В Древнем Риме альбомом называли специальную доску, покрытую белым гипсом, предназначенную для записей на ней палочкой сообщений, распоряжений, имен отличившихся воинов. В средневековой Европе альбомом стали называть тетради из белых листков, в которых рыцари вели записи истории своего рода, рисовали рыцарские гербы, заносили девизы и мудрые высказывания знаменитых людей. В наши дни в русском языке слово «альбом» приобрело значение переплетенной книги или подборки из чистых листов — альбомы для марок, рисования, чертежей и т. д.

    Этимология слова «альбом»

    • Это слово происходит от древнелатинского слова «album» — «белый». В Древнем Риме альбомом называли специальную доску, покрытую белым гипсом, предназначенную для записей на ней палочкой сообщений, распоряжений, имен отличившихся воинов. В средневековой Европе альбомом стали называть тетради из белых листков, в которых рыцари вели записи истории своего рода, рисовали рыцарские гербы, заносили девизы и мудрые высказывания знаменитых людей. В наши дни в русском языке слово «альбом» приобрело значение переплетенной книги или подборки из чистых листов — альбомы для марок, рисования, чертежей и т. д.
    Этимология слова «библиотека» (от древнегреческих слов: библио — книга и текос — место хранения, хранилище). Следовательно, библиотека — это «место хранения книг», «книгохранилище», «собрание книг», т. е. учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а так же осуществляющее справочно-библиографическую работу.

    Этимология слова «библиотека»

    • (от древнегреческих слов: библио — книга и текос — место хранения, хранилище). Следовательно, библиотека — это «место хранения книг», «книгохранилище», «собрание книг», т. е. учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а так же осуществляющее справочно-библиографическую работу.
    Этимология слова «каникулы» Если перевести это слово с латыни на русский язык, то получится...«собачка», «щенок». Каникулой древние римляне называли Сириус—самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. В самые жаркие дни (с середины июля до конца августа) солнце проходило через это созвездие. Тогда делали перерыв в занятиях, наступали каникулы. Слово перешло в русский язык и тоже означает перерыв в занятиях, но уже не только летом.

    Этимология слова «каникулы»

    • Если перевести это слово с латыни на русский язык, то получится...«собачка», «щенок». Каникулой древние римляне называли Сириус—самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. В самые жаркие дни (с середины июля до конца августа) солнце проходило через это созвездие. Тогда делали перерыв в занятиях, наступали каникулы. Слово перешло в русский язык и тоже означает перерыв в занятиях, но уже не только летом.
    Этимология слова «ручка» когда-то греческое слово, от которого, возможно, и произошло наше рука, обозначало «собираю», «скапливаю», «орудие собирания (в кучу), загребания». А ведь когда пишут ручкой, то как бы собирают в группы буквы... А другая версия - в древнерусском языке были слова рука и ручный — видимо, то, что можно держать в руке, чем можно работать, держа в руке.

    Этимология слова «ручка»

    • когда-то греческое слово, от которого, возможно, и произошло наше рука, обозначало «собираю», «скапливаю», «орудие собирания (в кучу), загребания». А ведь когда пишут ручкой, то как бы собирают в группы буквы... А другая версия - в древнерусском языке были слова рука и ручный — видимо, то, что можно держать в руке, чем можно работать, держа в руке.
    Этимология слова «тетрадь» Слово тетрадь заимствовано в ХI веке из греческого языка, оно означает четвёртую часть полного листа (tetra переводится как четыре). В далёкие времена тетради состояли из сшитых листов пергамента, позже — из бумаги

    Этимология слова «тетрадь»

    • Слово тетрадь заимствовано в ХI веке из греческого языка, оно означает четвёртую часть полного листа (tetra переводится как четыре). В далёкие времена тетради состояли из сшитых листов пергамента, позже — из бумаги
    Этимология слова «дневник» Это буквальный перевод французского journal— «поденный», «ежедневный». Как говорят лингвисты, это калька с французского.

    Этимология слова «дневник»

    • Это буквальный перевод французского journal— «поденный», «ежедневный». Как говорят лингвисты, это калька с французского.
    Этимология слова «ошибка» Из слов ушиб, пришибить, зашибить легко выделить корень —шиб-, означающий «бросок», «удар». В народных говорах и сейчас ошибаться значит «нанести удар мимо цели». Таким образом, ошибка буквально понималась как промах, неточное попадание при ударе. Ошибаться — значит сделать что-то не так.  Старейшее значение глагола ошибаться — «оказаться на отшибе», «отстать», «лишиться чего-либо». В Древней Руси хвост называли «ошибь».

    Этимология слова «ошибка»

    • Из слов ушиб, пришибить, зашибить легко выделить корень —шиб-, означающий «бросок», «удар». В народных говорах и сейчас ошибаться значит «нанести удар мимо цели». Таким образом, ошибка буквально понималась как промах, неточное попадание при ударе. Ошибаться — значит сделать что-то не так. Старейшее значение глагола ошибаться — «оказаться на отшибе», «отстать», «лишиться чего-либо». В Древней Руси хвост называли «ошибь».
    Этимология слова «парта»  Откуда взялось это парта, даже и ученые не очень-то ясно себе представляют. Слово это нерусское. Скорее всего, оно произошло от немецкого apart - «особо», «в отдельности»: когда-то партами называли сиденья для одного или двух учеников, в противоположность длинным, многоместным общим школьным столам и скамьям.

    Этимология слова «парта»

    • Откуда взялось это парта, даже и ученые не очень-то ясно себе представляют. Слово это нерусское. Скорее всего, оно произошло от немецкого apart - «особо», «в отдельности»: когда-то партами называли сиденья для одного или двух учеников, в противоположность длинным, многоместным общим школьным столам и скамьям.
    Этимология слова «портфель» Очень много слов, заимствованных нами из французского языка, начинается с этого порт-: портсигар («сигаронос»), портмоне («деньгонос»), портфель («листонос»).  Слово портфель образовано от двух французских : potter- «носить» и feulle- «лист».  Теперь вы, конечно, догадались, что портфель назвали так потому, что в нем носят листы бумаги, тетради, книги. А вообще-то в него можно положить все что угодно, но от этого название, когда-то данное ему, уже не изменится.  Да, кстати, все французские слова имеют ударение в конце. Это пришло к нам без изменений, и ни в коем случае нельзя его произносить с ударением на первом слоге — это грубая ошибка.

    Этимология слова «портфель»

    • Очень много слов, заимствованных нами из французского языка, начинается с этого порт-: портсигар («сигаронос»), портмоне («деньгонос»), портфель («листонос»). Слово портфель образовано от двух французских : potter- «носить» и feulle- «лист». Теперь вы, конечно, догадались, что портфель назвали так потому, что в нем носят листы бумаги, тетради, книги. А вообще-то в него можно положить все что угодно, но от этого название, когда-то данное ему, уже не изменится. Да, кстати, все французские слова имеют ударение в конце. Это пришло к нам без изменений, и ни в коем случае нельзя его произносить с ударением на первом слоге — это грубая ошибка.
    Этимология слова «цифра» Вначале древние люди, не знавшие цифр, считали на пальцах. Потом в древней Индии изобрели значки для обозначения цифр. У арабов ноль назывался sifr, что значит «пустышка». А почему пустышка? Да потому, что им хотели предать индийское название нуля как «знака отсутствия». Так и появилось слово цифра, которое позже стало применяться во всех европейских языках не только для обозначения нуля, но и вообще всех знаков числа. А в английском языке и осталось слово цифра в смысле «ноль», только произносится оно немного по-другому: зироу.

    Этимология слова «цифра»

    • Вначале древние люди, не знавшие цифр, считали на пальцах. Потом в древней Индии изобрели значки для обозначения цифр. У арабов ноль назывался sifr, что значит «пустышка». А почему пустышка? Да потому, что им хотели предать индийское название нуля как «знака отсутствия». Так и появилось слово цифра, которое позже стало применяться во всех европейских языках не только для обозначения нуля, но и вообще всех знаков числа. А в английском языке и осталось слово цифра в смысле «ноль», только произносится оно немного по-другому: зироу.
    Этимология слова «шпаргалка» Шпаргалка означает... «лохмотья», «пеленка». В польском языке так называли измаранный, негодный клочок бумаги. Это потом уже появился у нас и другой, известный смысл. Так что шпаргалка —дело не очень чистое, даже с этимологической точки зрения.

    Этимология слова «шпаргалка»

    • Шпаргалка означает... «лохмотья», «пеленка». В польском языке так называли измаранный, негодный клочок бумаги. Это потом уже появился у нас и другой, известный смысл. Так что шпаргалка —дело не очень чистое, даже с этимологической точки зрения.
    Этимология слова «доска» В английском языке desk (близкое по созвучию слову доска) означает вовсе и не доску, а парту («письменный стол»). «Наша» доска восходит к латинскому discus - «кружок», «диск», «блюдо», заимствованному, в свою очередь, из греческого языка. Заглянем в историю.  В старину у школьников были не тетрадки, а маленькие аспидные (покрытые черным слоем сланца-аспида) доски в деревянной рамке. Сколько было школьников, столько и досок. Буквы на них  выводили грифелем, то и дело приходилось пускать в ход тряпочки — не хватало места «для новых страничек». То ли дело современные тетради.  С той поры прошло много лет, никто не пишет на аспидных досках. Но память о них все же сохранилась. Классная доска — это ведь тоже доска-тетрадка, только очень большая, для всего класса. А быть может, все и того проще: и доска, и диск, и блюдо — плоские? А может быть, блюдо как-то связано со столом, а отсюда и до доски, на которой можно писать, недалеко? В общем, версии, как всегда, могут быть самые разные, но все они требуют подтверждения.

    Этимология слова «доска»

    • В английском языке desk (близкое по созвучию слову доска) означает вовсе и не доску, а парту («письменный стол»). «Наша» доска восходит к латинскому discus - «кружок», «диск», «блюдо», заимствованному, в свою очередь, из греческого языка. Заглянем в историю. В старину у школьников были не тетрадки, а маленькие аспидные (покрытые черным слоем сланца-аспида) доски в деревянной рамке. Сколько было школьников, столько и досок. Буквы на них выводили грифелем, то и дело приходилось пускать в ход тряпочки — не хватало места «для новых страничек». То ли дело современные тетради. С той поры прошло много лет, никто не пишет на аспидных досках. Но память о них все же сохранилась. Классная доска — это ведь тоже доска-тетрадка, только очень большая, для всего класса. А быть может, все и того проще: и доска, и диск, и блюдо — плоские? А может быть, блюдо как-то связано со столом, а отсюда и до доски, на которой можно писать, недалеко? В общем, версии, как всегда, могут быть самые разные, но все они требуют подтверждения.
    ПЕНАЛ    По-латыни

    ПЕНАЛ

    • По-латыни " пенна " - " писчее перо ". В английском языке существовало и слово " пенналэ " - " ящичек для перьев "; его потомком и является наше слово " пенал ".
    Эксперемент № Слова 1. Блокнот Кол-во уч-ся, допустив. ошибку до эксперемента. 2. тетрадь Слова 3 уч 3. 4. альбом 2 уч Блокнот Кол-во уч-ся, допустив.ошибку после эксперемента. тетрадь дневник - - 5. альбом - - портфель 6. - дневник 7. 4 уч. пенал - 8. карандаш 2 уч. портфель 9. 1 4 уч. пенал линейка резинка 10. 2 1 уч. карандаш линейка 3 уч. 2 Блокнот 11. -   резинка 3 уч   Итого: 1   Блокнот   2 22   Итого: 8

    Эксперемент

    Слова

    1.

    Блокнот

    Кол-во уч-ся, допустив. ошибку до эксперемента.

    2.

    тетрадь

    Слова

    3 уч

    3.

    4.

    альбом

    2 уч

    Блокнот

    Кол-во уч-ся, допустив.ошибку после эксперемента.

    тетрадь

    дневник

    -

    -

    5.

    альбом

    -

    -

    портфель

    6.

    -

    дневник

    7.

    4 уч.

    пенал

    -

    8.

    карандаш

    2 уч.

    портфель

    9.

    1

    4 уч.

    пенал

    линейка

    резинка

    10.

    2

    1 уч.

    карандаш

    линейка

    3 уч.

    2

    Блокнот

    11.

    -

     

    резинка

    3 уч

     

    Итого:

    1

     

    Блокнот

     

    2

    22

     

    Итого:

    8

     Я подготовил этимологические справки словарных слов. Потом провел вводный словарный диктант в классе. Только 2 слова из 10 в мои одноклассники написали верно. В течение 5 уроков русского языка я знакомил одноклассников с этимологическими справками анализируемых слов. Повторное проведение словарного диктанта показало хороший результат. И результаты меня удивили и порадовали.   Из 22 стало 8 ошибок ! Я сделал выводы, что запоминание дается легче, если знать происхождение слов. Проведённый опрос в классе показал, что ученикам любопытно знать происхождение школьных слов, но глубоких знаний в этой области языка они не имеют. ВЫВОДЫ: данное исследование убедило меня и моих одноклассников в том, орфография и этимология тесно связаны. Работа над данным проектом расширила наш кругозор. Мы узнали много нового и интересного и в дальнейшем, думаем, продолжить исследования этой темы, т.к. изучение этимологии слов представляет для нас интерес . Я убедился , что в русском языке еще много тайн и загадок. Чтобы решить их, нужно изучать историю нашего языка и историю народа

    Я подготовил этимологические справки словарных слов. Потом провел вводный словарный диктант в классе. Только 2 слова из 10 в мои одноклассники написали верно. В течение 5 уроков русского языка я знакомил одноклассников с этимологическими справками анализируемых слов. Повторное проведение словарного диктанта показало хороший результат. И результаты меня удивили и порадовали.

      Из 22 стало 8 ошибок ! Я сделал выводы, что запоминание дается легче, если знать происхождение слов. Проведённый опрос в классе показал, что ученикам любопытно знать происхождение школьных слов, но глубоких знаний в этой области языка они не имеют.

    ВЫВОДЫ: данное исследование убедило меня и моих одноклассников в том, орфография и этимология тесно связаны. Работа над данным проектом расширила наш кругозор. Мы узнали много нового и интересного и в дальнейшем, думаем, продолжить исследования этой темы, т.к. изучение этимологии слов представляет для нас интерес . Я убедился , что в русском языке еще много тайн и загадок. Чтобы решить их, нужно изучать историю нашего языка и историю народа