Выступление на педсовете
"Заповеди хорошего учителя"
Лапшина М.В.
август 2018
Цели и задачи:
сформулировать и обосновать заповеди хорошего учителя;
показать, что следование заповедям учителя — это путь в достижении успехов и совершенствовании педагогического мастерства.
С кого начинается школа? Конечно же, с учителя. Учителя, обладающего щедростью души, любознательного, любящего детей, относящегося к ним как к чему-то особенному и исключительному, с неистощимым интересом к его внутреннему миру. Важным «кирпичиком» в строительстве новой школы непременно видится учитель - профессионал, ищущий, способный не скользить по поверхности, а докапываться до сути явления, до настоящих причин, и принимать решения, иногда неожиданные, порой рискованные, но в большинстве своём ведущие к определённому результату. Учитель – это человек из будущего, пришедший к детям для того, чтобы воодушевить их мечтой.
Любому педагогу хочется, чтобы его ученики стали личностями. Индивидуальность рождается и развивается вместе со способностью человека учить и воспитывать себя самого. Педагог и ребенок зависимы друг от друга. Я считаю, что стать хорошим учителем и настоящим другом для детей можно, лишь следуя определённым правилам, заповедям. Заповеди - это вехи, не дающие сбиться на многотрудной и неизведанной учительской тропе. Заповеди нельзя переписать, перенести из одной среды в другую. Они не сочиняются, а выносятся в определённой среде. Они- зарубки в сердце. А у каждого учителя свои зарубки
Мудрый Сократ говорил: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Попытаюсь перефразировать это высказывание и сформулировать несколько заповедей, которые наиболее близки мне, и которым я стараюсь следовать в своей педагогической деятельности.
1. «В каждом человеке солнце, только помоги ему увидеть это, поверить в свои собственные силы».
Из опыта работы знаю, что, встретив на своем пути трудности, многие дети ищут способы их преодоления, пытаются всеми силами решить возникшие проблемы, но есть и такие, которые пугаются сложностей, пасуют перед ними.
Каждый ребёнок в классе нуждается в том, чтобы мы помогли ему ощутить свою нужность и значимость. Если ребёнку, который в учёбе не силён, поручить какое-то ответственное значимое дело, а когда он с ним справится — подчеркнуть, что он успешно справился с заданием, принёс тем самым пользу другим, он начинает ощущать свою значимость и ответственность, втягивается в общий учебный процесс
Моя первая заповедь. Помоги ребенку почувствовать в себе уверенность.
2.«В каждом человеке солнце, только благодаря этому во Вселенной так много звезд и созвездий».
А мои дети такие разные, каждый из них уникален, каждый – личность.
Вторая заповедь. Люби детей уже за то, что им дано право жить на земле!
Принять и полюбить дитя «чужое»,
Частицу своего тепла не пожалеть
Способно сердце терпеливое, большое,
Которому дано других согреть.
3. «В каждом человеке солнце, только не дай ему остыть и погаснуть».
Я не боюсь заглянуть во внутренний мир ребенка. Я хочу строить общение с ним так, чтобы мы творили, создавали, открывали мир вместе. Я должна заметить все грани этой удивительной личности. Я стараюсь сделать так, чтобы хорошего в ребенке становилось все больше и больше.
Третья заповедь. Поддерживай детей в их делах и начинаниях, найди всё лучшее, что есть в них, и постарайся развить.
4. «В каждом человеке солнце, только и на солнце бывают пятна».
Л.С. Выготский писал: «Люди больших страстей, великих подвигов, сильных желаний, даже просто люди большой мысли, и крепкие характеры редко выходят из пай-мальчиков и пай-девочек».
К сожалению, на практике мы встречаемся с таким явлением, когда непослушных детей отодвигают на второй план только потому, что у них плохое поведение.
Четвертая заповедь. Сделай озорников и шалунов своими помощниками.
5.«В каждом человеке солнце, но только тот светит ровно, кто знает, что его свет нужен».
Я горжусь тем, что выпустив четвероклашек 2 года назад, я не исчезла из их жизни, а стала для них родным человеком. Они до сих пор обращаются ко мне с вопросами, делятся своими радостями и горестями. Ребёнок, на протяжении ряда лет, согретый теплом учительского сердца, дарит ему своё тепло
Не это ли является главным предназначением Учителя на земле?!
Пятая заповедь. Дари свой свет ученикам.
Быть учителем – призвание.
Нужно так детей любить,
Чтобы душу и старание
Без остатка им дарить.
Быть примером подражания,
Интересно объяснять,
Чтоб имели все желание
На уроках отвечать.
Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние.
Генри Адамс