СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Защита курсовой работы

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Защита курсовой работы учащейся Бруцкой Ольги по теме "Формирование гражданско-патриотических компетенций учащихся старшего школьного возраста посредством туристско-краеведческой экспедиции" 

Просмотр содержимого документа
«Защита курсовой работы»

Формирование гражданско-патриотических компетенций учащихся старшего школьного возраста

в процессе туристско-краеведческой экспедиции


Автор - Бруцкая О.А.

Научный руководитель – Голубович С.В., преподаватель


Пешеходный туризм - является одним из развитых видов активного туризма, отличается доступностью и массовостью. В туристских походах учащиеся закаляют свой организм, укрепляют здоровье, развивают выносливость, силу и другие физические качества, приобретают прикладные навыки и умения ориентирования на местности, преодоления естественных препятствий, самообслуживания и др. Для школьного пешеходного туризма характерны простота подготовки и проведения походов, относительная легкость организации полноценного отдыха. Популяризация пешеходного туризма среди детей в настоящее время одна из важнейших составляющих развития активных видов туризма на территории Беларуси.

Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине, способствует становлению гражданской позиции учащихся. Туристско-краеведческая деятельность способствует формированию активной жизненной позиции детей. Ценность туристско-краеведческой деятельности состоит в том, что она позволяет учащимся создать цельную систему знаний по истории родного края, расширить познавательную сферу, развить исследовательские навыки и творческие способности, выработать навыки самообразования.

Таким образом, внедрение инновационных форм и методов работы в данном направлении создаст благоприятные условия для воспитания учащихся в духе патриотизма и гражданственности, формирования общечеловеческих ценностей.

Объект исследования – учащиеся старшего школьного возраста во время проведения туристско-краеведческой экспедиции.

Предмет исследования – воспитательный процесс, формирующий активную гражданскую позицию и патриотизм в процессе туристско-краеведческой экспедиции с учащимися старшего школьного возраста.

Цель исследования – проанализировать систему формирования гражданско-патриотических компетенций и духовно-нравственных качеств личности учащихся средствами туризма и краеведения.

Задачи исследования:

  1. Дать характеристику использования туризма в системе физического воспитания старших школьников.

  2. Изучить этапы подготовки и организации туристского похода с учащимися старшего школьного возраста.

  3. Проанализировать средства и методы формирования гражданско-патриотических качеств личности учащихся.

  4. Презентовать маршрут пешеходного похода по Брестской области со старшеклассниками.

Гипотеза исследования: можно ожидать, что уровень гражданско-патриотических компетенций учащихся старшего школьного возраста повысится благодаря применению инновационных форм и методов работы в процессе организации и проведения туристско-краеведческой экспедиции по родному краю.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, изучение передового педагогического опыта по теме исследования, педагогическое наблюдение, проектирование пешеходного маршрута.

В работе дается характеристика использования туризма в системе физического воспитания старших школьников.

Туризм как не одно другое направление дополнительного образования решает одновременно важнейшие педагогические задачи:

  • комплексное воздействие на учащегося: обучение, оздоровление, профессиональная ориентация, социальная адаптация и, главное, воспитание;

  • коррекция недостатков, традиционно сложившихся в системе образования;

  • совершенствование взаимоотношений педагогов и обучающихся.

Туристские походы по форме их организации, целям и задачам подразделяются на спортивные, тренировочные и на туристские экспедиции.

Спортивные походы имеют цель прохождения маршрута определённой категории сложности, выполнения установленных спортивных нормативов.

Туристские экспедиции организуются с целью туристского освоения новых районов, испытание новых видов снаряжения, разработки новых технических приёмов.

Изучив возрастные особенности детей старшего школьного возраста можно сказать, что в 15-17 лет у школьников заканчивается формирование познавательной сферы. Наибольшие изменения происходят в мыслительной деятельности. Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую волевую активность, например, настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления, появляются благоприятные возможности для воспитания силы и выносливости мышц, увеличивается способность мозга к аналитической и синтезирующей деятельности [11, с. 199].

В курсовой работе раскрываются этапы организации и проведения туристско-краеведческих экспедиций по родному краю. Основным условием успешного их проведения является методически правильная организация, которая включает в себя три основных этапа: подготовительный (заключающийся в подготовке, как учителя, так и учащихся); проведение самого похода; обработка и использование собранного материала.

Особое внимание уделяется подготовительному периоду, который содержит в себе следующие разделы: комплектование группы; составление плана похода, охватывающего основные этапы и виды работ, а именно накопление участниками знаний о районе похода и теме исследовательской деятельности; физическую подготовку.

После того как установлена цель туристско-краеведческой экспедиции, разрабатывается маршрут. Учащиеся активно работают по заданию учителя с географической и справочной литературой, в процессе чего выявляются интересные исторические объекты изучаемого района путешествия. Маршрут разбивается по дням, измеряются расстояния дневных переходов, определяются ориентировочно места привалов и ночлегов, дневок и места исследовательских работ. Разрабатываются запасные варианты похода [5, c. 167]. Руководитель несет ответственность за подготовку группы к путешествию и безаварийное прохождение маршрута, за жизнь и здоровье участников. Он обязан следить за строгим соблюдением дисциплины участниками туристской группы, принимать все необходимые меры, обеспечивающие безопасность прохождения маршрута [5, c. 180].

Краеведческая деятельность - универсальный инструмент в системе гражданско-патриотического воспитания, который является эффективным воспитательным средством и обладает большим образовательным потенциалом. Применительно к организации туристской деятельности, это означает обращение воспитательного дела в проект, который активизирует каждого учащегося и создаст условия сотрудничества всех субъектов педагогического процесса. Общение между учащимся и педагогом рассматривается не только как взаимодействие, но и как взаимовлияние друг на друга.

Главное для педагога – занять позицию координатора, стимулировать самостоятельность и ответственность учащихся. При этом роль и задачи преподавателя меняются на разных стадиях проекта. На стадии выбора и планирования – предложить возможный спектр маршрутов и объектов, на стадии подготовки – дать практические советы, накануне проведения – поддержать энтузиазм, в процессе участия – стимулировать волевые проявления, выносливость и стойкость.

В приложении курсовой работы разработан маршрут пешеходного похода по Брестской области со старшеклассниками, представлен видеофильм «Партизанскими тропами». Он показывает одну из форм гражданско-патриотического воспитания на маршруте, а именно участие туристов в военно-историческом фестивале «Один день из жизни партизанского отряда», который состоялся 29 мая 2022 года на базе мемориального комплекса партизанской славы «Хованщина» Ивацевичского района. Реконструкторы военно-исторических клубов воссоздали для гостей быт в условиях партизанского лагеря, расположенного в топких болота урочища, в котором во время Великой Отечественной войны базировался штаб партизанского соединения Брестской области.

Данные материалы могут служить методическим инструментарием по внедрению инновационных форм и методов организации туристско-краеведческой работы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию учащихся.

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты позволяют эффективно осуществлять процесс гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся в поликультурной среде.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бгатов, А.П. Безопасность в туризме: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Богатов – М.: Форум, 2007. – 174 с.

  2. Власов, А.А. Туризм: Учебно-методическое пособие / А.А. Власов, А.Г. Напорный. – М. Высшая школа 1977. – 211 с.

  3. Вяткин, Л.А. Туризм и спортивное ориентирование: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.А. Вяткин, Е.В. Сидорчук, Д.Н. Немытов. – 2-е изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 208 с.

  4. Гонольский, В.И. Туризм и спортивное ориентирование: Учебник для институтов и техникумов физической культуры / В.И. Гонольский. –М. Физкультура и спорт 1987. – 143 с.

  5. Гуляев, В.Г. Организация туристской деятельности / В.Г. Гуляев. – М.: Финансы и статистика, 2000 г. – 76 с.

  6. Дмитриева, Е.А. Рекомендации по разработке и оформлению туристских маршрутов/ Е.А. Дмитриева. – Белгород, 2008 г. – 167 с. Режим доступа: https://a-v-zorya.ru/doc/rekomendaccii_po_razrabotke_turistskih_marshrutov.pdf/

Дата доступа: 15.03.2023.

  1. Зорин, И.В. Энциклопедия ТУРИЗМА / И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. – М., «Финансы и статистика», 2001 г. – 198 с.

  2. Константинов, Ю.С. Детско-юношеских туризм/ Ю.С. Константинов. – М.: ФЦДЮТиК, 2006 г. – 585 с.

  3. Попчиковский, В.Ю. Организация и проведение туристических походов/ В.Ю. Попчиковский. – М.: Профиздат, 1987 г. – 223 с.

  4. Разраб, И.Е. Классификация пешеходных маршрутов: Метод. рек. / И.Е. Разраб. – М.: Турист, 1990. - 40 с.

  5. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для вузов / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2001. - 480 с.