Макарова Валерия Михайловна
Статья по теме:
Макарова Валерия Михайловна
Сделать учебную работу насколько
возможно интересной для ребенка
и не превратить этой работы
в забаву – это одна из труднейших
и важных задач дидактики
К. Д. Ушинский
Под занимательностью на уроке понимаются те компоненты урока, которые содержат в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, комического. Они вызывают интерес у школьников к учебному предмету и способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки учения.
Всю занимательность обучения, следуя К. Д. Ушинскому, принято делить на «внешнюю» и «внутреннюю».
Все материалы занимательного характера обычно разбивают на три группы: материалы, занимательные по форме; материалы, занимательные по содержанию; материалы, занимательные и по форме, и по содержанию.
Основу занимательности, используемой на уроках, должны составлять задания, непосредственно связанные с программным материалом.
Также занимательность делится на:
- организационную занимательность;
- информационную занимательность;
- внеучебные задания занимательного характера;
- учебные занимательные задания.
Под организационной занимательностью понимается занимательность, связанная с организацией урока и лишь косвенно связанная с учебным материалом.
Например, лучший «решатель» устных упражнений награждается значком «Самый смекалистый» и может носить его до следующего урока.
Под информационной занимательностью понимают информацию учебно-познавательного характера, которая вызывает любопытство у учащихся.
Например, при изучении темы «Степень» можно привести наглядный пример.
Масса Луны – число очень большое (73000000000000000000000кг), но с помощью степени его можно записать намного проще (7,3 · 1022кг).
Под внеучебными занимательными заданиями понимают задачи обычно не связанные непосредственно с программным материалом.
Под учебными занимательными заданиями понимают непосредственно связанные с программным материалом и способствующие усвоению и закреплению его учащимися.
Макарова Валерия Михайловна
Задания занимательного характера ценны тем, что они наряду с привитием школьникам интереса к учению способствуют также определенному накоплению учебных знаний, умений и навыков.
Учебные задания занимательного характера можно разделить на следующие виды:
1. Занимательные вопросы, задачи, упражнения. Все компоненты учебной задачи (её подача, решение, анализ, ответ, выводы) могут быть иногда необычными для учащихся. Поэтому занимательной задачей считается такая задача, в которой содержатся элементы занимательности либо в форме подачи, либо в сюжете задачи, либо в способе решения, либо в иллюстративном материале к задаче.
Пример. Я на своих уроках при изучении теоремы Пифагора в 8 классе применила подобные задачи.
а) «Случися некоему человеку к стене лествицу прибрати, стены же тоя высота есть 117 стоп. И обреете лествицу долготою 125 стоп. И ведати хощет, колико стоп сея лествицы нижний конец от стены отстояти имать»
б) «На берегу реки рос тополь одинокий.
Вдруг ветра порыв его ствол надломал.
Бедный тополь упал. И угол прямой
С теченьем реки его ствол составлял.
Запомни теперь, что в том месте река
В четыре лишь фута была широка.
Верхушка склонилась у края реки.
Осталось три фута всего от ствола,
Прошу тебя, скоро теперь мне скажи:
«У тополя как велика высота»
2. Практические работы занимательного характера. Под практической работой занимательного характера понимается такая работа, при выполнении которой ученик попадает в необычную ситуацию, где необходимо проявить смекалку, чтобы выполнить поставленное задание. В основном выполнить эту работу надо необычным инструментом или даже вообще без инструментов. Причем практическая работа составлена так, что её выполнение невозможно без хорошего знания учебного материала.
Практическую работу можно начать проводить в шуточной форме. Например, при выполнении некоторого задания можно запретить пользоваться ручками при его решении. После некоторого замешательства учеников сказать, что пользоваться карандашами никто не запрещал!
3. Дидактические игры.
В игре всегда содержится элемент неожиданности и необычности, решается какая-либо задача, проблема, т. е. игра выполняет на уроке те же функции, что и занимательная задача.
Выделяют два вида игр: игровая ситуация, когда ученика увлекает форма задания;
Макарова Валерия Михайловна
математическая игра, когда ученика увлекает содержание задания.
Игровая ситуация. В подобных ситуациях внимание школьников привлекает необычная форма задания или неожиданная организация выполнения. Очень часто здесь присутствует соревновательный элемент.
Пример. Назови формулу. Один из учащихся выходит к доске и берет у учителя карточку, на которой записана формула некоторой функции. На доске начерчена таблица:
Один из учеников называет любое значение х. Ученик у доски записывает его в таблицу и, подставив это значение в формулу, записывает соответствующее значение у. Ему называют еще одно значение аргумента, он записывает его в следующую клетку и внизу пишет соответствующее значение функции. Ему могут задать еще несколько значений х. Выигрывает ученик, который первый назовет формулу, записанную на карточке.
Математическая игра. Под математической игрой понимается такая игра, исход которой может быть предопределен предварительным теоретическим анализом. Математическая игра чаще всего состоит в поочередном выполнении играющим или играющими определенных действий – ходов с целью решения поставленной задачи.
Например, математическое лото (обобщающий урок в 5 классе). В барабан помещаются шарики с номерами пунктов учебника, которые уже изучены. Класс делится на группы, обычно по рядам. Команды составляют по 4 – 5 вопросов по каждому пункту. Вызванный ученик достает шарик, показывает номер. Соперники задают вопрос. Вопрос оценивается в 1 балл, ответ – в 3 балла. Участвуют все. Затем подсчитывается сумма баллов у каждой группы. Определяется группа – победитель.
ИГРОВЫЕ МОМЕНТЫ
I. Игровые моменты, используемые при изучении натуральных чисел и действий над ними в 5-х классах
1) Найдите число, у которого:
а) цифра десятков больше цифры единиц в 5 раз;
б) цифра единиц на 9 меньше цифры десятков.
2) Уловите закономерность в следующих рядах чисел и допишите по два числа в каждом ряду:
а) 2, 4, 6, 8, … в) 1, 10, 100, 1000, …
б) 1, 3, 5, 7, … г) 1, 2, 4, 8, …
3) Тестовые вопросы.
На доске записано число 36. Я задаю вопросы, ученик быстро отвечает
Макарова Валерия Михайловна
1. Назовите число:
а) больше 36; б) меньше 36.
2. Представьте число 36 в виде суммы:
а) двух равных слагаемых;
б) двух неравных слагаемых;
в) трех равных слагаемых;
г) трех неравных слагаемых.
3. Назовите дополнение числа 36:
а) до 100; б) до 1000.
4. Представьте число 36 в виде произведения:
а) двух равных множителей;
б) двух неравных множителей.
4) Поставьте вместо звездочек такие знаки действий, чтобы равенства были верными:
а) 4 * 4 * 13 = 13; б) 21 * 8 * 8 = 21.
5) Задумайте любое число, меньше 20. Умножьте его на само себя. Теперь скажите, чему у вас равно произведение, а я назову задуманное число. (Использовала перед объяснением квадрата числа).
II. Игровые моменты, используемые при изучении темы: «Алгебраические дроби» в 8 классе.
1) За минуту запишите как можно больше таких двучленов, чтобы при вынесении общего множителя в скобках осталось 2х – 3.
2) За минуту запишите пять дробей со знаменателем х – 2, которые можно сократить
6