Государственное бюджетное учреждение общеобразовательная организация
Запорожской области
«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Энергодар
(ГКУ ОО ЗО «СОШ №2» г. Энергодар)
Заседание школьного методического объединения
учителей труда (технологии), ИЗО и музыки
«Проектная деятельность обучающихся
на уроках по учебному предмету
«труд» (технологии)»
| Подготовила: Родионова Наталия Михайловна, учитель технологии – руководитель ШМО, специалист высшей категории, учитель-методист |
Энергодар
2024
Описание опыта проектной деятельности
В своем опыте я исходила из того, что самым негативным фактором, заложенном в традиционных технологиях обучения, является выполнение практической работы в принудительном режиме, что не может не иметь серьезных психологических последствий для всех участников образовательного процесса, так как принуждение - это один из самых малоэффективных способов организации действий. У обучающихся ситуация принуждения и постоянного внешнего контроля приводит к следующим последствиям: блокируется активность и самостоятельность, тормозится развитие творческих способностей; возникает неверие в свои силы, боязнь допустить ошибку и принять самостоятельное решение, возникает комплекс переживаний, называемый межличностной тревожностью.
Необходимым условием целенаправленной работы по развитию интеллектуальных способностей личности является организация собственной учебно-познавательной процедуры саморазвития личности на принципиальных научно-методических основаниях.
Я считаю, что в основе образовательного процесса должен лежать деятельностный способ обучения, в соответствии с которым будет личностное включение обучающихся в познавательную и творческую деятельность на уровне его способностей, а компоненты деятельности им самим направляются и контролируются.
При данном способе обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие обучающихся и обучающих, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках. Создаются благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки.
После знакомства и анализа инновационных методик и технологий я решила, что введение проектного метода, позволит исправить недостатки традиционного подхода к преподаванию урока технологии.
Сущность проектного обучения состоит в том, что обучающийся полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи учителя) достигает конкретных целей учения в процессе проектной деятельности.
Основные преимущества использования проектной технологии, на мой взгляд, заключаются в наличии системы индивидуальной работы с обучающимися с разным уровнем способностей, в реализации интересов обучающихся, в свободе выбора практической деятельности. Проект ориентирован именно на такую работу.
В учебном процессе обучающиеся должны знать:
- понятие проекта, проектной деятельности;
- типологию проектов, обучающиеся должны уметь:
а) различать типы проектов;
б) определять структуру проекта.
Типология проектов:
- практико-ориентированный проект;
- исследовательский проект;
- информационный проект;
- ролевой проект;
- творческий проект.
Данная технология во многом меняет мою учительскую деятельность и моё педагогическое мышление. Именно учитель выступает руководителем и организатором проектной деятельности обучающихся: обеспечивает учебноматериальную базу, распределяет и координирует работу обучающихся, ориентирует на достижение конечного результата и может при необходимости вмешиваться в их деятельность.
Это заставляет учителя переходить на новую позицию. Педагог не указывает, а советует, не изрекает непреложные истины, а консультирует, помогает самому обучающемуся организовать и осмыслить собственную деятельность. Достигается самая главная цель любого «учения» - в ходе освоения учебной программы овладеть умениями самообучения и саморегуляции, усваивается способ организации собственной самостоятельной деятельности обучающегося.
В результате применения проектной технологии происходит развитие одной из важнейших компетенций в современном обществе - умение не только организовать собственную деятельность, но и провести анализ результатов своего труда и на его основе определить свои способности.
Особенность метода проектов состоит в том, что он является общим для всех работ, выполняемых на уроках технологии, будь-то обработка ткани, продукта, пластика, текстиля, различные работы с использованием техники народных промыслов и ремесел, выращивание рассады и растений, кулинарные изделия, графические работы, работы, связанные с техническим творчеством. При этом метод проектов легко «вписывается» практически в любые программы обучения, используемые в образовательной области «Технология».
Последовательность (этапы) выполнения проекта
Название этапа | Содержание работы |
Постановка проблемы | Учитель ставит перед обучающимися проблему; предлагает банк проектов; раскрывает требования к проектам, технологию их выполнения и критерии оценивания |
Исследование, заимствование идей | Опираясь на собственные знания и анализируя источники информации (банк данных и предложений, книги, журналы, газеты, теле-видео-радио информацию, рекламные буклеты, справочники и др.), обучающиеся исследуют потребности в определенных изделиях и услугах для дома, школы, организации досуга, производства, сферы обслуживания и т. д.; проводят мини-маркетинговые исследования |
Обоснование темы проекта | Определение темы проекта. Анализ предстоящей деятельности - составление «звездочки обдумывания» |
Исследование объекта проектирования | Исследование истории проекта, конспектирование. Художественное моделирование: выполнение набросков, эскизное проектирование (эскизы альтернативных моделей изделий), изготовление наглядных рисунков, чертежей. Дизайн-анализ, определение достоинств и недостатков альтернативных |
Развитие идей | Анализ и синтез лучших идей. Выбор и развитие из многих вариантов наиболее подходящего решения (модели). Разработка рабочего эскиза модели с описанием. Детальное исследование и оценка возможностей (интеллектуальных, материальных, финансовых): - выбор материалов, инструментов, оборудования; - предварительные экономические расчёты себестоимости; - мини-маркетинговые исследования (если изделие производится с целью реализации); экологические ограничения и достоинства проекта, безопасность труда и т. п. Конструирование моделирование, изготовление выкроек |
Планирование | Разработка рациональной технологии изготовления с учетом требований дизайна. Уточнение и построение чётких планов. Определение критериев контроля. Разработка технологических карт |
Организация и технология изготовления изделия | Организация рабочего места. Раскладка, раскрой, технологическая обработка изделия. Текущий самоконтроль и корректировка своей деятельности. Рассмотрение дизайна в качестве улучшения проекта в процессе обработки, примерок |
Эколого экономическое обоснование | Проведение экологической экспертизы. Подсчёт себестоимости изготовленного изделия, предполагаемых прибыли и сроков окупаемости. Разработка (при необходимости) бизнес-плана, рекламы, товарного знака изделия (услуги). Выбор рынка для реализации проекта. Возможные идеи дальнейшего совершенствования |
Подведение итогов | Подготовка документации к защите. Самооценка проекта (достоинства и недостатки, самооценка результатов). Перспективы производства |
Защита проекта | Доклад и демонстрация; ответы на вопросы |
Самый важный, на мой взгляд, результат проектной деятельности - это то, что обучающиеся последовательно усваивают новый для них вид организации собственной деятельности. Исходя из приобретённых на уроках технологии знаний, умений и навыков, возможностей материально-технического обеспечения, обучающиеся определяют посильность изготовления проектного изделия.
В ходе проектной деятельности обучающихся, учитель участвует в процессе обучения выполняя следующие функции:
- помощь в подборе проектов;
- наблюдение за ходом работы обучающихся;
- оказание помощи отдельным обучающимся и стимулирование их учебнотрудовой деятельности;
- оценка учебно-трудовой деятельности на каждом этапе;
- нормирование труда обучающихся;
- анализ и обобщение работы отдельных обучающихся и группы в целом.
Освоение новых технологий значительно развивает методические компетенции самого учителя. Полученные знания и опыт обогащают его методический арсенал. Использование технологий полного усвоения, деятельностного подхода позволило не только составлять технологический процесс изготовления изделия, но и привело меня к созданию собственной структуры урока в соответствии с принципиальными идеями проектной технологии.
Подводя итоги можно выделить следующие направления внедрения технологии проектного обучения на уроке:
- формирование идеи (проблемы) проекта;
- разработка альтернативных вариантов проекта;
- разработка плана реализации идеи;
- определение критериев оценки проекта (уникальность, превосходство, экономность, технологичность и др.)
- проектирование изделия;
- оценивание результатов деятельности (положительные, отрицательные).
При организации обучения с применением проектной технологии необходимо соблюдать следующие требования к составлению проета:
- технологичность;
- творческая направленность и занимательность;
- системность;
- посильность;
- экономичность;
- безопасность;
- эргономичность;
- соответствие требованиям дизайна;
- значимость.
Критерии оценивания выполненных проектов.
Проектное обучение имеет преимущества:
1. Обучающийся учится сам (планирует свою работу, организует её, контролирует и оценивает себя и свою деятельность). Важно и то, что обучающийся может в любой момент получить от учителя устные советы по непонятным вопросам и заданиям.
2. Данная система обучения гарантирует каждому обучающемуся усвоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения (качество).
3. На занятиях не бывает, как правило, никаких проблем с дисциплиной, у детей нет просто времени на шалости. Сорок минут напряжённой практической работы.
4. Проектный урок помогает выявить способности обучающихся, т.к. каждый урок заканчивается выходным контролем.
5. Эта технология предполагает практическую направленность в обучении, что содействует дальнейшему профессиональному самоопределению.
6. Изменяются отношения учитель - обучающийся. У учителя и обучающегося есть больше времени общаться, как индивидуально, так и по средствам выполнения проекта. Их отношения более дружелюбные, исключающие конфликты. Каждый обучающийся получает от учителя в разной форме советы: как действовать практически, где найти теоретический материал, как оформить изделие, получить похвалу от учителя, его поддержку. Обучающемуся кажется, что он работает абсолютно самостоятельно, но на самом деле учитель мягко и сугубо целенаправленно управляет учебно-познавательной деятельностью обучающихся через этапы выполнения проекта.
Изменяется роль учителя. А её новизна состоит в том, что учитель:
управляет познавательной деятельностью обучающегося, т.е. переходит с позиции носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственно познавательной деятельности обучающихся;
мотивирует познавательную деятельность обучающегося на уроке за счёт коммуникации, взаимопонимания и добивается положительного отношения к предмету;
использует коллективные способы обучения, включает всех обучающихся в коллективную творческую деятельность;
организует помощь обучающемуся в процессе деятельности, проявляет внимание к результатам его самостоятельной деятельности;
создаёт положительную эмоциональную атмосферу учебного сотрудничества, которое реализуется в системе гуманных учебных взаимоотношений;
организует самоанализ собственной деятельности обучающегося и формирует его адекватную самооценку.
Подводя итоги
Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности обучающихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества работника нового типа.
Именно при выполнении проекта обучающиеся задумываются над вопросами: на что он способен, где применить свои знания, что нужно успеть и чему научиться ещё. Принимая обучающегося таким, какой он есть, нужно делать всё возможное, чтобы хорошее и доброе в душе в сочетании с желанием и способностями стали основанием для создания задуманного изделия.
Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности обучающегося за счёт включение его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, помогает адаптироваться в условиях конкуренции, прививает обучающимся жизненно необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи.
Внедряя проектную технологию в учебный процесс, я обнаружила, что она позволяет обучающимся не принуждённо самоопределиться в профессии.
Видео материал итогов проектной деятельности на уроках технологии
https://disk.yandex.ru/i/PUb1dDbJMxlbNg