Учитель.
Сегодня у нас в школе большой праздник. Наши первоклассники закончили первую школьную книгу – «Букварь». Дорогие ребята! Совсем недавно, 1 сентября, вы переступили порог нашей школы и стали школьниками. За это время вы очень выросли, повзрослели, многое узнали, научились читать и писать, испытали первые трудности и научились их преодолевать. Пролетели дни, недели, месяцы напряженного труда. Первая ступенька на лесенке знаний – это общий труд, как для вас, так и для ваших родителей. Поздравляем вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря стараниям, трудолюбию и желанию учиться!
Хотя вы еще и маленькие, но уже грамотные граждане нашей страны. В жизни всё начинается с малого: с зёрнышка – хлеб, с лучика – солнышко, с кирпичика – дом, а знания – с первой книги каждого человека – с Букваря.
Сегодня мы собрались для того, чтобы сказать добрые слова тому, кто был другом для нас с вами с сентября по сегодняшний день, кто всё это время молчал, но каждый миг учил нас доброму, справедливому и хорошему. Своим умением читать и писать, мы благодарны этой книге – книге, с которой начинают учиться все: инженеры и академики, врачи и президенты, лётчики и повара.
Ученица:
Первоклассников сегодня
Мы на праздник соберем,
Непременно приходите
Попрощаться с букварем.
/ Дети поют песню "Первоклашка" /
1 ученик
Осыпает нас заря
Золотым дождем,
Нынче праздник Букваря,
В школу мы идем.
Букварю несем подарки -
Много букв красивых, ярких.
2 ученик
Сегодня, друзья, мы сюда собрались,
Чтоб доброе слово сказать
Тому, кто был другом,
Кто каждый свой час
Молчал, но учил нас трудиться.
Вначале он буквы свои показал,
Теперь мы читаем страницы!
Учитель:
Давайте же позовем все вместе аплодисментами Букварь.
Звучит музыка. Входит Букварь, на нем шапочка с буквами, он кланяется и здоровается с залом.
Букварь:
Здравствуйте, дорогие мои ребята, уважаемые учителя и гости праздника! Я слышал, как вы меня вспоминали.
Я – букварь, учу читать
Меня никак нельзя не знать
Меня изучишь хорошо –
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
А в книгах есть про все, про все
Про реки и моря
И что у неба нет конца
И круглая Земля.
Про космонавтов к облакам
Летавшим много раз
Про дождь, и молнии, и гром
Про свет, тепло и газ.
Учитель:
Букварик, наши ребята хотят сказать тебе много слов благодарности за то, чему ты их научил.
3 ученик
Быстро месяцы летели,
Промелькнул январь, февраль.
Оглянуться не успели,
Как уже звенят капели
И прочли мы весь "Букварь".
Дорогому Букварю
Говорю: "Благодарю!"
4 ученик
Мы доброе слово сказать букварю
Сегодня должны все, ребята!
Давайте-ка песню подарим ему
Споём её вместе с друзьями.
Звучит песня «Чему учат в школе».
Учитель
- Наш праздник посвящается прощанию с Букварём, нашей первой учебной книгой. Давайте вспомним, как всё начиналось.
5 ученик
Мы помним тот звонок веселый,
Что прозвенел нам в первый раз,
Когда вошли с цветами в школу,
В свой самый лучший первый класс.
6 Ученик
Как встретил у дверей учитель,
Наш верный друг на много лет,
И шумная семья большая
Подружек новых и друзей.
7 Ученик
Садясь за парту осторожно,
Чтоб школьной формы не измять,
Мы буквари свои раскрыли,
Открыли чистую тетрадь.
8 ученик
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
А учитель учит нас.
9 ученик
Ель, топор, лопата, руки -
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные:
Гласные, согласные.
10 ученик
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке ребенка качать.
11 ученик
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь!
12 Ученик
Дружат гласная с согласной,
Составляя вместе слог
Ма- и -ша, а вместе Маша
К нам явилась на урок.
13 ученик
Соединили мы два слова,
И предложение готово:
Дождь идет.
Гремит гроза.
Улетела стрекоза.
(Предложения написаны на плакате.)
14 ученик
Мы знаем буквы, знаем слоги,
Умеем говорить, считать,
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.
(Все хором). Спасибо, дорогой Букварь!
Букварь:
За ребят я очень рад!
Вижу: учатся всему -
Счету, грамоте, письму.
Хоть малы еще на вид -
Знают русский алфавит.
Сколько букв в нем?
Дети (хором)
Тридцать три!
Вбегает мальчик - Буратино.
Буратино:
- Как много здесь девчонок и мальчишек! А что вы здесь делаете?
Ученик:
- Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
Буратино:
- А какие успехи, то?
Учитель:
- Наши первоклассники закончили первую школьную (учебную) книгу – «Букварь».
Буратино:
- А я продал свою Азбуку, чтобы попасть на представление в театр и не пошёл в школу. Зачем мне учиться, я лучше в театр пойду. Как здорово, что вы умеете читать, прочитайте, что написано на моём билете!
Ученик:
- А ты говоришь, не надо учиться! Это пригласительный билет в театр. В нем написано: «Дорогой друг! Приглашаем тебя на праздник к первоклассникам, в школу «Личность». Твои друзья».
Ведущий:
- Добро пожаловать на наш праздник.
Буратино:
- Раз вы умеете читать, то прочитайте смс-ки и скажите, кто же их отправил.
Ученики: (читают на слайдах)
1. — Спаси! Нас съел серый волк… (козлята из сказки «Волк и семеро козлят»).
2. – Очень расстроена. Нечаянно разбила золотое яичко… (мышка из «Курочки-рябы»).
3. – Помоги! Паука-злодея загуби!… (Муха-Цокотуха из сказки «Муха-Цокотуха»).
4. – Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл. (Колобок)
6. – Ой, вы, бедные сиротки мои, утюги и сковородки мои. (Федора).
7. – Я пришью ему новые ножки, он опять побежит по дорожке. (Айболит).
8. – Приходите, я вас чаем угощу. (Муха – Цокотуха).
Буратино:
- Вы такие умные, помогите разгадать мне ещё одну загадку:
Той девчонки нет прекрасней,
Той девчонки нет умней.
И Пьеро, её приятель,
Целый день поёт о ней.
Ученики: Мальвина.
Появляется Мальвина.
(Ребята уходят за кулисы одевать буквы)
Мальвина:
- Добрый день! Как много здесь мальчиков и девочек! Интересно, кто занимается их воспитанием? Это очень трудное дело. У меня был один непослушный мальчишка. Кофе он пил прямо из кофейника, а варенье ел пальцем из вазочки. У него ещё не оказалось совсем никаких способностей к письму и математике. Я ему говорю: "У вас в кармане 2 яблока". А он мне "Врёте, ни одного." Я ему: "Предположим, что у вас в кармане 2 яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько осталось? А он мне отвечает - 2. И знаете, что при этом добавил: "Я не отдам Некту яблоко, хоть он дерись".
Буратино:
- Отдам, отдам…
Мальвина:
- Ах, вот вы где, несносный мальчишка! Надо сейчас же заниматься. Может быть, здесь вы чему-нибудь научитесь.
Буратино:
- А я уже учился читать с первоклашками смс-ки! Кстати, Мальвина, они очень хорошо умеют читать!
Мальвина:
- Это правда, ребята?
Дети:
- Да!!!
Мальвина:
- Наверное, у вас была волшебная книга? Как она называется?
Дети:
-Букварь!
Мальвина:
У вас нет никаких способностей ни к чтению, ни к математике, Буратино!
(Буратино бросает в Мальвину комок бумаги)
Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны!
Буратино:
Нашлась воспитательница, подумаешь! У самой фарфоровая голова, туловище ватой набито!
Учитель:
Успокойся, Буратино, не надо ссориться. У наших ребят тоже случаются недоразумения, бывают на переменах и ссоры. Но мы учимся быть дружными, и у нас это обязательно получится.
Сценка
- Кто кого обидел первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Кто кого ударил первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Вы же раньше так дружили!
- Я дружил!
- И я дружил!
- Что же вы не поделили?
- Я забыл!
- И я забыл!
Учитель:
Вот так , Буратино, наши ребята учатся дружить и не помнить обид.Ты приходи к нам на занятия и всему научишься. Грамоте учиться – всегда пригодиться! А сейчас Буратино и Мальвина, оставайтесь с нами на празднике.
Учитель:
Есть на речке на чернильной
Город маленький, не пыльный.
С незапамятных времён
Букварём зовётся он.
В этом городе живёт удивительный народ.
- Ребята, а что это за народ?
Дети: Буквы!
Учитель
-Уважаемый Букварь! Принимай парад войск от А до Я. Буквы встать!
Букварь:
Есть принимать парад!
А ну-ка, буквы, встаньте в ряд!
Я – командир, вы – мой отряд!
Гласные? (Шаг вперед, хором: «Здесь!»)
Согласные? (Шаг вперед, хором: «Здесь!»)
Буквы, которые не обозначают звуков? (Шаг вперед, хором: «Здесь!»)
Букварь:
Буквы- значки
Как бойцы на парад
В четком порядке построены в ряд
Каждый в условленном месте стоит
И называется все – Алфавит.
( Дети читают стихи о буквах)
Стихотворение Самуила Яковлевича Маршака
«Веселая азбука. Про все на свете»
1. Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.
2.Бегемот разинул рот:
Булки просит бегемот.
3. Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.
4. Гриб растет среди дорожки, -
Голова на тонкой ножке.
5. Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.
6. Ель на ежика похожа:
Ёж в иголках, ёлка - тоже.
7. Жук упал и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.
8. Звезды видели мы днем
За рекою, над Кремлем...
9. Иней лег на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.
10. Йод ребёнок знает каждый,
Йодом врач нам раны мажет.
11. Кот ловил мышей и крыс.
Кролик лист капустный грыз.
12. Лодки по морю плывут,
Люди веслами гребут.
13. Мёд в лесу медведь нашел, -
Мало мёду, много пчел.
14. Носорог бодает рогом.
Не шутите с носорогом!
15. Ослик был сегодня зол:
Он узнал, что он осел.
16. Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.
17. Роет землю серый крот -
Разоряет огород.
18. Спит спокойно старый слон -
Стоя спать умеет он.
19. Таракан живет за печкой, -
То-то теплое местечко!
20. Ученик учил уроки -
У него в чернилах щеки.
21. Флот плывет к родной земле.
Флаг на каждом корабле.
22. Ходит по лесу хорек,
Хищный маленький зверек.
23. Цапля, важная, носатая,
Целый день стоит, как статуя.
24. Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
25. Школьник, школьник, ты силач:
Шар земной несешь, как мяч!
26. Щёткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
27. Мягкий знак живёт беспечно,
Он без кепки ходит вечно.
28. А упрямый твёрдый знак
Кепку носит только так.
29. Мы услыхали от совы,
Что нету слов на букву ы
30. Эта кнопка и шнурок -
Электрический звонок.
31. Юнга - будущий матрос -
Южных рыбок нам привез.
32. Ягод нет кислее клюквы.
Я на память знаю буквы.
Букварь:
-Молодцы, ребята! Ни одной буквы не забыли, все назвали правильно!
Сценка с Кузей и Баба-Ягой.
(Вбегает )Кузя: Чего вы все здесь собрались, орёте? Чо мне спать не даёте?
Учитель: Ой, кто это? Кто это сказал?
Кузя: Это я. Кузя.
Учитель: Кузя …в нашем классе такого ученика нет. Выходи, покажись нам. Ты, из какого класса, мальчик?
Кузя: Из какого класса? Да вы чё? Я вообще нигде не учусь, не учился и не собираюсь. Зачем мне голову забивать всякой ерундой?
Учитель: Что значит ерундой? Да ты у ребят спроси, сколько всего интересного они узнали за эти девять месяцев, читать, писать научились.
Кузя: Ну уж писать! Какая проблема-то – ставь себе закорючки и дело с концом! А читать-то на что? Мне моя бабуся такие сказки, рассказывает – ни в какой книжке не прочтёшь!
Учитель: Сказки – это хорошо. Но я уверена, что столько сказок, сколько их в книгах написано, твоя бабушка не знает.
Кузя: Неправда. Поспорим, что знает, и я знаю!
Учитель: Хорошо! Я загадаю тебе загадки про сказки и сказочных героев, а ты попробуй угадать.
Кузя: запросто, начинаем..
Учитель:
Укатился он из дома
По дороге незнакомой...
Ты узнал его, дружок?
Это самый непослушный,
Говорливый, простодушный
И румяный... (Колобок)
Кузя: пирожок.
Учитель: правильно ребята? А какой правильный ответ? ( колобок)
Слушай дальше.
Деревянным острым носом
Всюду лезет он без спросу.
Даже дырку на картине
Носом сделал... (Буратино)
Кузя: цапля, нет журавль. Ну, у кого там нос большой.
Учитель: Да нет же Кузя, помогите ребята. Кто это? (Буратино)
Учитель: Следующая загадка:
Их приглашают с другом Геной
На день рожденья непременно.
И любит каждую букашку
Забавный добрый... (Чебурашка)
Кузя: Айболит.
Учитель: Почему Айболит?
Кузя: Он всех букашек лечит, точно он, Айболит.
учитель: Нет. Кузя, это не Айболит. Ребята, помогите Кузе. (Чебурашка)
Читать книги надо, Кузя.
Кузя: Ладно, ваша взяла. Радуйтесь, что обидели ребёнка. (плачет) Скажу бабусе, она вам ещё покажет. (Уходит обиженный)
Учитель: Ну вот, обиделся. Вместо того, чтобы обижаться, лучше бы читать научился.
(Стук, вбегает) Баба Яга: Ну и в чём дело? Кто обидел моего Кузеньку?
Учитель: Во-первых, здравствуйте. Во-вторых, никто вашего Кузеньку не обижал.
Баба Яга: Как не обижал, ребёнок прибежал весь в слезах. Меня, говорит, целая свора ребят глупым назвала!
Учитель: Не свора, а класс, бабуля. И ничего плохого мы о нём не говорили. Просто он не умеет проигрывать, вот и расстроился.
Баба Яга: А чего это он вам в футбол проиграл что ли?
Учитель: Да нет, он загадки не смог разгадать.
Баба Яга: Ладно, умненькие нашлись. А что вы все умеете писать и читать? И откуда вы все это знаете?
Учитель: Нас научил букварь и сегодня у нас праздник, посвященный этой замечательной книге.
Баба Яга: Праздник у вас, а дитятко моё на праздник не позвали! Сейчас я буду вам загадки загадывать.
Учитель: Давай, Баба Яга, думаю ребята выполнят все твои задания. Многому их букварь научил.
9. Задания от Баба Яги
Написала тут сова вам знакомые слова, если умеете писать и считать, слова не трудно будет прочитать.
ДЮЙМОВОЧКА
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ЧИППОЛИНО
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Ещё одно, самое трудное, это точно не выполните.
Отгадайте загадки:
1. Склеена, сшита,
Без дверей, а закрыта.
Кто ее открывает –
Многое знает. (Книга)
2. За спиной огромный дом,
И пенал, и книжки в нем,
И тетради, и альбом –
Ходит в школу этот дом (Ранец)
3. Школьный прозвенел звонок,
Завершается урок.
Отдохнуть всех непременно
Приглашает … (Перемена)
4. Чёрные, кривые,
От рождения все немые,
Станут в ряд –
И сейчас заговорят. (буквы)
Кузя: Ой, бабуля, бабуля, подожди. Я тоже хочу загадать им загадку.
5. Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит и рисует.
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом. (Карандаш)
Баба Яга. Молодцы. Не ожидала. Но я бабушка весёлая, задорная. А развеселить бабулю то сможете?
Учитель: Да без проблем. Ребята, споем частушки?
ЧАСТУШКИ:
А) .Мы ребята- 7-летки,
Вам частушки пропоём.
Мы в своей любимой школе
Замечательно живём.
Б) Эх, топни нога,
Топни правенькая.
В школу я пришла учиться,
Хоть и маленькая .
В) Раньше мамы нам читали
Про зайчат и про лису,
А теперь читаем сами
Про любовь и про луну.
Г) Каждый день у нас уроки-
Лепим, красим, мастерим,
Изучаем цифры, буквы,
О природе говорим.
Д) Любим мы решать задачи,
Кто быстрей и кто вперед,
А задачи –то какие –
Сам профессор не поймёт.
Е) Я танцую и пою
И учусь отлично,
Да к тому же посмотрите,
Очень симпатичный.
Ж) Все науки одолеем,
Все у нас получится,
Потому что наши мамы
С нами тоже учатся.
З) Мы частушки вам пропели
Хорошо ли плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.
Баба Яга: Ну надо же какие умные. А может вы это – гении?
Кузя. Бабуля, мне тоже учиться захотелось, я хочу уметь читать и писать.
Букварь:
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
- Прочти, пожалуйста, прочти!
Не надо умолять сестрицу:
- Ну прочитай еще страницу!
Не надо ждать, не надо звать,
А просто взять и прочитать.
Вам, девчонки, вам, мальчишки,
С книжкой ладить и дружить.
Пусть любовь к хорошей книжке
С вами вместе будет жить.
Не робейте, не грустите.
К новым знаниям идите!
Букварь:
Ах! Забыл совсем, друзья,
Что представить должен Я,
Кто на смену мне придёт,
Дальше вас учить начнёт.
(выходит книга по литературному чтению «Капельки солнца»)
Литературное чтение:
«Капельки солнца» (девочка, на голове маска – кокошник с изображением обложки «Капельки солнца):
Очень рада встрече с вами!
Мне солнце подарило капельки свои,
Чтоб я их превратила в буквы и значки.
Хочешь плыть по океанам,
Опускаться в глубину,
Побывать во многих странах
И домчаться на Луну,
Быть отважным следопытом в чащах вековых?
Все края тебе открыты на страницах книг.
Как, друзья, вам всем я рада!
Встреча с вами мне награда!
Вот шелестят мои страницы,
И знанье к нам уже стучится.
15 ученик:
Говорят, что каждый год
Разные учебники.
Как же все их изучить?
Мы же не волшебники?
16 ученик:
Все изучим, прочитаем
И расширим кругозор,
Потому что буквы знаем,
И читаем с этих пор.
Учитель:
- Дорогие первоклассники! В народе говорят: "Азбука ступенька к мудрости". Вы одолели свою первую, очень трудную ступеньку.
Успехов, удачи, радости вам на этом трудном, но очень интересном пути. Вы с честью справились со всеми испытаниями и конечно, за свой труд заслужили дипломы.
Вы Букварь прочли до корки.
Вам по чтению – пятёрки!
Позади нелёгкий путь
Слогового чтения,
Вам сегодня выдают
Удостоверения!
(вручение дипломов)
Учитель. Дорогие ребята! В сентябре мы начали путешествие по стране Знаний. И всё это время мы были окружены заботой и вниманием ваших мам, пап, бабушек и дедушек. Скажем всем хором «Спасибо».
Спасибо, мамочка, тебе
За все заботы обо мне.
За то, что в школу я хожу,
За книгу, что в руках держу.
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
Умею я теперь читать! (хором)
- Слово предоставляем родителям.
Конкурс для родителей: «Детский лепет» (от класса выходят по одному родителю): дети с экрана рассказывают о своей школе, родители должны догадаться, о чем идет речь.
1. Там много мальчиков и девочек, они получают двойки и пятерки. Им включают музыку, и они становятся умными, добрыми и вежливыми (Школа)
2. Он не умеет читать и писать. Он учится писать, рисовать, клеить, читать книжки.(Первоклассник)
3. На него все бегут. Когда он идет, на нем тихо сидят, слушают, пишут. (Урок)
4. На ней нельзя рисовать, нельзя корябать. Но некоторые даже умудряются за ней спать (Парта)
5. Это бывает и летом, и зимой. В это время можно долго смотреть телевизор или читать книжку (Каникулы)
6. Это маленькое удовольствие. Иногда дети спрашивают, когда она будет, а учитель на них ругается, потому что урок только начался, а иногда на уроке ученик просится в туалет, а учитель говорит: «Когда она была, тогда и надо было ходить» (Перемена)
7. Он говорит, говорит и не перестает говорить даже тогда, когда мы уже устали (Учитель)
8. Его надо всегда носить в школу, даже когда не хочется. Его смотрят родители, учителя его просят, а он иногда теряется (Дневник)
9. Это урок, на который всегда все хотят идти, даже если у них нет для него одежды (Физкультура)
10. На ней надо писать, но мы до нее еще не достаем (Школьная доска).
Учитель:
Мы простимся с Букварём,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
/ Исполнение песни «Прощай, Букварь!» /
Мой букварь, мой друг надёжный,
Расстаёмся мы теперь.
В новый мир большой и сложный.
Для меня открыл ты дверь.
Расстаёмся с букварём,
Песню мы о нём поём! (2 раза)
Много радостных событий
Ты мне щедро подарил.
К миру радостных открытий
Ты ступенькой послужил.
Расстаёмся с букварём,
Песню мы о нём поём! (2 раза)
Раскрывал тебя как чудо,
Наступил прощанья срок.
Никогда я не забуду
Первый твой большой урок.
Расстаёмся с букварём,
Песню мы о нём поём! (2 раза)
Учитель.
Наш праздник подошел к концу. Теперь вам по плечу любые книги, любые знания. Желаю вам прочесть много красивых, добрых книг.
Пусть книга станет для вас сияющим маяком знаний. Мы желаем вам радости! Желаем не скучать! Мам и бабушек не очень огорчать. И всегда просить прощения за любое огорчение!
Спасибо всем!