СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательные нестандартные уроки русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выбор формы проведения нестандартных занимательных уроков - результат раздумий о том, как сделать уроки интересными для ребят

Просмотр содержимого документа
«Занимательные нестандартные уроки русского языка»

Занимательные нестандартные уроки русского языка

Занимательные нестандартные уроки русского языка

Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому одной из главных задач является развитие у школьников интереса к русскому языку и воспитание потребности изучать его. Педагогами и психологами доказано, что познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения.
  • Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому одной из главных задач является развитие у школьников интереса к русскому языку и воспитание потребности изучать его. Педагогами и психологами доказано, что познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения.
Выбор формы проведения нестандартных занимательных уроков – результат раздумий о том, как сделать уроки интересными для ребят. Чтобы они приходили за знаниями без страха и боязни, с ожиданием нового. Чтобы уроки проходили на одном дыхании. Чтобы дети не ожидали с тоской звонка на перемену. Уровень познавательного интереса выражается прежде всего в характере познавательной деятельности, с которой справляется ученик: репродуктивный, фактологический, описательно-поисковый или творческий
  • Выбор формы проведения нестандартных занимательных уроков – результат раздумий о том, как сделать уроки интересными для ребят. Чтобы они приходили за знаниями без страха и боязни, с ожиданием нового. Чтобы уроки проходили на одном дыхании. Чтобы дети не ожидали с тоской звонка на перемену.
  • Уровень познавательного интереса выражается прежде всего в характере познавательной деятельности, с которой справляется ученик: репродуктивный, фактологический, описательно-поисковый или творческий
 Можно выделить частные задачи, которые решаются в процессе такой деятельности: воспитание коммуникативной культуры школьников; расширение и углубление запаса знаний учеников; выявление и поддержка лигвистически одарённых учащихся; поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабо успевающих по русскому языку; развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

Можно выделить частные задачи, которые решаются в процессе такой деятельности:

  • воспитание коммуникативной культуры школьников;
  • расширение и углубление запаса знаний учеников;
  • выявление и поддержка лигвистически одарённых учащихся;
  • поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабо успевающих по русскому языку;
  • развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.
И это всё о нём, о местоимении  Местоимение – это страна, на карте которой несколько крупных городов. Нам предстоит побывать в каждом из них. Но прежде мы должны вспомнить названия этих городов – разрядов местоимений. Сколько их всего? (9)  1. Я буду читать предложения, а вы, ребята, найдите в них местоимения, назовите их разряд и нанесите на карту название этого города-разряда. Объясните значение пословиц: 1) Ученым никто не родится. (Отриц.) 2) Книга – окно в мир, почаще заглядывай в это окно. (Указ.) 3) Народная дружба и братство дороже всякого богатства. (Опред.) 4) Друга любить – себя не щадить. (Возвр.). 5) Умный надеется на свои дела, а глупый полагается на авось. (Притяж.) 6) Кое-какие иллюстрации не понравились. (Неопред.) 7) Мы вышли на дорогу, которая вела в лес. (Относит.) 8) Кто хочет мира? (Вопр.) 9) Он , и ты, и я. (Личн.)

И это всё о нём, о местоимении

Местоимение – это страна, на карте которой несколько крупных городов. Нам предстоит побывать в каждом из них. Но прежде мы должны вспомнить названия этих городов – разрядов местоимений. Сколько их всего? (9)

1. Я буду читать предложения, а вы, ребята, найдите в них местоимения, назовите их разряд и нанесите на карту название этого города-разряда. Объясните значение пословиц:

1) Ученым никто не родится. (Отриц.)

2) Книга – окно в мир, почаще заглядывай в это окно. (Указ.)

3) Народная дружба и братство дороже всякого богатства. (Опред.)

4) Друга любить – себя не щадить. (Возвр.).

5) Умный надеется на свои дела, а глупый полагается на авось. (Притяж.)

6) Кое-какие иллюстрации не понравились. (Неопред.)

7) Мы вышли на дорогу, которая вела в лес. (Относит.)

8) Кто хочет мира? (Вопр.)

9) Он , и ты, и я. (Личн.)

 2. Мы прибыли в город личных местоимений. Переставьте карточки с местоимениями и отгадайте загадку:  Какие местоимения самые чистые? (Вы – мы - ты)  Вы знаете, что личные местоимения могут меняться до неузнаваемости. Выпишите их в столбик вместе с предлогами. (Дается текст):  Отец был строг и суров со мной . Тяжелое горе закрывало меня от него. Я не встречал у него ни привета, ни ласки. Нянька отделяла от меня мою сестру, и я не мог играть с нею. Между тем надо мною собиралась гроза. Януш рассказал отцу обо мне. (10 местоим.)  Проверим, правильно ли вы выписали личные местоимения?  Из какого произведения этот отрывок? Кто автор? (В.Г. Короленко «Дети подземелья»)

2. Мы прибыли в город личных местоимений. Переставьте карточки с местоимениями и отгадайте загадку:

Какие местоимения самые чистые? (Вы – мы - ты)

Вы знаете, что личные местоимения могут меняться до неузнаваемости. Выпишите их в столбик вместе с предлогами. (Дается текст):

Отец был строг и суров со мной . Тяжелое горе закрывало меня от него. Я не встречал у него ни привета, ни ласки. Нянька отделяла от меня мою сестру, и я не мог играть с нею. Между тем надо мною собиралась гроза. Януш рассказал отцу обо мне. (10 местоим.)

Проверим, правильно ли вы выписали личные местоимения?

Из какого произведения этот отрывок? Кто автор? (В.Г. Короленко «Дети подземелья»)

 3. Какой городок самый маленький в стране Местоимение? (Себя)  Какого падежа нет у этого местоимения? (Именительного)  Местоимение себя очень дружит с фразеологизмами. Замените данные словосочетания фразеологизмами: 1) Читать молча – … (про себя) 2) Контролировать себя - … (владеть собой) 3) Очень злиться - … (выходить из себя) 4) Говорить о других плохо - … (судить по себе) 5) Глубоко задуматься - … (уйти в себя) 6) Хитрый, скрытный - … (себе на уме) 7) Очнуться - … (прийти в себя) 8) Плохо выглядит -… (на себя не похож)

3. Какой городок самый маленький в стране Местоимение? (Себя)

Какого падежа нет у этого местоимения? (Именительного)

Местоимение себя очень дружит с фразеологизмами. Замените данные словосочетания фразеологизмами:

1) Читать молча – … (про себя)

2) Контролировать себя - … (владеть собой)

3) Очень злиться - … (выходить из себя)

4) Говорить о других плохо - … (судить по себе)

5) Глубоко задуматься - … (уйти в себя)

6) Хитрый, скрытный - … (себе на уме)

7) Очнуться - … (прийти в себя)

8) Плохо выглядит -… (на себя не похож)

 4. При въезде в следующий город висит транспарант с такими знаками:  -то, -либо, -нибудь, кое-, не-. Какие местоимения тут живут? (Неопределенные)  Приглашаю по одному человеку к доске. (Ученики пишут на задней стороне доски). Напишите грамотно под диктовку:  Приготовить кое-что, сдружиться с кем-либо, рассердиться из-за чего-то, рассадить кое-кого кое с кем, сбегать за чем-нибудь, некто нашёл нечто.  А теперь проверим правильность. (Поворачиваем доску)  5. Следующие два города так похожи друг на друга, что порой их трудно отличить. Они совсем одинаковые. Какие это местоимения? (Вопросительные и относительные)  Вот жители просят вас рассудить их, где кому жить. Где встречаются вопросительные местоимения? (В вопросительных предложениях). А относительные? (В сложных предложениях).

4. При въезде в следующий город висит транспарант с такими знаками:

-то, -либо, -нибудь, кое-, не-. Какие местоимения тут живут? (Неопределенные)

Приглашаю по одному человеку к доске. (Ученики пишут на задней стороне доски). Напишите грамотно под диктовку:

Приготовить кое-что, сдружиться с кем-либо, рассердиться из-за чего-то, рассадить кое-кого кое с кем, сбегать за чем-нибудь, некто нашёл нечто.

А теперь проверим правильность. (Поворачиваем доску)

5. Следующие два города так похожи друг на друга, что порой их трудно отличить. Они совсем одинаковые. Какие это местоимения? (Вопросительные и относительные)

Вот жители просят вас рассудить их, где кому жить. Где встречаются вопросительные местоимения? (В вопросительных предложениях). А относительные? (В сложных предложениях).

 Игра «Светофор»  Красные карточки – вопросительные местоимения. Желтые карточки – относительные. Сначала показываем карточки, а потом отвечаем на вопрос. Какой океан самый большой? (Тихий) Я знаю , какой океан самый большой. Все знают, кто первым полетел в космос. Кто полетел первым в космос? (Гагарин) Сколько дней в високосном году? (366) Мы знаем, сколько дней в високосном году. Что такое чардаш? (Венгерский танец) Теперь вы знаете, что такое чардаш. Чей голос из птиц считается самым приятным? (Соловья) Все знают, чей голос самый приятный.

Игра «Светофор»

Красные карточки – вопросительные местоимения. Желтые карточки – относительные. Сначала показываем карточки, а потом отвечаем на вопрос.

  • Какой океан самый большой? (Тихий)
  • Я знаю , какой океан самый большой.
  • Все знают, кто первым полетел в космос.
  • Кто полетел первым в космос? (Гагарин)
  • Сколько дней в високосном году? (366)
  • Мы знаем, сколько дней в високосном году.
  • Что такое чардаш? (Венгерский танец)
  • Теперь вы знаете, что такое чардаш.
  • Чей голос из птиц считается самым приятным? (Соловья)
  • Все знают, чей голос самый приятный.
 6. Жители этого города любят всё присваивать себе: моё, наше! Какие это местоимения? (Притяжательные).  Ответьте притяжательными местоимениями:  Рюкзак чей? (Мой)  Дневник чей? (Твой)  Мнение чьё? (Своё)  Класс чей? (Наш)  Желание чьё? (Ваше)  Солнце чьё? (Наше)  7. Жители этого города никогда ни с чем и ни с кем не соглашаются. Кто они? (Отрицательные местоимения)  Сначала загадка: Какой болезнью на земле никто не болеет? (Морской) Какое отрицательное местоимение здесь использовано? (Никто)

6. Жители этого города любят всё присваивать себе: моё, наше! Какие это местоимения? (Притяжательные).

Ответьте притяжательными местоимениями:

  • Рюкзак чей? (Мой)
  • Дневник чей? (Твой)
  • Мнение чьё? (Своё)
  • Класс чей? (Наш)
  • Желание чьё? (Ваше)
  • Солнце чьё? (Наше)

7. Жители этого города никогда ни с чем и ни с кем не соглашаются. Кто они? (Отрицательные местоимения)

Сначала загадка:

  • Какой болезнью на земле никто не болеет? (Морской)
  • Какое отрицательное местоимение здесь использовано? (Никто)
Прочитайте вслух вредные советы от Григория Остера и назовите отрицательные местоимения. Только не перепутайте с отрицательными наречиями! 1 команда. Руками никогда нигде Не трогай ничего. Не впутывайся ни во что И никуда не лезь. В сторонку молча отойди, Встань скромно в уголке И тихо стой, не шевелясь, До старости своей. 2 команда. Никогда не мойте руки, Шею, уши и лицо. Это глупое занятье Не приводит ни к чему . Вновь испачкаются руки, Шея, уши и лицо, Так зачем же тратить силы, Время попусту терять. Стричься тоже бесполезно, Никакого смысла нет: К старости сама собою Облысеет голова.

Прочитайте вслух вредные советы от Григория Остера и назовите отрицательные местоимения. Только не перепутайте с отрицательными наречиями!

1 команда.

Руками никогда нигде

Не трогай ничего.

Не впутывайся ни во что

И никуда не лезь.

В сторонку молча отойди,

Встань скромно в уголке

И тихо стой, не шевелясь,

До старости своей.

2 команда.

Никогда не мойте руки,

Шею, уши и лицо.

Это глупое занятье

Не приводит ни к чему .

Вновь испачкаются руки,

Шея, уши и лицо,

Так зачем же тратить силы,

Время попусту терять.

Стричься тоже бесполезно,

Никакого смысла нет:

К старости сама собою

Облысеет голова.

 8. А в этом городе все жители любят указывать. Какие это местоимения? (Указательные). Можете их перечислить? (Тот, этот, такой, таков, столько). Составьте мини-сочинение на тему «За грибами», используя указательные местоимения. Работаем в команде.  9. И последний город, в котором мы остановимся, - это город, где живут определительные местоимения. Напишите их. (Весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой). Давайте проверим.  Вставьте подходящие по смыслу определительные местоимения в данный текст:  Ребята! … (каждый) из вас после окончания школы может выбрать… (любую) профессию. Нужно только помнить, что … (всякая) работа требует упорства и знаний.

8. А в этом городе все жители любят указывать. Какие это местоимения? (Указательные). Можете их перечислить? (Тот, этот, такой, таков, столько). Составьте мини-сочинение на тему «За грибами», используя указательные местоимения. Работаем в команде.

9. И последний город, в котором мы остановимся, - это город, где живут определительные местоимения. Напишите их. (Весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой). Давайте проверим.

Вставьте подходящие по смыслу определительные местоимения в данный текст:

Ребята! … (каждый) из вас после окончания школы может выбрать… (любую) профессию. Нужно только помнить, что … (всякая) работа требует упорства и знаний.

 10. Послушайте текст, который называется «Улыбка». Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Улыбка длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда. Никто не богат настолько, чтобы обойтись без неё , и нет такого бедняка , который не стал бы от неё богаче. Улыбка создаёт счастье в доме, порождает атмосферу добра. Она отдых для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных. Улыбку нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока её не отдали. Никто не нуждается в ней так, как те, у кого уже ничего не осталось, что можно было бы отдать.  Хорошие слова? Не жалейте улыбок, улыбайтесь, господа!  А теперь найдите все местоимения и укажите их разряд. (28 местоимений)

10. Послушайте текст, который называется «Улыбка».

  • Улыбка ничего не стоит, но много даёт.
  • Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.
  • Улыбка длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда.
  • Никто не богат настолько, чтобы обойтись без неё , и нет такого бедняка , который не стал бы от неё богаче.
  • Улыбка создаёт счастье в доме, порождает атмосферу добра.
  • Она отдых для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных.
  • Улыбку нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока её не отдали.
  • Никто не нуждается в ней так, как те, у кого уже ничего не осталось, что можно было бы отдать.

Хорошие слова? Не жалейте улыбок, улыбайтесь, господа!

А теперь найдите все местоимения и укажите их разряд. (28 местоимений)

 11. Вот и побывали мы в стране Местоимение, в разных городах-разрядах. А в заключение вернёмся к названию нашего урока «И это всё о нём, о местоимении». Местоимения каких разрядов использованы в названии? (Это – указательное, всё – определительное, о нём – личное). Местоимения украшают и разнообразят нашу речь, помогают избежать ненужных повторов. Дружите с местоимениями. Всего доброго!

11. Вот и побывали мы в стране Местоимение, в разных городах-разрядах. А в заключение вернёмся к названию нашего урока «И это всё о нём, о местоимении». Местоимения каких разрядов использованы в названии? (Это – указательное, всё – определительное, о нём – личное). Местоимения украшают и разнообразят нашу речь, помогают избежать ненужных повторов. Дружите с местоимениями. Всего доброго!

Город Якутск старейший город Сибири. Петр Бекетов основатель Ленского острога.

Город Якутск старейший город Сибири.

Петр Бекетов основатель Ленского острога.

Местоположение Якутска долина Туймаада. Гора Чочур-Муран священное место предков якутов.

Местоположение Якутска долина Туймаада.

Гора Чочур-Муран священное место предков якутов.

Внутри Ленского острога были жилые помещения храм пороховой погреб амбары для хлеба соли мехов.

Внутри Ленского острога были жилые помещения храм пороховой погреб амбары для хлеба соли мехов.

Ысыах проводится с осуохаем и кумысопитием соревнованиями и конскими скачками.

Ысыах проводится с осуохаем и кумысопитием соревнованиями и конскими скачками.

Семен Дежнев открывал новые земли составлял их чертежи изучал народ. Евражки обитают только на левом берегу Лены а на правом не живут. В Якутске живут и трудятся люди 80 национальностей. Фирма «Сардаана» производит чороны сувениры из кожи меха бивня мамонта.
  • Семен Дежнев открывал новые земли составлял их чертежи изучал народ.
  • Евражки обитают только на левом берегу Лены а на правом не живут.
  • В Якутске живут и трудятся люди 80 национальностей.
  • Фирма «Сардаана» производит чороны сувениры из кожи меха бивня мамонта.
На реке около Якутска находятся крупные острова Хорогор Хатыстыр и Харыялах.

На реке около Якутска находятся крупные острова Хорогор Хатыстыр и Харыялах.

Северные берега республики омывают воды двух морей Лаптевых и Восточно-Сибирского.

Северные берега республики омывают воды двух морей Лаптевых и Восточно-Сибирского.

У Якутска есть города-побратимы Фэрбенкс Гирин Мурояма Дармштадт. В Республике Саха много красивых рек Лена Алдан Вилюй Индигирка Яна. В Якутии есть большие города Якутск Мирный Нерюнгри. В зимнюю спячку залегают различные животные суслик бурундук медведь.
  • У Якутска есть города-побратимы Фэрбенкс Гирин Мурояма Дармштадт.
  • В Республике Саха много красивых рек Лена Алдан Вилюй Индигирка Яна.
  • В Якутии есть большие города Якутск Мирный Нерюнгри.
  • В зимнюю спячку залегают различные животные суслик бурундук медведь.
В Якутске празднуют ысыах когда наступает самый длинный день в году. Ысыах начинается с восхода и все ждут появления первых лучей солнца.

В Якутске празднуют ысыах когда наступает самый длинный день в году.

Ысыах начинается с восхода и все ждут появления первых лучей солнца.

Якутская земля схвачена мерзлотой которая никогда не тает.

Якутская земля схвачена мерзлотой которая никогда не тает.

    Лети Беркут все узнай а потом нам расскажешь! Выходи черный разбойник на битву! Ученые старцы вы меня опять удивляете. Говорят соседка ты большая мастерица олонхо сказывать.  (Якутские сказки)
    • Лети Беркут все узнай а потом нам расскажешь!
    • Выходи черный разбойник на битву!
    • Ученые старцы вы меня опять удивляете.
    • Говорят соседка ты большая мастерица олонхо сказывать.

    (Якутские сказки)

    Мышка громко радостно запищала Вот оно, солнышко! Я первая увидела! Опять не принес зайца бездельник? сердито говорила старуха своему мужу. Ах, какой теплый и мягкий мех ушел от меня! досадовала старуха. Человек постучал в дверь и сказал Тойон прибыл твой гость Манчаары!
    • Мышка громко радостно запищала Вот оно, солнышко! Я первая увидела!
    • Опять не принес зайца бездельник? сердито говорила старуха своему мужу.
    • Ах, какой теплый и мягкий мех ушел от меня! досадовала старуха.
    • Человек постучал в дверь и сказал Тойон прибыл твой гость Манчаары!
    Мы – деловые люди (урок по теме «Язык современного делового человека») Цели:  - систематизировать знания об официально-деловом стиле речи;  - повторить необходимые для грамотного делового общения сведения по лексике и фразеологии, грамматике, орфографии и орфоэпии;  - активизировать интерес школьников к учебному предмету, расширять их кругозор, воспитывать уважение к русскому языку, его богатству, желание соблюдать его законы и правила.

    Мы – деловые люди

    (урок по теме «Язык современного делового человека»)

    Цели:

    - систематизировать знания об официально-деловом стиле речи;

    - повторить необходимые для грамотного делового общения сведения по лексике и фразеологии, грамматике, орфографии и орфоэпии;

    - активизировать интерес школьников к учебному предмету, расширять их кругозор, воспитывать уважение к русскому языку, его богатству, желание соблюдать его законы и правила.

     Конкурс 1. Визитная карточка. Команды показывают свои визитки (название команды, девиз, эмблема, командир)  Задание 1.

    Конкурс 1. Визитная карточка.

    • Команды показывают свои визитки (название команды, девиз, эмблема, командир)
    • Задание 1.
    Конкурс 2. Коварные вопросы.
    • Конкурс 2. Коварные вопросы.
    Конкурс 3. Составим документы.
    • Конкурс 3. Составим документы.
    Конкурс 4. Укажите падеж

    Конкурс 4. Укажите падеж

     Конкурс 5. Вставьте окончания.  По прибыти_ на совещание, по предъявлени_ документа, по истечени_ срока, по приезд_ в город.
    • Конкурс 5. Вставьте окончания.
    • По прибыти_ на совещание, по предъявлени_ документа, по истечени_ срока, по приезд_ в город.
     Замените слова, которые вам кажутся неуместными в данной ситуации. В поезде молодая женщина расхваливает свой дом: «Чуть выйдешь за калитку, сейчас же зеленый массив». Незнакомец подходит к человеку, который ловит рыбу, и спрашивает: «Какие мероприятия вы предпринимаете для активизации клева?» Молодой человек спрашивает у маленькой девочки: «Ты по какому вопросу плачешь?»
    • Замените слова, которые вам кажутся неуместными в данной ситуации.
    • В поезде молодая женщина расхваливает свой дом: «Чуть выйдешь за калитку, сейчас же зеленый массив».
    • Незнакомец подходит к человеку, который ловит рыбу, и спрашивает: «Какие мероприятия вы предпринимаете для активизации клева?»
    • Молодой человек спрашивает у маленькой девочки: «Ты по какому вопросу плачешь?»
     Конкурс 8. Речевые ошибки. Исправьте ошибки: Руководитель призвал подчиненных соблюдать исполнительскую дисциплину. Рыбье хозяйство наладило поставки свежей продукции в магазины города. Петров по своему характеру чрезвычайно скрытый человек. Туристам пришлось изменить маршрут, чтобы запастись продукцией. На конференции рассматривался вопрос о наиболее эффектных методах преподавания. Дипломант успешно защитил работу. Выводы и предложения докладчика были основанными. Некоторые наши фильмы получают признательность за рубежом. Места для купания должны быть оборудованы спасительными средствами.
    • Конкурс 8. Речевые ошибки.
    • Исправьте ошибки:
    • Руководитель призвал подчиненных соблюдать исполнительскую дисциплину.
    • Рыбье хозяйство наладило поставки свежей продукции в магазины города.
    • Петров по своему характеру чрезвычайно скрытый человек.
    • Туристам пришлось изменить маршрут, чтобы запастись продукцией.
    • На конференции рассматривался вопрос о наиболее эффектных методах преподавания.
    • Дипломант успешно защитил работу.
    • Выводы и предложения докладчика были основанными.
    • Некоторые наши фильмы получают признательность за рубежом.
    • Места для купания должны быть оборудованы спасительными средствами.