Методическая разработка
Тема: «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ НЕТРАДИЦИОННОЙ АППЛИКАЦИЕЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Выполнила: Ивойлова Алла Сергеевна.
Воспитатель МОУ Пестрецовской ОШ ЯМР.
Ярославль.
Оглавление.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. «Использование нетрадиционной техники аппликации у дошкольников»……………………………………………………………………5
2. «Влияние нетрадиционной аппликации на личностное развитие детей».......................................................................................................................8
Заключение…………………………………………………………………….....10
Список литературы………………………………………………………………11
Введение:
Аппликация – один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой. Эта техника, основанная на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении, особенно подходит для занятий с детьми дошкольного возраста, так как их деятельность в этот период носит предметный характер, то есть, основана на активном взаимодействии с различными предметами. Занятия нетрадиционной аппликации развивают фантазию и творчество. Используя различные приемы аппликации (обрыванием, объемная аппликация), вырезание симметричных фигур из бумаги, сложенных в несколько раз, а также нарисованному контуру; силуэтное вырезание мы развиваем чувство цвета, гармонии, пространственное и образное мышление, продуктивное воображение.
Формирование творческой личности – эта одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. И решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие, - усиление внимания к эстетическому воспитанию и формирование художественно-творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях.
Одним из главных условий развития творческих способностей дошкольников является приоритетное внимание к специфическим детским деятельностям. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей в детском саду. Введение новых способов творческой деятельности, необходимых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с воспитателем и индивидуально, способствует не только эффективному решению учебных задач, но и развитию творческого потенциала ребенка. В процессе создания рисунка, поделки ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. В работе над своими произведениями ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем. Художественно-творческая деятельность выполняет и терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка. Такие вопросы от своих воспитанников «А я хорошо сделал?», «У меня красиво получилось?» часто слышит каждый воспитатель, который старается понять ребенка, ввести его в мир творчества, фантазии. Дети очень любят рассматривать свои поделки, рисунки, изделия и т.д. Они могут возвращаться к ним неоднократно.
Актуальность и значимость выбранной нами методической темы особо остро встает на современном этапе обучения и воспитания. Опыт работы по развитию творческого потенциала детей дошкольного возраста свидетельствуют о больших возможностях использования нетрадиционной техники аппликации, позволяет решать не только задачи по развитию эстетического вкуса, но и развивающие.
1. «Использование нетрадиционной техники аппликации у дошкольников»
Работа с нетрадиционными техниками позволяет развивать трудовые умения: приемом соединения деталей и поделок, создания выразительного образа в разных техниках.
Работа с сыпучим материалом направлена на решение задач развития творческих способностей и познавательно- личностной сферы.
В процессе работы развивается:
Мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
Сенсорное восприятие, глазомер;
Логическое воображение;
Волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца и т.п.);
Художественные способности и эстетический вкус.
Такая работа способствует формированию добрых чувств к близким, и дают возможность выразить эти чувства, ведь эта техника позволяет сделать подарок своими руками. Влияет в формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки, что позволяет детям испытать свои возможности и проявить способности. Новизна работы заключается во внедрение нетрадиционной аппликации в работу воспитателей дошкольных групп в условиях сельского социума. Практическая значимость работы заключается в разработке авторских конспектов занятий для практической деятельности воспитателей дошкольных групп в условиях сельского социума.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель - воспитание у дошкольников творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию - т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.
Задачи исследования:
- Изучить и проанализировать использованную литературу по развитию творческих способностей дошкольников с использованием нетрадиционной техники аппликации;
-Оценить возможности детей по использованию нетрадиционной техники аппликации;
-Разработать систему интегрированных занятий по обучению детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники (схемы, таблицы, конспекты занятий);
- Организовать и провести занятия с новой техникой и разнообразными методами и приемами обучения нетрадиционной аппликации для развития детского творчества.
Работа с нетрадиционной аппликацией у детей дошкольного возраста возможна при соблюдение следующих условий:
Поэтапное обучение техники нетрадиционной аппликации. Которое включает в себя взаимосвязь таких принципов обучения как: доступность, наглядность.
Сочетание индивидуального и дифференцированного подхода к детям.
Опора на творческую самостоятельность, поиск, новизну идей.
Интеграция занятий.
Так детям было предложено выбрать различные сорта круп, и дано задание: рассказать о них, их особенностях и что можно сделать из крупы. С самого начала, детям было предоставлено самостоятельно, выбрать крупу, возможность посмотреть и потрогать каждый выставленный материал, подумать и выбрать, какую крупу использовать в изготовлении поделки. Детям предлагалось посмотреть несколько поделок выполненных с помощью нетрадиционных материалов .
Во время наблюдения за работой ребенка отмечались следующие умения:
Подбор нетрадиционных материалов и техники;
Подбор цветов.
Самостоятельность в выполнении поделки с помощью нетрадиционных приемов, умение их сочетать и комбинировать.
Начиная работу по обучению созданию поделок, основное внимание необходимо обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творческих способностей детей. Цикл образовательных задач направлен на знакомство с этой технологией и обучение детей к данной технике, умение передавать особенности форм и строения предметов, использование сочетание цветовых оттенков, на формирование и закрепление технических умений.
Цикл развивающих задач направлен на развитие таких познавательных процессов, как восприятие, внимание, память, продуктивное мышление и творческое воссоздание, воображение.
Цикл воспитательных задач направлен преимущественно на воспитание интереса к нетрадиционной аппликации, чувство коллективизма и эстетического вкуса. На воспитание самостоятельности и инициативы, а так же желание творить и радоваться от полученного результата.
На занятиях широко применялись игровые приемы, сюжетные моменты, загадки, этюды и.т.д. На другие дни проводились предварительные работы по предстоящим темам.
Таким образом, с помощью использования, интегрированных занятий нетрадиционных приемов работы с сыпучим материалом была проведена работа по развитию творческих способностей детей.
Цель данной техники – раскрыть и развить потенциальные творческие способности, заложенные в ребенке.
Задачи:
Сформировать устойчивый интерес к творческой деятельности.
Познакомить детей с различной техникой нетрадиционной аппликации, многообразием материалов и приемами работы по использованию этой техники.
Закрепить приобретенные умения и показать детям широту их возможного применения.
Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.
Прививать умения работы в группе.
Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
2. « Влияние нетрадиционной аппликации на личностное развитие детей».
Нетрадиционная техника аппликации, а также рисования на данном возрастном этапе, от 4до 5 лет, оказывает большое воздействие на всестороннее развитие личности, но особенно на развитие речи, так как работают пальчики, а в этом возрасте речь зачастую нуждается в коррекции и дополнительных занятиях. «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев». ( В. А. Сухомлинский.)
Занятия нетрадиционной аппликацией одновременно являются и занятиями по развитию речи. До начала цикла данных занятий уровень речевого развития составлял 59%, а на середину года составил 70.6%. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий ведется непрерывный разговор с детьми, эмоционально комментируется происходящее на занятиях. Игровая организация деятельности детей повышает их речевую активность, вызывает речевое подражание, способствуют расширению активного и пассивного словаря детей .
Для занятий подбираются сюжеты, прежде всего близкие опыту детей дошкольного возраста. Они помогают систематизировать уже имеющиеся у них представления об окружающем мире, расширить их, применить первые варианты обобщения. Сюжеты нетрадиционной аппликации при этом обыгрываются с помощью игрушек. Занятия аппликацией позволят дать детям знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении, а также знания о природе и человеке.
Для того чтобы заинтересовать малышей, необходимо обыграть ситуацию и эмоционально прокомментировать сюжет нетрадиционной аппликации. В начале обучения детям показывается, как работать с бумагой, клеем, ножницами. После того как сформируются основные навыки работы, у детей появляется больше возможностей для самостоятельной деятельности; поэтому им можно предоставлять определенную свободу при изготовлении нетрадиционной аппликации, давать возможность придумывать собственные сюжеты и различные способы их воплощения. Такой подход позволяет развивать продуктивное воображение детей, воссоздающее творческое начало личности.
Очень важное значение имеет коллективная деятельность, для этого детям предлагается создать вместе одну большую аппликацию. Такое занятие позволит приобрести малышам важные социальные навыки: дети учатся действовать вместе, дожидаться своей очереди, радоваться общему результату. У них развиваются такие важные черты личности, как умение общаться, договариваться и т.п.
Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. На каждой нетрадиционной аппликации мы пишем дату ее создания и имя автора. Все аппликации складываются в отдельную папку. Таким образом, у каждого ребенка появляется свое портфолио. Периодически организуются выставки детских работ (в основном после каждого занятия) .
Занятия нетрадиционной аппликации решают задачи эстетического развития, так на занятиях детям предлагаются разные виды цветной бумаги и картона, а также бархатную бумагу для выбора фона. После окончания работы рассматривается с детьми каждая работа, выделяются ее особенности. Именно таким путем, вовлекая детей в практическую деятельность, пробуждая в них желание, пробовать различные варианты воплощения задуманного сюжета, можно вызвать у них эстетическое чувство, научить видеть красоту.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре, когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы. Концепция дошкольного воспитания рассматривает воображение и творчество как предпосылки формирования базиса личностной культуры. Одним из условий проявления творчества в детском саду – это организация интересной содержательной жизни ребенка, создание атмосферы творчества и мотивация задания.
Нетрадиционная аппликация - наиболее простой и доступный способ создания творческих работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать нетрадиционную аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок), но и в создании картин, орнаментов и т.д.
Занятия нетрадиционной аппликацией в технике с сыпучим материалом, как правило, должны носить интегрированный характер: это и развитие речи, музыку, ознакомление детей с художественными произведениями. Интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков; развивают эстетический вкус; воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей детей.
Учебные занятия аппликацией из нетрадиционных материалов показали свою эффективность. Прежде всего, вырос интерес к творческим упражнениям, мотивация детей к занятиям стала стойкой, увеличилась доля детской самостоятельности. Наблюдение за детьми показало положительное изменение в развитии воображения: оно стало носить воссоздающий, продуктивный характер. Дети вносят свои замечания коррективы в создании той или иной аппликации, предлагают новые и оригинальные материалы.
Такие занятия способствуют и развитию познавательных процессов: внимание становится устойчивым, развивается сосредоточенность; восприятие – целостным, мышление – наглядно- образным и творческим.
Таким образом, систематичность занятий аппликацией из нетрадиционных материалов способствуют как развитию творческих способностей детей, так и общему развитию личности.
Влияние нетрадиционной аппликации на развитие творческих способностей и позновательно – личностной сферы ребенка.
НЕ
н
Работа с родителями.
Развитие мелкой моторики рук или
несколько идей, как занять ребенка на кухне.
Крупа на тарелочке. Насыпьте на большую плоскую тарелку два-три вида круп. Ребенок перебирает, щупает ее, сравнивает, а вы рассказываете, откуда она берется и что с ней можно делать (кашу, например).
Покройте тонким слоем пластилина лист (картон, пластик). Насыпьте малышу в разные тарелки гречку, рис, горох и покажите, как можно выкладывать узоры, вдавливая продукты в пластилин. 10 – 15 минут тишины вам обеспечено.
Самые вкусные игры – ссыпать вместе два-три сорта изюма, орехов, разных по форме, цвету и вкусу. И пусть он их разбирает.
Берем разные баночки и крышечки к ним. Ребенок должен подобрать крышки к баночкам. Желательно, чтобы крышечки были разных размеров, тогда ребенку легче их подбирать. Крышки могут быть одевающиеся, закручивающиеся. Это могут быть небольшие пластиковые бутылочки, баночки от детского питания и другие, которые вы можете найти у себя на кухне. Закрывая крышечки, ребенок тренирует пальчики и совершенствуется развитие мелкой моторики рук.
На тарелочку налейте немного сока от ягод. Дайте ребенку несколько кусочков сахара-рафинада. Пусть малыш по очереди опускает кусочки в сок и наблюдает за тем, как сок постепенно поднимается вверх и окрашивает сахар в красивый цвет.
Поставьте перед ребенком две чашки. В одну насыпьте крупу, а другую оставьте пустой. Покажите ребенку, как набрать ложкой крупу в одной чашке и пересыпать ее в другую. Когда крупы в первой чашке останется мало, покажите, как нужно наклонить чашку, чтобы собрать всю крупу.
Дайте малышу формочки для льда, пипетку и воду. Чтобы было интересней, воду можно подкрасить соком. Пусть ребенок набирает жидкость в пипетку и переливает ее в формочки. Эта игра прекрасно способствует развитию мелкой моторики рук и концентрации внимания.
Насыпьте на плоское блюдо или поднос манку или другую крупу. Пусть ребенок рисует пальчиком по крупе, оставляя различные фигуры. Покажите малышу, как рисовать простейшие фигуры: квадратики, ромбики, кружочки.
Когда малыш будет хорошо справляться с этим заданием, усложните его. Например, можно засыпать белые дорожки от пальчиков крупой другого цвета. Для этого обучите малыша движению пальчиков, с помощью которого мы солим еду. Эта развивающая игра хорошо влияет на развитие мелкой моторики рук, фантазии и воображения.
Дайте малышу кусочек теста. Он с удовольствием будет лепить из него, улучшая при этом развитие мелкой моторики своих пальчиков.
Развивающая игра «Делаем бусы». Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок.
Кстати, чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем, раньше, и лучше развивается его речь. Дело в том, что в коре головного мозга двигательные и речевые области находятся рядом. Причем речевые активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Игры и упражнения
на развитие мелкой моторики рук.
Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не, только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Используйте любую возможность, чтобы улучшать мелкую моторику рук вашего ребенка.
Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка.
Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы сможете оценить насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков малыша.
Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.
Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.
Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.
Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.
Всасывание пипеткой воды. Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.
Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.
Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научите своих детей всему, что умеете сами!
Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.
Игры в мяч, с кубиками, мозаикой. Ежедневно предлагайте детям такие занятия!
Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребенка, и малыш будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные, школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными.
Полезно проверить результаты кропотливой работы по формированию движения кисти. Для этого используйте тест “вырезание круга”, проведя его до начала тренировки и по её окончании.
Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:
во-первых, развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению письмом,
во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте, в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта.
Календарно- тематическое планирование
Младшая группа ( 3-4 года)
Месяц | Тема | Программное содержание | Оборудование | Иточник |
С Е Н Т Я Б Р ь | 1.Горошины для петушка» (Пальцеграфия) | Закреплять названия основных цветов ; усилить их познавательную активность к фольклорным произведениями; воспитывать аккуратность при рисовании пальчиками; развивать моторику рук, речь, воображение. . | Игрушка Петушок, изображение тарелки, , иллюстрации с петушком, пальчиковые краски, тряпочки | Конспект |
2.Тема: «Мухомор — лекарство для животных». Техника: рисование пальчиками. | -Вызвать интерес к рисованию, воспитывать интерес к природе; обучать наносить точки, пятнышки в заданный контур; -отрабатывать уверенные движения и свободное перемещение руки. | Иллюстрация мухомора, рисунок мухомора без белых пятнышек, белая краска, салфетки | конспект |
3.«Мой любимый дождик» (Пальцеграфия) | Закреплять навыки работы с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности. | Лист бумаги белый, большой и маленький гриб, гуашь, вода, салфетки, зонтик для игры | Конспект |
4. Тема: «Горошинки на зонтике» Техника: рисование пальчиками. | формировать представления детей о назначении зонта, закреплять знания о характерных особенностях осенней погоды; учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни; учить детей наносить пальцем ритмичные мазки на поверхности зонта, не выходя за контур; продолжать знакомить с основными цветами (красный, синий, желтый, зеленый); развивать мелкую моторику пальцев рук. | У детей: альбомный лист с нарисованным изображением зонта, гуашь: красная, желтая, зеленая, синяя.У воспитателя: картонная туча сине-фиолетового цвета с прикрепленными к ней каплями на нитке, зонтик, мольберт, гуашь и бумага для показа детям способов изображения. | Конспект |
О К Т Я Б Р ь | 5. Тема: «Падают, падают листья…» Техника: рисование пальчиками. | учить рисовать пальчиками (окунать в краску кончики пальцев и ставить отпечатки); вызывать интерес к созданию коллективной композиции; развивать чувство цвета и ритма. Развивать интерес к нетрадиционному изображению предметов (листьев) на бумаге. Закреплять умение узнавать и называть цвета. Развивать мелкую моторику рук. Формировать познавательный интерес. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, аккуратность, самостоятельность. | Листы бумаги белого или светло голубого цвета для «осенних окошек»; гуашь для пальчикового рисования красного и желтого цветов; плоские емкости бумажные и матерчатые салфетки; осенние листочки,вырезан- ные педагогом из цветной бумаги. | Конспект |
6.«Жёлтые листья летят». (Рисование ладошками). | Познакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – листочки. Развивать цветовое восприятие. | Лист ватмана с нарисованным деревом без листьев, краски гуашевые, влажные салфетки | конспект |
7 Тема: «Осьминожки». Техника: рисование ладошками и пальчиками. | -.Закреплять навыки детей по нетрадиционной технике рисования отпечаток ладошкой , рисование пальчиками ,развивать чувство композиции. -.Воспитывать эстетически-нравственное отношение к морским животным через изображение их образов в нетрадиционных техниках. -Развивать графические навыки, моторику рук. | Банки с водой, . Листы с морским фоном, гуашь в тарелочке ( зеленая , желтая, оранжевая); гуашь в палитре (розовая, белая, черная); салфетки. | конспект |
8 Разноцветные мячи» Техника: рисование пальчиками. | Формировать умения детей правильно обмакивать в краску пальчик и лёгким движением наносить отпечаток на бумагу; Формировать представление о геометрической фигуре-круг; Упражнять в различии основных цветов, в группировке предметов по цветам; Упражнять в звукоподражании голосом котёнка; Развивать мелкую моторику, речь у детей; Воспитывать желание помочь взрослым , заботливое отношение к животным, аккуратность и самостоятельность. | игрушка- котёнок, мячи разноцветные, корзина с клубочками, нарукавники, клеёночки, листы, салфетки, баночки с водой, крышечки с краской. | конспект |
Н О Я Б Р ь | 9 « Разноцветный коврик» ( рисование от кляксы) | учить рисовать пальцами любые линии от кляксы; вызвать интерес к рисованию и чувство удовлетворения от работы с красками. Учить развивать чувство цвета и ритма. | краски гуашевые, влажные салфетки | Конспект |
10 Тема: «Жили у бабуси». Техника: рисование ладошками. | Продолжать учить детей использовать ладонь, как изобразительное средство. Закрепить умение дополнять изображение деталями. Развивать чувство цвета, объемности композиции, мелкую моторику рук, мышцы кистей рук, творческую активность; Воспитывать нравственное отношение к птицам домашним через изображение их образов в нетрадиционных техниках; Формировать навыки здорового образа жизни. | поролон, гуашь белого, серого, красного, черного цветов, кисть (№ 2), ватные палочки, кисти, салфетки, вода для мытья рук, полотенца, листы бумаги, декорации к обыгрыванию сказки; шапочки с изображением серых и белых гусей, листы с изображением озера. | Конспект |
11 «Рыбки в аквариуме» (рисование ладошкой) | Упражнять в технике работы с гуашью, в правильном держании кисти(не напрягая мышц, не сжимая пальцы; учить набирать краску на кисть аккуратно, снимать лишнюю краску о край баночки продолжать учить рисовать нестандартной техникой; воспитывать любовь к домашним животным . | Игрушка рыбка в аквариуме, нарисованные аквариумы, блюдо с краской, влажные салфетки, краски, кисточки. | конспект |
12« Маленькие птички» | Показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатков ладошек; продолжать знакомить с техникой принт, развивать творческие способности; воспитывать интерес к сотворчеству с педагогами. | Листы бумаги, гуашь, клеёнки , салфетки бумажные и матерчатые. | конспект |
ДЕКАБРЬ | 13 Тема: «Я слепил снеговика». Техника: рисование методом тычка. | познакомить детей с техникой рисования методом тычка ( жёсткой полусухой кистью и ватными палочками) развивать чувство композиции. | плотная бумага серого, голубого и других цветов или цветной картон, гуашь белого цвета, мисочки, жесткие кисти, ватные палочки, вырезанные из бумаги нос морковкой и шапочка, кисть, клей ПВА в блюдце, эскизы с изображениями снеговиков разными техниками. | Конспект |
14 «Как у нашего кота шубка очень хороша» | Продолжать знакомить с новой техникой нетрадиционного рисования; развивать мелкую моторику; учить чувствовать грань рисунка; развивать творческий потенциал. Учить передавать выразительный образ котёнка, его пушистую шёрстку, используя приём рисования тычком, углублять представления о цвете и геометрических формах, совершенствовать навыки работы с гуашью, вызвать у детей эмоциональный отклик. | Альбомный лист с карандашным контуром кошки, гуашь, кисть тычок, фломастеры, салфетки. | Конспект |
15Елочка пушистая, нарядная( Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками) | Упражнять в технике тычкования. Учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Развивать чувство ритма. | Маленькая ёлочка, вырезанная из плотной бумаги, зелёная гуашь, жёсткая кисть, гуашь красного и оранжевого цвета в мисочках, салфетки | конспект |
16“Ёлочка зимой” (рисование манкой) | Научить новому приему оформления изображения: присыпание крупой промазанных клеем участков рисунка. 2. Закреплять умение аккуратно пользоваться клеем – промазывать участки рисунка, не выходя за контур. 3. Развивать мелкую моторику рук (присыпать небольшими щепотками крупой те участки рисунка, что промазаны клеем). 4. Побуждать детей к творческой активности, помочь в овладении | манная крупа. - контурный рисунок на картоне серого, синего или голубого цвета, формат - А4, - клей ПВА, - кисточка клеевая. | конспект |
ЯНВАРЬ | 17 « Лесной домик» Рисование манкой | Продолжать знакомить с новой техникой нетрадиционного рисования; развивать мелкую моторику; учить чувствовать грань рисунка; развивать творческий потенциал. | Альбомный лист с карандашным контуром кошки, гуашь, кисть тычок, фломастеры, салфетки. | конспект |
18Снежинка ( манная крупа) | Образовательные: Формировать художественные умения и навыки познакомить с новой нетрадиционной техникой рисования: клей + манная крупа Развивающие: развивать творческие способности, внимание, речь, эстетическое и образное восприятие, воображение. Воспитывающие: воспитывать любовь к природе; бережное к ней отношение; самостоятельность, наблюдательность, аккуратность. | Листы бумаги с изображением снежинок по количеству детей, клей ПВА в блюдце с немного разведенной голубой гуашью , манная крупа в тарелке, клеенки по количеству детей , снежинка | конспект |
19«Снежна баба» (рисование манкой) | Обобщить представления детей о зимних явлениях в природе, учить передавать в рисунке особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционную технику. Помочь детям освоить нетрадиционную технику рисования крупой манки. Развивать фантазию, творческие способности, мелкую моторику. Закреплять умение проводить округлые формы пальцем руки. Воспитывать любовь к природе, самостоятельность, аккуратность при выполнении работы. | Синий тонированный лист бумаги (1/2) с силуэтом снеговика, блюдца с белой гуашью, слегка разведённой водой, клей, кисточки для клея, манная крупа, салфетки для вытирания рук. | конспект |
20«Мои рукавички»(оттиск) | Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный узор, нанося рисунок равномерно в определённых местах | Силуэт рукавички, пробки, гуашь разного цвета, выставка рукавичек , салфетки. | конспект |
ФЕВРАЛЬ | 21 «Снежинки». Свеча + акварель | Познакомить с новой техникой рисования свечой. Учить наносить рисунок на всей поверхности листа, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов. | Свеча, плотная бумага, акварель, кисти, картинка с изображением снежинки | конспект |
22 « Птички клюют ягоды на рябиновой веточке» Скатывание бумаги | Воспитывать эстетически нравственное отношение к птицам и растениям через изображение их образов в нетрадиционной технике, упражнять в скатывании бумаги, развивать чувство цвета, объёмности композиции. | Салфетки красного цвета, клейстер, голубой лист бумаги с изображением веточек рябины, птички вырезанные, заготовки листьев рябины, картины рябины в разное время года. | конспект |
23 «Щенок» ( тычок) | Продолжать учить детей рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисточку. Развивать мелкие мышцы руки. Расширять знания детей о домашних животных, обогащать словарь. Закреплять умение подбирать цвета. Воспитывать аккуратность при рисовании красками. | 1/2 альбомного листа с нарисованным контуром щенка, гуашь черного и красного цветов, две кисточки (одна жесткая, другая беличья) и все остальные принадлежности для рисования (подставка для кисточек, салфетки, тряпочки и др.). Два демонстрационных образца: на одном контур щенка, нарисованный простым карандашом, на другом – щенок, закрашенный способом тычка. Игрушка – щенок. | Конспект |
24.Плюшевый медвежонок ( рисование поролоном) | Помочь детям освоить новый способ- рисование поролоновой губкой, побуждать детей передавать образ знакомой игрушки; - закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет. | Альбомный лист, Простой карандаш, 2 кусочка поролоновой губки, тонкая кисть,салфетка, медальоны на ленточках с изображением игрушек для игры | Г.Н.Давыдова стр. 74 |
МАРТ | 25 «Бусы для мамы» ( пальчиковое рисование) | -Развивать интерес к изобразительной деятельности.- -Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному праздничному настроению; -развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей; -вызвать положительный отклик на результаты своего творчества; -прививать любовь к самому родному человеку | Альбомный лист с изображением ниточки, гуашь , ватные палочки, салфетки для рук. | Конспект |
26 «Ветка мимозы» Скатывание салфеток | учить технике пальчикового рисования, создавая изображение путем использования точки как средства выразительности; закрепить знания и представления о цвете (желтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много), качестве (пушистый) предмета; формировать навыки аппликационной техники; развивать ассоциативное мышление, восприятие цвета, формы, величины предмета; воспитывать интерес к творческой изобразительной деятельности | гуашь желтого цвета, разлитая в баночки, клей, шарики из бумажных салфеток, листы бумаги, на которых нарисованы листья мимозы на каждого ребенка, изображения солнышка, пушистых цыплят и воздушных шариков круглой формы; музыкальный материал: П. Чайковский «Подснежник» из детского альбома «Времена года | Конспект Р.Г.Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т. В. Смагина. Занятия по рисованию с дошкольниками |
27 Земное солнце (Пальцеграфия) | Учить анализировать натуру, выделять её признаки и особенности; - развивать зрительную память, постоянно сравнивая изображение с натурой; Закреплять технику пальчикового рисования | альбомные листы, гуашь, кисти, стаканы с водой, палитра, салфетки, фартуки, иллюстрации с изображением подсолнуха | Конспект |
28 Вот ёжик - ни головы, ни ножек…» Оттиск смятой бумагой, Рисование пальчиками | Познакомить с новым способом рисования. Учить рисовать животных способом оттиск смятой бумагой. Дорисовывать детали образа ёжика пальчиком | Иллюстрации с изображением ежей, корзинка, нефритовый шарик, ёмкости с краской, листы А-4, ватные палочки, | конспект |
АПРЕЛЬ | 29 Тема: «Лесной гость». (припечатывание) | продолжать способствовать развитию навыков детей по использованию нетрадиционных способов рисования методом припечатывания, развивать мелкую моторику рук, внимание, память, умение составлять описательный рассказ. | плюшевый медведь, (ребенок в костюме медведя), разведенная гуашь коричневого и черного цвета, скомканные салфетки (маленькая и большая), салфетки для вытирания рук, ванночки для мытья рук, ватные палочки, 2 подноса, альбомные листы, баночки для разведения красок по количеству детей. | конспект |
30 « Все сосульки плакали» | Воспитывать эмоциональное восприятие природных явлений, вызывая интерес к рисованию капели. Развивать навыки работы кистью и ватной палочкой методом тычка. Учить ритмично, наносить мазки, располагая их на листе бумаги в соответствии с направлением сосулек Закрепить умения в рисовании солнышка . | ½ А4 альбомного листа с изображением сосулек; стаканчик с водой ;кисть; 2-3 ватные палочки; гуашевые краски голубого цвета и желтого; салфетка. | конспект |
31 «Мячики» | Познакомить детей с техникой печатания пробкой, печаткой из картофеля. Показать прием получения отпечатка. Воспитывать радостное настроение от полученного результата. | Пробки, печать из картофеля | конспект |
32 « Весенние листочки» | Продолжать знакомить детей с техникой печать, учить наносить краску на листья дерева, и делать отпечатки на листе | Листы А-4 с нарисованным силуэтом берёзы | конспект |
МАЙ | 33 Носит одуванчик жёлтый сарафанчик | Продолжать знакомить детей с техникой рисования методом тычка жёсткой полусухой кистью, закреплять названия основных цветов, развивать эстетические представления. | Картинки с изображением одуванчика, жёлтая гуашь, тонированная зелёным цветом бумага, жёсткие кисти. | конспект |
34 «Нарядные матрешки» Оттиск печатками | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции. | Матрешки, вырезанные из бумаги, разные печатки, пальчиковая краска, салфетки | конспект |
35 «Вкусный компот» оттиск пробкой | Упражнять в технике печатания, воспитывать аккуратность | силуэт банки, красная гуашь, жёлтая, салфетки, яблоки натуральные и муляжи. | конспект |
36 «Мы рисуем, что хотим». Разные техники | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Все имеющееся в наличии. | конспект |
Список литературы.
Волшебные горошины: Пособие для занятий с детьми./ Авт.-сост. А. В. Белошистая, О.Г. Жукова.- 2-е изд., испр. и доп.- М.:АРКТИ, 2008.-32 с.: ил. (Мастерилка)
Колдина Д.Н. Лепка с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий.- М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2009. – 48с.: цв. вкл.
Федосова Е. С., Федосов Г. С. В стране гномов: книга для развития способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб.: Издательство «Союз», 2002.- 63 с.- (Азбука развлечений).
Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.- 64 с.
Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009.- 48 с.
Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2007.- 96с., цв. вкл.
Дидактические игры – занятия в ДОУ (младший возраст). Выпуск 1: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ./ Авт. Сост. Е. Н. Панова. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007. – 79с.
Колдина Д. Н. Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика- синтез, 2008. – 48с., цв. вкл.
Колдина Д. Н. Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика- синтез, 2008. – 48с., цв. вкл.
10. Смирнова Л.Н., Овчинников С.Н. Развитие речи у детей 3-4 лет. Пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика- Синтез, 2009. – 72 с.
11. Затулина Г. Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (вторая младшая группа). Учебное пособие – М., Центр педагогического образования, 2007.- 144с.
12. Дидактические игры – занятия в ДОУ (младший возраст). Выпуск 2: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ./ Авт.- сост. Е.Н. Панова.- Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007. – 96 с.
13. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки ». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. – 144 с., 16л. вкл., переиздание дороб. и доп.
14. Семенова Е.А. «Использование песочной терапии в логопедической работе»// Дошкольная педагогика.- 2010г. -№7.С.-45-48.
15. Корюкина Т. В. «Как распознать творческий потенциал ребенка» // дошкольная педагогика.- 2010г.-№6. С-57-59.
38