Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград»
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда
средняя общеобразовательная школа №3
«Рассмотрено» на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол № 9 от «13» июня 2018 г. Руководитель методического объединения: ___________ Завада Е.И. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ______________ Певнева Т.Н. от «14 » июня 2018 г. | «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ № 3 ___________ Трахачева И.И. Пр. № 64/1 от 15.06.2018 г. | | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
кружка «Занимательная грамматика»
направление общеинтеллектуальное
на основе авторской книги;
(Волина В. В. «Веселая грамматика»)
для 1 Б класса
общеобразовательных учреждений
2 часа в неделю (всего 66 часов)
2018 – 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
(сроки реализации)
Составитель: Маркова Светлана Евгеньевна
учитель начальных классов
г.Калининград
Программа по внеурочной деятельности
«Занимательная грамматика»
1 б класс
результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате изучения курса «Занимательная грамматика» обучающиеся на ступени начального общего образования:
проявят интерес к русскому языку как к учебному предмету;
приобретут знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробудится потребность у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
обогатится словарный запас;
углубятся знания и представления о литературном языке.
.Выпускник получит возможность научиться:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщаться к самостоятельной исследовательской работе;
учиться пользоваться разнообразными словарями;
учиться организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
расширить и углубить у младших школьников знания по русскому языку.
Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Содержание курса внеурочной деятельности.
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.
Курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Тематическое планирование
№ п\п | тема | количество часов | примечания | дата |
1 | В мире безмолвия и неведомых звуков. | 1 | Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». | |
2 | В Страну Слов. Первые встречи. | 2 | Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова». | |
3 | К тайнам волшебных слов. | 3 | Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. | |
4 | Выбор друзей в Стране Слов. | 2 | Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». | |
5 | Конкурс на внимание и чистописание. | 2 | Парад Добрых слов. | |
6 | Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. | 2 | Знакомство с толковым словарём. | |
7 | Конкурс на лучшее толкование слов. | 2 | Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов». | |
8 | Чудесные превращения слов.Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». | 2 | Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А. Шибаева. | |
9 | В гости к Алфавиту.Чтение отрывка из книги С. Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». | 2 | Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р». | |
10 | К тайнам звуков и букв. Разгадывание загадок. | 3 | Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы». | |
11 | Встреча с Радугой. Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. | 2 | Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника». | |
12 | В Страну Говорящих Скал. | 2 | Рассказ о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова» | |
13 | Вглубь веков на Машине времени. | 2 | Рассказ о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов. | |
14 | В Королевстве Ошибок. | 3 | Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций. | |
15 | В Страну Слогов. | 3 | Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово». | |
16 | Неожиданная остановка в пути. | 2 | Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». | |
17 | Работа со словарём. | 3 | Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. | |
18 | Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. | 3 | Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы. | |
19 | К словам разнообразным, одинаковым, но разным. Слова – омонимы. | 3 | Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка. | |
20 | На карнавале слов.Рассказ о словах-двойниках. Слова – омофоны.. | 2 | Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками | |
21 | В театре близнецов. Головоломка «Начни и закончи К». | 2 | Работа со словарём. Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок. | |
22 | Инсценировка отрывка из сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». | 2 | Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей». | |
23 | Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). | 2 | Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами. | |
24 | Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. | 3 | Прослушивание сказок, рассказов. | |
25 | В Клубе весёлых человечков. Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. | 2 | Игра в омонимы. | |
26 | К словам – родственникам. Почему их так назвали? Рассказ о родственных словах. Игра «Замечательный сад». | 2 | Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. | |
27 | Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). | 2 | В «музее» древних слов. | |
28 | Полёт в будущее.Рассказ учителя о неологизмах. | 2 | Игра «Угадай-ка». Узелки на память. | |
29 | Игры со словами синонимами, антонимами, омонимам. | 2 | Инсценирование рассказов, рассказов. | |
30 | Итоговое занятие. Разгадывание ребусов, загадок, шарад. | 1 | | |
| Итого- | 66 ч | | |