Приложение к ООП НОО
МАОУ гимназия №1 г.Туймазы
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 1 г.Туймазы
муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Согласовано Утверждаю
зам.директора по УВР Директор МАОУ гимназия №1
________ Р.М. Миннибаева ____________ Р.Р.Аюпов
протокол № ____ от_______2021 г. приказ № ___ от _______2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
интеллектуального направления для 4 б класса
«Занимательная математика»
Срок реализации: 2021 - 2022 учебный год
Составитель
Гаибова Луиза Талгатовна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Программа курса внеурочной деятельности обще-интеллектуального направления для 4 класса «Занимательная математика» составлена на основе авторской программы «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой ( Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. - 192 с. — (Начальная школа XXI века) и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты:
- анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
- моделировать ситуацию;
- использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
- конструировать последовательность «шагов» (алгоритм);
- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
- воспроизводить способ решения;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;
- оценивать предъявленное готовое решение;
- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения;
- конструировать несложные задачи;
- составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
- выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Содержание курса внеурочной деятельности
Числа. Арифметические действия.
Вводное занятие «Математика – царица наук». Числа-великаны. Римские цифры. Числовые головоломки. Интересные приемы устного счёта. Математические горки. Числовые головоломки. Математические фокусы. Чудесный квадрат. Угадай число. Выбери маршрут.
Величины.
Из истории мер массы у русского народа. Решение задач. Из истории часов. Время. Решение задач. Денежная система в Древней Руси. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными
Мир занимательных задач.
Математическая копилка. Загадки- смекалки. Задачи – шутки. Обратные задачи. Логические задачи. Задачи с многовариантными решениями. В царстве смекалки. Решение олимпиадных задач. Блиц-турнир по решению задач. Блиц-турнир по решению задач.
Геометрическая мозаика
Геометрия вокруг нас. Танграм. «Спичечный» конструктор. Кривая линия. Замкнутые и незамкнутые кривые линии. Плоские и объемные фигуры. Занимательное моделирование. Моделирование геометрических фигур. Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Виды симметрии. Математический КВН.
Тематическое планирование
№ | Раздел | Всего |
1 | Числа. Арифметические действия. | 10 часов |
2 | Величины | 4 часа |
3 | Мир занимательных задач. | 10 часов |
4 | Геометрическая мозаика. | 10часов |
| Итого | 34 часа |
Формы организации занятий: беседы, диалог, игры, самостоятельная работа, практические занятия
Виды деятельности: игровая деятельность, социальная, познавательная, наблюдение, исследование. Решение логических задач, упражнения на распознавание геометрических фигур, решение геометрических задач, решение занимательных задач, работа в парах, в группах.
Формы контроля планируемых результатов: математический КВН
Календарно - тематическое планирование на 2021-2022 учебный год
По плану внеурочной деятельности МАОУ гимназия №1 на 2021 – 2022 учебный год на прохождение курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» в 4 б классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год (34 недели).
№ | Раздел | Тема | Количество часов | Дата | | Примечание |
По плану | Факт. | |
1 | Числа. Арифметические действия 10 часов | Вводное занятие «Математика – царица наук» | 1 | | | |
2 | Числа-великаны | 1 | | | |
3 | Римские цифры | 1 | | | |
4 | Числовые головоломки | 1 | | | |
5 | Интересные приемы устного счёта. | 1 | | | |
6 | Математические горки | 1 | | | |
7 | Числовые головоломки. | 1 | | | |
8 | Математические фокусы. | 1 | | | |
9 | Чудесный квадрат. Угадай число | 1 | | | |
10 | Выбери маршрут | 1 | | | |
11 | Величины 4 часа | Из истории мер массы у русского народа. Решение задач. | 1 | | | |
12 | Из истории часов. Время. Решение задач. | 1 | | | |
13 | Денежная система в Древней Руси. | 1 | | | |
14 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными | 1 | | | |
15 | Мир занимательных задач 10 часов | Математическая копилка | 1 | | | |
16 | Загадки- смекалки. | 1 | | | |
17 | Задачи – шутки | 1 | | | |
18 | Обратные задачи. | 1 | | | |
19 | Логические задачи. | 1 | | | |
20 | Задачи с многовариантными решениями. | 1 | | | |
21 | В царстве смекалки. | 1 | | | |
22 | Решение олимпиадных задач | 1 | | | |
23 | Блиц-турнир по решению задач | 1 | | | |
24 | Блиц-турнир по решению задач | 1 | | | |
25 | Геометрическая мозаика 10 часов | Геометрия вокруг нас. | 1 | | | |
26 | Танграм. | 1 | | | |
27 | «Спичечный» конструктор | 1 | | | |
28 | Кривая линия. Замкнутые и незамкнутые кривые линии. | 1 | | | |
29 | Плоские и объемные фигуры | 1 | | | |
30 | Занимательное моделирование | 1 | | | |
31 | Моделирование геометрических фигур. | 1 | | | |
32 | Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб | 1 | | | |
33 | Виды симметрии | 1 | | | |
34 | Математический КВН | 1 | | | |
КВН по математике
1.Разминка «Весёлый урок»
- Начинаем разминку. Отвечает любой из команды с поднятием руки.
Вопрос команде № 1. Сколько горошин может войти в обыкновенный стакан? (Нисколько, т.к. они сами войти в него не могут.)
Вопрос команде № 2. На какое дерево садится ворона во время проливного дождя? (На мокрое).
Вопрос команде № 3. От чего плавает гусь? (От берега.)
Вопрос команде № 1. В каком месяце есть 28 дней? (В каждом).
Команда № 2 .Две сардельки варятся 6 минут. Сколько времени будут вариться 8 таких сарделек? ( 6 минут.)
Команда № 3. В клетке находились 4 кролика. Четверо ребят купили по одному из этих кроликов и один кролик остался в клетке. Как это могло случиться? (Один мальчик купил кролика вместе с клеткой.)
2. Конкурс «Гонка за лидером».
Каждой команде дается по 5 вопросов, на которые нужно дать ответ сразу. За каждый ответ по 1 баллу.
Вопросы первой команде:
1.Фигура, у которой все углы прямые, а все стороны равны. (Квадрат)
2.Отрезок, соединяющий центр окружности с точкой на окружности. (Радиус)
3.Единица измерения угла. (Градус)
4.Три кошки за три минуты ловят трех мышей. Сколько нужно кошек, чтобы за сто минут поймать 100 мышей.(3 кошки)
5.Какой музыкальный инструмент состоит из меры площади и музыкальной ноты. (Арфа)
Вопросы второй команде:
1.Единица измерения скорости. (км/ч)
2.Треугольник, в котором две стороны равны.(Равнобедренный).
3.Крыса, которая делит угол пополам.(Биссектриса)
4.Отрезок, соединяющий две точки окружности.(Хорда)
5.Сколько секунд в одном часе. (3600 секунд)
Вопросы третьей команде:
1.Единица измерения температуры.(Градусы Цельсия)
2.Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько всего летело уток? (Всего летело три утки, одна за другой.)
3.Чему равна 1/4 часть часа. (15 мин.)
4.Сколько цифр вы знаете?(10)
5.Наименьшее трехзначное число? (100)
3. Конкурс капитанов
Задание 1.
Капитану 1-ой команды. Шла баба в Москву и повстречала трёх мужиков. Каждый из них нёс по мешку, в каждом мешке - по коту. Сколько существ направлялось в Москву? (1)
Капитану 2-ой команды. Пять ламп тускло горели в люстре. Хлопнули двери – и две перегорели. Сделать нужно вам малость: сказать, сколько ламп оста – лось. (5)
Капитану 3-ей команды. 2 ученика договорились сесть в 4 вагон электрички. Но 1 ученик сел в 4 вагон от начала электрички, а другой – в 4 от конца. В одном ли вагоне едут ученики, если всего 8 вагонов? (нет)
Задание 2. + Шарады болельщикам
Поставьте вместо вопросительных знаков названия цифр так, чтобы получились имена существительные.
Задание 1-ому капитану:
р ? а (р-один-а)
Задание 2-ому капитану:
с? жка (с3жка)
ак ?са (ак3са)
Задание 3-ему капитану:
? янин (7 – янин)
смор ? а (сморо1а)
Шарады. ( болельщикам. За правильный ответ – жетончик).
Предлог и малое число,
За ними букву скажем.
А в целом – ты найдёшь его
Почти под домом каждым. (По-два-л)
Возьмите наименьшее трехзначное число
И букву назовите рядом с ним одновременно.
И вы одно получите из слов,
Которым называют кучу сена. (Сто-г)
Я приношу с собою боль,
В лице больного искаженье,
А “Ф” на “П” заменишь коль,
То превращаюсь в знак сложенья.
(Ф-люс – П-люс)
С буквой “Л” - в игре в футбол –
Часто слышим слово…
С “Д” уж в слове смысл не тот –
Мерой стало,
Просто… (год)
Я нелюбимая оценка в дневнике,
Из-за меня у школьников мрачнеет вся природа,
Но если внутрь меня поставить “Е”,
То среди женского я рода. (Два – Дева)
Число я – меньше десяти,
Тебе легко меня найти,
Но если букве “Я” прикажешь рядом встать,
Я все – отец, и ты, и дедушка, и мать. (Семь – семья)
Сначала назови ты за городом дом,
В котором лишь летом семьёю живём,
Две буквы к названью приставь заодно,
Получится то, что решать суждено. (Дача – задача)
Я важная деталь судна,
И без меня оно по воле ветра мчится,
Но вставленная буква “Б” одна
Меняет слова смысл – денежная единица. (Руль – рубль)
4.Конкурс смекалистых
Каждой команде одновременно раздаются задачи для решения. (Учитывается кто быстрее и правильно решит).
-Три ученицы – Валя, Галя и Катя пришли на праздник в платьях разного цвета: одна в белом, другая в красном, третья в голубом. Катя не была в голубом, Валя была не в голубом и не в красном. В каком платье была каждая из девочек? (Катя – в красном, Валя – в белом, Галя – в голубом.)
-По тропинке идут 3 черных и 6 серых гусей, а на встречу им 1 серая и 1 белая утка. Сколько всего уток?(2)
-2 ученика договорились сесть в 4 вагон электрички. Но 1 ученик сел в 4 вагон от начала электрички, а другой – в 4 от конца. В одном ли вагоне едут ученики, если всего 8 вагонов? (нет)
5. Конкурс пословиц.
В течение 2 минут каждая команда должна записать как можно больше пословиц и поговорок, содержащих числа. Например: Семь бед – один ответ.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей
Старый друг-лучше новых двух.
«Семь раз отмерь, один раз отрежь»,
«Один в поле не воин» и т.д.
6. Кроссворд.( для болельщиков)
По горизонтали:
1. Действие, обратное умножению.
2. Знак, показывающий отсутствие единиц какого-либо разряда.
3. Название знака действия.
4. Наименьшее однозначное число.
По вертикали:
5. Наименьшая единица времени.
6. Число, выраженное единицей шестого разряда.
7. Фигура, ограниченная окружностью.
Ответы: 1. Деление. 2. Нуль. 3. Минус. 4. Один. 5. Секунда. 6. Миллион. 7. Круг.
Подведение итогов