СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Заседание школьного методического объединения учителей труда (технологии), ИЗО и музыки.«Проектная деятельность обучающихся на уроках по учебному предмету «труд» (технологии)»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Заседание школьного методического объединения

учителей труда (технологии), ИЗО и музыки

 

«Проектная деятельность обучающихся

на уроках по учебному предмету

«труд» (технологии)»

Просмотр содержимого документа
«Заседание школьного методического объединения учителей труда (технологии), ИЗО и музыки.«Проектная деятельность обучающихся на уроках по учебному предмету «труд» (технологии)»»


Государственное бюджетное учреждение общеобразовательная организация

Запорожской области

«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Энергодар

(ГКУ ОО ЗО «СОШ №2» г. Энергодар)










Заседание школьного методического объединения

учителей труда (технологии), ИЗО и музыки



«Проектная деятельность обучающихся

на уроках по учебному предмету

«труд» (технологии)»









Подготовила:

Родионова

Наталия Михайловна,

учитель технологии – руководитель ШМО,

специалист высшей категории,

учитель-методист






Энергодар

2024

Описание опыта проектной деятельности

В своем опыте я исходила из того, что самым негативным фактором, заложенном в традиционных технологиях обучения, является выполнение практической работы в принудительном режиме, что не может не иметь серьезных психологических последствий для всех участников образовательного процесса, так как принуждение - это один из самых малоэффективных способов организации действий. У обучающихся ситуация принуждения и постоянного внешнего контроля приводит к следующим последствиям: блокируется активность и самостоятельность, тормозится развитие творческих способностей; возникает неверие в свои силы, боязнь допустить ошибку и принять самостоятельное решение, возникает комплекс переживаний, называемый межличностной тревожностью.

Необходимым условием целенаправленной работы по развитию интеллектуальных способностей личности является организация собственной учебно-познавательной процедуры саморазвития личности на принципиальных научно-методических основаниях.

Я считаю, что в основе образовательного процесса должен лежать деятельностный способ обучения, в соответствии с которым будет личностное включение обучающихся в познавательную и творческую деятельность на уровне его способностей, а компоненты деятельности им самим направляются и контролируются.

При данном способе обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие обучающихся и обучающих, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках. Создаются благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки.

После знакомства и анализа инновационных методик и технологий я решила, что введение проектного метода, позволит исправить недостатки традиционного подхода к преподаванию урока технологии.

Сущность проектного обучения состоит в том, что обучающийся полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи учителя) достигает конкретных целей учения в процессе проектной деятельности.

Основные преимущества использования проектной технологии, на мой взгляд, заключаются в наличии системы индивидуальной работы с обучающимися с разным уровнем способностей, в реализации интересов обучающихся, в свободе выбора практической деятельности. Проект ориентирован именно на такую работу.

В учебном процессе обучающиеся должны знать:

- понятие проекта, проектной деятельности;

- типологию проектов, обучающиеся должны уметь:

а) различать типы проектов;

б) определять структуру проекта.

Типология проектов:

- практико-ориентированный проект;

- исследовательский проект;

- информационный проект;

- ролевой проект;

- творческий проект.

Данная технология во многом меняет мою учительскую деятельность и моё педагогическое мышление. Именно учитель выступает руководителем и организатором проектной деятельности обучающихся: обеспечивает учебно­материальную базу, распределяет и координирует работу обучающихся, ориентирует на достижение конечного результата и может при необходимости вмешиваться в их деятельность.

Это заставляет учителя переходить на новую позицию. Педагог не указывает, а советует, не изрекает непреложные истины, а консультирует, помогает самому обучающемуся организовать и осмыслить собственную деятельность. Достигается самая главная цель любого «учения» - в ходе освоения учебной программы овладеть умениями самообучения и саморегуляции, усваивается способ организации собственной самостоятельной деятельности обучающегося.

В результате применения проектной технологии происходит развитие одной из важнейших компетенций в современном обществе - умение не только организовать собственную деятельность, но и провести анализ результатов своего труда и на его основе определить свои способности.

Особенность метода проектов состоит в том, что он является общим для всех работ, выполняемых на уроках технологии, будь-то обработка ткани, продукта, пластика, текстиля, различные работы с использованием техники народных промыслов и ремесел, выращивание рассады и растений, кулинарные изделия, графические работы, работы, связанные с техническим творчеством. При этом метод проектов легко «вписывается» практически в любые программы обучения, используемые в образовательной области «Технология».


Последовательность (этапы) выполнения проекта


Название этапа

Содержание работы

Постановка

проблемы

Учитель ставит перед обучающимися проблему; предлагает банк проектов; раскрывает требования к проектам, технологию их выполнения и критерии оценивания

Исследование,

заимствование

идей

Опираясь на собственные знания и анализируя источники информации (банк данных и предложений, книги, журналы, газеты, теле-видео-радио информацию, рекламные буклеты, справочники и др.), обучающиеся исследуют потребности в определенных изделиях и услугах для дома, школы, организации досуга, производства, сферы обслуживания и т. д.; проводят мини-маркетинговые исследования

Обоснование темы проекта

Определение темы проекта. Анализ предстоящей деятельности - составление «звездочки обдумывания»

Исследование

объекта

проектирования

Исследование истории проекта, конспектирование. Художественное моделирование: выполнение набросков, эскизное проектирование (эскизы альтернативных моделей изделий), изготовление наглядных рисунков, чертежей. Дизайн-анализ, определение достоинств и недостатков альтернативных

Развитие идей

Анализ и синтез лучших идей. Выбор и развитие из многих вариантов наиболее подходящего решения (модели). Разработка рабочего эскиза модели с описанием. Детальное исследование и оценка возможностей (интеллектуальных, материальных, финансовых):

- выбор материалов, инструментов, оборудования;

- предварительные экономические расчёты себе­стоимости;

- мини-маркетинговые исследования (если изделие производится с целью реализации);

  • экологические ограничения и достоинства проекта, безопасность труда и т. п.

Конструирование моделирование, изготовление выкроек

Планирование

Разработка рациональной технологии изготовления с учетом требований дизайна. Уточнение и построение чётких планов. Определение критериев контроля. Разработка технологических карт

Организация и технология изготовления изделия

Организация рабочего места. Раскладка, раскрой, технологическая обработка изделия. Текущий самоконтроль и корректировка своей деятельности. Рассмотрение дизайна в качестве улучшения проекта в процессе обработки, примерок

Эколого­

экономическое

обоснование

Проведение экологической экспертизы. Подсчёт себестоимости изготовленного изделия, предполагаемых прибыли и сроков окупаемости. Разработка

(при необходимости) бизнес-плана, рекламы, товарного знака изделия (услуги). Выбор рынка для реализации проекта.

Возможные идеи дальнейшего совершенствования

Подведение итогов

Подготовка документации к защите. Самооценка проекта (достоинства и недостатки, самооценка результатов). Перспективы производства

Защита проекта

Доклад и демонстрация; ответы на вопросы

Самый важный, на мой взгляд, результат проектной деятельности - это то, что обучающиеся последовательно усваивают новый для них вид организации собственной деятельности. Исходя из приобретённых на уроках технологии знаний, умений и навыков, возможностей материально-технического обеспечения, обучающиеся определяют посильность изготовления проектного изделия.

В ходе проектной деятельности обучающихся, учитель участвует в процессе обучения выполняя следующие функции:

- помощь в подборе проектов;

- наблюдение за ходом работы обучающихся;

- оказание помощи отдельным обучающимся и стимулирование их учебно­трудовой деятельности;

- оценка учебно-трудовой деятельности на каждом этапе;

- нормирование труда обучающихся;

- анализ и обобщение работы отдельных обучающихся и группы в целом.

Освоение новых технологий значительно развивает методические компетенции самого учителя. Полученные знания и опыт обогащают его методический арсенал. Использование технологий полного усвоения, деятельностного подхода позволило не только составлять технологический процесс изготовления изделия, но и привело меня к созданию собственной структуры урока в соответствии с принципиальными идеями проектной технологии.

Подводя итоги можно выделить следующие направления внедрения технологии проектного обучения на уроке:

- формирование идеи (проблемы) проекта;

- разработка альтернативных вариантов проекта;

- разработка плана реализации идеи;

- определение критериев оценки проекта (уникальность, превосходство, экономность, технологичность и др.)

- проектирование изделия;

- оценивание результатов деятельности (положительные, отрицательные).

При организации обучения с применением проектной технологии необходимо соблюдать следующие требования к составлению проета:

- технологичность;

- творческая направленность и занимательность;

- системность;

- посильность;

- экономичность;

- безопасность;

- эргономичность;

- соответствие требованиям дизайна;

- значимость.

Критерии оценивания выполненных проектов.

Проектное обучение имеет преимущества:

1. Обучающийся учится сам (планирует свою работу, организует её, контролирует и оценивает себя и свою деятельность). Важно и то, что обучающийся может в любой момент получить от учителя устные советы по непонятным вопросам и заданиям.

2. Данная система обучения гарантирует каждому обучающемуся усвоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения (качество).

3. На занятиях не бывает, как правило, никаких проблем с дисциплиной, у детей нет просто времени на шалости. Сорок минут напряжённой практической работы.

4. Проектный урок помогает выявить способности обучающихся, т.к. каждый урок заканчивается выходным контролем.

5. Эта технология предполагает практическую направленность в обучении, что содействует дальнейшему профессиональному самоопределению.

6. Изменяются отношения учитель - обучающийся. У учителя и обучающегося есть больше времени общаться, как индивидуально, так и по средствам выполнения проекта. Их отношения более дружелюбные, исключающие конфликты. Каждый обучающийся получает от учителя в разной форме советы: как действовать практически, где найти теоретический материал, как оформить изделие, получить похвалу от учителя, его поддержку. Обучающемуся кажется, что он работает абсолютно самостоятельно, но на самом деле учитель мягко и сугубо целенаправленно управляет учебно-познавательной деятельностью обучающихся через этапы выполнения проекта.

Изменяется роль учителя. А её новизна состоит в том, что учитель:

  1. управляет познавательной деятельностью обучающегося, т.е. переходит с позиции носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственно познавательной деятельности обучающихся;

  2. мотивирует познавательную деятельность обучающегося на уроке за счёт коммуникации, взаимопонимания и добивается положительного отношения к предмету;

  3. использует коллективные способы обучения, включает всех обучающихся в коллективную творческую деятельность;

  4. организует помощь обучающемуся в процессе деятельности, проявляет внимание к результатам его самостоятельной деятельности;

  5. создаёт положительную эмоциональную атмосферу учебного сотрудничества, которое реализуется в системе гуманных учебных взаимоотношений;

  6. организует самоанализ собственной деятельности обучающегося и формирует его адекватную самооценку.

Подводя итоги


Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности обучающихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества работника нового типа.

Именно при выполнении проекта обучающиеся задумываются над вопросами: на что он способен, где применить свои знания, что нужно успеть и чему научиться ещё. Принимая обучающегося таким, какой он есть, нужно делать всё возможное, чтобы хорошее и доброе в душе в сочетании с желанием и способностями стали основанием для создания задуманного изделия.

Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности обучающегося за счёт включение его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, помогает адаптироваться в условиях конкуренции, прививает обучающимся жизненно необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи.

Внедряя проектную технологию в учебный процесс, я обнаружила, что она позволяет обучающимся не принуждённо самоопределиться в профессии.


Видео материал итогов проектной деятельности на уроках технологии


https://disk.yandex.ru/i/PUb1dDbJMxlbNg