СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по учебному предмету " ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ СОЛЬФЕДЖИО" разработанная на 4 года обучения
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств с. Александров-Гай»
Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области
ДОПОЛНИЕТЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
ЭСТРАДНО – ДЖАЗОВОГО ИСКУССТВА
«ВОКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО»
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ПО.02.
ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ПОДГОТОВКА
Рабочая программа по учебному предмету ПО.02.УП.01
ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ СОЛЬФЕДЖИО
4 года обучения
Автор-составитель:
Мамонова Нина Сергеевна
преподаватель первой
квалификационной категории
С. Александров-Гай
2016 г.
Занимательное сольфеджио.
Структура программы учебного предмета
1. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Методы обучения;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Описание материально-технических условий реализации учебного
Предмет.
2. Содержание учебного предмета
- Распределение учебного материала по годам обучения;
- Учебно-тематический план;
- Формы работы на уроках сольфеджио.
3. Требования к уровню подготовки обучающихся
4. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки.
5. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
I .Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
В свете современных требований общеразвивающего образования в сфере искусства возникла необходимость коррекции образовательных программ ДШИ, которые необходимы для получения знаний, не предполагающих дальнейшее профессиональное обучение. Предмет «Занимательное сольфеджио» должен помочь обучающимся в изучении музыкальной грамоты и элементарной теории музыки на основе простого музыкального материала, развить их вокально-интонационные навыки, научить разбираться в строении простых музыкальных форм, активизировать слуховое восприятие музыки, подтолкнуть к музыкальному творчеству, помочь освоить навыки вокального исполнительства. Программа учебного предмета «Занимательное сольфеджио» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области вокального исполнительсва, утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации.»
Сольфеджио является обязательным учебным предметом в детских школах
искусств, реализующих дополнительные общеразвивающие общеобразовательные программы в области вокального искусства. Предмет «Занимательное сольфеджио» теснейшим образом взаимодействует с учебными предметами исполнительской подготовки и историко -теоретической подготовки.
Основная цель уроков «Занимательное сольфеджио» развивать такие музыкальные данные как: слух, память, ритм, помогать выявлению творческих задатков обучающихся, знакомить с теоретическими основами музыкального искусства. Наряду с другими занятиями уроки «Занимательное сольфеджио» способствуют расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.
2. Цели и задачи учебного предмета
Данная программа направлена, прежде всего, на развитие интересов обучающихся , не ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки вокального исполнительства.
Цели предмета «Занимательное сольфеджио»
- привить обучающимся интерес к музыке, сформировать музыкальный вкус, расширить кругозор, обогатить интеллект ребенка лучшими образцами классической и народной музыки, побудить интерес к творчеству;
- развитие музыкально-творческих способностей обучающихся на
основе приобретенных знаний, умений и навыков в области теории
музыки.
Практическое достижение данных целей возможно при решении некоторых
задач предмета «Занимательное сольфеджио».
Задачи предмета «Занимательное сольфеджио»:
- научить музыкальной грамоте;
- развивать музыкальные способности (слух, память, ритм);
- обогатить память обучающегося доступным для него музыкальным материалом;
- научить пользоваться полученными знаниями в области музицирования;
- сформировать интерес к самостоятельному творчеству.
Воспитать навыки:
-пения мелодий с дирижированием с аккомпанементом преподавателя;
- ансамблевого пения;
-чтения с листа.
Сформировать умения:
- транспонирования мелодий по слуху;
- транспонирования нотного текста;
-записи мелодий по слуху;
- анализа отдельных элементов музыкальной речи;
- анализа произведений на слух и по нотному тексту.
Дать начальные знания в области музыкальной грамотности.
Полученные на уроках сольфеджио теоретические знания помогают
обучающимся в вокальном ансамблевом исполнительстве и исполнительстве музыкальных произведений на инструменте, а также в изучении других предметов общеразвивающих общеобразовательных программ в области вокального исполнительства.
3. Методы обучения.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- Словесный (объяснение, рассказ, беседа);
- Наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);
- Практический (упражнения воспроизводящие и творческие)
- Метод развивающего обучения;
- Проблемно-поисковый метод;
-метод игровой мотивации (использование дидактических игр);
- Концентрический метод изучения теоретических сведений;
- Научный метод (использование тестов, таблиц, карточек индивидуального
опроса).
4. Срок реализации учебного предмета «Занимательное сольфеджио» .
Для обучающихся , поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте от семи до девяти лет, составляет 4 года.
5. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
«Занимательное сольфеджио».
Продолжительность учебных занятий с первого по четвертый классы предусмотрена учебным планом и составляет 272 часа, из них 136 часа аудиторных занятий и 136 часа самостоятельных занятий.
Вид учебной работы, нагрузки, аттестации | Затраты учебного времени | Всего часов | ||||||||||||
Годы обучения | 1 – й год | 2 – й год | 3 –й год | 4 – й год |
| |||||||||
Полугодия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||||
Количество недель | 16 | 18 | 16 | 18 | 16 | 18 | 16 | 18 | 136 | |||||
Аудиторные занятия | 16 | 18 | 16 | 18 | 16 | 18 | 16 | 18 | 136 | |||||
Самостоятельная работа | 16 | 18 | 16 | 18 | 16 | 18 | 16 | 18 | 136 | |||||
Максимальная нагрузка | 32 | 36 | 32 | 36 | 32 | 36 | 32 | 36 | 272 |
6. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Мелкогрупповая (от 2 до 10 человек), рекомендуемая продолжительность урока – 45 минут, один раз в неделю.
7. Материально-технические условия реализации учебного процесса.
Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует
санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Реализация программы учебного предмета « Занимательное сольфеджио» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам. Библиотечный фонд детской школы искусств укомплектован печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по учебному предмету «Занимательное сольфеджио», а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями. Основной учебной литературой по учебному
предмету «Занимательное сольфеджио» обеспечивается каждый обучающийся. Учебные классы, предназначенные для реализации учебного предмета«Занимательное сольфеджио», оснащены фортепиано, звуковоспроизводящим оборудованием (возможно использование звукозаписывающей аппаратуры для воспроизведения тембровых диктантов, прослушивания музыкального фрагмента для слухового анализа и т. д.) , учебной мебелью (доской, столами, стульями, стеллажами), оформлены наглядными пособиями (В младших классах активно используется наглядный материал – карточки с римскими цифрами, обозначающими ступени, «лесенка», изображающая строение мажорной и минорной гаммы, карточки с названиями интервалов и аккордов.
II. Содержание учебного предмета.
Учебный предмет сольфеджио неразрывно связан с другими учебными
предметами, поскольку направлен на развитие музыкального слуха,
музыкальной памяти, творческого мышления. Умения и навыки
интонирования, чтения с листа, слухового анализа, в том числе, анализа
музыкальных форм, импровизации и сочинения являются необходимыми для
успешного овладения обучающихся другими учебными предметами (сольное, ансамблевое вокальное исполнительство и другие).
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план содержит примерное распределение учебного
материала каждого класса в течение всего срока обучения. Преподаватель
может спланировать порядок изучения тем исходя из особенностей каждой
учебной группы, собственного опыта, сложившихся педагогических
традиций.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Формирование вокально-интонационных навыков
- умение правильно брать дыхание, петь распевно, добиваться чистой интонации и четкой артикуляции;
- пение песен-упражнений из двух-трех соседних звуков с постепенным расширением диапазона;
- пение гамм и упражнений, ступеней или отдельных мелодических попевок, тетрахордов, тонического трезвучия (с различной последовательностью звуков);
- мажорного и минорного трезвучия от звуков;
- пение в унисон.
Сольфеджирование и пение с листа:
- пение несложных песен с текстом с сопровождением и без него;
- транспонирование песенок от разных звуков;
- пение нотных примеров, включающих в себя движение мелодии вверх и вниз, поступенные ходы;
- скачки на тонику и опевание;
- ритмические длительности (основные) в размерах 2/4, 3/4;
- целая нота, размер 4/4, паузы целые, половинные, четвертные, восьмые;
- затакт: четверть, две восьмые.
Воспитание чувства метроритма:
- ощущение равномерности пульсирующих долей;
- осознание и воспроизведение ритмического рисунка мелодии;
- повторение ритмического рисунка;
- навыки тактирования, дирижирования;
- сольмизация музыкальных примеров;
- исполнение остинато в качестве аккомпанемента к выученным песням;
- узнавание мелодии по ритмическому рисунку.
Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух):
- определение на слух и осознание : характера музыкального произведения, лада, количества фраз, размера, темпа, динамических оттенков, устойчивости , отдельных оборотов;
- отдельных ступеней, трезвучий мажора и минора;
- анализ несложных мелодических оборотов.
Музыкальный диктант:
- подготовительные упражнения: пропевание небольшой фразы и воспроизведение ее на нейтральный слог;
- письменные упражнения для выработки навыков нотописания;
- запись ранее выученных мелодий, ритмического рисунка;
- мелодий в объеме 2-4 тактов в пройденных тональностях.
Воспитание творческих навыков:
- допевание мелодии на нейтральный слог и с названием звуков в пройденных тональностях;
- сочинение и досочинение ритмического на заданный текст;
- сочинение простого ритмического сопровождения к музыкальным произвелдениям;
- подбор по слуху знакомых мелодий от звука и в пройденных тональностях;
- рисунки к прослушиваемым произведениям.
Тематический материал.
Понятия:
- Высокие и низкие звуки, регистр.
- Звукоряд, гамма, ступени, вводные звуки.
- Цифровое обозначение ступеней.
- Устойчивость и неустойчивость.
- Тоника, тоническое трезвучие, аккорд.
- Мажор и минор.
- Тон, полутон.
- Диез, бемоль.
- Строение мажорной гаммы.
- Тональности До мажор, Соль мажор, Фа мажор, ля минор (для продвинутых групп).
- Ключевые знаки.
- Скрипичный и басовый ключи
- Темп.
- Размер (2/4, 3/4, для подвинутых групп - 4/4).
- Длительности – восьмые, четверти, половинная, целая.
- Ритм. Такт, тактовая черта. Сильная доля.
- Затакт.
- Пауза (восьмая, четвертная, для подвинутых групп – половинная, целая)
Прогнозируемый результат.
По окончании первого класса обучающийся должен:
- узнавать на слух музыку пройденных песен и пьес, кратко их характеризовать;
- петь любую из выученных песен с текстом или нотами ;
- интонационно чисто петь пройденные гаммы, примеры и упражнения;
- знать необходимый теоретический материал;
- написать несложный мелодический или ритмический диктант в объеме 2-4 такта;
- простучать ритмический рисунок короткой мелодии, прочитать ритм ритмослогами и записать его;
- определять на слух в музыкальных примерах размеры 2/4 и 3|4;
- досочинить ответную фразу на знакомый текст;
- читать с листа легкие музыкальные примеры.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Формирование вокально-интонационных навыков:
- пение гамм и упражнений , ступеней или отдельных мелодических попевок, тетрахордов;
- пение тона и полутона на слог и названием звуков
- пение пройденных интервалов (кроме секунды) двухголосно, способом «наслаивания» или взятых одновременно;
- пение простейших секвенций;
- пение мажорного и минорного трезвучия в ладу и от звуков.
Сольфеджирование и пение с листа:
- пение несложных песен с текстом с сопровождением и без него;
- пение с листа простейших мелодий с названием звуков, на нейтральный слог с дирижированием или тактированием;
- транспонирование песенок от разных звуков и в пройденных тональностях;
- пение нотных примеров с дирижированием, включающих в себя движение мелодии вверх и вниз, поступенные ходы, скачки на тонику и опевание;
- чередование пения вслух и « про себя»;
- ритмические длительности (основные) в размерах 2/4, 3/4 и новые: четверть с точкой и восьмая, пунктирный ритм;
- целая нота, размер 4/4, паузы целые, половинные, четвертные, восьмые;
- затакт: четверть, две восьмые.
Воспитание чувства метроритма:
- повторение ритмического рисунка ритмослогами;
- выстукивание ритмического рисунка нотного примера, по ритмокарточкам;
- узнавание мелодии по ритмическому рисунку;
- дирижирование в размерах 2/4, 3/4 , 4/4;
- сольмизация музыкальных примеров;
- ритмическое остинато, ритмический канон;
- ритмический ансамбль, простейшие ритмические партитуры;
- ритмический диктант.
Воспитание музыкального восприятия:
- определение на слух и осознание : характера музыкального произведения, лада, количества фраз, размера, темпа, динамических оттенков, устойчивости, отдельных оборотов;
- отдельных ступеней, трезвучий мажора и минора в мелодическом и гармоническом виде;
- анализ несложных мелодических оборотов, включающих движение по звукам тонического трезвучия, сочетания отдельных ступеней;
- пройденных интервалов в мелодическом и гармоническом виде.
Музыкальный диктант:
- подготовительные упражнения;
- запись ранее выученных мелодий, ритмического рисунка;
- несложный диктант с предварительным разбором;
- запись мелодий.
Воспитание творческих навыков:
- допевание мелодии на нейтральный слог и с названием звуков;
- импровизация мелодии на заданный ритм и текст;
- запись мелодий;
- рисунки к прослушиваемым произведениям
Теоретические сведения .
Понятия:
- Параллельные тональность
- Переменный лад.
- Натуральный, гармонический, мелодический вид минора.
- Тональности Си b мажор, ля минор, ми минор, Ре мажор, си минор, ре минор, соль минор.
- Тетрахорд.
- Бекар.
- Интервалы (ч.1, м.2, б.2, м.3, б.3, ч.4, ч.5, ч.8).
- Мотив, фраза. Секвенция. Канон.
- Ритмические длительности: целая, четверть с точкой и восьмая, четыре шестнадцатых.
- Размер 4\4.
- Затакт восьмая и две восьмые
- Паузы (половинная, целая)
Прогнозируемый результат.
По окончании второго класса обучающийся должен:
- узнавать на слух музыку пройденных песен и пьес, кратко их характеризовать;
- петь любую из выученных песен с текстом или нотами ;
- интонационно чисто петь пройденные гаммы, примеры и упражнения;
- знать необходимый теоретический материал;
- написать несложный мелодический или ритмический диктант в объеме 4 – 8тактов, уметь транспонировать его в знакомые тональности;
- уверенно строить, определять , петь в ладу и от звука пройденные аккорды и интервалы;
- прохлопать ритмический рисунок короткой мелодии, прочитать ритм
ритмослогами и записать его;
- определять на слух в музыкальных примерах размеры 2/4 и ¾;
- петь отдельные звуки в интервале, аккорде из 3-х звуков;
- допевать до тоники незавершенную короткую фразу;
- импровизировать ответную фразу на знакомый текст;
- читать с листа легкие музыкальные примеры.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Формирование вокально-интонационных навыков
Пение:
- мажорных и минорных гамм (3 вида);
- тонических трезвучий и их обращений в пройденных тональностях;
- мелодических оборотов, включающих в себя скачки с 1ступени на 5, опевание ;
устойчивых ступеней, движение по тетрахордам, трезвучию и его обращениям;
- пройденных интервалов в тональности и вне лада;
- диатонических секвенций;
- упражнений в переменном ладу;
- интервалов двухголосно;
- трезвучий трехголосно;
- упражнений на обращение трезвучий.
Сольфеджирование и пение с листа
- более сложных песен, выученных на слух и по нотам
- с листа мелодий в пройденных тональностях, включающих интонации знакомых аккордов и интервалов;
- разучивание 2-х голосных песен;
- транспонирование;
- ритмические . группы восьмая и две шестнадцатых, четверть с точкой и восьмая в пройденных размерах, в размере 3/8.
Воспитание чувства ритма
- упражнения с использованием пройденных длительностей;
- более сложные виды затактов;
- ритмическое остинато, ритмический канон;
- исполнение ритмических партитур двумя руками и в ансамбле;
- ритмический диктант;
- сольмизация нотных примеров.
Воспитание музыкального восприятия
- определение на слух и осознание : характера музыкального произведения, лада, количества фраз, размера, интервалов и аккордов. ритмических особенностей, темпа , динамических оттенков;
- мелодических оборотов, включающих движение по тоническому трезвучию и его обращениям
- интонации пройденных, интервалов, остановки на V и II ступенях, опевание, скачки на V, II, VI ступени и др.
- определение интервалов в ладу и от звука в мелодическом и гармоническом звучании;
- трезвучий главных ступеней в мажоре и миноре.
Музыкальный диктант
- все формы устного диктанта;
- письменный диктант в объеме 4-8 тактов, включающий освоенные мелодические обороты и ритмические группы;
Воспитание творческих навыков
- импровизация на заданный ритм и текст;
- запись сочиненных ритмических партитур;
- допевание мелодии на нейтральный слог и с названием звуков;
- импровизация мелодии на заданный ритм и текст;
- запись мелодий;
- рисунки к прослушиваемым произведениям
Теоретические сведения
Понятия:
- Мажорные и минорные тональности до трех знаков в ключе.
- Обращение интервала.
- Интервалы м6 и б6.
- Главные трезвучия лада.
- Обращения трезвучия – секстаккорд, квартсекстаккорд.
- Тоническое трезвучие с обращениями.
- Ритмические группы восьмая и две шестнадцатых, восьмая и четверть в размерах 2/4, 3/4, 4/4.
- Размер 3/8.
Прогнозируемый результат.
По окончании третьего класса обучающийся должен:
- интонационно чисто петь пройденные гаммы, интервалы и аккорды;
- знать необходимый теоретический материал;
- написать мелодический или ритмический диктант в объеме 4-8тактов;
- выполнять все виды работ, которые предусмотрены программными требованиями.
ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Формирование вокально-интонационных навыков
укрепление ладотонального слуха:
- пение гамм, пройденных аккордов и интервалов от звука и на ступенях гаммы;
- пение секвенций;
- пение 2-х и 3-х голосных последовательностей;
- пение тритонов в мажоре и гармоническом миноре;
- пение Д7 в основном виде с разрешением.
- пение VII7 в основном виде.
- пение модулирующих секвенций.
Сольфеджирование и пение с листа
- выработка техники и качества чтения с листа;
- сольмизация нотных примеров;
- пение наизусть и в транспорте;
- пение мелодий с более сложными мелодическими и ритмическими оборотами;
- двухголосных канонов и мелодий.
Воспитание чувства метроритма
- освоение ритмических групп: пунктирный ритм, синкопа, триоль;
- знакомство с размером 6/8;
- укрепление техники дирижирования;
- ритмический диктант;
Воспитание музыкального восприятия
- определение на слух и осознание в произведении его жанровых особенностей,
характера формы, лада, размера, темпа, ритма, интервалов и аккордов;
- мелодических оборотов, имеющих движение по звукам трезвучий главных ступеней, Д7, пройденных интервалов, вводных септаккордов;
- анализ интервалов и аккордов в ладу ;
- знакомство с функциональной окраской Т S D.
Музыкальный диктант:
- устный диктант;
- письменный диктант из 8 тактов, включающий пройденные ритмические группы и мелодические обороты;
- запись мелодии по памяти .
Воспитание творческих навыков:
- запись сочиненных ритмических партитур;
- допевание мелодии на нейтральный слог и с названием звуков;
- импровизация мелодии на заданный ритм и текст;
- запись мелодий;
- рисунки к прослушиваемым произведениям.
Теоретические сведения
Понятия:
- Тональности до 4 знаков в ключе.
- Трезвучия главных ступеней - тоника, субдоминанта, доминанта.
- Интервал септима.
- Доминантовый септаккорд.
- Тритон (увеличенная кварта, уменьшенная квинта).
- Пунктирный ритм.
- Синкопа.
- Триоль.
- Размер 6/8.
Прогнозируемый результат.
По окончании четвертого класса обучающийся должен:
- уверенно и чисто интонировать пройденные гаммы, аккорды, интервалы, мелодические и гармонические обороты;
- строить и определять аккорды и интервалы в ладу и от звука;
- знать весь пройденный теоретический материал;
- анализировать элементы музыкального языка в прослушанных произведениях и по нотному тексту.
Учебно-тематический план по предмету
«Занимательное сольфеджио»
1 класс.
№ п/п | Тема занятий | Количество часов |
| I четверть |
|
1 | Шумовые и музыкальные звуки. Регистры. Расположение регистров. Знакомство с клавиатурой. | 1 |
2 | Скрипичный ключ. Ноты I октавы. Нотоносец. | 1 |
3 | Акцент. Пульсация. Сильная и слабая доля. | 1 |
4 | Поступенное движение мелодий в верх и в низ. Нотная грамота: нота, штили, Длительности: четверти, восьмые. | 1 |
5 | Размере 2/4 .Такт и тактовая черта (длительности четвертные, восьмые, половинные). Пауза четвертная | 1 |
6 | Понятие лада. Мажор и минор (определение по окраске).Пауза восьмая. Ритмическая и мелодическая фраза с паузами (четвертная, восьмая). Дирижирование на 2/4. | 1 |
7 | Скачкообразное движение мелодии. Тон и полутон. Знаки альтерации (диез, бемоль) | 1 |
8 | Гамма До мажор. Строение гаммы. | 1 |
9 | Контрольный урок | 1 |
| II четверть |
|
10 | Гамма До мажор. Устойчивые, неустойчивые ступени. Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые..Аккорд. Затакт – четвертная длительность. | 2 |
11 | Ритмическая группа четыре шестнадцатых. Транспонирование | 2 |
12 |
| 2 |
13 | Затакт – восьмая и две восьмых в размерах 2/4, 3/4. Длительность - половинная с точкой. Дирижирование. | 2 |
14 | Контрольный урок | 1 |
| III четверть |
|
15 | Строение минорной гаммы. Тональность ля минор. Устойчивые и неустойчивые ступени (повторение). | 1 |
16 | Тоническое трезвучие в мажоре и миноре. | 1 |
17 | Понятие интервал. Названия. Графическое построение интервалов. | 1 |
18 | Интервал б2 и м2. | 2 |
19 | Тональность Соль мажор | 1 |
20 | Размер 4/4. Целая нота. Дирижирование. | 2 |
21 | Тональность Фа мажор | 2 |
22 | Контрольный урок | 1 |
| IV четверть |
|
23 | Параллельный лад. Минорный лад. Гамма ля минор. Строение минорной гаммы. Мажорное и минорное трезвучие. | 1 |
24 | Понятие – каденция: совершенная и несовершенная | 2 |
25 | Ритмические группы – восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая . | 1 |
26 | Ритмическая группа четыре шестнадцатых (повторение) Тональность ре минор. | 2 |
27 | Повторение темы. Интервалы. Мелодический и гармонический интервал. Основание и вершина. | 1 |
28 | Контрольный урок | 1 |
|
| 36 |
2 класс
№ п/п | Тема занятий | Количество часов |
| I четверть |
|
1 | Повторение материала 1 класса | 2 |
2 | Тональность ми минор. | 1 |
3 | Ритм четверть с точкой восьмая в размере 2 /4. Канон | 2 |
4 | Гармонический минор. | 1 |
5 | Мелодический минор. Бекар | 2 |
6 | Контрольный урок | 1 |
| II четверть |
|
7 | Три вида минора (повторение) | 1 |
8 | Ритм четыре шестнадцатые | 2 |
9 | Тональность ре минор | 1 |
10 | Переменный лад. | 1 |
11 | Тональность ми минор | 1 |
12 | Контрольный урок | 1 |
|
|
|
| IIIчетверть |
|
13 | Чистые интервалы: прима, октава. | 1 |
14 | Чистые интервалы: кварта. | 2 |
15 | Чистые интервалы: квинта. | 2 |
16 | Тональность Си b мажор. | 2 |
17 | Интервал терция. | 2 |
18 | Контрольный урок | 1 |
| IV четверть |
|
19 | Целая нота. Размер 4\4. Целая пауза | 2 |
20 | Интервал секунда | 2 |
21 | Тональность соль минор | 1 |
22 | Контрольный урок | 2 |
23 | Повторение пройденного материала | 1 |
|
| 36 |
3 класс
№ п/п | Тема занятий | Количество часов |
| I четверть |
|
1 | Повторение материала 2 класса | 2 |
2 | Тональность Ре мажор | 1 |
3 | Интервалы в мажорном ладу | 2 |
4 | Тональность си минор | 2 |
5 | Контрольный урок | 1 |
| II четверть |
|
6 | Ритм восьмая и две шестнадцатые | 2 |
7 | Тональность Ля мажор | 2 |
8 | Размер 3\8 | 1 |
9 | Ритм две шестнадцатые и восьмая | 2 |
10 | Контрольный урок | 1 |
| III четверть |
|
11 | Тональности фа # минор | 2 |
12 | Интервал: м6 и б6 | 2 |
13 | Обращение интервалов | 2 |
14 | Тональность Миb мажор | 2 |
15 | Главные трезвучия лада | 2 |
16 | Контрольный урок | 1 |
| IV четверть |
|
17 | Тональность до минор | 2 |
18 | Тоническое трезвучие с обращением | 2 |
19 | Период. Каденция. | 2 |
20 | Контрольный урок | 1 |
21 | Повторение пройденного, | 1 |
|
| 36 |
4 класс
№ п/п | Тема занятий | Количество часов |
| I четверть |
|
1 | Повторение материала 3 класса | 2 |
2 | Главные трезвучия | 2 |
3 | Тональность ми мажор | 2 |
4 | Пунктирный ритм | 1 |
5 | Контрольный урок | 1 |
| II четверть |
|
6 | Тональность до# минор | 2 |
7 | Тритоны. (Увеличенная кварта) | 2 |
8 | Тритоны. (Уменьшенная квинта) | 2 |
9 | Контрольный урок | 1 |
| III четверть |
|
10 | Размер 6\8 | 2 |
11 | Триоль | 2 |
12 | Интервал м.7., б.7 | 2 |
13 | Доминантовый септаккорд в мажоре и гармоническом миноре | 2 |
14 | Тональность Ля b мажор | 2 |
15 | Контрольный урок | 1 |
| IV четверть |
|
20 | Тональность фа минор | 2 |
21 | Синкопа | 2 |
22 | Повторение доминантового септаккорда | 2 |
23 | Контрольный урок | 1 |
24 | Повторение пройденного материала | 1 |
|
| 36 |
Формы работы на уроках
«Занимательное сольфеджио»
Основные формы работы и виды заданий на уроках «Занимательное сольфеджио» служат для развития музыкального слуха, памяти, чувства ритма, творческой инициативы, помогают практическому освоению теоретического материала, формируют навыки чтения с листа, чистого интонирования, слухового анализа, записи мелодий по слуху. На каждом уроке необходимо пропорционально сочетать упражнения по развитию интонационных навыков, сольфеджированию, ритмические упражнения, слуховой анализ, различные виды музыкальных диктантов, задания на освоение теоретических понятий, творческие упражнения.
Вокально-интонационные навыки.
Одной из необходимых форм работы на уроках «Занимательного сольфеджио» являются вокально-интонационные упражнения (пения гамм, интервалов, аккордов, секвенций, различных мелодических оборотов и т.д.). Они помогают развитию музыкального слуха (ладового, гармонического, внутреннего), а также воспитанию практических навыков пения с листа, записи мелодий и слухового анализа.
Вокально-интонационные упражнения дают возможность закрепить практически те теоретические сведения, которые обучающиеся получают на уроках «Занимательное сольфеджио».
При работе над интонационными упражнениями педагог должен внимательно следить за качеством пения (чистота интонации, строя, свободное дыхание, умение петь распевно, легато). Как и при сольфеджировании большую роль играет тональная настройка.
На начальном этапе обучения рекомендуется петь интонационные упражнения хором или группами и лишь затем переходить к индивидуальному исполнению. Интонационные упражнения вначале выполняются в умеренном темпе, в свободном ритме и по руке педагога. В дальнейшем интонационные упражнения следует ритмически оформлять. Упражнения следует давать как в ладу, так и от заданного звука. К ладовым интонационным упражнениям относится пение гамм (мажорных, минорных), отдельных ступеней лада, в разбивку и составленных из них мелодических оборотов, тональных секвенций, интервалов и аккордов в ладу с разрешением и т.д.
Для большей наглядности при осознании и восприятии ступеней лада можно использовать числовой показ ступеней пальцами рук, пение ступеней по таблицам, карточки с римскими цифрами, обозначающими порядковый номер ступени и т.д.
В целях воспитания функционально-гармонического слуха, чувства строя, ансамбля и как подготовительные упражнения к многоголосному сольфеджированию необходимо пропевать интервалы, аккорды и их последовательности в гармоническом звучании.
Параллельно с ладовыми упражнениями следует систематически заниматься пением пройденных интервалов и аккордов (в мелодическом и гармоническом виде) от заданного звука.
Вокально-интонационные упражнения чаще всего используют в начале урока, при распевании, или перед сольфеджированием. Не следует уделять им слишком много времени, так как это вспомогательное средство воспитания основных навыков. Вокальным материалом для интонационных упражнений могут служить отрывки из народных и детских песен.
Сольфеджирование и пение с листа.
Сольфеджирование является основной формой работы в классе сольфеджио. При сольфеджировании вырабатываются правильные певческие навыки, интонационная точность, сознательное отношение к музыкальному тексту, воспитывается чувство лада.
Работа в этом направлении должна вестись в течении всех лет обучения. При сольфеджировании следует добиваться чистого, стройного, выразительного пения по нотам (в начале – выученных на слух мелодий, а в дальнейшем – незнакомых мелодий, песен). При этом педагог должен обращать внимание на правильность и четкость дирижерского жеста обучающегося.
С первых уроков необходимо следить за правильным звукоизвлечением, дыханием, фразировкой, обращать внимание на посадку обучающихся при пении.
Преподаватель должен ориентироваться на голосовой диапазон обучающихся. Встречаются обучающиеся с ограниченным голосовым диапазоном. Следует систематически работать над его расширением, не перегружая голосовой аппарат. В отдельных случаях целесообразно менять тональность исполняемого произведения, транспонируя его в соответствии с голосовым диапазоном обучающегося.
Наряду с пением без сопровождения необходимо использовать пение песен с текстовым и фортепианным сопровождением.
Для развития ансамблевого чувства и гармонического слуха следует вводить элементы двухголосных примеров.
Пение с листа – один из важнейших практических навыков. Это пение по нотам незнакомой мелодии.
Навык пения с листа вырабатывается постепенно и требует к началу момента работы наличие у обучающегося значительного слухового опыта, ощущение метроритма, знакомства с правилами группировки длительностей, умения петь без сопровождения инструмента, знания нот и нотной записи. Определяющим моментом при этом является ориентация в ладу, способность чувствовать ладовые обороты, удерживать лад, тональность.
В процессе работы особое внимание следует уделять развитию внутреннего слуха (научить обучающихся мысленно представить себе написанную мелодию, свободно ориентироваться в ней).
В процессе развития навыка пения с листа следует добиваться осмысленного и выразительного пения. Нельзя допускать механического пения от ноты к ноте, следует обучать ученика все время смотреть по нотному тексту как бы вперед и петь без остановок, не теряя ощущения конкретной тональности.
Перед началом пения исполняемый пример необходимо разобрать, проанализировать. На начальном этапе обучающиеся это делают совместно со своим преподавателем, а в дальнейшем – самостоятельно. Анализу должны подвергаться структурные, ладовые, метроритмические и другие особенности примера. В качестве подготовительного упражнения можно использовать прием сольмизации (проговаривания названий звуков в ритме).
При пении с листа очень важна предварительная настройка в данной тональности. Примерная форма настройки: преподаватель играет в данной тональности свободную гармоническую последовательность (несколько аккордов, утверждающих данную тональность).
Музыкальные примеры пения с листа должны быть легче разучиваемых в классе. В них должны преобладать знакомые обучающимися мелодические и ритмические обороты. Очень важны художественная ценность примеров, доступность для данного возраста, стилистическое разнообразие.
Как сольфеджирование выученных примеров, так и пение с листа на начальном этапе обучения следует проводить большей частью коллективно, группами и лишь в дальнейшем переходить к индивидуальному пению.
Важным и полезным приемом в работе является транспонирование выученных мелодий в другие тональности, а также транспонирование с листа незнакомых мелодий.
Воспитание чувства метроритма.
Воспитание чувства метроритма столь же необходимо как и развитие ладово-интонационных навыков.
Возможности для развития чувства метроритма имеются в каждом виде работы (сольфеджирование, диктант, слуховой анализ и др.), но для более успешного, эффективного результата необходимо иногда вычленять и отдельно прорабатывать, осмысливать метроритмические соотношения в изучаемых произведениях, а также применять специальные ритмические упражнения.
При подборе первоначальных ритмических упражнений, следует опираться на то, что восприятие ритма, особенно у детей, связано с двигательной реакцией. Именно с этими движениями ассоциируются первоначальные представления детей о длительностях (четверть – «шаг», восьмые – «бег»).
Можно рекомендовать целый ряд ритмических упражнений: простукивание ритмического рисунка знакомой песни, мелодии; повторное (простукивание хлопками, карандашом, на ударных инструментах) ритмического рисунка, исполненного педагогом; простукивание ритмического рисунка, записанного на доске; специальных карточках, по нотной записи; проговаривая ритмического рисунка слогами с тактированием или без него; ритмическое остинато, аккомпанемента к песням; чтение и воспроизведение несложных ритмических партитур на ударных инструментах; ритмические диктанты (запись ритмического рисунка мелодии или ритмического рисунка, исполненного хлопками, карандашом, на ударном инструменте и т.д.).
Все упражнений предлагаются в разных размерах и темпах. Преподаватель может и сам составлять варианты таких упражнений и продумывать новые. Необходимо помнить, что каждая ритмическая фигура, оборот должны быть прежде всего восприняты эмоционально, затем практически проработаны, и лишь затем дано их теоретическое обоснование.
Большую роль в работе над развитием чувства метроритма играет дирижирование, но следует делать его самостоятельно. Дирижирование по схеме на начальном этапе представляет для обучающегося значительную трудность. Поэтому его можно заменить любым другим движением, отмечающим равномерную пульсацию доли, например, тактированием. Постепенно при этом выделяется сильная доля, а затем определяется и отрабатывается схема жестов.
Вначале лучше работать над дирижерским жестом при пении знакомых, выученных мелодий, упражнений, а также при слушании музыки.
Воспитание музыкального восприятия (Анализ на слух).
Слуховой анализ в курсе сольфеджио, наряду с пением, является основной формой работы над развитием музыкального слуха обучающегося. Всякое осознание начинается с восприятия, поэтому важнейшая задача – научить обучающегося правильно слушать музыку. Музыкальное восприятие создает необходимую слуховую базу для изучения и осознания для разнообразных музыкальных явлений и понятий. Оно тесно связано с остальными формами работы (интонационными упражнениями, пением с листа, творческой работой, диктантом).
Систематическая работа по анализу на слух дает возможность обучающемуся накопить внутренние слуховые представления, развивает музыкальную память, мышление. Особое значение она имеет в развитии гармонического слуха.
Занятия по слуховому анализу должны проходить одновременно в двух направлениях:
- целостный анализ музыкальных произведений или их отрывков;
- анализ отдельных элементов музыкального языка.
Целостный анализ.
Основная задача этого вида анализа – научить обучающихся слушать музыкальные произведения.
При прослушивании одноголосной мелодии они должны не только эмоционально воспринять ее, но и проанализировать структуру мелодии, принцип, логику ее построения и развития (направление мелодической линии, повторность, секвентность и т.д.), узнать в ней знакомые мелодические и ритмические обороты, услышать альтерации, хроматизмы, модуляции и т.д. и дать всему словесное объяснение.
При анализе многоголосной музыки обучающиеся должны услышать в ней пройденные гармонии (аккорды, интервалы), разобраться в фактуре (мелодия, аккомпанемент), типах полифонии (имитационная, подголосочная, контрастная).
Решающую роль при этом играем подбор музыкального материала. Музыкальные произведения, особенно вначале, должны быть небольшими по объему, доступными по содержанию, разнообразными по характеру, стилистическими особенностями.
Желательно максимально использовать произведения, исполняемые обучающимися в инструментальных классах. Одним из обязательных условия для успешной работы по слуховому анализу является яркое, эмоциональное и грамотное исполнение музыкальных произведений педагогом. Возможно также использование озвученных пособий и примеров в аудио- записи.
Анализ элементов музыкального языка.
Задачей этого вида анализа является слуховая проработка (определение на слух и осознание) тех элементов музыкального языка, которые определяют собой выразительность музыкального произведения: анализ звукорядов, гамм, отрезков гамм, отдельных ступеней лада, мелодических оборотов; ритмических оборотов; интервалов в мелодическом звучании вверх и вниз, в гармоническом звучании, отзвука, в тональностях на ступенях лада, взятых отдельно и в последовательностях; аккордов и их обращений в тесном расположении, в мелодическом и гармоническом звучании.
Следует помнить, что этот раздел работы, несмотря на свое значение, не должен превалировать на уроках сольфеджио, а определение на слух интервалов и аккордов не может быть целью.
В качестве материала для анализа на слух элементов музыкального языка могут быть использованы как примеры из художественной литературы, так и сочиненные педагогом специальные слуховые упражнения (мелодия с характерными интонационными оборотами, последовательности интервалов и аккордов и т.д.). Желательно, чтобы они были организованы метроритмически, музыкально исполнены.
Музыкальный диктант.
Диктант является одной из сложных форм работы в курсе сольфеджио. Он развивает музыкальную память обучающихся, способствует осознанному восприятию мелодии и других элементов музыкальной речи, учит записывать услышанное.
В работе на диктантом синтезируются все знания и навыки обучающихся, определяется уровень их слухового развития. Поэтому не следует торопиться с введение этой формы работы, а некоторое время (в зависимости от продвинутости группы) заниматься лишь различными подготовительными упражнениями. Успешная запись диктанта зависит также от индивидуальности обучающегося, его музыкальной памяти, ладового слуха, ладового мышления, ориентировки в мелодическом движении: вверх, вниз, скачкообразно, по звукам аккордов и т.д.
Не менее важно для обучающихся разбираться в строении формы мелодии (членение мелодии на фразы и предложения), а также иметь четкое представление о метроритмической структуре мелодии: ее размере, строении тактов, особенностях ритмического рисунка.
Формы диктанта могут быть различными. Это может быть диктант с предварительным разбором. Обучающиеся с помощью преподавателя определяют лад и тональность данной мелодии, ее размер, темп, структурные моменты, особенности ритмического рисунка, анализируют закономерность развития мелодии, а затем уже приступают к записи. На предварительный разбор должно уходить не более 8-10 минут.
Наряду с такими диктантами следует давать диктант без предварительного разбора. Такой диктант записывается обучающимися при определенно числе проигрываний. Вначале диктант проигрывается 2-3 раза подряд (обучающиеся в это время слушают и запоминают мелодию), а затем еще несколько раз с интервалом 3-4 минуты.
Нужно широко применять форму устного диктанта, который помогает осознанному восприятию обучающимися отдельных трудностей мелодии, развивает музыкальную память.
Для развития внутреннего слуха следует предлагать обучающимся, в частности для домашней работы, запись знакомой мелодии, ранее прочитанные с листа. Это помогает запомнить и осознать спетую мелодию и укрепляет связь услышанного звучания с его нотным изображением.
Очень важным моментом в работе над диктантом является его проверка, фиксация и разбор ошибок. Формы проверки могут быть различные (педагог проверяет тетради, обучающиеся проверяют тетради друг у друга, один из обучающихся записывает диктант на доске или проигрывает на фортепиано, класс поет диктант с названием звуков и дирижированием и т.д.).
Дома можно выучить диктант наизусть, транспонировать, подбирать на фортепиано.
Воспитание творческих навыков.
Развитие творческой инициативы в процессе обучения играет огромную роль. Оно способствует более эмоциональному и вместе с тем осмысленному отношению обучающихся к музыке, раскрывает индивидуальные творческие возможности каждого из них, вызывает интерес к предмету, что является необходимой предпосылкой для успешного его освоения, помогает в исполнительской практике.
Творческие упражнения на уроках сольфеджио активизируют слуховое внимание, тренируют различные стороны музыкального слуха, а также развивают слух и наблюдательность.
Одним из обязательных условий творческой работы, особенно на начальном этапе, является ведущая роль эмоционального начала. Вместе с тем, упражнения необходимо связывать с основными разделами курса. Цель этих упражнений – не только развивать у обучающихся творческие навыки, но и помогать им в приобретении основных навыков – пении с листа, записи диктанта, определении на слух. Творческие упражнения закрепляют теоретические знания обучающихся.
Творческие задания должны быть доступны обучающимся.
Творческую работу можно начинать с 1 класса, но лишь после того, как у детей накопится хотя бы небольшой запас музыкально-слуховых впечатлений и знаний. Основным видом творчества является импровизация:
- допевание ответной фразы;
- досочинение мелодии на заданный ритмический рисунок;
- сочинение ритмического рисунка на заданный текст.
К творческой работе также относится и подбор аккомпанемента.
Творческие задания могут быть как классными, так и домашними, с условием обязательной проверки или обсуждения работ всем классом. Лучшие работы можно использовать в качестве материала для записи диктанта, пения с листа, транспонирования и т.д.
Теоретические сведения.
Этот раздел содержит перечень необходимых знаний по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки.
В каждом последующем классе излагается новый материал, который может быть освоен при условии повторения и закрепления ранее пройденного Все теоретические сведения должны быть тесно связаны с музыкально-слуховым опытом обучающихся.
Большую пользу для усвоения теоретического материала, свободной ориентировки в тональностях приносит проигрывание всех пройденных элементов музыкального языка (интервалы, аккорды, гаммы, мелодически и гармонические обороты и т.д.) на фортепиано.
Обучающиеся на уроках сольфеджио исполняют, записывают, анализируют музыкальные произведения и их отрывки, потому необходимо познакомить их с основными музыкальными терминами, обозначениями темпов, динамических оттенков, характера исполнения. Это делается на протяжении всех лет обучения, а окончательно закрепляется и систематизируется в 4 классе.
Предмет «Занимательное сольфеджио» должен нести детям радость, следует использовать презентации, видео материалы при объяснении нового материала, а также при прослушивании музыкальных произведений. Обучающиеся должны чувствовать себя на уроке комфортно, поэтому следует тщательно подбирать материал, который был бы понятен всем детям, а домашние задания должны быть легко выполнимы. В психологическом аспекте уроки данного предмета должны нести ребенку удовлетворение, для этого необходимо всячески поощрять любой успех маленького вокалиста.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы учебного предмета «Занимательное сольфеджио» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе: первичные теоретические знания и знание профессиональной музыкальной терминологии;
- умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
- умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;
- умение импровизировать на заданные музыкальные темы или
ритмические построения;
- навыки владения элементами музыкального языка (исполнение
на инструменте, запись по слуху и т.п.).
Результатом освоения программы учебного предмета «Занимательное сольфеджио» является приобретение обучающимися также следующих знаний, умений и навыко:
- умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с
точки зрения его построения и роли выразительных средств (лад,
звукоряд, гармония, фактура) в контексте музыкального произведения;
- формирование навыков восприятия современной музыки.
Экзаменационные требования
Примерные требования на итоговом экзамене в 4 классе.
Письменно – записать самостоятельно музыкальный диктант, соответствующий требованиям настоящей программы.
Устно:
- пение пройденных гамм, отдельных ступеней,
- пение пройденных интервалов от звука;
- пение пройденных интервалов в тональности;
- пение пройденных аккордов от звука;
- пение пройденных аккордов в тональности;
- определение на слух отдельно взятых интервалов и аккордов;
- определение на слух последовательности интервалов или
аккордов в тональности;
- чтение одноголосного примера с листа;
- пение одноголосного примера, заранее выученного наизусть.
IV. Формы и методы контроля, система оценок.
Разнообразные формы контроля успеваемости обучающихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса,
установить соответствие достигнутого уровня знаний и умений на определенном этапе обучения программным требованиям.
Формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый.
Текущий контроль - осуществляется регулярно преподавателем на уроках, он направлен на поддержание учебной дисциплины, ответственную организацию домашних занятий. При выставлении оценок учитываются качество выполнения предложенных заданий, инициативность и самостоятельность при выполнении классных и домашних заданий, темпы продвижения обучающегося.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок в конце
каждой четверти. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.
Промежуточный контроль – контрольный урок в конце каждого учебного
года. Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки, тесты для фронтального опроса. В качестве более глубокой проверки знаний рекомендовано использовать такие формы работы, как письменная работа, устные ответы, открытые занятия, участие в конкурсах.
Итоговый контроль – осуществляется по окончании курса обучения. Устный опрос (индивидуальный и фронтальный), включающий основные формы работы – сольфеджирование одноголосных и двухголосных примеров, чтение с листа, слуховой анализ интервалов и аккордов вне тональности и ввиде последовательности в тональности, интонационные
упражнения;
самостоятельные письменные задания – запись музыкального диктанта, слуховой анализ, выполнение теоретического задания;
«конкурсные» творческие задания (на лучший подбор аккомпанемента, сочинение на заданный ритм, лучшее исполнение и т. д.).
Критерии оценки
Уровень приобретенных знаний, умений и навыков должен соответствовать программным требованиям. Задания должны выполняться в полном объеме и в рамках отведенного на них времени, что демонстрирует приобретенные обучающимися умения и навыки. Индивидуальный подход к обучающемуся может выражаться в разном по сложности материале при однотипности задания. Для аттестации обучающихся используется дифференцированная 5-балльная система оценок.
Критерии оценки качества подготовки обучающегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой.
5 («отлично») - содержательный и грамотный устный или письменный ответ с верным изложением фактов.
4 («хорошо») - устный или письменный ответ, содержащий не более 2-3 незначительных ошибок.
3 («удовлетворительно») - устный или письменный ответ, содержащий 3 грубые ошибки или 4-5 незначительных. В целом ответ производит впечатление поверхностное, что говорит о недостаточно качественной или непродолжительной подготовке обучающегося.
2 («неудовлетворительно») - большая часть устного или письменного
ответа неверна.
Музыкальный диктант
Оценка 5 (отлично) – музыкальный диктант записан полностью без ошибок
в пределах отведенного времени и количества проигрываний. Возможны
небольшие недочеты (не более двух) в группировке длительностей .
Оценка 4 (хорошо) – музыкальный диктант записан полностью в пределах
отведенного времени и количества проигрываний. Допущено 2-3ошибки в
записи мелодической линии, ритмического рисунка, либо большое количество недочетов.
Оценка 3 (удовлетворительно) – музыкальный диктант записан полностью в пределах отведенного времени и количества проигрываний, допущено
большое количество (4-8) ошибок в записи мелодической
линии, ритмического рисунка, либо музыкальный диктант записан не
полностью (но больше половины).
Оценка 2 (неудовлетворительно) – музыкальный диктант записан
в пределах отведенного времени и количества проигрываний,
допущено большое количество грубых ошибок в записи мелодической линии
и ритмического рисунка, либо музыкальный диктант записан меньше,
чем наполовину.
Сольфеджирование, интонационные упражнения,
слуховой анализ
Оценка 5 (отлично) – чистое интонирование, хороший темп ответа, правильное дирижирование, демонстрация основных теоретических
знаний.
Оценка 4 (хорошо) – недочеты в отдельных видах работы: небольшие погрешности в интонировании, нарушения в темпе ответа, ошибки в дирижировании, ошибки в теоретических знаниях.
Оценка 3 (удовлетворительно) – ошибки, плохое владение интонацией, замедленный темп ответа, грубые ошибки в теоретических знаниях.
Оценка 2 (неудовлетворительно) – грубые ошибки, не владение интонацией, медленный темп ответа, отсутствие теоретических знаний.
V. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для детей:
1. Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио для 1 – 2 классов ДМШ. М., 1975
2. Барабошкина А. Сольфеджио: Учебник для 1 класса ДМШ. М., 1992
3. Барабошкина А. Сольфеджио: Учебник для 2 класса ДМШ. М., 20
4. Давыдова Е. Сольфеджио: учебник для 3 класса ДМШ. М., 1996
5. Давыдова Е. Сольфеджио: учебник для 4 класса ДМШ. М., 1996
6. Калинина, Г.Ф. Сольфеджио. Рабочии тетради с 1 по 5 класс. – М., 2008.
7.Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио: часть 1, М., 1990
8. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио: часть 2, М., 199041
Литература для преподавателя:
1. Андреева М. От примы до октавы, ч.1 М., 1976
2. Андреева М. От примы до октавы, ч. 2. М., 1976
3. Вахромеев, В.А. Вопросы методики преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе. – Минск, 2005.
4. Воспитание музыкального слуха. Под редакцией Агажанова А. М., 1987.
5. Давыдова Е. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 3 класса. М., 1991.
6. Далматов Н., Музыкальный диктант. М., 1972Ежикова Т. Одноголосные диктанты (7 класс ДМШ). М., 1997.
7. Кирюшин В.В. Интонационно-слуховые упражнения для развития абсолютного музыкального слуха. М., 1992.
8. Островский А. Методика теории музыки и сольфеджио. Л., 1988.
9. Русяева. Одноголосные диктанты (1–5 классы ДМШ). М., 1992.
10. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М., 1961.
11. Фридкин Г. Музыкальные диктанты. М., 1973.
12. Вахромеев В. «Музыкальные диктанты» М., 1975 г. 13. Лехина Л. Н. Аккордовые сказки для больших и маленьких. Учебно-
игровое пособие. – М.: Классика-XXI, 2010. – 24 с.
14. Лехина Л. Н. Путешествие в страну интервалов. Учебно-игровое
пособие. – М.: Классика XXI, 2010. – 20 с.
15. Калинина Г. Музыкальные занимательные диктанты для учащихся
младших классов ДМШ и ДШИ – М.: 2002__ 16. Русяева И. Упражнения по слуховому анализу.-М..1998
17. Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио для маленьких.
18. Калугина М., Халузбарь П. Воспитание творческих навыков на
уроках сольфеджио. Методическое пособие для ДМШ.- М.,
19. Шатковский Г. «Развитие музыкального слуха». М., 1996 г.
20. Панова Н. Конспекты по элементарной теории музыки. – М. «Престо» 2003