СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Защита дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Музыкальная литература"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

При создании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Музыкальная литература" приняты во внимание требования ФГОС, что является своевременной реакцией на общую концепцию современного образования.

Просмотр содержимого документа
«Защита дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Музыкальная литература"»

Слайд (Представление)

Добрый день! Я представляю дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Музыкальная литература». Срок реализации программы 4 года. Занятия проводятся в группах численностью 6-12 человек, преимущественно одной возрастной категории. Обучаться по программе дети начинают с десятилетнего возраста.

Слайд (Ведущая идея)

Еще раз хочу акцентировать Ваше внимание на высказывании, которое стало моим педагогическим кредо: «Искусство помогает человеку стать человеком и обрести смысл своего существования.»

Сферой моей деятельности является искусство музыкальное, которое, естественно, не существует, как отдельный элемент, обособленный от других видов искусств. Нельзя понять музыку, находясь только внутри музыки. Нужно время от времени выходить в другие области и смотреть со стороны. Преподавание «Музыкальной литературы» позволяет это делать абсолютно естественно.

Слайд (Направленность программы)

Деятельность, которой я занимаюсь является художественно-эстетической, художественно-педагогической. Я убеждена в том, что общаясь с детьми посредством искусства необходимо в первую очередь воспитывать их, а не нагружать конкретными знаниями.

Содержание программы модифицировано, но основано на Примерной программе по «Музыкальной литературе» для ДМШ и музыкальных отделений школ искусств, содержит обязательные для изучения теоретические и музыкальные блоки, так как наши выпускники имеют право и возможность для продолжения музыкального образования в профильных учебных заведениях.

Слайд (Уровень освоения программы)

Музыкальное искусство не только часть культуры, но и часть быта каждого человека. С одной стороны оно одно из самых близких и понятных, с другой – одно из самых длительных в освоении и сложных. Но если представить урок искусства уроком жизни, где главное не овладение конкретными знаниями, умениями, а воспитание человека гуманистических взглядов, стоящего на этико-художественной позиции и владеющего эмоциональной культурой, то любой вид искусства, в данном случае, это музыкальное искусство будет не просто предметом, уроком, а «способом существования» учителя и ученика.

Слайд (Концепция)

Музыка начиналась не с фиксированных знаков, не с нот и теоретических правил, а с настроения, эмоции и моя задача в создании ситуации общения, взаимодействия на занятии, которая всколыхнула бы внутренние личностные качества ребенка. Поэтому и знакомство с предметом я начинаю не с понятий, которые нужно постичь, а с ощущений, чувственного восприятия того, что существует вокруг. Затем появляется эмоциональный отклик, потом складывается образ, появляется мысль, формулирующая все, что произошло и, наконец, формируется понятие, которое очень естественным образом осознается, запоминается и понимается.

Слайд 3 (Новизна)

Я преподаю в творческом объединении «Музыкальная школа» ЦДОД МБОУ гимназии «УВК №1». УВК – это учебно-воспитательный комплекс, включающий в себя детский сад, гимназию, спортивную школу и Центр дополнительного образования, как структурные подразделения. Являясь педагогом дополнительного образования я постоянно сотрудничаю и соприкасаюсь в своей работе с педагогами гимназии. Известно, что основное образование сейчас руководствуется принципами и направлениями ФГОС. Так как учебно-воспитательный процесс гимназии и ЦДОД очень взаимосвязаны, то при создании общеобразовательной общеразвивающей программы «Музыкальная литература» я приняла во внимание требования ФГОС, что является своевременной реакцией на общую концепцию современного образования.

Отсюда и новые технологии, которые позволяют строить учебный процесс в соответствии с этими требованиями: технологии дискурса и деятельностного подхода.

Ведь я всегда задавалась вопросом: Как построить занятие так, чтобы детям было интересно и комфортно со мной? И, анализируя свой ученический, родительский, педагогический опыт, - поняла: Интересно там, где есть живое слово человека, живые чувства, есть возможность быть услышанным, где тебя поймут, где есть жизнь не только композитора, а и конкретных людей – тебя, меня.

Слайд (Актуальность)

Актуальность программы заключается в единстве содержательных, операционных и мотивационных компонентов обучающей деятельности, что и позволяет развить у детей не только музыкально-творческие знания, умения и навыки, но и способствует достижению метапредметных результатов обучения, которые по своей природе являются личностными результатами для каждого ученика.


При создании программы я задавала себе вопрос: А нужно ли это детям? Ведь есть уроки музыки в школе, зачем еще и «Музыкальная литература»? Для получения ответа я провела опрос среди моих учеников. И вот, что они говорят:


- На занятиях музыкальной литературой не просто говорят об истории развития музыкального искусства, но и духовно обогащают сознание детей, учат анализировать прекрасное, приоткрывать завесу тайны великого… Дети становятся юными философами во время размышлений о мыслях композиторов… Музыкальная литература прежде всего учит думать и рассуждать, следовательно, она нужна ученикам не только музыкальной школы, но и всем детям для обеспечения всестороннего развития.

- …нужна для саморазвития, для оценки собственных возможностей и повышения интеллектуальных способностей. Музыкальная литература дает нам не просто знания, а духовно-патриотическое образование для воспитания в нас чувства гордости за свою страну. Изучение творчества композиторов дает не просто интересные и полезные сведения, но и в какой-то мере направляет нас на будущий жизненный путь. Именно в музыке скрыт смысл жизни и муз. литература помогает нам более проникновенно получить его, прочувствовать в полной мере…


Читая высказывания моих учеников, я поняла насколько возрастает роль моего предмета в настоящее время в условиях современной жизни. Происходят перемены в общественной жизни, в социально-экономической ситуации нашей страны, переоценка ценностей, информационная перегруженность современного человека, ухудшение физического состояния и здоровья детей. Поэтому задача курса «Музыкальной литературы» состоит не только в информационном насыщении обучающихся, но и в психологическом, нравственном, патриотическом, эстетическом воспитании.

Слайд (Педагогическая целесообразность. Принципы.)

Педагогическая целесообразность программы состоит в модульном распределении учебного материала, который предполагает автономное, одновременное или не последовательное изучение некоторых разделов и тем программного материала, а также в опоре на следующие приоритетные принципы организации дополнительного образования:

- творческий характер образовательного процесса (поиски и создание чего-то качественно нового);

- принцип активности (вне которой достижение уровня компетентности в области искусства проблематичны);

- сотрудничества (на основе музыкально-художественной деятельности и общения);

- развития (подразумевает создание среды образования для развития личностного потенциала обучающихся);

- саморазвития (самореализация в культурнозначимых формах жизнедеятельности);

- системности (во взаимодействии базового и дополнительного образования);

- признания ценности музыкально-художественной идеи;

- принцип доступности (может быть реализован во внеурочной деятельности, так как при поступлении в ТО «Музыкальная школа» дети проходят отбор на предмет выявления музыкальных способностей).

Слайд (Цель и задачи)

Знакомясь на занятиях с жизнью и творчеством русских композиторов-классиков мы обращаем внимание не на хронологию событий, а на влияние жизненных факторов, окружения, обстоятельств, условий на развитие и формирование личности музыканта. Рассматриваем, в первую очередь, не форму и строение музыкального произведения, не средства музыкальной выразительности, а идею, смысл, содержание, стараемся услышать автора, что он нам говорит, о чем болит его душа, что невозможно удержать в сердце.

Ведущей идеей творчества русских композиторов является идея национального единства, патриотизма. Любовь к Родине, родному искусству, опора на культурные национальные традиции, осознание самого себя – ведущая идея творчества и зарубежных композиторов тоже. Мы наблюдаем взаимопроникновение культур разных народов, наличие общечеловеческих ценностей вне зависимости от национальности, места проживания, социальной принадлежности.

Отсюда цель и задачи программы. Через основную воспитательную функцию реализуются обучающие и развивающие задачи курса. Знания и понимание учебного материала возникают в процессе осознания сути решаемых вопросов, на основе личной заинтересованности обучающихся.

Слайд (Технологии)

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуально применение на занятиях следующих педагогических технологий:

- информационно-коммуникационной;

- игровой;

- модульной;

- интегрированного обучения;

- проблемного обучения;

- традиционная;

- здоровьесберегающая,

наряду с новой, специфической технологией дискурса.

Эта технология направлена на формирование способности человека к осмыслению сказанного, осмыслению «неявных смысловых пластов» ( по Р. Барту) или «никогда-не-сказанного» (по М.Фуко)

Термин дискурс означает (от лат. discursus – довод, рассуждение; от фр. discours и англ. discourse – речь) – коммуникативное действие и представляет собой речь, диалог, стиль, язык, прошедшие через призму знаний о мире, призму установок, мнений, культурных традиций, исторических фактов и идеологических установок. Эти знания необходимы для полного понимания речи, диалога.

В содержании дискурса происходит соотношение общего и частного, известного и нового, субъективного и объективного.

Содержанием культурологического дискурса является развитие, образование и определение ценностных приоритетов на основе осмысления развития музыкальной культуры вцелом, творческого становления конкретного музыкального деятеля в контексте истории страны и мира; являются знания об основных событиях, явлениях, процессах в истории музыки с древности до наших дней; знания об уникальности музыкальных явлений, их связи с отечественным и мировым культурным наследием на примере конкретных музыкальных произведений; знания об этапах развития музыкально-культурного наследия на конкретных примерах.

Дискурс инициируется говорящим, воспринимается слушающим и дифференцируется по предметной области. «Говорящим» и «слушающим» являются учитель и ученик. Эти роли могут меняться. Культурологический подход акцентирует внимание на способности человека к осознанию поля ценностей.

Учебный дискурс необходим как средство формирования коммуникативных умений учащихся.

Дискурс способен вскрывать механизмы отношений между познанием, речью и поведением (очень важная мысль!!!).

Технология дискурса требует особой подготовленности к занятию. Выбирается одна идея, суть, вокруг которой выстраивается дискурс.

Ведь « Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала.» (В.П. Беспалько)

Слайд (Методы)

Превращать технологию в искусство помогает применение соответствующих методов на занятиях, как традиционных, так и специфических.

Слайд (формы)

Методы диктуют форму организации занятия.

Использование методов и форм работы зависит от целей и задач конкретного года обучения.

Слайд (Ожидаемые результаты)

В ожидаемых результатах освоения дисциплины я указываю, какими знаниями и умениями должны обладать мои ученики по освоении курса «Музыкальная литература». Но еще раз подчеркну, что эти знания и умения приобретаются не за счет заучивания правильных ответов и воспроизведения их, а в процессе осознания, понимания связи и влияния социокультурных явлений, обстоятельств, условий исторического развития страны и общества на формирование личности и этапов творчества конкретного культурного деятеля.

Уверена, что не так важно запомнить годы жизни композитора, как понять, прочувствовать дух эпохи, в которую формировалось его творчество, помнить важные события, которые происходили в период его жизни и оказали влияние на его личность.

Слайд (Виды контроля)

Проверка успеваемости осуществляется традиционными способами в форме устных индивидуальных или фронтальных опросов, которые больше напоминают беседу, разговор, диалог на интересующую тему. Письменные виды контроля представлены викторинами, тестами, кроссвордами. Определение автора и названия прослушанного произведения носит характер увлекательного состязания в эрудиции. Но важнее всего для меня определить степень общекультурного развития детей вцелом и музыкального развития в частности, которая выражается в стремлении «одаривать» своим творчеством, принимая участие в подготовке и проведении концертов, творческих вечеров, музыкальных гостиных. Есть дети, которые не имеют желания или внутренней потребности выходить на сцену и демонстрировать себя перед большой аудиторией, но при этом они живо откликаются на возможность восприятия искусства, с удовольствием посещая концерты, оперные, балетные, театральные постановки. Самоконтроль реализуется в умении самостоятельно находить и устранять ошибки и неточности в ходе выполнения разных видов работ.

Слайд (Содержание)

Содержание программы основано на модульном распределении программного материала. Например, юбилейный год 125 лет со дня рождения С.С. Прокофьева. В октябре в учебном заведении запланировано проведение культурных мероприятий, посвященных творчеству композитора, а изучение его творчества по КТП должно состояться только в марте. Данный тематический блок может быть перенесен и изучен в другое время, при этом общий объем учебной информации не пострадает.

Каждый год обучения имеет определенную цель и задачи, которые реализуются благодаря правильно организованной работе на уроке и выбору обоснованных методов и приемов обучения и воспитания.

Слайд (Методическое обеспечение)

Преподавая «Музыкальную литературу» в течение двух лет, мне удалось сформировать определенную методическую базу. В раздел «Методическое обеспечение» программы я включила только лично мною разработанные материалы. В первую очередь, это музыкальная фонотека, которая включает в себя произведения для слушания во время проведения промежуточного и итогового контроля. Это разработка экзаменационных и тренировочных тестов, разработка модульной программы для внеурочной деятельности, которая вошла в сборник печатных работ «Актуальные проблемы современного образования детей» «Института развития образования».