СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательная математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Занимательная математика»


Приложение к ООП НОО

МАОУ гимназия №1 г.Туймазы


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 1 г.Туймазы

муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан



Согласовано Утверждаю

зам.директора по УВР Директор МАОУ гимназия №1

________ Р.М. Миннибаева ____________ Р.Р.Аюпов

протокол № ____ от_______2021 г. приказ № ___ от _______2021 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

интеллектуального направления для 4 б класса

«Занимательная математика»


Срок реализации: 2021 - 2022 учебный год




Составитель

Гаибова Луиза Талгатовна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории


Программа курса внеурочной деятельности обще-интеллектуального направления для 4 класса «Занимательная математика» составлена на основе авторской программы «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой ( Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. - 192 с. — (Начальная школа XXI века) и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.



Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты:

- анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

- моделировать ситуацию;

- использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

- конструировать последовательность «шагов» (алгоритм);

- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

- воспроизводить способ решения;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;

- оценивать предъявленное готовое решение;

- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения;

- конструировать несложные задачи;

- составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

- выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.


Содержание курса внеурочной деятельности

Числа. Арифметические действия.

Вводное занятие «Математика – царица наук». Числа-великаны. Римские цифры. Числовые головоломки. Интересные приемы устного счёта. Математические горки. Числовые головоломки. Математические фокусы. Чудесный квадрат. Угадай число. Выбери маршрут.

Величины.

Из истории мер массы у русского народа. Решение задач. Из истории часов. Время. Решение задач. Денежная система в Древней Руси. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными

Мир занимательных задач.

Математическая копилка. Загадки- смекалки. Задачи – шутки. Обратные задачи. Логические задачи. Задачи с многовариантными решениями. В царстве смекалки. Решение олимпиадных задач. Блиц-турнир по решению задач. Блиц-турнир по решению задач.

Геометрическая мозаика

Геометрия вокруг нас. Танграм. «Спичечный» конструктор. Кривая линия. Замкнутые и незамкнутые кривые линии. Плоские и объемные фигуры. Занимательное моделирование. Моделирование геометрических фигур. Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Виды симметрии. Математический КВН.


Тематическое планирование

Раздел

Всего

1

Числа. Арифметические действия.

10 часов

2

Величины

4 часа

3

Мир занимательных задач.

10 часов

4

Геометрическая мозаика.

10часов


Итого

34 часа




Формы организации занятий: беседы, диалог, игры, самостоятельная работа, практические занятия

Виды деятельности: игровая деятельность, социальная, познавательная, наблюдение, исследование. Решение логических задач, упражнения на распознавание геометрических фигур, решение геометрических задач, решение занимательных задач, работа в парах, в группах.

Формы контроля планируемых результатов: математический КВН






Календарно - тематическое планирование на 2021-2022 учебный год

По плану внеурочной деятельности МАОУ гимназия №1 на 2021 – 2022 учебный год на прохождение курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» в 4 б классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год (34 недели).


Раздел

Тема

Количество часов

Дата


Примечание

По плану

Факт.


1

Числа. Арифметические действия

10 часов

Вводное занятие «Математика – царица наук»

1




2

Числа-великаны

1




3

Римские цифры

1




4

Числовые головоломки

1




5

Интересные приемы устного счёта.

1




6

Математические горки

1




7

Числовые головоломки.

1




8

Математические фокусы.

1




9

Чудесный квадрат. Угадай число

1




10

Выбери маршрут

1




11

Величины

4 часа

Из истории мер массы у русского народа. Решение задач.

1




12

Из истории часов. Время. Решение задач.

1




13

Денежная система в Древней Руси.

1




14

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными

1




15

Мир занимательных задач

10 часов



Математическая копилка

1




16

Загадки- смекалки.

1




17

Задачи – шутки

1




18

Обратные задачи.

1




19

Логические задачи.

1




20

Задачи с многовариантными решениями.

1




21

В царстве смекалки.

1




22

Решение олимпиадных задач

1




23

Блиц-турнир по решению задач

1




24

Блиц-турнир по решению задач

1




25

Геометрическая мозаика

10 часов

Геометрия вокруг нас.

1




26

Танграм.

1




27

«Спичечный» конструктор

1




28

Кривая линия. Замкнутые и незамкнутые кривые линии.

1




29

Плоские и объемные фигуры

1




30

Занимательное моделирование

1




31

Моделирование геометрических фигур.


1




32

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб

1




33

Виды симметрии

1




34

Математический КВН

1












КВН по математике

1.Разминка «Весёлый урок»

- Начинаем разминку. Отвечает любой из команды с поднятием руки.

Вопрос команде № 1. Сколько горошин может войти в обыкновенный стакан? (Нисколько, т.к. они сами войти в него не могут.)

Вопрос команде № 2. На какое дерево садится ворона во время проливного дождя? (На мокрое).

Вопрос команде № 3. От чего плавает гусь? (От берега.)

Вопрос команде № 1. В каком месяце есть 28 дней? (В каждом).

Команда № 2 .Две сардельки варятся 6 минут. Сколько времени будут вариться 8 таких сарделек? ( 6 минут.)

Команда № 3. В клетке находились 4 кролика. Четверо ребят купили по одному из этих кроликов и один кролик остался в клетке. Как это могло случиться? (Один мальчик купил кролика вместе с клеткой.)

2. Конкурс «Гонка за лидером».

Каждой команде дается по 5 вопросов, на которые нужно дать ответ сразу. За каждый ответ по 1 баллу.

Вопросы первой команде:

1.Фигура, у которой все углы прямые, а все стороны равны. (Квадрат)

2.Отрезок, соединяющий центр окружности с точкой на окружности. (Радиус)

3.Единица измерения угла. (Градус)

4.Три кошки за три минуты ловят трех мышей. Сколько нужно кошек, чтобы за сто минут пой­мать 100 мышей.(3 кошки)

5.Какой музыкальный инструмент состоит из меры площади и музыкальной ноты. (Арфа)

Вопросы второй команде:

1.Единица измерения скорости. (км/ч)

2.Треугольник, в котором две стороны равны.(Равнобедренный).

3.Крыса, которая делит угол пополам.(Биссектриса)

4.Отрезок, соединяющий две точки окружности.(Хорда)

5.Сколько секунд в одном часе. (3600 секунд)

Вопросы третьей команде:

1.Единица измерения температуры.(Градусы Цельсия)

2.Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько всего летело уток? (Всего летело три утки, одна за другой.)

3.Чему равна 1/4 часть часа. (15 мин.)

4.Сколько цифр вы знаете?(10)

5.Наименьшее трехзначное число? (100)

3. Конкурс капитанов

Задание 1.

Капитану 1-ой команды. Шла баба в Москву и повстречала трёх мужиков. Каждый из них нёс по мешку, в каждом мешке - по коту. Сколько существ направлялось в Москву? (1)

Капитану 2-ой команды. Пять ламп тускло горели в люстре. Хлопнули двери – и две перегорели. Сделать нужно вам малость: сказать, сколько ламп оста – лось. (5)

Капитану 3-ей команды. 2 ученика договорились сесть в 4 вагон электрички. Но 1 ученик сел в 4 вагон от начала электрички, а другой – в 4 от конца. В одном ли вагоне едут ученики, если всего 8 вагонов? (нет)

Задание 2. + Шарады болельщикам

Поставьте вместо вопросительных знаков названия цифр так, чтобы получились имена существительные.

Задание 1-ому капитану:

р ? а (р-один-а)

Задание 2-ому капитану:

с? жка (с3жка)

ак ?са (ак3са)

Задание 3-ему капитану:

? янин (7 – янин)

смор ? а (сморо1а)

Шарады. ( болельщикам. За правильный ответ – жетончик).

Предлог и малое число,
За ними букву скажем.
А в целом – ты найдёшь его
Почти под домом каждым. (По-два-л)

Возьмите наименьшее трехзначное число
И букву назовите рядом с ним одновременно.
И вы одно получите из слов,
Которым называют кучу сена. (Сто-г)

Я приношу с собою боль,
В лице больного искаженье,
А “Ф” на “П” заменишь коль,
То превращаюсь в знак сложенья.
(Ф-люс – П-люс)

С буквой “Л” - в игре в футбол –
Часто слышим слово…
С “Д” уж в слове смысл не тот –
Мерой стало,
Просто… (год)

Я нелюбимая оценка в дневнике,
Из-за меня у школьников мрачнеет вся природа,
Но если внутрь меня поставить “Е”,
То среди женского я рода. (Два – Дева)

Число я – меньше десяти,
Тебе легко меня найти,
Но если букве “Я” прикажешь рядом встать,
Я все – отец, и ты, и дедушка, и мать. (Семь – семья)

Сначала назови ты за городом дом,
В котором лишь летом семьёю живём,
Две буквы к названью приставь заодно,
Получится то, что решать суждено. (Дача – задача)

Я важная деталь судна,
И без меня оно по воле ветра мчится,
Но вставленная буква “Б” одна
Меняет слова смысл – денежная единица. (Руль – рубль)

4.Конкурс смекалистых

Каждой команде одновременно раздаются задачи для решения. (Учитывается кто быстрее и правильно решит).

-Три ученицы – Валя, Галя и Катя пришли на праздник в платьях разного цвета: одна в белом, другая в красном, третья в голубом. Катя не была в голубом, Валя была не в голубом и не в красном. В каком платье была каждая из девочек? (Катя – в красном, Валя – в белом, Галя – в голубом.)

-По тропинке идут 3 черных и 6 серых гусей, а на встречу им 1 серая и 1 белая утка. Сколько всего уток?(2)

-2 ученика договорились сесть в 4 вагон электрички. Но 1 ученик сел в 4 вагон от начала электрички, а другой – в 4 от конца. В одном ли вагоне едут ученики, если всего 8 вагонов? (нет)

5. Конкурс пословиц.

В течение 2 минут каждая команда должна записать как можно больше пословиц и поговорок, содержащих числа. Например: Семь бед – один ответ.

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей

Старый друг-лучше новых двух.

«Семь раз отмерь, один раз отрежь»,

«Один в поле не воин» и т.д.

6. Кроссворд.( для болельщиков)


По горизонтали:

1. Действие, обратное умножению.

2. Знак, показывающий отсутствие единиц какого-либо разряда.

3. Название знака действия.

4. Наименьшее однозначное число.

По вертикали:

5. Наименьшая единица времени.

6. Число, выраженное единицей шестого разряда.

7. Фигура, ограниченная окружностью.

Ответы: 1. Деление. 2. Нуль. 3. Минус. 4. Один. 5. Секунда. 6. Миллион. 7. Круг.

Подведение итогов