СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Заочная экскурсия по Речице

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить ребят с боевым прошлым нашего города.

Просмотр содержимого документа
«Заочная экскурсия по Речице»

Цель: познакомить ребят с боевым прошлым нашего города.


Ход .мероприятия:


l-й ученик:

В Белоруссии, в России

Есть такие городки:

Сходят улице прямые

К синей линии реки.

Имя Речицы прочли

Девушки в кудряшках робких

Здесь гуляли и росли. ..

Как здесь люди славно жили. . .

Все разрушила беда.

Танк в иголках снежной пыли

Входит медленно сюда.

Этот самый танк огромный

Негодуя, грохоча.

Год назад по кручам темным

Шел в прорыв до калача...

Затихает бой суровый,

Дышит порохом Земля.

И салю грохочет новый

Возле древних стен Кремля.

Тихий городок, как равный,

Выросший в огне боев,

Входит в ряд больших и славных

Милых сердцу городов.

Учитель: Сегодня мы поговорим о нашем городе, о том, каким он был в годы войны и как был освобожден.

2-йученик:1418 дней длилась Великая отечественная война- одна из самых тяжелых и кровопролитных войн. Советский народ проявил в борьбе против коварного и сильного врага беспримерное мужество, массовый героизм и стойкость, отстоял Великие завоевания Октября.

Учитель: Речица была оккупирована 23 августа 1941 года. Ни террор, ни насилия, ни разнузданная фашистская пропаганда не сломили духа белорусского народа. На оккупированной территории развернул ась антифашистская борьба. В городе и районе создаются подпольные патриотические группы.

З-й ученик: В августе 1942 года белорусские патриоты были схвачены гестапо. После нечеловеческих пыток казнены Озеров, Бровко, Мыткин, Комец, Герасимо­вич. Могила подпольщиков находится в парке Победы, на ней установленанадгробная плита.

Учитель: боевой и сплоченной была группа, действующая в типографии. Ею руководил У схапов(преподаватель медучилища). Ему удалось вовлечь в группу отважных и смелых людей. Это Огурцов, Микитюк, Василевская, Малащицкий, Дащинский. Патриоты проводили большую работу- печатали листовки. Осенью 1942 года в Речицу пришёл карательный отряд. Начались массовые облавы и аресты.


Фашисты напали на группы. Дащинскому удалось спастись. Остальные были расстреляны в 83-м квартале Озерщенского лесничества. Сейчас там установлен памятник.

4 ученик: 18 ноября 1943 года войска Белорусского фронта вместе с народными мстителями после жестоких трехдневных боёв освободили Речицу. В боях отличились войска генерала Батова, Романенко, Алексеева, танкисты Панова, авиация Руденко.

5 ученик: В ознаменование одержанной Победы 21 соединению и воинской части присвоено наименование «Речицкий». 12 артиллерийскими залпами из 120 орудий салютовала Москва доблестным войскам.

В боях за наш город погибло много воинов, среди них 23 героя Советского Союза. В городском сквере находится воинское захоронение. На высоком пъедестале - боевой танк. В этой боевой машине сражался отважный экипаж в составе Михаила Русинова, Анатолия Талалаева, Ивана Смирнова и Фёдора Кленкова.

б ученик: В братской могиле, которая находится на территории городской больницы K~ 1 похоронен Герой Советского Союза Наумов. Памятники мужества установлены на городском кладбище, в парке Победы, на территории костно-уберкулёзного санатория и почт в каждом населённом пункте района.

Учитель: Есть в наем городе носящие имена тех, кто с оружием в руках героически защищал Речицу в суровые годы Великой Отечественной Войны. Эти люди вписали яркую страницу в летопись города.

7 ученик: Ему было 22 года. Он очень любил жизнь. И во имя жизни на земле вступил в смертельную схватку со страшным врагом. Это произошло 18 ноября 1943 года. Шли ожесточённые бои за город Речицу и Речицкий район. В этот день батарея Феонтиста Трифолова вела бой с фашистами у деревне Смаргони. На этом участке противник сосредоточил большие силы и неоднократно атаковал наши войска. Под вечер фашисты перешли в контратаку. И тогда, чтобы не пропустить врага, старший лейтенант Трифонов вызвал огонь родной батареи на себя. «Цель - моя «НП» приказываю: Огонь, Огонь» - это были его последние слова.

8 ученик: Он прожил всего 22 года. Всё у него было впереди: и учёба, и любимая профессия. Он хорошо знал об этом в ту минуту, когда вызвал огонь на себя. У лица Дводенко так несколько лет назад стала называться бывшая Парковая улица нашего города... В боях за Родину показал исключительную храбрость, мужество и отвагу, умение вести бой с врагом в любых условиях..., проявил себя исключительно храбрым офицером, - такова боевая характеристика данная Ивану Карповичу Дводненко. Ожесточённый бой разгорелся на правом берегу Днепра. Батарея Дводненок яростно отражала натиск врага. Враг был отбит.

9 ученик: Улица Наумова протянулась почти на 2 километра от улицы Сытько до Набережной и раньше называлась Куликовской. Особенно она красива весной. Ровная и чистая, улица утопает в зелени садов. В 1944 году капитан Наумов принял активное участие в наступательной Белорусской операции под кодовым названием «Багратиою). В одном из боёв К.И. Наумов был тяжело ранен.

Учитель: Беспримерный подвиг советских патриотов никогда не померкнет в памяти народной. «Никто не забыт, ничто не забыто».


Выходят 3 ученика:


l-й ученик:

Ноябрь дожди гнал через сито.

Точил солдатские штыки.

Фашистский зверь был недобитый

И в злобе обнажал клыки.

2-й ученик:

я помню, как стволы орудий

Ныряли в темный коридор.

За жизнь страны сражались люди,

По танкам бившие в упор.

З-й ученик:

Прямой наводкой слева, справа

Мы расширяли свой плацдарм.

И в Короватичах, как мама,

Обнял солдата командарм.

l-й ученик:

Он так сказал: « Спасибо, братцы!»

Героев здесь не сосчитать.

Мы научились славно драться, Как нам велит Россия-мать.» 2-й ученик:

Отдал приказ?« Салют о павших

Из всех орудий по врагам».

И снова в путь военным маршем­

Маршрутам к Речицким домам.

З-й ученик:

Победный гимн в порыве ветра,

Гомоном конницы скакал.

Нас удаляли километры

От тех солдат, кто в битве пал.

l-й ученик:

Их тысяча шестьсот погибших

Со всех концов родной Земли.

Устрой, село, в музее нишу,

Их подвиг в вечности храни.

2-й ученик:

А я, солдат тех жарких схваток,

Родным погибших шлю поклон.

Пусть боль Земли гремит раскатом.

Во имя бранных похорон.