ГДОУ ЛНР «Я/с №4 «Надежда»
ЗАОЧНЫЙ МАСТЕР - КЛАСС
по проблеме : Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников в процессе ознакомления с родным краем, родным городом
(дл воспитателей, воспитателей- методистов ДОУ г.Кировска)
Г.Кировск
2020год
ЗАОЧНЫЙ МАСТЕР - КЛАСС
Формирование нравственно - патриотических чувств
у дошкольников в процессе ознакомления
с родным краем, родным городом
Цель заочного мастер-класса: привлечь внимание педагогов ДОУ к проблеме нравственно-патриотического воспитания, разнообразию форм методов и приемов по ознакомлению с историей, достопримечательностями родного города.
Патриотическое воспитание дошкольников – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.
Согласно толковым словарям, патриот (от греческого «земляк, соотечественник») - это человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, действующий во имя Родины.
Воспитание патриотизма у дошкольников начинается с любви к семье, маме, родному дому, детскому саду, городу, Родине.
Работа по формированию патриотизма у детей имеет свои особенности
Слайд
Этапы ознакомления дошкольников с родным городом
и воспитания любви к родному краю
Успех патриотического воспитания в большой мере зависит от правильного определения возрастной ступени, на которой возможно и следует активизировать формирование патриотических чувств.
Определим, какие представления о родном городе должны быть, на наш взгляд, сформированы у детей каждой возрастной группы.
Работа с Типовой образовательной программой дошкольного образования. Педагоги выделяют из программы цели и задачи по возрастным группам, зачитывают.
Первая младшая группа.
Обучение детей узнаванию своего дома, квартиры. Обучение нахождению своего детского сада, своей группы. Обучение умению ориентироваться в помещении своей группы, на участке; называть основные помещения, сооружения. Напоминание детям названия города, в котором они живут. Развитие интереса и бережного отношения детей к природе, посещение любимого дерева, куста.
Вторая младшая группа.
Совершенствование умения ориентироваться в помещении и на участке детского сада. Формирование умения видеть окружающие детский сад здания, дорогу. Формирование умений правильно называть свой город, рассказывать о том, где гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке), обращать внимание на красочное оформление ближайших зданий в дни праздников. Воспитание чувства причастности к жизни страны. Воспитание бережного отношения к природе родного края.
Средняя группа.
Продолжение знакомства детей с детским садом и его сотрудниками. Продолжение воспитания любви к родному краю (дети должны знать название своей улицы, уметь рассказывать о самых красивых и любимых местах родного города, его достопримечательностях. Ознакомление дошкольников с доступными их пониманию представлениями о государственных праздниках. Продолжение воспитания бережного отношения к природе родного края.
Старшая группа.
Совершенствование умения свободно ориентироваться в помещениях и на территории детского сада. Формирование интереса к малой Родине, знакомство с достопримечательностями родного края, культурой, традициями. Формирование представления о том, в каком крае живут дети. Обучение умению находить на карте свой наш край, его города, родной город. Продолжение воспитания бережного отношения к природе родного края.
Подготовительная к школе группа.
Расширение представлений о родном крае, городе. Углубление и уточнение представлений о Родине. Развитие интереса к событиям, происходящим в республике и городе, воспитывать чувство гордости за свой город, знакомство с флагом, гербом и гимном республики и родного города. Приобщение детей к истокам народной культуры. Воспитание любви к природе.
Как мы видим, знакомство детей с родным городом необходимо начинать с раннего детства. На каждом возрастном этапе у дошкольников происходит расширение знаний о родном городе, уточнение уже имеющихся представлений. В процессе работы по ознакомлению с родным городом воспитывается чувство гордости за любимый город, за людей, которые в нем живут.
Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
- "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
деятельностный подход;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: "Моя семья", "Моя улица", "Мой детский сад". Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.
Давайте вспомним, какие средства нравственно-патриотического воспитания мы можем применять? Какие формы и методы использовать?
Педагоги заполняют макет схем, проверяют на слайдах
Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, вы добьётесь успеха. Вы покажете детям красоту своего родного города, познакомите их с талантами народа, некоторыми героическими страницами истории, научите детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения.
Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно , во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.
Родной город... Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?
Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.
Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это микрорайон и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы.
Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
Просмотр и анализ видео 1,2,3,4
Таким образом, чтобы воспитать чувство патриотизма у дошкольников, педагоги должны использовать различные формы и методы организации деятельности детей. В своей работе педагоги могут использовать следующие методы:
1.Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике города, микрорайона, улицы)
2. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;
3.Беседы с детьми о стране, родном городе;
4. Использование детских художественных произведений, репродукций картин (их рассматривание и обсуждение);
5. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;
6. Знакомство детей с народной декоративной росписью;
7. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т.п.);
8. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестность выполнения поручения, за хорошее поведение в общественных местах;
9. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить ,что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания).
Из опыта работы Дацько Е.Н., воспитателя
При знакомстве дошкольников с историей родного города и родной страны, воспитателю приходится многое им рассказывать, поэтому при составлении рассказа воспитатель должен помнить следующее:
• По ходу рассказа необходимо обязательно использовать наглядный материал. Это могут быть фотографии, репродукции картин, слайды, различные схемы, рисунки мелом на доске и др.
• Составлять рассказ, воспитатель должен включить в него вопросы к детям. Это необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их предполагать, рассуждать. В этом случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми, что способствует более успешному усвоению знаний.
• Рассказывая о каких-то исторических событиях, воспитателю не следует часто употреблять даты, так как в дошкольном возрасте детям не доступна хронология. Но чтобы дети поняли, что излагаемые события происходили давно, следует употреблять такие выражения: «Это было очень-очень давно», «Это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими».
• Язык рассказа должен быть очень простым. Если в рассказе встречаются незнакомые детям слова, например: «князь», «полководец», следует объяснить их значение. Не стоит перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями.
• В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, воспитатель часто рассказывает им о различных архитектурных сооружениях, храмах. В этом случае не следует подробно рассматривать их архитектуру, использовать специальную терминологию. Достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других.
Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями.
. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными.
Тем не менее, родители должны стать непременными участниками работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей, помочь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных национально-культурных и трудовых традиций.
Формы совместной с родителями деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей могут быть разнообразными: семейные клубы, семейные экскурсии в музеи, осмотры памятников культуры и истории, организация выставок, стендов.
Слайды
Моделирование предметно-пространственной среды должно быть основано на психолого-педагогических, санитарно-гигиенических, физиологических, эстетических данных. Национальная направленность среды поможет детям осознать себя частью русского народа.
Подход к созданию в группах «национальных», «патриотических», «этнокультурных» и других уголков национальной направленности внесёт хаотичность и беспорядочность в детскую игровую среду. Материал обязательно должен иметь место в предметно-развивающей среде группы, но должен быть рассредоточен по разным уголкам.
В средних и старших группах в соответствии с рекомендациями должны иметь место в группах «уголки государственной символики». Их назначение – помочь в формировании системы воспитания уважения и гордости за государственные символы Республики.
Оснащение предметно-развивающей среды должно соответствовать определенным требованиям:
целесообразности размещения “экспонатов”,
научности и достоверности представленного материала;
возрастной адресности;
качеству и эстетической направленности;
воспитательной и развивающей направленности.
Разнообразить содержание предметно-развивающей среды разных возрастных групп можно с помощью следующих «экспонатов»:
Воспитатели составляют «макеты» своих возрастных групп с учетом нравственно-патриотического направления.
Младший возраст (4-й год жизни):
генеалогическое дерево (бабушка, дедушка, мама, папа, ребёнок);
альбомы: “Моя семья”, “Мой город Кировск», “Наш детский сад”;
художественная литература с иллюстрациями: стихи о родном городе, потешки, скороговорки, сказки;
книжки-раскраски: “Моя улица”, “Мой дом”, “Мой детский сад”;
кукла в русском костюме.
Средний возраст (5-й год жизни):
генеалогическое дерево (бабушка, дедушка, мама, папа, ребёнок, брат, сестра, тётя, дядя);
альбомы: “Моя семья”, “Мой город Кировск, “Наш детский сад”, «Моя Луганщина»;
иллюстрированные книги с произведениями народного искусства, луганских авторов:
национальные игрушки;
настольно-печатные игры: «Мой город», «Моя улица»;
образцы посуды, одежды;
куклы в национальных костюмах.
Старший возраст (6-7-й годы жизни):
альбомы и наборы открыток: “Наш детский сад”, “Наша семья”, “Наш город” (образование, культура, спорт, медицина, промышленность), “Наша республика”, (города, костюмы, национальная кухня);
предметы искусства (изделия народных умельцев, декоративно-прикладного искусства, народные игрушки);
предметы одежды и быта, геральдика Луганска;
книги луганских авторов, иллюстрации к произведениям, портреты писателей, Красная книга;
флаг, герб республики;
макет «Мой город», план “Детский сад”;
презентации о городе Кировске, о природе Луганщины, о достопримечательностях республики ;
куклы в национальных костюмах;
макет избы;
карты Луганщины, города Кировска;
портреты знаменитых людей Луганщины;
дидактические игры.
Проектная деятельность в ДОУ уже давно доказала свою эффективность. Не станет исключение и составление и реализация проектов по ознакомлению с родным городом.
Просмотр презентации «Мой край родной, что Кировском зовется».
Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников.
Заключение. «Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной - городом Кировском в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.