Методы обучения.
Весёлая грамматика
“Большеглазым, озорным, чёрным, рыжим и льняным, грустным и весёлым” добавим движения, игры, удивления и получим современную учебную группу младших школьников.
Учащиеся начальной школы только учатся учиться, произвольное внимание у них находится на стадии формирования, а потому настроить их сенсорные каналы на восприятие мы можем лишь через «инте- инте - интерес, выходи на букву “С”». Ведь именно интерес с широко распахнутыми от удивления глазами способен на мгновение остановить, заворожить и в нужном направлении переключить. И здесь нельзя не оправдать ожидания детей, они ждут!.. Ждут от учителя погружения в мир чудачеств, сказки, фантазии, где им всем непременно дадут “главную-преглавную” роль. Для них важны форма и правила участия, и учитель, видя это, придаёт новому материалу ту самую ожидаемую форму, в которую “забираются” все без исключения.
Как показывает практика, при изучении младшими школьниками английского языка камнем преткновения является грамматика. Введение новых правил многими учениками воспринимается как некий абстрактный, совершенно непонятный материал. Более того, когда грамматические знания подаются учащемуся извне (учителем, автором учебника, грамматическим справочником), то он сам почти не затрачивает усилий на то, чтобы вывести для себя необходимые грамматические значения и зафиксировать их в личной системе координат. Таким образом, те, кто изучает грамматические конструкции, и сами конструкции оказываются, словно в разных лодках, а детям, мышление которых не позволяет воспринимать на слух вербальный материал, приходится плыть ещё и против течения. Многолетние наблюдения за эмоциональным состоянием и поведением младших школьников во время урока, анализ допускаемых ими ошибок, а также и своих собственных, изучение научно-методической и психологической литературы позволило выстроить обучение грамматике английского языка при помощи различных опор: текстовых, аналитических, информационных, семантических, опор-рифм, опорных схем и др.
При работе над новым языковым материалом учитель, принимая во внимание индивидуальные особенности учебной группы, подбирает или конструирует опоры по трём параметрам: функциональному, содержательному и конструктивному.
В функциональном плане опоры являются ориентировочной основой действия, которая может быть представлена в готовом виде либо как исследование в предмете. Параметр “содержание” несёт в себе языковую информацию, а “конструкция” – способ изложения учебного материала с использованием графических и вербальных средств.
Обратим внимание, что “содержание” является неизменяемым параметром, в то время как параметры “конструкция” и “функция” имеют прозрачные и пластичные границы, открытые для внесения необходимых изменений. Из сказанного следует, что при формировании одного и того же навыка могут быть использованы различные опоры.
Стоит сделать особый акцент на улыбке, как обязательном связующем элементе взаимоотношений “учитель–ученик”. Улыбка может появиться в уголках губ или глазах, она может быть видима или невидима, но обязательно должна быть искренней, сердечной, несущей лучик положительный энергии, вдохновляющей, рождающей желание приходить в школу, для того чтобы трудиться.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
“Грамматика с улыбкой” предназначена для тренировки младших школьников в употреблении грамматических средств в процессе общения на английском языке. Использование различных опор при ознакомлении с новым языковым материалом позволит младшим школьникам осмысленно подойти к учебной деятельности. Занимательная форма тренировки поможет усвоить английские грамматические конструкции и сформировать лингвистическую компетенцию.
В данных рекомендациях обучение грамматике английского языка построено на следующих принципах.
– Принцип прочности обеспечивает сохранение учебного материала в памяти учащихся и возможность его применения в различных ситуациях общения. Прочность усвоения материала достигается за счёт его доступности, умелого изложения, обеспечивающего эмоциональное воздействие на учащихся.
– Принцип сознательности связан с принципом прочности: прочно запоминается то, что понятно и осмыслено учащимися.
– Принцип доступности и посильности предполагает, что новый материал соответствует возрастным и интеллектуальным возможностям учащихся, а его усвоение не вызывает у них непреодолимых трудностей.
– Принцип учёта индивидуально-психологических особенностей личности учащихся предполагает необходимость учёта в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся в целях максимальной индивидуализации учебного процесса.
– Принцип наглядности реализуется через построение обучения на конкретных образах с целью лучшего понимания, усвоения и использования нового материала в речевой деятельности.
– Принцип активности предполагает напряжённость психических процессов в деятельности обучаемого: внимания, мышления, памяти, формирования и формулирования мыслей средствами изучаемого языка.
“СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ”
Образование множественного числа существительных
При формировании навыков образования множественного числа существительных учитель подбирает или конструирует опору исходя из индивидуальных особенностей субъектов учебной группы. Например, в основе построения “Семантической опоры” лежит концепция П.Я. Гальперина о “III типе учения”, согласно которой построению “ориентировочной основы действия” предшествует тщательное исследование существительных русского и английского языка, проводимое самим ребёнком под руководством учителя. В результате у детей формируется понятие об отношении формы и значения в слове. Функциональность грамматической структуры обеспечивается в установке к правилу. “Если ты запланируешь подарить маме на день рождения не одну розу, а много, тогда тебе обязательно понадобится “хвостик” “-es”. Когда у тебя в кармане одна конфета, а рядом три друга, для увеличения количества конфет необходим “хвостик” “-s”.
Таким образом, грамматическое правило, полученное учащимися в совместной деятельности и оформленное при помощи графических средств, несёт в себе функцию, форму, значение и является надёжной ориентировочной основой речевого действия.
В качестве следующего примера предлагаем в качестве опоры англо-русский текст “Вам пришло новое сообщение”. Каждое предложение сообщения оканчивается английским существительным, имеющим форму единственного или множественного числа. Из контекста сообщения учащиеся определяют значение незнакомых английских слов (“Мне подарили очень много presents”).
Через русский перевод дети получают информацию о грамматической форме этих слов (presents – подарки). Задавая “правильные” вопросы, учитель подводит детей к формулировке правила образования множественного числа существительных (“Впишите в таблицу английские существительные во множественном числе”, “Что есть общего во всех выписанных существительных?”. И т.д.)
Образование множественного числа существительных, исключения
Для ознакомления со словами-исключениями предлагаются опоры-рифмы. Слова, вписанные в контекст коротеньких рифмовок-шуток, усваиваются намного легче и прочнее.
Олень “deer” весь продрог,
И надел полосатый носок.
Все “deer” его пожалели
И на хвостик перчатку надели.
Правила чтения окончаний множественного числа существительных
При ознакомлении с правилами чтения окончаний множественного числа существительных предлагаются опоры, в основе которых лежит II тип ориентировки в
предмете (П.Я. Гальперин). Ориентировочная основа действия в данном случае даётся в готовом виде, что позволяет младшим школьникам рационально выполнять новое действие. Для лучшего запоминания грамматического материала используется мнемотехника.
• “Говорящее” окончание “-s/-es” “звенит” [z] после звонких согласных и гласных в конце слова. “[z]венит [z]вонкая капель. Кому просыпаться лень?”
• “Говорящее” окончание “-s” “свистит” [s] после глухих согласных в конце слова. “Надену на нос я [s]висток и громко [s]вистну: “Кипяток!”
• “Говорящее” окончание “-s/-es” “капризничает” – [iz] после “шипящих”, “свистящих” и “жужжащих” звуков в конце слова. “Надую щёчки, губки и покапризничаю ради шутки”.
Последующее участие школьников в творческой работе позволит им создать свой образовательный продукт, в котором будет заключён их жизненный опыт, интересы и склонности, а также эмоции и чувства. Например, дети с конструкторскими способностями, возможно, сконструируют “Преобразователь множественного числа существительных”, компьютерно-ориентированные учащиеся захотят продемонстрировать правило в установке “Electronic word” со звуковым принтером, а кто-то непременно сочинит историю или сказку и т.д.
Образование притяжательного падежа существительных
Для ознакомления с правилом образования притяжательного падежа существительных учащимся в качестве первого примера предлагается “аналитическая опора” – “Проделки Пеппи Длинныйчулок”. Младшие школьники по значению грамматической конструкции, материализованному с помощью рисунка, подбирают форму данной конструкции.
• Отметьте в окошечке картинки шутку Пеппи Длинныйчулок надписью: “joke”.
Tail’s monkey – хвостина обезьяна.
Monkey’s tail – обезьяний хвостик.
Вывод правила образования притяжательного падежа существительных возможен как результат работы с семантическими опорами. Учащимся для сравнения предлагаются словосочетания русского языка, в состав которых входят слова, содержащие семы “принадлежности”, оформленные морфемами -ин (мам-ин), -ов (мальчиков), -ей (детей) и словосочетания английского языка, в состав которых входят слова, содержащие семы “притяжательности”, оформленные морфемами ’s (mother’s), ’ (boys’), ’s (children’s). Учитель через постановку “правильных” вопросов сопровождает учащихся в определении ориентиров нового действия (главных и второстепенных слов) и последовательности действий (“намагниченное” слово притягивает к себе второстепенное). Правило “Окончания-магнитики” оформляется графическими средствами.