«Утверждаю»
Директор СОШ:_________
/Кахриманова Р.В./
Неделя математики и физики в школе
Методическая разработка
внеурочного мероприятия:
«Занимательная математика»
для учащихся 9-11 классов
Разработала:
учитель математики:
Аликберова Насиба Шахвеледовна
МКОУ «Оружбинская СОШ»
2022г.
Методическая разработка представляет интерес для учителей математики, воспитателей и др. Содержит информацию по истории математики, занимательные задачи, интересные факты. Имеет мультимедийное сопровождение.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка Сценарий игры Приложение: презентации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка внеурочного мероприятия Брейн-ринг «Занимательная математика» разработана для проведения мероприятия в рамках недели математики для учащихся 9-11 по профессии «Продавец, контролер-кассир»
Целями мероприятия являются
создание условий для применения знаний, полученных в процессе обучения математике, к решению логических и нестандартных задач.
Задачи:
-развитие интереса к изучению математики, к истории математики
-расширение знаний студентов, развитие познавательного интереса к изучению математики;
-воспитание стремления к совершенствованию своих знаний;
-развитие сотрудничества, формирование навыков работы в группе.
Методическая разработка содержит
Сценарий игры
Приложения: презентация игры
БРЕЙН – РИНГ
«Занимательная математика»
В игре принимают участие две команды по 6 человек. Каждая команда занимает свой стол. Ведущий задает вопрос, участники обсуждают 1 минуту и подают сигнал, что готовы отвечать на вопрос. Отвечает команда, первая подавшая сигнал. Если ответ дан неверный, то право ответа переходит к другой команде. За правильный ответ команда получает 1 очко. Побеждает команда, первая набравшая 6 очков. За время игры команда может один раз взять помощь болельщиков и дополнительную минуту.
Награждение:
Команда, набравшая 6 очков, награждается дипломом 1 степени.
Команда, набравшая менее 6 очков, награждается дипломом 2 степени, 3 степени.
Цель: создать условия для применения знаний, полученных в процессе обучения математике, к решению логических и нестандартных задач.
Задачи:
развитие интереса к изучению математики, к истории математики
расширение знаний студентов, развитие познавательного интереса к изучению математики;
воспитание стремления к совершенствованию своих знаний;
развитие сотрудничества, формирование навыков работы в группе
Участники – учащиеся 9-11 классов
Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, экран
презентация с заданиями,
черный ящик,
кубик,
листы для ответов,
ручки.
Ход игры:
Ведущий приветствует всех собравшихся, представляет команды, капитанов команд, сообщает правила игры.
1 раунд
Бюро прогнозов сообщило в 12 часов дня, что в Москве в ближайшую неделю сохранится безоблачная погода. Можно ли ожидать, что через 60 часов в Москве будет светить солнце?
Ответ: нет, через 60 часов будет ночь
2 раунд
Какому учёному принадлежат слова: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит?»
Ответ: М.В. Ломоносов
3 раунд
Где в рассуждении допущена ошибка?
В равенстве а2 – а2 = а2 – а2 каждую из частей разложим на множители разными способами:
а(а – а) = (а – а)(а + а), а затем обе части разделили на выражение (а –а) и получили а = а + а, или а = 2а?
Ответ: (а –а)=0, деление на 0 не определено
4 раунд
У великого Гиппократа спросили: «Правда ли, что гениальность — это болезнь?» «Безусловно, — ответил Гиппократ, — но очень редкая» Какое еще свойство этой болезни отметил с сожалением Гиппократ?
Ответ : Не заразная.
5 раунд
Назовите два числа, у которых количество цифр равно количеству букв, составляющих название каждого из этих чисел.
Ответ: "сто" - 100; "миллион" – 1000000
6 раунд
В бухте стоит корабль. С борта на воду сброшена веревочная лестница. У лестницы 10 ступенек, расстояние между ступеньками 30 см. Самая нижняя ступенька касается воды. Начинается прилив, уровень воды поднимается на 15 см в час. Через сколько часов покроется водой третья снизу ступенька верёвочной лестницы?
Ответ: никогда
7 раунд
Лена живет на четвертом этаже, при этом, поднимаясь к себе домой, она проходит по лестнице 60 ступенек. Юля живет в этом же подъезде на втором этаже. Сколько ступенек проходит Юля, поднимаясь к себе домой на второй этаж?
Ответ: Для того, чтобы подняться на 4-й этаж, Лене необходимо пройти три лестничных пролета (60 ступенек). Чтобы подняться на 2-й этаж, Юле необходимо пройти всего лишь один лестничный пролет, то есть 20 ступенек.
8 раунд
Широко известно такое определение понимания: «Понять – значит простить». Братья Стругацкие добавили в него всего одну букву. Полученный ими способ понимания распространён, например, в математике. Назовите добавленную букву, которую и саму нередко можно увидеть в математических записях.
Ответ: Понять- значит упростить
9 раунд
Сколько раз к наибольшему однозначному числу надо прибавить наибольшее двузначное число, чтобы получить наибольшее трёхзначное
Ответ: один раз 9 и 99 получится 999
10 раунд
Математика спрашивают: «Есть ли крылья у слона?» - «Есть, - отвечает математик, - но они…». Закончите этот анекдот двумя словами.
Ответ: Но они равны нулю
11 раунд
Парусник отправляется в плавание в понедельник в полдень. Плавание будет продолжаться 100 часов. Назовите день и час его возвращения в порт.
Ответ: пятница, 4 часа дня
12 раунд
3 чана, 1 чжи, 4цуня, 1 фэн, 5 ли, 9 хао, 2 мяо, 6 ху… Ответьте абсолютно точно, о чём идёт речь в этой последовательности? (о числе пи)
Ответ: о числе пи
13 раунд
В доме 100 квартир. Сколько раз на табличках квартир написана цифра 9?
Ответ: 20
14 раунд
Чёрный ящик. В черном ящике лежит предмет, название которого произошло от греческого слова, означающего «игральная кость». Термин ввели Пифагорейцы, а используется этот предмет в играх меленькими детьми. Что в черном ящике? (куб, кубик)
15 раунд
На прямой посажено 10 кустов так, что расстояние между любыми соседними кустами одно и тоже. Найдите это расстояние, если расстояние между крайними кустами 90 дм?
Ответ: 10 дм
16 раунд
Электропоезд едет с востока на запад. Набрав скорость, поезд делает 60 км/ч. В том же направлении – с востока на запад – дует ветер, но со скоростью 50 км/ч. В какую сторону относит дым поезда?
Ответ: у электропоезда нет дыма
17 раунд
Герои русских сказок часто отправлялись «в тридевятое царство, тридесятое государство». Какая же по счёту страна была целью их путешествия?
Ответ: 3*9+3*10=57
18 раунд
Перед Вами стоят 6 стаканов : три с водой и три пустых. Дотроньтесь рукой лишь до одного стакана и добейтесь, чтобы полные и пустые чередовались.
Ответ: перелить воду
19 раунд
Когда моему отцу был 31 год, мне было 8 лет, а теперь отец старше меня вдвое. Сколько мне лет теперь?
Ответ - 23 года. Разность между годами отца и сына равна 23 годам; следовательно, сыну надо иметь 23 года, чтобы отец был вдвое старше его.
20 раунд
Сложили 111 тысяч, 111 сотен и 111 единиц. Какое число получили?
Ответ: 111000+11100 +111 = 122211
21 раунд
Если Серёжа поедет в школу автобусом, а обратно пойдёт пешком, то он затратит на весь путь 1 ч 30 мин. Если же в оба конца он поедет автобусом, то затратит всего 30 мин. Сколько времени затратит Серёжа, если пойдёт пешком и в школу и обратно?
Ответ: если автобусом тратит 30 минут туда и обратно, то в одну сторону -15 минут.
Пешком и автобусом 1 час 30 минут, тогда пешком 1 час 15 минут. На весь путь пешком 2 часа 30 минут
Подведение итогов.
Награждение состоится на линейке, посвященной закрытию недели математики.
Команда, набравшая 6 баллов, награждается дипломом 1 степени,
Команда, набравшая менее 6 баллов, награждается дипломом 2 степени.
Литература: