Выпускная аттестационная работа
Зарубежный опыт государственного и муниципального управления образованием
Выполнила слушатель
Н.А. Гурьянова
Научный руководитель
к.ф.н., профессор М.И.Халиков
Цель дипломного проекта - изучение и анализ системы управления образованием в США, Франции, Японии, Турции, России
Предмет исследования - системы управления образованием в США, Франции, Японии, Турции, России
Задачи дипломного проекта :
- исследование основ государственного и муниципального управления образованием в США, Франции, Японии, Турции, России.
- анализ основ государственного и муниципального управления образованием в США, Франции, Японии, Турции, России.
- разработка проекта совершенствования основ государственного и муниципального управления образованием в России
Дошкольное образование
США
Возраст детей
3-5 лет
Обязательность
Франция
Программа обучения
Не является обязательным
2-5 лет
Япония
4-5 лет, но при необходимости и с 1 года
Муниципальная или самого дошкольного учреждения
Турция
Не является обязательным, но посещают почти 100% детей
По желанию, но в основном семейное воспитание
Государственная
3-5 лет
Нет программы обучения, есть программа социальной адаптации
Не является обязательным, но 1 год обязательной предшкольной подготовки
Государственная
Начальное образование
Возраст детей
США
Продолжительность обучения
5-12 лет
Франция
Обязательность
6-12 лет
5-6 лет
Япония
Турция
6-12 лет
5 лет
Обязательная
Программа обучения
Обязательная
6-14 лет
У каждого штата своя программа
6 лет
Государственная
Обязательная
5 лет
Обязательная
Государственная
Государственная
Средняя школа
США
Возраст детей
Продолжительность обучения
11-12 лет, до 14 лет
Франция
Обязательность
2-3 года
Япония
12-18 до 19 лет
Программа обучения
Турция
7 лет
12-15 лет
Обязательная
12-15 лет
3 года
Обязательная
Колледж – 4 года
По решению Департамента штата
Государственная, но с профильной подготовкой по решению Департамента
Лицей 2-3 года
Обязательная
3 года
Государственная
Не является обязательным
Государственная
Высшая школа
Общие признаки
Отличия
- Платная во всех странах
- 2 степени – бакалавр и магистр
- Срок обучения 4-6 лет
- Только после получения среднего образования
- Во Франции есть короткое высшее образование 2-3 года ( готовит специалистов в сфере промышленности или в сфере обслуживания )
- В США есть бесплатное образование для одаренных
- В Японии и Турции может финансироваться за счет государства, но студент оплачивает его после поступления на работу
США
- Соединенные Штаты Америки страна с развитой системой децентрализованного управления. Сама система образования в США, и ее финансирование, и управление ею являются децентрализованными.
Законодательные органы штата принимают законы, регулирующие организацию, функционирование и развитие начального, среднего и высшего образования и образования взрослых. Образовательная политика штата, потребности в начальном, среднем и других уровнях образования, требования к деятельности образовательных учреждений определяются советом по образованию штата и реализуются департаментом образования штата.
ФРАНЦИЯ
- Образованием во Франции управляет соответствующее министерство . Оно своими постановлениями, циркулярами, инструкциями детально регламентирует всю работу и жизнь государственных школ: утверждает учебные планы и программы, определяет распорядок школьной жизни, назначает, увольняет и перемещает педагогический персонал.
Во Франции реформа управления образованием началась в конце 80-х гг. От принципов централизованного планирования, на которых строились отношения между государством и университетами в последние 30 лет, Франция перешла к системе контрактных отношений в целях придания управлению адресности и большей эффективности.
Образование во Франции бесплатно, не имеет религиозного содержания и обязательно для детей от 6 до 16 лет. Система образования во Франции предполагает 13 летнее обучение. Мальчики и девочки учатся вместе, школ раздельного обучения во Франции практически нет.
ЯПОНИЯ
- Успехи Японии, одной из лидирующих экономических держав мира, во многом связаны с высоким уровнем образования. Не случайно Японию называют великой образованной державой. Сегодня в условиях серьезных социально-экономических перемен правительство ставит перед образованием новые крупномасштабные задачи.
Японское правительство держит под контролем структуру образования, внося в нее коррективы в соответствии с потребностями общества. Система образования до сих пор базируется на принятых в 1947 г. Основном законе об образовании и Законе о школьном образовании, в которые по мере необходимости вносились соответствующие поправки.
Административное руководство системой образования осуществляет министерство просвещения , входящее в структуру правительства. К его компетенции относятся также культура, религия, наука и спорт. Министерство просвещения определяет принципиальные направления организации школьного обучения.
ТУРЦИЯ
- Управление системой образования в Турции находится под контролем министерства национального образования . Оно отвечает за учебные программы, координирование работы официальных, частных и добровольных организаций, проектирование и строительство школ, разработку учебных материалов. Высшая учебная комиссия рассматривает учебные программы, устанавливает сроки их реализации.
Предложения для реализации в систему образования России
США
ФРАНЦИЯ
Больше самостоятельности муниципальным органам власти и местным советам по образованию
Четкое разделение и передача властных функций и полномочий от государственных органов управления к местным
ЯПОНИЯ
Опыт принятия на работу преподавателей
ТУРЦИЯ
Жесткие экзамены при переходе на каждую последующую ступень обучения, особенно по окончании средней школы
Организации профильных классов.
Организация образования в удаленных районах
Оценка труда учителя
Система поощрения лучших учеников
Спасибо за внимание!