РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей математики и информатики Протокол № 1 от «31» августа 2021г. | СОГЛАСОВАНО на заседании Методического совета Протокол №1 от «31» августа 2021г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы Приказ №58/4 ________ /Антропов Ю.Д./ «31» августа 2021г. |
ПРЕДМЕТНЫЙ КРУЖОК
«Занимательная информатика»
Количество часов: 35 часов
В неделю 1 час
Учитель Никифорова Светлана Александровна
Класс 4а,б,в,г
Время проведения Пятница
Место проведения кабинет 306
Кружок «Занимательная информатика»
Общеинтеллектуальное направление
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Занимательная информатика» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе подпрограммы формирования икт- компетентности учащихся , в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Рабочая программа кружка «Занимательная информатика» входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению развития личности.
Актуальность настоящей дополнительной образовательной программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько содержанием, сколько новизной и необычностью ситуации. Это способствует появлению личностной компетенции, формированию умения работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Цель данной программы - формирования элементов компьютерной грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением групповых форм организации занятий и использованием современных средств обучения.
Основные задачи программы:
помощь детям в изучении использования компьютера как инструмента для работы в дальнейшем в различных отраслях деятельности;
помощь в преодолении боязни работы с техникой в т.ч. решение элементарных технических вопросов;
изучение принципов работы наиболее распространенных операционных систем;
помощь в изучении принципов работы с основными прикладными программами;
творческий подход к работе за компьютером (более глубокое и полное изучение инструментов некоторых прикладных программ);
развитие умственных и творческих способностей учащихся;
адаптация ребенка к компьютерной среде;
овладение основами компьютерной грамотности;
использование на практике полученных знаний в виде рефератов, докладов, программ, решение поставленных задач.
В соответствии с общеобразовательной программой в основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счёт подбора содержания образования, но и за счёт определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.
Содержание программы направлено на воспитание интереса к познанию нового, развитию наблюдательности, умения анализировать, рассуждать, доказывать, проявлять интуицию, творчески подходить к решению учебной задачи. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках.
Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника и рассчитана на возрастной аспект – 9-10 лет, представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов. Программа данного кружка реализована в рамках внеучебной деятельности в соответствии с образовательным планом МБОУ СОШ №6.
Данная программа рассчитана на 35 часов.
Программа кружка построена на специально отобранном материале и опирается на следующие принципы:
системность;
гуманизация;
междисциплинарная интеграция;
дифференциация;
дополнительная мотивация через игру;
доступность, познавательность и наглядность;
практико-ориентированная направленность;
психологическая комфортность
Формы и методы работы:
Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
Круглые столы, диспуты, поисковые и научные исследования, проекты.
Творческая деятельность (конструирование, составление мини-проектов).
Планируемые результаты реализации программы кружка
«Занимательная информатика»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы | Обучающийся получит возможность для формирования |
Внутренняя позиция школьника |
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» | внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости обучения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Умение анализировать объекты с целью выделения признаков |
анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков | |
Умение выбрать основание для сравнения объектов |
сравнивает по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака | осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии |
Умение выбрать основание для классификации объектов |
проводит классификацию по заданным критериям | осуществлять классификацию самостоятельно выбирая критерии |
Умение доказать свою точку зрения |
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях | строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей |
Умение определять последовательность событий |
устанавливать последовательность событий | устанавливать последовательность событий, выявлять недостающие элементы |
Умение определять последовательность действий |
определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов | определять последовательность выполнения действий, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию |
Умение использовать знаково-символические средства |
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач | создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач |
Умение кодировать и декодировать информацию |
кодировать и декодировать предложенную информацию | кодировать и декодировать свою информацию |
Умение понимать информацию, представленную в неявном виде |
понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию). | понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию) и самостоятельно представлять информацию в неявном виде. |
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи |
Принимать и сохранять учебные цели и задачи | в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи |
Умение контролировать свои действия |
осуществлять контроль при наличии эталона | Осуществлять контроль на уровне произвольного внимания |
Умения планировать свои действия |
планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале |
Умения оценивать свои действия |
оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки | самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия |
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Умение объяснить свой выбор |
строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора | строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора и отвечать на поставленные вопросы |
Умение задавать вопросы |
формулировать вопросы | формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером |
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Прогнозируемые результаты и способы их проверки:
По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией учащиеся будут уметь:
представлять информацию в табличной форме, в виде схем;
создавать свои источники информации – информационные проекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);
создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста, таблиц, рисунков;
владеть основами компьютерной грамотности;
использовать на практике полученные знания в виде докладов, программ, решать поставленные задачи;
готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме;
придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.
Формы и средства контроля, оценки и фиксации результатов
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Занимательная информатика» – игры, соревнования, конкурсы, марафон, защита проекта.
Способы контроля:
Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Занимательная информатика» – игры, соревнования, конкурсы, марафон, защита проектов.
Результаты проектных работ помещаются в ученическое портфолио.
Материально-техническое обеспечение программы
I. Технические средства обучения:
1) ноутбук;
2) проектор;
3) сетевой принтер;
4) устройства вывода звуковой информации (колонки) для озвучивания всего класса;
5) интерактивная доска.
II. Программные средства:
Операционная система Windows 7 (стартовая);
Учебно-тематический план (35 ч)
Учебная тема | Количество часов |
4а,б,в,г |
Основы компьютерной грамотности | 3 |
Работа в текстовом редакторе MS Word | 10 |
Работа с графическим редактором MS Paint. | 6 |
Работа с табличным редактором Excel | 8 |
Работа в программе MS PowerPoint | 8 |
Всего | 35 |
Календарно-тематическое планирование
№ | По плану | Фактически | Тема | Часы | Корректировка | Причины корректировки |
| | | Основы компьютерной грамотности | 3 | | |
1 | 03.09 | | Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях кружка. Знакомство с устройством компьютера. | | | |
2 | 10.09 | | Правила жизни людей в мире информации. Оргтехника. | | | |
3 | 17.09 | | Различные способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок). | | | |
| | | Работа в текстовом редакторе MS Word | 10 | | |
4 | 24.09 | | Создание текстового документа. Способы редактирования текста. | | | |
5 | 01.10 | | Редактирование текста: выделение текста, копирование и перемещение текста. | | | |
6 | 08.10 | | Оформление текста: применение шрифтов и их атрибутов. Оформление текста: выделение текста цветом. | | | |
7 | 15.10 | | Проверка орфографии и грамматики. | | | |
8 | 22.10 | | Использование элементов рисования (автофигуры, рисунки, клипы). | | | |
9 | 29.10 | | Использование элементов рисования (надписи WordArt). | | | |
10 | 12.11 | | Создание мини-проекта «Поздравительная открытка «С днем рождения». | | | |
11 | 19.11 | | Работа с таблицами: создание таблиц, ввод текста, форматирование текста, изменение направления текста. | | | |
12 | 26.11 | | Форматирование таблиц: добавление границ и заливки. | | | |
13 | 03.12 | | Создание проекта «Расписание уроков». | | | |
| | | Работа с графическим редактором MS Paint. | 8 | | |
14 | 10.12 | | Работа с графическим редактором Paint. | | | |
15 | 17.12 | | Создание мини-проекта «Поздравительная открытка «С Новым годом». | | | |
16 | 24.12 | | Редактирование объектов. Обращение цвета. | | | |
17 | 14.01 | | Конструирование. | | | |
18 | 21.01 | | Создание мини-проекта «Волшебница-зима». | | | |
19 | 28.01 | | Создание мини-проекта «Волшебница-зима». | | | |
20 | 04.02 | | Создание мини-проекта «Поздравительная открытка «День защитника Отечества». | | | |
21 | 11.02 | | Создание мини-проекта «Поздравительная открытка «День защитника Отечества». | | | |
| | | Работа с табличным редактором Excel | 6 | | |
22 | 18.02 | | Особенности представления в информации в табличном редактореMS Excel. | | | |
23 | 25.02 | | Создание мини-проекта «Поздравительная открытка «8 Марта». | | | |
24 | 04.03 | | Создание линейных и столбчатых диаграмм. Форматирование. | | | |
25 | 11.03 | | Создание круговых диаграмм. Форматирование. | | | |
26 | 18.03 | | Использование автоввода данных. Форматирование ячеек. | | | |
27 | 01.04 | | Создание мини-проекта «Наблюдения за погодой». | | | |
| | | Работа в программе MS PowerPoint | 8 | | |
28 | 08.04 | | Особенности представления в информации в программе MS PowerPoint. | | | |
29 | 15.04 | | Создание слайдов. Макет. Форматирование объектов. | | | |
30 | 22.04 | | Настройка анимации. Дизайн. | | | |
31 | 29.04 | | Создание творческих мини-проектов в среде MS PowerPoint. | | | |
32 | 06.05 | | Создание творческих мини-проектов в среде MS PowerPoint. | | | |
33 | 13.05 | | Создание творческих мини-проектов в среде MS PowerPoint. | | | |
34 | 20.05 | | Защита мини-проектов. | | | |
35 | 27.05 | | Защита мини-проектов. Заключительное занятие. | | | |