СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательные упражнения, направленные на развитие звукобуквенного анализа и синтеза.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка полезна как для педагогов, так и для родителей.

Просмотр содержимого документа
«Занимательные упражнения, направленные на развитие звукобуквенного анализа и синтеза.»

Занимательные упражнения, направленные на развитие звукобуквенного анализа и синтеза

С первых дней своей жизни ребёнок реагирует на различные звуки. Через звуки он познает мир, в который пришел. Начинают формироваться первые фонематические представления. Постепенно ребенок начинает воспроизводить звуки, короткие слова. Запускается процесс развития речи ребёнка, который зависит от многих факторов.

Известно, что у детей с нарушениями речи в первую очередь страдает фонематическое восприятие и звукопроизношение, а это в свою очередь негативно сказывается на формировании навыков звукового анализа и синтеза. У младших школьников, как следствие, это является причиной дисграфии и дислексии. Поэтому развитие звукобуквенного анализа и синтеза является первоочередной задачей для дошкольников и младших школьников.

В период обучения ребёнка чтению первоначально происходит звуковой анализ устной речи: мысленное расчленение слова на его составляющие (звуки), установление их количества и последовательность. Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, а уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое. Прочитать слово — значит синтезировать сочетания отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, так, чтобы они составили реальное, «живое» слово. Таким образом, полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов. Звуковой анализ и синтез базируется на устойчивом фонематическом восприятии. А причиной дисграфии и дислексии является несовершенство фонематического восприятия и, как следствие, несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

В коррекционной работе учитель-логопед использует упражнения для формирования навыков звукового анализа и синтеза младших школьников, задачей которых является уточнение понятий «слово, звук». Однако эта работа может и должна продолжаться в домашних условиях. Русская поговорка «Дома и стены помогают» еще раз подтверждает важность внутрисемейного обучения в интересной игровой форме.

Для того, чтобы такие занятия были эффективными и приводили к хорошим результатам былт разработаны эти занимательные упражнения. Выполняйте их вместе с ребенком в доброжелательной уютной обстановке вашего дома, отмечайте успехи, хвалите. Общение с родителями, занятие общим делом послужат для вашего ребенка хорошей мотивацией к обучению.

1 упражнение: «Буква-цифра»

Ребенок при помощи ключа (алфавит с пронумерованными буквами) должен найти цифру, которой соответствует буква, заменить цифры буквами, прочитать слово, написать его, поставить ударение. Упражнение можно усложнить, попросив ребенка зашифровать для родителей слова самостоятельно.


Примеры

12,16,13,6,25,12,16 6,13,30

К О Л Е Ч К О Е Л Ь




Ключ:

























Зашифрованные слова:

14,1,12; 15,16,19; 5,16,14; 13,6,19; 12,10,20; 7,8; 14,33,25; 17,7,19;

2,1,13; 14,10,18; 14,1,14,1; 13,10,17,1; 25,1,27,1; 18,21,12,1; 12,10,15,16;

33,26,10,12; 2,16,13,30; 27,21,12,1; 12,1,19,12,1; 14,6,13,16,12; 25,1,26,12,1;

31,20,1,8,10; 19,20,16,13,29; 13,10,14,16,15; 14,16,13,16,12,16; 4,1,18,1,8,10;

3,16,13,16,19,29; 24,1,18,10,24,1; 33,12,16,18,31; 11,16,5; 19,1,18,1,22,1,15;

4,16,18,16,5,16,12; 22,21,20,2,16,13; 26,10,26,12,1; 12,13,32,12,3,1; 2,6,4;

14,16,13,16.12,16; 17,16,13,16,19,1; 9,6,18,12,1,13,16; 20,18,16,17,10,15,12,1;

13,21,15,1; 12,18,16,12,16.5,10,13; 9,16,13,16,20,16; 14,1,13,10,15,1;

2,16,6,24; 19,20,1,18,10,12.

2 упражнение: «Зачеркните лишние буквы»

Предложите ребенку найти в группе букв одно или два слова, лишние буквы нужно зачеркнуть, слова записать и разбить на слоги.

Пример: СЕВ/Р/НЕБО – СЕВ, НЕ/БО

МТРИСО, БОЮЛАД, МЕКОЗАЖ, ЧИСТУЛОЗ, ПФОКНОИМ, МГАМАК,

РКУКУШКАСИ, ПСОКР,ПЕМЕЛОКСА, ПРЕДАНК, КСТУЛАЖ, МОРЕКС,

АФРУКТОК, ТОГОНЬК, КРЯБИНАТ, ВЕДВЕРЬЯ, КРНАСОСТ, ТОВЁС,

АСКОЛОСОКИН, ЛЯБЕДАК, КОВОРОНТО, ОКОСМОСЯ, ФКОМНАТАТ,

СПОМИДОРТИ, ТУЧЕНИКС, СПАССАЖИРК, ТКОРОВАС, НУСЕВЕРТ,

ПРЮТОЧКАНС, СИПАРТАК, НЁСОЛОМЧА, ИВКАПУСТАН, ИЛИСАР

3 упражнение: «Догадайся кто?»

В этих словах перепутаны местами буквы, ребенок должен переставить буквы так, чтобы получилось имя сказочного героя, а потом записать слово в тетрадь и подчеркнуть ударный слог.

Пример: САЛОРУЧКА – РУСАЛОЧКА

ОГУРЧАСНЕК, НОВОДЯЙ, МОВОЙДЮЧКА, ЛОСБЕЖЕНКА, ШКАЛОЗУ,

ШУНАЛЁКА, СНОКРАЛ, ЧАКОПЯТ, СТАШИРАЛ, БУКАШРАЧЕ,

ТРОМАСНИК, МОВОДОЙ.

4 упражнение: «Переставь букву»

Ребенок должен переставить первую букву в нужное место и прочитать получившееся слово, записать его, выделить красным цветом гласные.

Пример: АРЕБЯТ – РЕБЯТА

БКОРО, КМОЛОТО, ЕВЕСЛО, РТУБА, РПУЖИНА, АМАСК, АРЫБ,

ВМЕДЕДЬ, ДОГОРО, СКОСМО, ЙДЕЖУРНЫ, СКЛАС, БУЧЕНИК, ЗАРБУ,

НМАЛИА, ТЧЕВЕРГ, АЛОПАТ, ДГОРО, ЯДЕРЕВН, ТЛЕСНИЦА, ЦЗАЯ.



5 упражнение: «Переставь слоги – прочитай слово»

В этом упражнении нужно переставить слоги так, чтобы получилось слово. Прочитать, записать, выделить синим цветом согласные.

Пример: ША-КА – КА-ША, БА-КА-БУШ – БА-БУШ-КА;

КИ-ОЧ, ГИ-НО, КА-БУЛ, ЯБ-КО-ЛО, МО-КО-ЛО, СКА-КА-МЕЙ, СЕЛЬ-КИ,

РОЗ-МО, КА-РЕЧ, ШОК-МЕ, СО-КА-РО, ВА-ЛЁК-СИ, РЕ-МО, ТЕ-ФОН-ЛЕ,

КА-ЩУ, Е-ХА-ЖИ, ТЯ-ТЁ, ЛИ-ЦА-СИ, ВО-БЕЙ-РО, КА-РУЧ, РАДЬ-ТЕТ,

У-ЦА-ЛИ, ЛИ-КА-НЕЙ, ВО-СЫ-ЛО, Я-ДА-ГО, ЦО-ЯЙ, КРА-ВА-ПИ, ЛО-СЕ.

6 упражнение: «Найди пять слов»

Среди букв ребенок должен найти пять слов. Прочитать, записать, выделить зеленым цветом мягкие согласные в словах.

1) ПРДЕНЬЗОКЛКАПЕЛЬСОЯФДЯКОРЬМТЗРГВОЗДЬТВМЫСОЛЬМКФШ

2) ЗЩБАНЬКАГРМОФДОЛЬКАЧКОГАЛЬКАЗШТЬБПОЛЬКАЮТПУЛЬКАГ

3) МОЗЛИСТЬЯКОГРОЗДЬЯБИВЬЮГАМТЕДЕРЕВЬЯСТЕМУЛЬИЗЭХЯ

7 упражнение: «Ребусы»

Объясните ребенку правили разгадывания ребусов: запятая, поставленная в начале слова означает, что первую букву нужно убрать, запятая в конце слова – последнюю букву нужно убрать, взятая в скобки буква не читается. Если стоит знак + , то слова сливаются в одно слово. Получившиеся слова нужно записать и подчеркнуть все звонкие согласные.

Пример: , , ПИРОГИ , - РОГ; З(А)РЯ – ЗРЯ; КОЛБА+С(К)АЗКА , , , – КОЛБАСА

1) , , БАРАК 2) БУ(Л)КА 3) , , РЕБУСЫ 4) ГАЛ(Ь)КА 5) НОСОК , ,

6) СЕ(Д)ЛО 7) ЛИС , + , , ЯЙЦО 8) СОР , + , , ИЗБА + , , РУКА 9) С(Л)ОВА

10) ВЕ(Е)Р + Т(ЕЛ)О +, , ЛЁТ 11) Б(Л)ИН , + ЛЕТО , 12) С(Т)О + РОГ , + К(УР)А

8 упражнение: «Слова-перевёртыши»

Слова нужно читать с конца. Ребенок произносит слово, записывает и делает фонетический разбор.

Пример: КИДАС - САДИК;

СЁВО, КИТСАЛ, ЬЛЕФТРОП, НИЗАГАМ, ИЩОВО, КЫЗЯ, ЫНОМИЛ, ШАДНАРАК,

АСОЛОП, ЦЕРОВКС, ОКОЛОМ, ДОРОГО, АТСУПАК, ГУРД, ЦЕРУГО, АКЗАКУ,

ДЕПИСОЛЕВ, АТОББУС, ЛАТРАВК, АКШУГЯЛ, АВАРТ, ЦЕДОЛОМ, АДОГЯ,

ИЛФАВ, ЫВЬЛ, ИКШИШ, СУБОТВА, АНИЗРОК, АДУСОП, ИГОПАС, АКЬЛИК.

План фонетического разбора

  1. Поставьте ударение.

  2. Разделите слово на слоги. Сосчитайте и запишите их количество.

  3. Выпишите все буквы этого слова в столбик одну под другой. Сосчитайте и запишите их количество.

  4. Напишите  справа от каждой буквы,  в квадратных скобках,  звук,  который эта буква обозначает.

  5. Опишите звуки:

  6. Гласный, ударный или безударный.

  7. Согласный, глухой или звонкий, парный или непарный; твёрдый или мягкий, парный или непарный.

  8. Сосчитайте и запишите количество звуков.

Ключ к упражнению

Примеры


ОКЧЕЛОК - КОЛЕЧКО

ко|леч|ко — 3 слога, 7 б., 7 зв.

К

[к]

согл., глух., тв.

О

[а]

глас, безудар.

Л

[л’]

согл.,  звон., мягк.

Е

[э]

глас, удар.

Ч

[ч’]

согл., глух., мягк.

К

[к]

согл., глух., тв.

О

[а]

глас, безудар.


ЬЛЕ - ЕЛЬ

ель — 1 слог, 3 б. 3 зв.

Е

[й’]

согл.,  звон., мягк.


[э]

глас, удар.

Л

[л’]

согл.,  звон., мягк.

Ь

 [-]

не обозначает звука, обозначает мягкость предыдущего согласного звука Л















Зашифрованные слова:

14,1,12; 15,16,19; 5,16,14; 13,6,19; 12,10,20; 7,8; 14,33,25; 17,7,19;

2,1,13; 14,10,18; 14,1,14,1; 13,10,17,1; 25,1,27,1; 18,21,12,1; 12,10,15,16;

33,26,10,12; 2,16,13,30; 27,21,12,1; 12,1,19,12,1; 14,6,13,16,12; 25,1,26,12,1;

31,20,1,8,10; 19,20,16,13,29; 13,10,14,16,15; 14,16,13,16,12,16; 4,1,18,1,8,10;

3,16,13,16,19,29; 24,1,18,10,24,1; 33,12,16,18,31; 11,16,5; 19,1,18,1,22,1,15;

4,16,18,16,5,16,12; 22,21,20,2,16,13; 26,10,26,12,1; 12,13,32,12,3,1; 2,6,4;

14,16,13,16.12,16; 17,16,13,16,19,1; 9,6,18,12,1,13,16; 20,18,16,17,10,15,12,1;

13,21,15,1; 12,18,16,12,16.5,10,13; 9,16,13,16,20,16; 14,1,13,10,15,1;

2,16,6,24; 19,20,1,18,10,12.

2 упражнение: «Зачеркните лишние буквы»

Пример: СЕВ/Р/НЕБО – СЕВ, НЕ/БО

МТРИСО, БОЮЛАД, МЕКОЗАЖ, ЧИСТУЛОЗ, ПФОКНОИМ, МГАМАК,

РКУКУШКАСИ, ПСОКР,ПЕМЕЛОКСА, ПРЕДАНК, КСТУЛАЖ, МОРЕКС,

АФРУКТОК, ТОГОНЬК, КРЯБИНАТ, ВЕДВЕРЬЯ, КРНАСОСТ, ТОВЁС,

АСКОЛОСОКИН, ЛЯБЕДАК, КОВОРОНТО, ОКОСМОСЯ, ФКОМНАТАТ,

СПОМИДОРТИ, ТУЧЕНИКС, СПАССАЖИРК, ТКОРОВАС, НУСЕВЕРТ,

ПРЮТОЧКАНС, СИПАРТАК, НЁСОЛОМЧА, ИВКАПУСТАН, ИЛИСАР

3 упражнение: «Догадайся кто?»

Пример: САЛОРУЧКА – РУСАЛОЧКА

ОГУРЧАСНЕК, НОВОДЯЙ, МОВОЙДЮЧКА, ЛОСБЕЖЕНКА, ШКАЛОЗУ,

ШУНАЛЁКА, СНОКРАЛ, ЧАКОПЯТ, СТАШИРАЛ, БУКАШРАЧЕ,

ТРОМАСНИК, МОВОДОЙ.



4 упражнение: «Переставь букву»

Пример: АРЕБЯТ – РЕБЯТА

БКОРО, КМОЛОТО, ЕВЕСЛО, РТУБА, РПУЖИНА, АМАСК, АРЫБ,

ВМЕДЕДЬ, ДОГОРО, СКОСМО, ЙДЕЖУРНЫ, СКЛАС, БУЧЕНИК, ЗАРБУ,

НМАЛИА, ТЧЕВЕРГ, АЛОПАТ, ДГОРО, ЯДЕРЕВН, ТЛЕСНИЦА, ЦЗАЯ.



5 упражнение: «Переставь слоги – прочитай слово»

Пример: ША-КА – КА-ША, БА-КА-БУШ – БА-БУШ-КА;

КИ-ОЧ, ГИ-НО, КА-БУЛ, ЯБ-КО-ЛО, МО-КО-ЛО, СКА-КА-МЕЙ, СЕЛЬ-КИ,

РОЗ-МО, КА-РЕЧ, ШОК-МЕ, СО-КА-РО, ВА-ЛЁК-СИ, РЕ-МО, ТЕ-ФОН-ЛЕ,

КА-ЩУ, Е-ХА-ЖИ, ТЯ-ТЁ, ЛИ-ЦА-СИ, ВО-БЕЙ-РО, КА-РУЧ, РАДЬ-ТЕТ,

У-ЦА-ЛИ, ЛИ-КА-НЕЙ, ВО-СЫ-ЛО, Я-ДА-ГО, ЦО-ЯЙ, КРА-ВА-ПИ, ЛО-СЕ.



6 упражнение: «Найди пять слов»

1) ПРДЕНЬЗОКЛКАПЕЛЬСОЯФДЯКОРЬМТЗРГВОЗДЬТВМЫСОЛЬМКФШ

2) ЗЩБАНЬКАГРМОФДОЛЬКАЧКОГАЛЬКАЗШТЬБПОЛЬКАЮТПУЛЬКАГ

3) МОЗЛИСТЬЯКОГРОЗДЬЯБИВЬЮГАМТЕДЕРЕВЬЯСТЕМУЛЬИЗЭХЯ







7 упражнение: «Ребусы»

Пример: , , ПИРОГИ , - РОГ; З(А)РЯ – ЗРЯ; КОЛБА+С(К)АЗКА , , , – КОЛБАСА

1) , , БАРАК 2) БУ(Л)КА 3) , , РЕБУСЫ 4) ГАЛ(Ь)КА 5) НОСОК , ,

6) СЕ(Д)ЛО 7) ЛИС , + , , ЯЙЦО 8) СОР , + , , ИЗБА + , , РУКА 9) С(Л)ОВА

10) ВЕ(Е)Р + Т(ЕЛ)О +, , ЛЁТ 11) Б(Л)ИН , + ЛЕТО , 12) С(Т)О + РОГ , + К(УР)А





8 упражнение: «Слова-перевёртыши»

Пример: КИДАС - САДИК;

СЁВО, КИТСАЛ, ЬЛЕФТРОП, НИЗАГАМ, ИЩОВО, КЫЗЯ, ЫНОМИЛ, ШАДНАРАК,

АСОЛОП, ЦЕРОВКС, ОКОЛОМ, ДОРОГО, АТСУПАК, ГУРД, ЦЕРУГО, АКЗАКУ,

ДЕПИСОЛЕВ, АТОББУС, ЛАТРАВК, АКШУГЯЛ, АВАРТ, ЦЕДОЛОМ, АДОГЯ,

ИЛФАВ, ЫВЬЛ, ИКШИШ, СУБОТВА, АНИЗРОК, АДУСОП, ИГОПАС, АКЬЛИК.