Пояснительная записка
Рабочая программа к кружку «Занимательная математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Занимательная математика» Е.Э.Кочурова, с использованием пособия Виноградовой Н.В. «Сборник программ внеурочной деятельности»- Москва: Издательский центр «Вентана-Граф», 2011
Программа «Занимательная математика» рассчитана на один год (34 учебные недели). Составлена с учётом особенностей интеллектуального и физиологического развития учащихся 2 класса. Количество аудиторных занятий -18часов, неаудиторных -17часов
Цель программы:
-создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей
Задачи:
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
— освоение эвристических приёмов рассуждений;
— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
— формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные и метапредметные результаты освоения программы учебного курса «Занимательная математика». Личностными результатами изучения данного курса являются: — развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; — развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; — воспитание чувства справедливости, ответственности; — развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Универсальные учебные действия
— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Содержание курса внеурочной деятельности
№ п\п | Тематический раздел | Кол-во часов | Содержание | Формы организации и виды деятельности |
1 | Числа. Арифметические действия. Величины. | 9 | Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.). Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. | Форма организации обучения — математические игры: «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»; игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонкис зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»; игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»; игры с набором «Карточки-считалочки»(сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой— ответ;— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20;100»,«Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». |
2 | Мир занимательных задач | 18 | Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. | |
3 | Геометрическая мозаика | 6 | Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. | Форма организации обучения — работа с конструкторами: -моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков; —танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»1. «Спичечный» конструктор2; —конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»; —конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». |
| итого | 33 | | |
Календарно-тематическое планирование
| Тема занятия | Всего часов | Из них аудиторные занятия | Неаудиторные с указанием формы ( экскурсии, акции, посещения музеев, праздники и т.п.) | Дата | Корректировка |
| Числа. Арифметические действия. Величины. |
1 | Математика — это интересно Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки). | 1 | | Игры на воздухе | 2.09-6.09 | |
2 | Танграм: древняя китайская головоломка. Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы. | 1 | 1 | | 9.09-13.09 | |
Мир занимательных задач. |
3 | Танграм: древняя китайская головоломка. Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы. | 1 | 1 | | 16.09-20.09 | |
4 | Игры с кубиками Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. | 1 | | Игры на воздухе | 23.09-27.09 | |
Числа.Арифметические действия.Величины. |
5 | Танграм: древняя китайская головоломка Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы | 1 | 1 | | 30.10-4.10 | |
6 | Волшебная линейка Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки | 1 | 1 | Экскурсия в школьную библиотеку | 7.10-11.10 | |
7 | Праздник числа 10 Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. | 1 | | праздник | 14.10-18.10 | |
Геометрическая мозаика |
8 | Конструирование многоугольников из деталей танграма Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения | 1 | 1 | | 21.10-25.10 | |
Числа.Арифметические действия.Величины. |
9 | Игра-соревнование «Весёлый счёт» Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от1 до 20 расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице. | 1 | | Игры на воздухе | 4.11-8.11 | |
10 | Игра-соревнование «Весёлый счёт» Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от1 до 20 расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице. | 1 | | игра | 11.11-15.11 | |
Геометрическая мозаика. |
11-12 | Конструкторы лего Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. | 2 | 1 | конкурс | 18.11-22.11 25.11-29.11 | |
13 | Весёлая геометрия Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | 1 | 1 | | 2.12-6.12 | |
Числа.Арифметические действия.Величины. |
14 | Математические игры Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,«Вычитание в пределах 10». | 1 | 1 | | 9.12-13.12 | |
Геометрическая мозаика. |
15 | «Спичечный» конструктор» Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. | 1 | 1 | конкурс | 16.12-20.12 | |
Мир занимательных задач. |
16 | Задачи-смекалки Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. | 1 | 1 | | 23.12-27.12 | |
17 | Прятки с фигурами Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»1. | 1 | 1 | | 13.01-17.01 | |
18 | Математические игры Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,«Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание в пределах 20». | 1 | | Конкурс | 20.01-24.01 | |
19 | Числовые головоломки Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | 1 | | конкурс | 27.01-31.01 | |
20-21 | Математическая карусель Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические го-ловоломки, занимательные задачи. | 2 | 1 | | 3.02-7.02 10.02-14.02 | |
22 | Уголки Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу. | 1 | | конкурс | 24.02-28.02 | |
Числа.Арифметические действия.Величины. |
23 | Игра в магазин. Монеты Сложение и вычитание в пределах 20. | 1 | 1 | | 2.03-6.03 | |
Геометрическая мозаика. |
24 | Конструирование фигур из деталей танграма Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. | 1 | 1 | | 9.03-13.03 | |
Мир занимательных задач. |
25-26 | Игры с кубиками Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимный контроль. | 2 | 2 | | 16.03-20.03 1.04-3.04 | |
27 | Математическое путешествие Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий — вычитает 3, а четвёртый — прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу. 1-й раунд: 10 – 3 = 7 7 + 2 = 9 9 – 3 = 6 6 + 5 = 11 2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т. д. | 1 | | Игры на воздухе | 6.04-10.04 | |
28 | Математические игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». | 1 | | Игры на воздухе | 13.04-17.04 | |
29 | Секреты задач Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач. | 1 | | Игры на воздухе | 20.04-24.04 | |
30 | Математическая карусель Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи. | 1 | | викторина | 27.04-30.04 | |
31-32 | Числовые головоломки Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | 2 | | конкурс | 6.05-8.05 13-15.05 | |
33 | Числовые головоломки Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | 1 | 1 | | 18-22.05 | |
| итого | 33 | 17 | 16 | | |
Программа «Занимательная математика» рассчитана на один год (33 учебные недели). Составлена с учётом особенностей интеллектуального и физиологического развития учащихся 1 класса. Количество аудиторных занятий -17часов, неаудиторных -16 часов