Заседание дискуссионного клуба
"Патриотические идеалы современной молодежи:
вопросы и ответы"
Вследствие кризисных явлений, присутствующих в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, требуется повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.
Цели и задачи дискуссии:
Воспитание чувства патриотизма, долга перед Родиной и перед своей семьей .
Воспитание нравственности, ответственности за свои поступки.
Развитие устной монологической речи кадет. Закрепление на практике правил устного выступления перед аудиторией
Мотивация старшеклассников на службу в Российской армии.
Участники: кадеты старших классов, учителя, родители, гости, экспертная группа.
Проведение внеклассного мероприятия:
Подготовка к дискуссии:
составить вопросы для обсуждения;
провести анкетирование;
подобрать цитаты по теме;
подготовка плакатов для оформления зала;
выступления по вопросам;
написать эссе "Что значит быть настоящим патриотом?"
Оборудование:
Почему во все времена защита Отечества считалась священным
долгом каждого человека?
Собираетесь ли Вы связать свою жизнь со службой в армии?
Готовы ли Вы защищать Россию в случае опасности?
мультимедиа для демонстрации слайдов;
оформление класса к мероприятию: плакат «Патриотизм – это…»
маркеры, магниты
Цитаты:
«Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев, и все, что мы делаем доброго, прибавляет ему силу. Но всякое дерево имеет корни…Корни- это то, чем мы жили вчера, год назад, тысячу лет назад. Это наша история, это наши деды и прадеды».
В. Песков
«Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство –силой его патриотизма.»
Н. Г. Чернышевский
«Братство различных национальностей есть великая прекрасная самая русская вещь…Впоследствии все поймут, что это одна из самых главных русских целей.»
Ф. М. Достоевский
«Люди без Родины становятся исторической пылью, блеклой осенней листвой, гонимой с места на место и втаптываемой чужеземцами в грязь.»
И. А. Ильин
Сценарий дискуссии
Историческое значение каждого русского человека
измеряется его заслугами Родине,
его человеческое достоинство - силой его патриотизма.
Н.Г.Чернышевский
Ф-м «Поколение» - слайд 1.
- О чем этот фильм?
(Обсуждение)
…И все-таки – жезнеутверждающий финал!
Однако мы должны признать, что сегодня не все однозначно: людям, пережившим кошмар фашизма, кажется дикостью свастика на улицах российских городов, выброшенные в фашистском приветствии руки, искаженные злобой лица. Тем не менее, эти молодые люди называют себя русскими патриотами. Что это: возрождение фашизма, новая молодежная мода, циничная манипуляция сознанием или грязные политические игры?
Я приглашаю вас принять участие в дискуссии, тема которой - «Патриотические идеалы современной молодежи: вопросы и ответы». – Слайд 2.
Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше. – Слайд 3.
Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой. Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.
Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не столько в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.
Слайд 4.
Итак, мы озвучиваем главные вопросы, которые выносим на обсуждение:
1. Что такое патриотизм?
2. Какие патриотические идеалы существуют у современной молодежи?
3. Считаете ли вы себя патриотом? Почему?
1. У каждого из вас есть представление о патриотизме. Давайте попытаемся дать определение понятию «патриотизм». Какие ассоциации приходят вам на ум?
(Участники называют свои варианты, которые записываются на плакат «Патриотизм – это…»).
- Хорошо. Теперь давайте посмотрим, что у нас получилось и сравним наши ответы с определением этого понятия из словаря. (Работа с понятием – Слайд 5).
(Слайд 6 - о скинхэдах)
- Можно ли сказать, что это проявление патриотизма?
Слайд 7
Д. С. Лихачев писал: «Национализм – это самое тяжелое из несчастий человеческого рода. Как и всякое зло, оно скрывается, живет во тьме и только делает вид, что порождено любовью к своей стране. А порождено оно на самом деле злобой, ненавистью к другим народам и к той части своего собственного народа, которая не разделяет националистических взглядов».
Слайд 8
Нацистская Германия преподнесла миру чудовищный пример геноцида, взяв на вооружение расистские идеи о превосходстве особой расы арийцев, избранного народа, который должен управлять всем миром. Фашисты стремились полностью уничтожить людей ряда национальностей (евреев, цыган), а другие «неполноценные» нации (славян, например) подчинить «истинным арийцам», сделать рабами. Это называется: национализм. И чем меньше у человека внутренней культуры, силы воли, тем проще убедить его в собственной исключительности и наличии врагов. Задумайтесь над этим.
Родин А. – эссе с презентацией (отдельно)
Слайд 9
- Еще в древних Афинах человек, не прошедший военной службы, не мог стать полноправным гражданином. Служба в рядах вооруженных сил считается почетной обязанностью каждого молодого человека.
Почему во все времена защита Отечества считалась священным долгом каждого человека?
(Обсуждение)
А как же относится молодежь к службе в армии?
Согласно анкет, связать свою жизнь с армией собираются %. Отрадно отметить: защищать Отечество в случае опасности готовы практически все старшеклассники.
Слайд 10
- Что такое для всех нас Отечество?
- В какие моменты вы испытываете гордость за свою страну?
- Какие эмоции вызывает гимн нашей страны?
Слайд 11
Парад на Красной площади – Слайд12 (звучит гимн РФ )
Слайд 13
- Когда же патриотизм проявляется ярче всего?
(-готовность к защите Родины;
-гордость за Родину, ее великих представителей;
-готовность к самопожертвованию;
-Примеры из истории Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны)
Действительно, патриотизм ярче всего проявляется в годы борьбы с иноземными захватчиками
Кадры из фильма «Прорыв» (финал) – слайд 14
Слайд 15
- А что значит - быть патриотом в мирное время?
(Служить в армии,
Уважать свое прошлое и настоящее,
Гордиться символами государства , успехами и победами наших ученых, писателей, артистов, спортсменов)
2.
- Присущ ли патриотизм современной молодежи? Я предлагаю вам, уважаемые гости, также включиться в обсуждение.
(Обсуждение)
Мне хочется рассказать вам об одном письменном опросе, проведенном среди учащихся столицы нашей Родины, где они отвечают на самые элементарные вопросы: как звали последнего русского царя, кто написал "Песнь о вещем Олеге", кто с кем воевал в Великую Отечественную войну и когда и т.д.
Так вот, абсолютное большинство не знают, кто написал "Песнь о вещем Олеге". Ответы (кроме "не знаю"): " нестер Летописец, "какой-то писатель", "композитор Великий", "Виктор Цой".
Был такой вопрос: "Мандельштам, Коллонтай, Бабель - кто из них женщина?". Эти фамилии опрашиваемые слышат в первый (и, скорее всего, в последний) раз. И звучат они для них как полная абракадабра.
Вопросы "блиц" - любимая книга, любимый фильм, блюдо и т. д. Среди блюд лидируют суши, пицца, тирамису, а на вопросы про книгу и фильм почти все ответы "нет".
А ведь самая интересная, самая разнообразная, а главное – самая полезная – русская кухня. И этим тоже нужно гордиться, как элементом культуры нашего народа!
3.
- Считаете ли вы себя патриотом? Почему?
Слайд 16
- Попробуйте согласиться или опровергнуть суждение: «Я – частица истории родной страны». ……………………….
(Обсуждение).
Слайд 17
- Сегодня мы с вами говорили о своей стране, о любви к Родине, к своему народу. Я думаю, что каждый из вас хотел бы видеть Россию сильной и процветающей державой без войн, без насилия, без тягот и лишений.
Слайд 18
Но наша страна – это малая часть огромного мира, одна из множества стран на карте. И от нас с вами, и от всех людей на земле будет зависеть будущее нашей планеты в целом. Давайте поразмыслим более глобально и обратимся к людям всего мира. Я предлагаю каждому из вас в течение нескольких минут продумать свое обращение к человечеству и выступить перед аудиторией. Пусть это будет вашим звездным часом!
«Время, вперед!» - 10 кл. – слайд 19
Слайд 20
- Итак, вам слово, ребята!.....................................................
Весельский Р. Слайд 21
Быть русским — это должность, долг и доля
Оберегать святую честь земли
От пришлецов, что свой Талмуд мусоля,
Две тыщи лет нас к пропасти вели.
Мы русские. Ступаем мы на плаху
Окинув оком отчий окоем
Слайд 22
Но нищему последнюю рубаху,
Не мешкая, привычно отдаем.
Быть русским — провидение и право,
Не устрашась ни пули, ни ножа,
Топыриться упрямо и шершаво,
Не уступая татям рубежа.
Слайд 23
Быть русским — значит хлеб растить в ненастье.
А нет дождя — хоть кровью ороси.
Но все-таки какое это счастье —
Быть русским! Среди русских! На Руси!
Слайд 24
Быть русским — значит быть в надежной силе.
И презирать родной землею торг.
Не зря ж Суворов рек при Измаиле:
— Мы русские! Ура! Какой восторг!..
Слайд 25
Я — русский! Сердцем, духом, вздрогом кожи.
Горжусь я древним прозвищем моим.
Не дай мне хоть на миг, хоть в чем-то, Боже,
Не русским стать, а кем-нибудь другим!.
Евгений Скворешнев
- Наш разговор мне хотелось бы закончить высказыванием митрополита Иоанна (Снычева) – слайд 26
Спасибо, друзья, за ваш интерес к теме дискуссии и за ваше искренне выраженное мнение.
9