СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Заповедные места Донецкого региона"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:         Образовательная: ознакомить учащихся с природным окружением; научиться различать особенности природного,историко-архитектурного, историко-культурного, природно-исторического, музея-заповедника;  рассмотретьвиды заповедников Донецкого региона.

         Развивающая: познакомить учеников с особенностями природы родного края. Расширить кругозор школьников в окружающем мире.

         Воспитательная: воспитать чувство гражданственности и патриотизма; продолжить воспитывать экологическое воспитание учащихся

Оборудование: учебник, атлас, тетради, презентация, видео «Каменные могилы»

Тип урока: обзорное, комбинированное занятие.

Просмотр содержимого документа
«"Заповедные места Донецкого региона"»

Урок по истории родного края в 5 классе

Тема: Заповедные места Донецкого региона.

Цели: Образовательная: ознакомить учащихся с природным окружением; научиться различать особенности природного, историко-архитектурного, историко-культурного, природно-исторического, музея-заповедника; рассмотреть виды заповедников Донецкого региона.

Развивающая: познакомить учеников с особенностями природы родного края. Расширить кругозор школьников в окружающем мире.

Воспитательная: воспитать чувство гражданственности и патриотизма; продолжить воспитывать экологическое воспитание учащихся

Оборудование: учебник, атлас, тетради, презентация, видео «Каменные могилы»

Тип урока: обзорное, комбинированное занятие.

Ход урока

п/п

Этап урока

Содержание урока

1



2





























3






















































4.
















5.












6

Организационный момент.


Сообщение темы, цели, задач урока и мотивации учебной деятельности.

(слайд 2 )
















(Слайд 3)










Изучение нового

Материала

  1. Исторический словарь. (слайд 4)





  1. Рассказ учителя


(слайд 4)









Беседа.

(слайд 5)

Охранять природу и историю – значит охранять жизнь и память


(Слайды 6 - 16 )













  1. Работа в группах.

(Слайд16)













Закрепление изученных знаний.















Подведение итога

(Слайд 17)











Домашнее задание

(Слайд 18)




Донецкий край, земля на которой мы живем, давным – давно здесь было Дикое поле. Да, это было очень давно. Сейчас от былого величия широких просторов мало что осталось. Здесь теперь крупные промышленные города, высокие копры шахт и величественные «рукотворные горы» - терриконы, искусственно высаженные леса, плодородные поля.

Но среди всего того, что создали руки человека сохранились нетронутые уголки, где и сейчас царит мать – природа. Здесь все словно волшебное: все дышит легендами и преданиями, сказками и былинами. Чтобы все это сберечь и приумножить, сохранить редкие виды растений и животных, неповторимые ландшафты и исторические памятники создано множество различных заповедников. Сегодня на уроке мы поговорим о них.

Как же называют эти волшебные, не тронутые цивилизацией места?

Заповедник — это определённая территория (может быть лес, поле или смешанная местность), охраняемая законом, на которой запрещены любые виды человеческой деятельности, из-за обитания на ней редко встречающихся или вымирающих видов животных и растений, нахождения тут уникальных культурных и исторических ценностей

Заповедники бывают разные. Среди них выделяется особая группа музеев - заповедников- разновидностей музеев под открытым небом, в состав которого кроме экспозиций входят архитектурные, исторические и природные памятники, обладающие особой ценностью для страны или региона.

Музеи - заповедники, в зависимости от входящих в их состав объектов и основной направленности, бывают следующих видов:

• природные;

• историко-художественные;

• историко-архитектурные;

• историко-археологические;

• историко-культурные;

• военно-исторические;

• литературно-мемориальные;

• научно-технический и производственный;

• комплексные.


- Какие виды заповедников вы знаете?

- Что их объединяет и отличает друг от друга?

- Почему особенно сегодня нужны заповедники?




Знакомство с заповедниками Донбасса

  1. Святогорский Успенский монастырь (6)

  2. Национальный природный парк «Святые горы»(7)

  3. Заповедник «Меловая флора» (8)

  4. Региональный ландшафтный парк «Донецкий кряж» (9), Зортав – тобе (тобе-гора) (10)

  5. Региональный ландшафтный парк
    «Зуевский»(11)

  6. Каменные могилы (12,13)

  7. Урочище «Клебан - Бык»(14)

  8. Дружковские окаменевшие деревья.(15)


Группы заполняют таблицу (работают с дополнительной литературой)

1 группа – Национальный природный парк «Святые горы»

2 группа- Памятник природы «Каменные могилы»

3 группа – Ботанический заповедник «Хомутовская степь»

Дата

создания

Раститель-ный мир

Животный мир







Отчет групп

Задания: (если остаётся время)

1. Участок территории, на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс-это: а ) заказник; б) музей; в) заповедник; г) архив.

2. Закончите предложение: «Музеи-заповедники бывают следующих видов:

а) природный; б) историко-культурный; в)__________; г)___________; д)_____________».

3. Какой заповедник находится под защитой международной организаци ЮНЕСКО:

а) «Святые горы»; б) «Каменные Могилы»; в) Саур-Могила; г) Хомутовская степь.


Люблю тебя, родной Донбасс!

Богатством наделил ты нас.

Степей твоих бескрайняя краса

Нам открывает чудеса:

То отложенья обнажил,

Араукарии нам сохранил

И золотом чёрным нас наградил.

Прекрасная твоя Земля

Пусть радует людей всегда!


Изучить конспект. Сделать буклет или презентация на тему: «Заповедные территории Донецкого региона».





«Клебан-Бык».

Этот парк поразит любого невероятными по красоте ландшафтами. Здесь можно гулять часами напролет, любуясь окаменевшими деревьями, древними горными породами, вышедшими на поверхность, редкими растениями, занесенными в Красную книгу. Если повезет, можно увидеть семью диких кабанов, зайца-русака, фазанов, кукушку или сокола.

Вид с автомобильной трассы. Природный ландшафт урочища Клебан-Бык имеет горные черты и характеризуется сочетанием гряд, останцев, большой обнаженностью коренных пород, выступающих на поверхность большими грядами. До нас дошли следы необыкновенного расцвета доисторической растительности в виде окаменевших остатков растений, кораллов, моллюсков, которые можно встретить на левом обрывистом берегу водохранилища.Особый интерес представляет памятник природы общегосударственного значения «Клебан-Быкское обнажение», площадью 60 га. Его главная достопримечательность – выход на поверхность горных пород в виде сети выступов нижнепермских отложений, относящихся к никитовской и картинышской свитам, образовавшихся в прибрежных участках древнего Пермского моря. Они сложены пестроокрашенными песчаниками с прослойками известняков, в которых встречаются остатки фауны беспозвоночных морских животны: трахиопод, фораминифер, реже кораллов и морских ежей.

Растительность Клебан-Быкского обнажения своеобразна. Здесь сохранилась камнелюбивая и сухоустойчивая растительность, участки степных типчаково-ковыльных и петрофитных степей.

«Хомутовская степь» — ботанический заповедник площадью 1028 гектаров. Статус заповедника степь впервые получила в далеком 1926 году, когда Мариупольский окружной исполком принял постановление «Об организации местного заповедника «Хомутовская степь». Тогда он был передан Мариупольскому краеведческому музею, а в 1936 году Хомутовская степь стала заповедником областного значения, в 1947 году – получил статус государственного заповедника республиканского значения. Заповедник включен в специальный реестр Организаций Объединенных Наций, а так же занесен в список природных памятников ЮНЕСКО.

Хомутовская степь — это все, что осталось от некогда необъятного Дикого поля, занимавшего южную часть Украины. На его просторах появлялись, развивались и исчезали разнообразные народы — всех посетителей заповедника везде встречают каменные бабыскифы, печенеги, половцы, сарматы и многие другие, которые волнами прокатывались бескрайней степью, оставляя на курганах часовых времени — каменных баб.