СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ПЛАНИРОВАНИЕ ПЛАНОВ НА УРОК ИЛИ НА ВНЕУРОЧНУЮ РАБОТУ КРУЖКА
18
Довести до слушателей основные способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, ознакомить слушателей с назначением и классификацией защитных сооружений.
Дать слушателям представление о путях накопления фонда защитных сооружений в мирное время.
Изучить со слушателями требования о порядке учета и содержания защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности.
Место занятия: учебный класс
Время: 2 часа
Учебные вопросы и расчет времени Проверка обучаемы к занятию
|
| - 2 мин. |
Первый учебный вопрос
| Способы защиты населения. | - 10 мин. |
Второй учебный вопрос
| Назначение и классификация защитных сооружений. | - 30 мин. |
Третий учебный вопрос
| Пути накопления фонда защитных сооружений в мирное время. | - 10 мин. |
Четвертый учебный вопрос
| Содержание и использование защитных сооружений в мирное время. | - 18 мин. |
Пятый учебный вопрос | Порядок приведения в готовность защитных сооружений. | - 20 мин. |
Итого |
| - 90 мин. |
Быстровозводимое убежище УМЦ
Оборудование БВУ
Стенд в классе №109 «Инженерная защита населения»
Макеты ПРУ в классе №109
Схемы, плакаты, наглядные пособия в классе №109
Занятия по теме проводятся со всеми категориями обучаемых в ОЦП ОУЧС. За основу излагаемого материала брать «Временную инструкцию о порядке учета и содержания защитных сооружений Гражданской обороны» СНиП II-11-77*, СНиП 3.01.09.-84,.
При изложении материала темы со слушателями городов, отнесенных к группе по ГО более подробно рассмотреть вопросы, связанные с защитой населения в убежищах ГО, а со слушателями некатегорированных объектов и объектов сельского хозяйства – защиту в противорадиационных укрытиях.
При составлении плана занятий необходимо использовать материал, который необходим для данной категории обучаемых.
Защита населения при возникновении чрезвычайных ситуаций, аварий и от современных средств поражения – одна из важнейших задач гражданской обороны. Одним из путей решения этой задачи является создание в населенных пунктах и на объектах экономики защитных сооружений различных типов, предназначенных для укрытия людей.
В режиме повседневной деятельности должна быть предусмотрена возможность использования защитных сооружений для нужд предприятий, учреждений и организаций, а также для обслуживания населения по решению руководства объекта экономики и по согласованию с органами управления по делам ГО и ЧС. При этом, в соответствии со СНиП II-11-77* необходимо обеспечить возможность использования защитных сооружений по прямому назначению.
В соответствии с «Законом о гражданской обороне» . одной из основных задач гражданской обороны является обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.
Осуществление этой задачи требует подготовки и проведения большого комплекса мероприятий и применения всех имеющихся способов защиты. Основными из них являются:
коллективные способы – это эвакуация людей из опасной зоны, защита населения в убежищах, противорадиационных и простейших укрытиях;
индивидуальные способы – это применение средств индивидуальной защиты.
Основным способом защиты населения при возникновении ЧС, производственных аварий и современных средств поражения является укрытие его в защитных сооружениях ГО.
Защитные сооружения подразделяются:
А. По назначению – для защиты населения и размещения пунктов управления;
Б. По расположению – встроенные и отдельно стоящие;
В. По срокам строительства – строящиеся заблаговременно и быстровозводимые;
Г. По защитным свойствам : убежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия;
Д. По вместимости: малые – до 150 укрываемых, средние – 150-600, большие – 600-2000 и более укрываемых.
Защитные сооружения должны приводиться в готовность для приема укрываемых в сроки, не превышающие 12 часов, а на объектах, использующих атомную энергию и химически опасных объектах должны содержаться в готовности к немедленному приему укрываемых.
Убежища гражданской обороны – сооружения, обеспечивающие защиту укрываемых от: расчетного воздействия поражающих факторов оружия массового поражения (ударной волны, светового излучения, проникающей радиации, радиоактивного заражения, высокой температуры), обычных средств поражения, отравляющих веществ и бактериальных средств, стихийных бедствий.
Защита работников предприятий, расположенных в зонах возможных сильных разрушений, должна осуществляться в убежищах. Радиус сбора укрываемых в убежищах принимается: при застройке одноэтажными зданиями – 500м, а при застройке многоэтажными домами – 400 м.
Современные убежища – сложные в техническом отношении сооружения, оборудованные комплексом различных инженерных систем и измерительных приборов, которые должны обеспечивать требуемые нормативные условия жизнеобеспечения людей в течении расчетного времени. Строятся они в категорированных городах и на объектах особой важности.
Убежища и противорадиационные укрытия проектируют в соответствии с требованиями строительных норм и правил СНиП II-11-77* и дополнений к ним.
От ударной волны и обломков разрушающихся зданий укрываемых защищают прочные ограждающие конструкции (стены, перекрытия, ворота, двери). Эти же конструкции защищают и от воздействия светового излучения, проникающей радиации, радиоактивного загрязнения и высоких температур.
Для защиты укрываемых от отравляющих, аварийно химически опасных веществ, бактериальных средств и радиоактивной пыли убежища герметизируют и оснащают фильтровентиляционным оборудованием, которое очищает наружный воздух, распределяет его по отсекам и создает в убежище подпор, препятствующий проникновению зараженного воздуха внутрь защитного сооружения через трещины. Все убежища (кроме убежищ, расположенных в пределах застройки АЭС и метрополитенов) должны обеспечивать защиту укрываемых от избыточного давления во фронте воздушной ударной волны ( Рф = 1 кгс/см2) и иметь степень ослабления проникающей радиации ограждающими конструкциями А=1000. Система жизнеобеспечения убежищ должна обеспечивать непрерывное пребывание в них расчетного количества укрываемых в течение 2-х суток.
Устройство убежищ и внутреннее оборудование во многом зависят от вместимости, т.е. от максимального количества людей, которое можно укрыть в сооружении.
Убежища большой вместимости имеют более сложные системы внутреннего оборудования по сравнению с сооружениями малой вместимости.
Сложность внутреннего оборудования и инженерных сетей, оснащенность агрегатами, механизмами и приборами зависят также от назначения и характера использования помещений убежищ в мирное время. В соответствии с нормами проектирования СНиП II-11-77* в убежищах следует предусматривать основные и вспомогательные помещения.
Основными помещениями являются отсеки, где размещаются укрываемые, пункт управления и медпункт.
К вспомогательным помещениям относятся фильтровентиляционные камеры, помещения санузлов, дизельной электростанции, помещения для установки баков с водой или артезианской скважины, тамбуры, тамбур-шлюзы, баллонные, станции перекачки фекальных вод, кладовые.
Вместимость убежища определяют исходя из нормы 0,5 м2 в отсеке на 1 человека при двухъярусном расположении нар и 0,4 м2 при трехъярусном. Высота помещения от пола до потолка (в чистоте) должна быть не менее 2,2 м. Общий объем воздуха на 1 человека должен составлять не менее 1,5 м3.
Люди в отсеках располагаются на местах для сидения размером 0,45х0,45 на 1 человека и для лежания на втором и третьем ярусах нар размером 0,55х1,8м. Количество мест для сидения при двух ярусах составляет 80%, а при 3-х ярусах – 70% от вместимости. Санитарные посты назначают из расчета один пост площадью 2 м2 на 500 человек. В убежищах вместимостью от 900 человек должен быть медпункт площадью 9 м2 на каждые 100 человек, а сверх 1200 укрываемых на медпункт следует прибавлять 1 м2 поверхности.
Инженерное и санитарно-техническое оборудование убежищ
Система воздухоснабжения должна обеспечить людей в убежище необходимым количеством воздуха соответствующей температуры, влажности и газового состава. Система воздухоснабжения убежищ осуществляется за счет наружного воздуха при условии его предварительной очистки. Как правило, система воздухоснабжения работает по двум режимам: чистой вентиляции – первый режим и фильтровентиляции – второй режим.
Если убежище расположено в пожароопасном районе или в районе возможной загазованности СДЯВ, дополнительно предусматривают режим полной изоляции с регенерацией внутреннего воздуха – третий режим.
В режиме чистой вентиляции наружный воздух очищается только от механических частиц (пыли). Подается он с учетом необходимости удаления тепловыделений и влаги, поэтому количество воздуха в зависимости от географического расположения может колебаться в существенных пределах (от 8 до 13 м3/час).
При режиме фильтровентиляции воздух дополнительно пропускают через фильтры-поглотители (ФПУ-200), которые установлены в колонки, где он очищается от ОВ и бактериальных средств. Фильтры-поглотители имеют определенную пропускную способность (ФПУ-200 - 100 м3/ч, ФП-300 – 300 м3/ч) поэтому в режиме 2 подача воздуха сокращается (2 м3/ч), но при этом необходимо обеспечить требуемый температурно-влажностный режим внутри помещения и создать подпор воздуха.
Система воздухоснабжения включает в себя воздухозаборные устройства, противопыльные фильтры (ПФП-1000), фильтры-поглотители (ФПУ-200), вентиляторы (ЭВВ 600/300), разводящую сеть, воздухорегулирующие устройства, средства регенерации (РУ-150/6 при необходимости), воздухоохладители, фильтр очистки воздуха от угарного газа (СО). Воздухозабор для режима чистой вентиляции обычно совмещают с галереей аварийного выхода, второй прокладывается отдельно. Каждый воздухозабор должен быть оборудован противовзрывным устройством (МЗС – малагабаритная, УЗС-1 – унифицированная защитная секция).
Все воздуховоды (приток и вытяжка) до ввода в убежище прокладывают из строительных конструкций или стальных электросварных труб, рассчитанных на воздействие ударных нагрузок.
Для чистой вентиляции и фильтровентиляции воздухозаборы должны быть разделены, причем воздухозаборы чистой вентиляции и вентиляция помещений ДЭС должны размещаться вне завалов зданий, на расстоянии не менее 100м от складов лесоматериалов или складов ГСМ. Воздухозабор для фильтровентиляции (2 режим) можно располагать на заваливаемых участках и в предтамбуре убежища.
Во время заполнения убежища людьми система вентиляции должна работать в режиме чистой вентиляции (режим 1). При объявлении сигнала «Химическая тревога» система вентиляции переводится с режима 1 на режим фильтровентиляции 2.
После воздействия поражающих факторов или возникновения ЧС систему вентиляции необходимо выключить на 30-40 минут. Это делается для того, чтобы предотвратить быстрое загрязнение фильтров-поглотителей (ФПУ-200) радиоактивной пылью, которая наиболее активно выпадает именно в этот промежуток времени, к тому же в это время оседает и пыль от разрушенных зданий. Если через 1 час после ядерного взрыва будет определен высокий уровень радиации (100 р/ч), необходимо установить режим 2 (фильтровентиляция) для работы вентиляционной системы.
В районах массовых пожаров в убежищах предусматривается режим полной изоляции с регенерацией внутреннего воздуха.
Отопление помещений осуществляется от существующих систем отопления здания, в котором расположено убежище с устройством теплового узла и установкой в нем запорной и регулирующей арматуры для включения или отключения системы.
Водоснабжение убежищ следует предусматривать от наружной водопроводной сети с устройством отдельного ввода и установкой внутри убежища запорной арматуры. На трубах водопровода и отопления стрелкой указывают направление движения воды. Трубы водоснабжения окрашивают в зеленый цвет.
В качестве резервного источника водоснабжения используются артезианские скважины.
Кроме того, в убежищах следует предусматривать аварийный запас питьевой воды в емкостях из расчета 3 л воды в сутки на каждого укрываемого. Емкости для воды устраиваются, как правило, проточными. В убежищах вместимостью 300 человек и менее допускается установка сухих емкостей.
При наличии артезианской скважины аварийные емкости могут не устанавливаться. Для снабжения водой воздухоохладителей и ДЭС предусматриваются резервуары для технических целей, работающие автономно от других систем.
Сброс сточных вод осуществляется в наружную систему канализации. Если убежище расположено ниже уровня прокладки труб аварийной канализации, необходима установка повысительной канализационной насосной станции (при наличии ДЭС).
Электроснабжение убежищ должно осуществляться от электрических сетей населенных пунктов. Оно необходимо для питания электродвигателей системы воздухоснабжения, водоснабжения, электроприводов других устройств, а также для освещения помещений. В аварийных случаях электроснабжение поступает от защищенных дизельных электрических станций.
В убежищах средней и большой вместимости или группы убежищ предусматривают защищенную ДЭС. Обычно она располагается в самом сооружении и имеет одинаковую с ним степень защиты. Переключение источника питания производят вручную или автоматически.
Осветительная и силовая сети должны быть раздельны.
В каждом убежище должны быть освещены все помещения.
Нормы освещенности установлены следующие:
пункт управления – 50 лкс;
пост медицинской сестры, отсеки, ДЭС, ФВК – 30 лкс;
санузлы, тамбуры, тамбур-шлюзы – 10 лкс.
В убежищах, освещаемых от ДЭС, нормы освещенности могут быть снижены.
В сооружениях без ДЭС предусматривают местные источники освещения: аккумуляторные фонари, электрические переносные фонари и т.д.
В этих случаях освещенность помещений не нормируется. Вся электрическая проводка должна выполняться в трубах и кабелем. Для силовых приемников электроэнергии применяют магнитные пускатели в защищенном исполнении.
Каждое убежище должно иметь телефонную связь с пунктом управления гражданской обороны предприятия и систему радиовещания, подключенную к местной и городской абонентской сети.
Противорадиационные укрытия (ПРУ)
ПРУ по сравнению с убежищами имеют более простую планировку. Они должны обеспечивать защиту от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении местности при ядерных взрывах и допускать непрерывное пребывание в них расчетного количества укрываемых в течении 2 суток.
Защита работников объектов первой и второй категории по ГО и других объектов экономики, расположенных за пределами зон возможных сильных разрушений и населения некатегорированных городов должна осуществляться в противорадиационных укрытиях. Радиус сбора укрываемых в ПРУ от 1,0 – 6,5 км в зависимости от расстояния до границы проектной застройки города. Их ограждающие конструкции должны быть рассчитаны на избыточное давление во фронте воздушной ударной волны Рф=0,2 кгс/см2.
Защитные свойства ПРУ от радиоактивных излучений оценивают коэффициентом ослабления, который показывает, во сколько раз уровень радиации на открытой местности на высоте 1м больше уровня радиации в укрытии.
В зависимости от места расположения, ПРУ должны иметь степень ослабления (коэффициент защиты Кз) равный:
А) на объектах (первой и второй категории по ГО), расположенных вне зоны возможных сильных разрушений для работающих смен некатегорированных предприятий – 200
Б) в зонах возможного опасного радиоактивного заражения за границей зон возможных сильных разрушений:
200 – для работающих смен некатегорированных предприятий;
100 – для населения некатегорированных городов.
В) в зонах возможного сильного радиоактивного заражения:
100 – для работающих смен некатегорированных предприятий и лечебных учреждений, развертываемых в военное время;
50 – для населения некатегорированных городов, поселков и эвакуируемого населения.
Г) за пределами зон возможного сильного радиоактивного заражения:
20 – для работающих смен некатегорированных предприятий и лечебных учреждений;
10 – для населения некатегорированных городов, поселков и эвакуируемого населения.
Противорадиационные укрытия в пределах воздействия ударной волны следует размещать в помещениях, расположенных в подвальных и цокольных этажах, а за ее пределами воздействия – в подпольях и первых этажах зданий и сооружений.
Под ПРУ используются следующие помещения:
бытовые комнаты;
тоннели;
школы, библиотеки;
склады, помещения торговли и общепита;
подвалы и подполья зданий индивидуального пользования.
Основные требования норм к проектированию противорадиационных укрытий в соответствии со СНиП II-11-77* таковы:
в составе противорадиационных укрытий следует предусматривать помещения для размещения укрываемых (основное), санузла, вентиляционной и для хранения загрязненной верхней одежды (вспомогательные);
норму площади пола основных помещений в ПРУ на 1 укрываемого следует принимать равной 0,5 м2 при двухъярусном и 0,4 м2 при трехъярусном расположении нар;
двухъярусное расположение нар следует предусматривать при высоте помещения 2,2-2,4 м, трехъярусное при высоте 2,8-3м, одноярусное при размещении ПРУ в подвалах, подпольях, пещерах и других заглубленных помещениях при высоте их 1,7-1,9м от отметки пола до низа конструкций перекрытия;
основные помещения укрытий оборудуются местами для лежания и сидения. Места для лежания должны составлять 15% при одноярусном, 20% при двухъярусном, 30% при трехъярусном расположении нар общего количества мест в ПРУ (1 ярус – 0,45м, 2 ярус – 1,4м, 3 ярус – 2,15м от уровня пола).
Водоснабжение ПРУ проектируется, как правило, от наружной или внутренней водопроводной сети, эксплуатируемой по условиям мирного времени.
При отсутствии водопроводной сети – обеспечение водой из переносных баков из расчета 2л/сутки на 1 укрываемого.
Канализование ПРУ при наличии сети канализации осуществляют с устройством промывных уборных со сбросом сточных вод в канализационную систему. При отводе их самотеком следует предусматривать меры, исключающие затопление подвала сточными водами при подпоре.
При отсутствии сетей канализации необходимо устройство пудр-клозетов или выгребов с возможностью очистки ассенизационным транспортом, емкость резервуара следует принимать из расчета 2л/сут. на 1 укрываемого.
Электроснабжение ПРУ осуществляется только от внешних сетей города, предприятия или населенного пункта по 2 категории надежности электроснабжения (т.е. с одним вводом).
Питание электроприемников и сетей освещения осуществляется раздельно по самостоятельным линиям. Использование люминесцентных ламп для освещения не допускается.
К простейшим укрытиям относятся траншеи, окопы, блиндажи и щели. Они возводятся при нехватке защитных сооружений в местах вероятного скопления людей.
По каким признакам классифицируются защитные сооружения гражданской обороны?
Ожидаемый ответ: по назначению, по расположению, по срокам строительства, по защитным свойствам, по вместимости.
Перечислите системы жизнеобеспечения убежища.
Ожидаемый ответ: воздухоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, канализации и связи.
Назовите, для чего создаются противорадиационные укрытия?
Ожидаемый ответ: противорадиационные укрытия создаются для защиты работников организаций, расположенных за пределами зон возможных сильных разрушений и продолжающих работу в период мобилизации и в военное время; для населения городов и населенных пунктов, не отнесенных к группам по гражданской обороне и населения эвакуируемого из городов, отнесенных к группам по гражданской обороне зон возможных сильных разрушений организаций, отнесенных к категории особой важности по ГО и зон возможного катастрофического затопления.
Главным в обеспечении надежной защиты населения от производственных аварий, чрезвычайных ситуаций и современных средств поражения является наличие достаточного количества защитных сооружений. Поэтому накопление необходимого фонда убежищ и ПРУ является важной государственной задачей.
Органы исполнительной власти определяют общую потребность в объектах ГО, принимают нормативные акты по их созданию, доводят их требование до сведения заинтересованных организаций и контролируют их выполнение.
Органы исполнительной власти РК и местного самоуправления создают в мирное время защитные сооружения ГО и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию, осуществляют контроль за их созданием, ведут учет существующих и строящихся объектов.
Организации создают в мирное время объекты гражданской обороны, обеспечивают сохранность и принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Создание фонда защитных сооружений осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты ГО.
Создание защитных сооружений в период мобилизации и в военное время осуществляется в соответствии с заданиями по мероприятиям ГО, предусмотренными в мобилизационных планах образований и организаций.
Работы по строительству необходимого количества защитных сооружений простейшего типа организуются с таким расчетом, чтобы завершить их к исходу первых суток, а для эвакуируемого населения к исходу вторых суток после введения готовности.
Содержание и использование защитных сооружений в мирное время
Учитывая, что строительство защитных сооружений дорогостоящее мероприятие, обязательное условие по окончанию их строительства – правильно организованная эксплуатация в мирное время. Нормы проектирования защитных сооружений СНиП II-11-77* прямо требуют этого от проектных организаций и инвесторов: «Защитные сооружения ГО … должны использоваться в мирное время для нужд общехозяйственного назначения и обслуживания населения».
При эксплуатации защитных сооружений в мирное время должны выполняться все требования, обеспечивающие пригодность помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитного сооружения и необходимые условия для пребывания людей в них в военное время (СНиП 3.1.-09-84 п.3.1.).
На предприятиях, в учреждениях и организациях, эксплуатирующих защитные сооружения, назначаются ответственные лица, в обязанности которых входит организация правильного содержания помещений, обеспечение сохранности защитных сооружений и инженерно-технического оборудования.
Организация поддержания защитных сооружений в готовности к использованию и контроль за правильностью их эксплуатации осуществляется службой убежищ и укрытий объектов экономики, а содержание и эксплуатация их в военное время группой (звеном) по обслуживанию убежищ и противорадиационных укрытий.
Их состав и численность зависят от вместимости защитного сооружения и его насыщения инженерным оборудованием. Такие формирования создаются для каждой работающей смены из числа работников предприятий, укрываемых в данном защитном сооружении.
Медицинский персонал (кроме сандружинниц) в формирования привлекается из числа работников близлежащих медицинских учреждений.
Для сооружений малой вместимостью (до 150 человек) создаются звенья по их обслуживанию в количестве 10 человек в составе:
командир звена – 1 чел.
электрик – 1 чел.
слесарь по вентиляции – 1 чел.
слесарь по водопроводу и канализации – 1 чел.
разведчик-химик – 1 чел.
контролер – 1 чел.
разведчик-дозиметрист – 1 чел.
кладовщик – раздатчик – 1 чел.
сандружинница – 2 чел.
Для сооружений средней вместимостью (150-600 чел.) создаются группы по их обслуживанию в количестве 21 человек в составе:
командир группы – 1 чел.
зам. командира группы по эксплуатации – 1 чел.
Звено связи и разведки:
командир звена, разведчик-химик – 1 чел.
разведчик-дозиметрист – 1 чел.
радиотелефонист – 1 чел.
телефонист – 1 чел.
Звено по заполнению и размещению укрываемых:
командир звена – контролер – 1 чел
контролер – 2 чел.
Звено по обслуживанию оборудования:
командир звена -электрик – 2 чел.
электрик –моторист – 1 чел.
слесарь по вентиляции – 1 чел.
слесарь по водопроводу и канализации – 1 чел.
Звено по организации питания:
командир звена-кладовщик – 1 чл.
фасовщик-раздатчик – 2 чел.
Звено медицинское:
командир звена-фельдшер – 1 чел.
сандружинница – 3 чел.
Для обслуживания защитных сооружений большой вместимостью (600-2000 чел.) создаются группы из 36 человек.
Формирования по обслуживанию защитных сооружений назначаются в каждом убежище и ПРУ вместимостью более 50 человек. В ПРУ вместимостью менее 50 человек и в простейших укрытиях назначаются старшие (из числа укрываемых). Командир формирования является комендантом защитного сооружения. На объекте экономики он назначается из числа ИТР, а в жилом секторе – из технического персонала, обслуживающих здания.
Понятие готовности защитного сооружения в условиях применения современных средств поражения включает в себя ряд требований, которым должны отвечать защитные сооружения.
Важнейшими из них являются:
Сохранность ограждающих конструкций и защитных устройств, рассчитанных на нагрузку избыточного давления ударной волны.
Надежная герметизация и исправность системы воздухоснабжения.
Оснащенность защитных сооружений санитарно-техническим оборудованием, контрольно-измерительными приборами и обеспеченность запасом воды.
Исправность системы электроснабжения, наличие инвентаря и технической документации.
Подготовленность обслуживающего персонала.
Надлежащее санитарное состояние защитных сооружений.
Содержание и эксплуатация защитных сооружений на приватизированных предприятиях организуется в соответствии с Положением о порядке использования объектов и имущества ГО приватизированным предприятием, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.04.1994 г. №359.
Защитные сооружения, предназначенные для укрытия населения по месту жительства могут передаваться по договору предприятиям, ответственным за их содержание.
Ответственность за их содержание, эксплуатацию и готовность защитных сооружений несут начальники гражданской обороны предприятий, на балансе которых находятся сооружения.
Требования к содержанию и эксплуатации защитных сооруженийВ целях повышения рентабельности предприятий защитные сооружения в настоящее время сдаются в аренду и используются под помещения культурного обслуживания населения, помещений для проведения занятий, производственные помещения, в которых осуществляется технологические процессы, не сопровождающиеся выделением вредных жидкостей, паров и газов, опасных для людей, гаражи для легковых автомобилей, помещения торговли и питания, спортивные помещения, помещения бытового обслуживания (кроме прачечных и химчисток). При эксплуатации защитных сооружений в режиме повседневной деятельности должны выполняться все требования, обеспечивающие пригодность помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для пребывания в них людей, как в ЧС мирного времени, так и в военное время. При эксплуатации защитных сооружений в мирное время запрещается: перепланировка помещений, устройство отверстий и проемов в ограждающих конструкциях, нарушение герметизации и гидроизоляции, демонтаж оборудования, применение синтетических материалов при отделке помещений, застройке территории вблизи входов и оголовков воздухозаборов. Указанные ограничения необходимо включать в договор при сдаче защитных сооружений в аренду.
Пути движения, входы в защитные сооружения должны быть свободны, не допускается их загромождение.
Во входах защитно-герметические и герметические двери должны находиться в открытом состоянии на подставках. При необходимости для закрывания дверных проемов устанавливаются обычные двери. При этом дверная коробка или вставляется в дверной проем или прикладывается к нему. Оштукатуривание потолков и стен не допускается. Внутренняя отделка помещений производится из несгораемых или трудносгораемых материалов. Входы и выходы должны быть защищены от атмосферных осадков и поверхностных вод. Трубы инженерных систем должны иметь окраску:
белый – воздуховоды режима чистой вентиляции;
желтый – воздуховоды режима фильтровентиляции;
красный – режима регенерации (до теплоемкого фильтра);
черный – трубы электропроводки и канализации;
зеленый – водопроводные трубы;
коричневый – системы отопления.
Эксплуатация системы воздухоснабжения допускается только в режиме чистой вентиляции.
Не допускается эксплуатация: ДЭС, фильтров-поглотителей, предфильтров, фильтров очистки воздуха от СО, средств регенерации воздуха, гравийных охладителей.
Для защиты от обмерзания малогабаритные защитные секции и унифицированные защитные секции должны размещаться в помещениях, где температура воздуха выше 00 С.
Масляные противопыльные фильтры демонтируются и хранятся в масляной ванне.
Относительная влажность помещений 65-70% считается нормальной. В неиспользованных помещениях температура в зимнее время должна быть не ниже +100С.
Аварийные резервуары для сбора фекалий должны быть закрыты, санузлы, не используемые в хозяйственных целях, должны быть опечатаны.
С начала заполнения защитных сооружений укрываемыми и до воздействия средств поражения защитные сооружения снабжаются воздухом по режиму I. При этом должны быть: включены в работу агрегаты системы чистой вентиляции, закрыты герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей и фильтров очистки воздуха от СО, отключены установки регенерации воздуха.
После воздействия поражающих факторов или возникновения ЧС с выбросом СДЯВ, система вентиляции отключается, перекрываются все воздуховоды и отверстия, сообщающиеся с внешней средой на срок до 1 часа.
При химическом и бактериологическом загрязнении внешней среды убежище переводится на режим II , при этом:
Закрываются герметические клапаны воздуховодов режима I, открываются герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей, включаются вентиляторы II режима.
На режим III убежища переводятся при опасной загазованности продуктами горения в местах массовых пожаров, при образовании опасных концентраций СДЯВ, при катастрофических затоплениях и при сильных разрушениях вокруг АЭС.
В зонах пожаров подпор воздуха в убежищах поддерживается за счет наружного воздуха, подаваемого через теплоемкие фильтры (ФГ-70), при этом в убежищах перекрываются все герметические клапаны на притоке и вытяжке, за исключением клапанов, обеспечивающих подачу воздуха через фильтры ФГ-70, включаются установки регенерации воздуха для поглощения углекислого газа (СО2) и выделения кислорода.
Для оценки состояния воздушной среды в защитном сооружении необходимо руководствоваться следующим:
Параметры | Допустимые | Критические | Опасные |
Т0 С воздушной среды | 00 – 300 | +310 – 330 | +340 |
Концентрация СО2 | до 3% | 4% | 5% и |
Концентрация О2 | 17% | 16% | 14% и |
Концентрация СО | до 30шт./ м3 | 50-70 мг /м3 | 100 мг /м3 и |
При достижении хотя бы одного параметра, опасного для пребывания в убежище, необходимо принять меры по улучшению воздушной среды или решать вопрос о выводе людей из сооружения.
В защитном сооружении должна быть следующая документация:
Паспорт убежища (противорадиационного укрытия)
Выписка из Инструкции о порядке учета и содержании убежища
Журнал проверки состояния убежища
Сигналы оповещения гражданской обороны
План перевода помещений убежища на режим укрытия
План защитного сооружения (убежища, противорадиационного укрытия)
Планы наружных и внутренних инженерных сетей
Список личного состава группы (звена) обслуживания
Эксплуатационная схема электроснабжения
Эксплуатационная схема вентиляции
Эксплуатационная схема водоснабжения и канализации
Инструкция по ТБ по обслуживанию оборудования
Инструкция по эксплуатации средств индивидуальной защиты
Инструкция по эксплуатации установленного оборудования
Журнал учета работы ДЭС
Инструкция по противопожарной безопасности
Журнал регистрации показателей микроклимата
Журнал учета обращений за медицинской помощью
Журнал регистрации демонтажа и ремонта оборудования
Схема эвакуации укрываемых из очага поражения
Список телефонов
Состояние защитных сооружений проверяется при ежегодных, специальных осмотрах и комплексных проверках.
Ежегодные осмотры производятся в порядке, устанавливаемом руководителями предприятий, эксплуатирующих защитные сооружения.
Специальные осмотры проводят после пожаров, землетрясений, ураганов.
Комплексные проверки производят один раз в три года.
При осмотрах должны проверяться: общее состояние сооружений, состояния входов и аварийных выходов, исправность дверей и механизмов закрывания, исправность инженерных систем.
При комплексных проверках проверяется: герметичность, работоспособность всех систем инженерно-технического оборудования, возможность приведения защитного сооружения в готовность по плану, эксплуатация в режиме защитного сооружения в течении 6 часов с проверкой работы по режимам чистой вентиляции и фильтровентиляции.
В состав комиссии по проведению проверок сооружений должны включаться: представители органов ЧС, соответствующие специалисты ОХ, представители территориальных комитетов по управлению государственным имуществом.
Результаты осмотров и проверок отражаются в журнале проверок состояния убежищ (противорадиационного укрытия).
Проверка состояния ограждающих конструкций осуществляется внешним осмотром стен, потолков, полов во всех помещениях. У отдельно стоящих убежищ проверяется состояние обвалования, у встроенных – отмостка.
Состояние полотен защитных дверей, ворот и механизмов задраивания осуществляется внешним осмотром и испытанием их в действии.
Состояние системы фильтровентиляции проверяется внешним осмотром всех агрегатов и устройств (вентиляторов, фильтров, гермоклапанов, КИД, противовзрывных устройств, регенеративных установок, воздухозаборов, измерительных приборов).
Все гермоклапаны, вентиляторы, пускатели должны быть промаркированы, а на воздуховодах нанесены направления движения воздуха. Для проверки подпора воздуха в режиме фильтровентиляции включается приточная система и система вытяжной вентиляции. Величина подпора воздуха в убежище должна составлять не менее 5 мм водяного столба.
Проверка системы водоснабжения и канализации проверяется путем проверки работоспособности задвижек, вентилей, кранов, насосов, трубопроводов.
Дверь в электрощитовую должна открываться наружу и иметь самозапирающийся замок, открываемый без ключа изнутри.
в готовность к приему укрываемых
Мероприятия по подготовке защитных сооружений к приему укрываемых включают: расчистку подходов к ним, открытие всех входов, освобождение помещений от лишнего имущества и материалов, установку нар, мебели, проверку работоспособности систем обеспечения жизнедеятельности, расконсервацию ДЭС и оборудования, проверку убежищ на герметичность, проверку наличия воды, установку громкоговорителей и телефонов.
На видных местах в сооружениях вывешиваются сигналы оповещения ГО, правила использования СИЗ, указатели входов и выходов, мест размещения санузлов и санитарных постов, медицинских пунктов.
Для выполнения этих работ в распоряжение командира группы (звена) руководителем предприятия выделяется, при необходимости, специальная команда.
Время на проведение указанных мероприятий устанавливается руководителем объекта, однако оно не должно превышать 12 часов.
Заполнение защитных сооружений осуществляется по сигналам ГО. В ПРУ при опасной концентрации СДЯВ и отравляющих веществ укрываемые должны находиться в противогазах. Население, укрываемое по месту жительства, обязано иметь при себе запас питания на двое суток.
Укрываемые в защитных сооружениях размещаются по производственному или территориальному признаку (цех, участок, бригада, дом, квартал). Старший группы определяет очередность пользования местами для лежания. В защитных сооружениях после их заполнения подлежат контролю 3 группы параметров: газового состава воздуха, микроклимата, параметры инженерно-технического оборудования.
Параметры | Значение параметров | Средство измерения | Примечание |
Параметры газового состава воздуха | |||
Содержание О2 | 16,0% | МН-5130, ГХЛ-1 | Предельные |
СО2 | 4% | ГХЛ-1 | Предельное |
СО | 70мг/м3 | ГХЛ-1 | Предельное |
СН3 | 300мг/м3 | КАМ-4-3 | Рекомендован |
Пыли | 10м3/м3 | Лаза-1 | Рекомендован |
Параметры микроклимата | |||
Т0 С | 330 | ТМ-4, ТМ-8 | Предельное |
Относит. влажность | 30-90% | М-19 | Предельное |
Скорость движения | 4 м/сек. | МС-13 | Рекомендован |
Параметры инженерно-технического оборудования | |||
Избыточное давление | 20 Па | ТНЖ-Н | Минимально допустимое |
Сопротивление фильтра | Не более 1000 Па | ТНМП-100 | Паспорт изделия |
Результаты замеров вносятся в «журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха».
Оповещение укрываемых об обстановке вне защитного сооружения осуществляется командиром группы или непосредственно органами управления ЧС города.
Укрываемые в защитных сооружениях обязаны:
быстро и без суеты занять места в помещении, выполнять правила поведения, все распоряжения личного состава группы по обслуживанию, поддерживать чистоту и порядок, содержать в готовности СИЗ, выполнять работу по подаче воздуха с помощью электроручного вентилятора, оказывать помощь при ликвидации аварий.
Основными задачами воспитательной работы среди укрываемых является: поддержание морального духа, выдержки и самообладания, организованности и дисциплины, доведение до них правил поведения, разъяснение мер безопасности.
Решение этих задач достигается: инструктированием старших групп укрываемых, проведением бесед, оперативным информированием укрываемых об обстановке вне сооружения, снабжение их заблаговременно подготовленными памятками и листовками.
Нормы обеспечения населения жильем
и коммунально-бытовыми услугами
№ п/п | Виды обеспечения (услуг) | Единицы измерения | Кол-во |
1 | 2 | 3 | 4 |
1
2
3
| Размещение в общественных зданиях и временном жилье
Умывальниками
Туалетами | м.кв./чел
чел/1 кран
чел/1 очко | 2,5 –3 1)
10 – 15 1)
30 – 40 1) |
Организациямедицинского обеспечения рассредоточения и эвакуации населения. «Инструкция.М:, Воениздат, 1987.»
Нормы обеспечения населения водой *
Вид водопотребления | Нормы водообеспечения, (дм куб/чел – сут) для режимов | ||
I | П | Ш | |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Питье | 2,5 / 5,0 | ||
2. Приготовление пищи, умыва-ние в том числе:
| -
|
7,5
3,5
1,0
3,0 | |
3. Удовлетворение санитарно- гигиенических потребностей человека и обеспечение сани-тарно-гигиенического состояния помещения |
- |
- |
21,0 |
Всего | 2,5 / 5,0 | 10,0 / 12,5 | 31,0 / 33,5 |
|
|
|
|
*) Нормы приведены в соответствии с ГОСТ 22.3.006-87 В «Нормы водообеспечения населения»
№ П/П | Наименование продуктов | Единицы измерения | Кол-во |
1 | 2 | 3 | 4 |
1
2
3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
20 | Хлеб из смеси ржаной обдирный из пшеничной муки 1 сорта Хлеб белый из пшеничной муки 1 сорта Мука пшеничная 2 сорта Крупа разная Макаронные изделия Молоко и молокопродукты Мясо и мясопродукты Рыба и рыбопродукты Жиры животные Сахар Соль Чай Картофель Капуста Свекла Морковь Лук Огурцы, помидоры, коренья, зелень Сигареты
Спички | г/ чел. в сутки
то же - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - пачек/ чел. сутки коробок/чел. сутки
|
250
250 15 65 20 270 100 75 50 50 20 1 400 75 15 25 25 10
1
1 |
*) Пищевой состав набора продуктов по нормам включает:
белков – 63г (10% калорийности);
жиров – 62г (23% калорийности);
углеводов – 410г (67% калорийности).
Калорийность суточного рациона – 2522 ККал.
Критерии принятия решения на эвакуацию населения в случае нарушения систем и объектов жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях мирного времени
Виды ЧС | Основные системы жизнеобеспечения, выходящие из строя при ЧС | Жизненно-важные потребности человека | Минимально допустимые нормы потребления, обеспечиваемые функционированием рассматриваемой системы жизнеобеспечения | Время, в течение которого человек без ущерба для здоровья может существовать без удовлетворения данных потребностей | Критерии для принятия решения об эвакуации |
0,02 т. у. т. в год на человека
112 квт/час на человека в год 2,5 кв. м на человека в течение нескольких месяцев
2,5 л (в жарком климате - 4 л) - 3-5 суток; 10-15 л - 10-15 суток; далее для всех нужд 22,5-27,5 л (из расчета на человека в сутки)
Калорийность пищи в сутки от 1000-3000 ккал.
Суточная потребность в белке 58-61 г (из расчета на 1 человека в зависимости от пола и возраста) |
Топливоснабжение
Электроснабжение Жилой фонд
Водоснабжение
Система обеспечения продуктами питания |
Тепло, быт
Тепло Жилье
Вода питьевая
Питание |
|
В холодное время года в зависимости от обстановки от нескольких часов до 2-3 суток
В холодное время года до 3-х суток под открытом небом и до нескольких месяцев в палатках
1-2 дня
3 суток |
Возможный уровень удовлетворения жизненноважных потребностей ниже допустимого. Время восстановления систем, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей человека, превышает время, которое он может прожить без удовлетворения этих потребностей, или удовлетворения их на уровне, значительно более низком, чем допустимым |
Приложение №3 |
Категория населения | Защитные меры | Дозовые критерии (доза, прогнозируемая на первые 10 суток после начала облучения) мЗв
| |||
Все тело | Отдельные органы *
| ||||
Нижний уровень | Верхний уровень | Нижний уровень | Верхний уровень
| ||
Взрослые дети, беременные женщины | эвакуация
эвакуация | 50
10 | 500
50 | 500
200 | 5000
500 |
Если прогнозируемое облучение не превышает нижний уровень, то не требуется проводить эвакуацию.
Если прогнозируемое облучение превосходит нижний уровень, но не достигает верхнего, то проведение эвакуации может быть отсрочено и должно проводиться с учетом конкретной радиационной обстановки и местных условий.
Если прогнозируемое облучение достигает или превосходит верхний уровень, то проведение эвакуации является обязательным.
Примечание. Предоставленные дозовые критерии приняты в соответствии с утвержденными Минздравом СССР за № 06-9/1544 от 16.05.1999 г. “Критериями для принятия решений о мерах защиты населения в случае аварии ядерного реактора
________________________________________________
*) - только для щитовидной железы
Приложение №4
Критерии принятия решений на эвакуацию населения
из зон химического заражения
№ п/п | Наименование АХОВ аварийно химически опасных веществ | Критерий (пороговые токсодозы), мг мин л |
2. | Аммиак | 15 |
3. | Ацетонитрил | 21,6 |
4. | Ацетонцианнидрид | 21,6 |
5. | Водород мышьяковистый (арсин) | 7,5 |
6. | Водород фтористый | 4 |
7. | Водород цианистый (синильная кислота) | 0,2 |
8. | Диметиламин | 4,8 |
9. | Кислота бромистоводородная | 2,4 |
10. | Водород хлористый | 2 |
11. | Метиламин | 4,8 |
12. | Метил бромистый | 3,5 |
13. | Метил хлористый | 90,0 |
14. | Метилкамеркаптан | 1,7 |
15. | Метилакрилат | 6 |
16. | Нитрилакриловая кислота (акрилонитрил) | 0,75 |
17. | Окислы азота | 0,002 |
18. | Окись этилена | 41 |
19. | Сернистый ангидрид | 1,8 |
20. | Сероводород | 16,1 |
21. | Сероуглерод | 45 |
22. | Соляная кислота (концентрированная) | 2 |
23. | Триметиламин | 6 |
24. | Формальдегид | 0,6 |
25. | Фосген | 0,6 |
26. | Фтор | 0,39 |
27. | Фосфор треххлористый | 3 |
28. | Фосфара хлор окись | 0,6 |
29. | Хлор | 0,6 |
30. | Хлорпикрин | 0,02 |
31. | Хлорциан | 0,75 |
32. | Этиленимин | 4,8 |
33. | Этилен сульфид | 0,1 |
34. | Этил меркаптан | 6 |
Если прогнозируемая токсодоза превышает значения, указанные в таблице, то проводится эвакуация
Приложение №5
№ п/п | Наименование продуктов | Единицы измерения | Кол-во |
1 | 2 | 3 | 4 |
1.
2.
3.
| Радиус зоны, охватываемой локальной системой оповещения:
Частота оповещения с помощью машин, оборудованных радио-усилительной установкой:
Временные нормативы на подачу сигналов оповещения при авариях на опасных объектах
|
км км
раз
раз
минуты |
5 2,5 *
не менее 3х раз в сутки * не менее 2х раз в сутки
Устанавливаются местными органами власти |
**) Уроки и выводы ликвидации последствий разрушительных землетрясений для ГО СССР М:, в/ч 52609, 1989.
Примерная схема
организации эвакуационной комиссии административно-территориального образования (республика, область, административный район, город, имеющий районное деление)
|
Начальник ГО административно-территориального образования
|
| |||||||
|
|
|
| ||||||
|
|
Председатель комиссии
|
|
| |||||
|
|
|
| ||||||
|
Заместители председателя комиссии
|
|
|
Секретарь комиссии |
| ||||
| |||||||||
| Члены комиссии председатели администрации, органов образования и социального обеспечения, военных комиссариатов, транспортных органов, органов здравоохранения, внутренних дел
|
| |||||||
|
|
|
| ||||||
| Г Р У П П Ы |
| |||||||
|
Учета эваконаселения и и информации |
|
|
Учета эвакуации материальных ценностей
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
Организации размещения эваконаселения |
|
|
Дорожного и транспортного обеспечения
|
| ||||
|
|
|
| ||||||
|
|
|
|
Приложение №7
Примерная схема организации эвакуационной комиссии
административно-территориального образования
(город, не имеющий районного деления, населенный пункт)
Председатель вышестоящей эвакокомиссии
|
|
|
Начальник ГО города, населенного пункта | ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
Председатель комиссии
|
| |||||||||
|
|
|
| ||||||||
| Заместитель председателя комиссии |
|
| Секретарь комиссии |
| ||||||
|
|
|
| ||||||||
| Члены комиссии: председатели органов местного самоуправления, органов социального обеспечения, органов здравоохранения, внутренних дел, военного комиссариата, транспортных организаций |
| |||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||
|
| ГРУППЫ |
|
| |||||||
|
Организация размещения эваконаселения
|
|
|
СЭП |
| ||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
| Учета эваконаселения и информации
|
|
|
Пункты посадки |
| ||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
| Транспортного и дорожного обеспечения
|
|
| Группы управления на маршрутах эвакуации |
| ||||||
|
|
|
| ||||||||
|
| Учета эвакуации материальных ценностей |
|
|
Приложение №8
Основные задачи
эвакуационной комиссии административно-территориального звена
В режиме повседневной деятельности: |
|
В режиме повышенной готовности: |
|
В чрезвычайном режиме: |
|
комиссии объекта экономики
Председатель вышестоящей эвакокомиссии
|
|
|
Начальник ГО объекта экономики | ||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
Председатель комиссии
|
| |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
Заместители председателя комиссии
|
|
|
Секретарь комиссии |
| ||||||||||||
|
|
Члены комиссии структурных подразделений объекта
|
|
| |||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||
| Г Р У П П Ы |
| |||||||||||||||
|
Оповещения и связи
|
|
|
|
Учета эваконаселения и информации |
| |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
С Э П
|
|
|
|
Организация сбора и отправки населения
|
| |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
|
|
|
|
|
Начальники эшелонов, старшие автоколонны, пеших колонн
|
| |||||||||
|
|
|
|
В режиме повседневной деятельности: |
|
В режиме повышенной готовности: |
|
С получением распоряжения на проведение эвакуации населения: |
|
Примерная схема организации приемной эвакуационной
комиссии административно-территориального образования
(административного района, города)
|
Начальник ГО административного района (города)
|
| |||||||||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
Председатель комиссии
|
|
| |||||||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
Заместитель председателя
|
|
|
Секретарь комиссии | ||||||||||||||
|
Члены комиссии: представители органов местного самоуправления, транспортных органов, военных комиссариатов, органов социального обеспечения, органов здравоохранения и внутренних дел
|
| |||||||||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
|
| Г Р У П П Ы |
|
| |||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
Учета эваконаселения и информации
|
|
|
|
Приема и организации размещения населения
|
|
|
|
|
Дорожного и транспортного обеспечения |
Приложение №12
административно-территориальных образований
В режиме повседневной деятельности: |
|
В режиме повышенной готовности: |
|
В чрезвычайном режиме:
|
|
Примерная схема приемной эвакуационной
комиссии при органах местного самоуправления
|
|
Глава местной администрации
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
Председатель комиссии
|
|
| |||||
|
Члены комиссии: Руководители предприятий торговли, общественного питания, медицинских и других учреждений
|
| |||||||
|
|
|
|
|
| ||||
Заместители председателя
|
|
|
Секретарь комиссии | ||||||
|
| Г Р У П П Ы : |
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Встречи и учета эваконаселения
|
|
Размещение населения
|
|
Отправки населения |
Примечание: группа отправки населения создается только в том случае, если данная комиссия ответственна за работу ППЭ.
Основные задачи приемной эвакуационной комиссии
при органах местного самоуправления
В режиме повседневной деятельности - разрабатывает план приема и размещения эваконаселения, а также мероприятий по его обеспечению продуктами питания, водой и предметами первой необходимости.
В режиме повышенной готовности - уточняет план приема, размещения и обеспечения населения, осуществляет контроль за подготовкой мероприятий по его первоочередному обеспечению.
В чрезвычайном режиме - организует встречи прибывающего населения, размещает его на жительство и обеспечивает продуктами питания, водой и предметами первой необходимости;
- ведет учет прибывающего населения, докладывает вышестоящей эвакоприемной комиссии о количестве прибывающих, условиях их размещения и обеспечения.
Примерная схема организации СЭП
|
|
Начальник эвакуационной комиссии
|
|
| |||
|
|
|
| ||||
|
Начальник СЭП
|
| |||||
|
|
|
| ||||
|
|
Заместитель начальника
|
|
| |||
|
Г Р У П П Ы ( ПОСТЫ ) |
| |||||
|
|
|
| ||||
Формирование колонн и эшелонов
|
|
|
Охраны общественного порядка | ||||
|
|
|
| ||||
Регистрации и учета |
|
|
Стол справок
| ||||
|
|
|
| ||||
Комната матери и ребенка
|
|
|
Медицинский пункт | ||||
|
|
|
| ||||
|
|
|
| ||||
Комендантская служба
|
|
|
|
Регистрацию прибывающего на СЭП населения, распределяет его по видам транспорта и отправляет на пункты посадки.
Ведение учета эваконаселения, вывозимого в безопасные (вне зоны действия поражающих факторов источника ЧС) районы всеми видами транспорта (выводимого пешим порядком) и представляет об этом сведения и вышестоящую эвакуационную комиссию (по времени, объектам и видам транспорта).
Организация оказания медицинской помощи заболевшим во время нахождения их на СЭП.
Обеспечение поддержание общественного порядка и укрытие населения, находящегося на СЭП, по установленным сигналам.
В отдельных случаях СЭП может не разворачивается. При этом из личного состава СЭП формируются оперативные группы, усиленные сотрудниками МВД для организованного вывоза (вывода) из зоны ЧС эваконаселения.
Приложение №17
эвакуационного пункта
|
|
Начальник эвакоприемной комиссии
|
|
| |||
|
|
|
| ||||
|
Начальник ПЭП
|
| |||||
|
|
|
| ||||
| Заместитель начальника ПЭП
|
| |||||
|
|
|
| ||||
| Г Р У П П Ы |
| |||||
Отправки и сопровождения эваконаселения |
|
| Встречи, приема и размещения эваконаселения | ||||
|
|
|
| ||||
Медицинский пункт
|
|
|
Стол справок | ||||
|
|
|
| ||||
Охраны общественного порядка
|
|
|
Комната матери и ребенка | ||||
|
|
|
| ||||
Учета эваконаселения
|
|
|
Комендантская служба |
Приложение №18
Основные задачи администрации ПЭП
Встреча прибывающих поездов (судов), автомобильных и пеших колонны и обеспечения, совместно с администрацией пункта высадки (начальника станции, пристани), высадку эваконаселения. При необходимости организует временное размещение прибывающего населения в ближайшем к пункту высадки населенном пункте.
Организация взаимодействия с автотранспортными органами с целью отправки населения в пункты его размещения в безопасных районах.
Доклад эвакоприемной комиссии о времени прибытия, количестве прибывающего эваконаселения и отправке его в пункт размещения.
Организация оказания медицинской помощи заболевшим из числа прибывающего эваконаселения.
Обеспечение поддержания общественного порядка в районе пункта высадки.
Приложение №19
|
|
Начальник ППЭ
|
|
| |||||||
|
|
|
| ||||||||
|
|
|
Заместитель начальника ППЭ
|
|
|
| |||||
|
Г Р У П П Ы |
(ПОСТЫ)
|
| ||||||||
Временного размещения и обеспечения эваконаселения
|
|
|
Пост обеспечения средствами индивидуальной защиты | ||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||
Медицинский пост |
|
|
Стол справок
| ||||||||
|
|
|
| ||||||||
Пост специальной обработки |
|
|
Комната матери и ребенка
| ||||||||
|
|
|
| ||||||||
Учета эваконаселения
|
|
|
Дозиметрического и химического контроля
| ||||||||
|
|
|
| ||||||||
Отправки эваконаселения
|
|
|
|
Начальник эвакуационного эшелона обязан:
до получения распоряжения на проведение эвакуации знать состав и численность населения в эшелоне, место размещения СЭП, пунктов посадки и высадки, номер поезда (наименование или тип судна), количество вагонов (судовых помещений), их вместимость, назначить старших по вагонам (судовым помещениям);
в установленное время прибыть на СЭП и совместно с его администрацией и старшим по вагонам (судовым помещениям) провести регистрацию прибывающего населения и распределить его по вагонам (судовым помещениям);
проверить наличие приспособлений для посадки (высадки) населения, при необходимости создать из числа перевозимого населения команду для установки этих приспособлений;
организовать передвижение населения о СЭП до мест посадки и руководить посадкой населения;
оформить перевозочные документы;
по окончании посадки сообщить транспортным органам о готовности эшелона к перевозке;
в пути следования следить за соблюдением перевозимым населением правил проезда людей на транспорте и принимать меры по предотвращению несчастных случаев. При необходимости своевременно представлять заявку на остановку эшелона;
в пункте высадки организовать высадку населения из вагонов (судов) и вывод его с территории станции (пристани) до ПЭП;
сообщить эвакоприемной комиссии численность и состав прибывшего в эшелоне населения;
по окончании высадки населения сложить в отведенном месте приспособления для посадки (высадки) или по указанию эвакуационных (транспортных) органов оставить их в вагонах (на судах) для использования последующими эвакуационными эшелонами.
При проведении перевозок начальнику эвакуационного эшелона запрещается:
вмешиваться в работу должностных лиц транспорта;
задерживать поезд (судно) сверх времени, установленного для стоянки по графику;
производить посадку и в высадку населения до полной остановки поезда (судна).
|
Обязанности старшего автомобильной колонны
при перевозке эвакуируемого населения
Старший автоколонны назначается приказом начальника ГО объекта экономики и подчиняется начальнику ГО и председателю эвакуационной комиссии объекта, а также начальнику СЭП (во время сбора населения на СЭП).
Старший автоколонны отвечает за поддержание дисциплины и организованности среди перевозимого автоколонной населения и соблюдение установленных правил при перевозке людей автотранспортом.
Старший автоколонны обязан:
до получения распоряжения на проведение эвакуации знать состав и численность перевозимого населения, типы автомобилей, которые выделяются для перевозки, их количество, места размещения СЭП и пунктов посадки людей на автотранспорт, маршрут перевозки, пункт высадки, правила перевозки людей на автомобилях, места размещения перевозимого эваконаселения в безопасных районах (вне зоны действия поражающих факторов источника ЧС);
с получением распоряжения на проведение эвакуации, получить у председателя эвакуационной комиссии объекта список эвакуируемого населения, перевозимого автоколонной;
в установленное время прибыть на СЭП и совместно с администрацией СЭП проверить прибытие на СЭП и совместно с администрацией СЭП проверить прибытие людей, распределить их по автомашинам, назначить старших по автомашинам и проинструктировать их;
совместно с начальником автоколонны обеспечить организованную посадку людей;
в пути следования поддерживать дисциплину среди перевозимого населения, следить за соблюдением правил перевозки людей автотранспортом, выполнять по этим вопросам все требования начальника автоколонны;
по прибытии к месту назначения обеспечить организованную высадку людей;
сообщить эвакоприемной комиссии численность и состав прибывающего населения.
Общие требования
Перечень потенциально опасных объектов, гидротехнических сооружений, разрушение напорного фронта которых приводит к катастрофическому затоплению. Данные о масштабах и повторяемости опасных природных явлений.
Прогнозные данные - по обстановке, которая может сложиться в результате аварии на потенциально опасных объектах и гидротехнических сооружениях.
Перечень объектов экономики, размещенных в зонах возможных ЧС.
Данные по численности и категориям населения, подлежащего эвакуации
Численность населения, подлежащего эвакуации.
Численность детей в возрасте до 14 лет.
Численность беременных женщин.
Численность больных, находящихся на стационарном лечении в медицинских учреждениях.
Численность персонала медицинских учреждений.
Численность подлежащих эвакуации женщин старше 55 лет.
Численность подлежащих эвакуации мужчин старше 60 лет.
Данные по состоянию дорожно-транспортной сети
Количество выходных автомагистралей из зон возможных ЧС и число полос движения.
Количество выходных железнодорожных магистралей и число путей на них.
Пропускные способности автомобильных дорог на выходах из зон возможных ЧС.
Пропускные способности железнодорожных линий, выходящих из зон возможных ЧС.
Наличие соединительных дорог между авто- и железнодорожными магистралями радиального направления, выходящими из зон возможных ЧС.
Наличие в безопасных (вне зоны действия поражающих факторов источника ЧС) районах подъездных автомобильных и железных дорог.
Наличие автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием.
Наличие и протяженность внутренних водных судоходных путей и каботажных морских линий.
Наличие запасных переправ через водные преграды и их оборудование.
Запас средств для технического обслуживания и ремонта автомобильных и железных дорог.
Данные по состоянию транспорта
Наличие автотранспортных средств и структур автотранспортного парка, количество посадочных мест.
Подвижной железнодорожный состав, выделяемый для эвакоперевозок, в том числе локомотивный парк (тепловозы, электровозы, пассажирские электропоезда, паровозы из резерва МПС) и вагонный парк (пассажирские вагоны, грузовые вагоны), количество посадочных мест.
Плавсредства (по видам, классам и типам), выделяемые для эвакоперевозок, количество посадочных мест.
Авиасредства, выделяемые в распоряжение МЧС России (по типам самолетов и вертолетов), количество посадочных мест.
Техническая готовность автотранспортного парка.
Техническая готовность железнодорожного подвижного состава, выделяемого для эвакоперевозок.
Техническая готовность плавсредств, выделяемых для эвакоперевозок.
Обеспеченность водителями автомобилей.
Обеспеченность локомотивными бригадами.
Укомплектованность личным составом (командами) плавсредств, выделяемых в распоряжение МЧС России.
Наличие материалов для оборудования грузовых транспортных средств, выделяемого для перевозок эвакуируемого населения.
Наличие материалов, необходимых для переоборудования транспортных средств с целью повышения их защитных свойств при перевозках населения по загрязненной (зараженной местности).
Обеспеченность транспортных средств горюче-смазочными материалами.
Оборудование пунктов посадки-высадки населения на транспорт, оснащение их необходимыми техническими средствами.
Наличие вблизи зон возможных ЧС, а также районов размещения, резервных взлетно-посадочных полос и вертолетных площадок, их характеристики.
Данные по состоянию медицинского обеспечения эвакуации
Укомплектованность медицинских формирований персоналом.
Обеспеченность медицинских формирований материальными средствами (медицинским имуществом, транспортом, приборами радиационной и химической разведки, средствами индивидуальной защиты).
Обеспеченность эвакуируемого населения средствами медицинской защиты.
Наличие необходимых запасов медицинского имущества и инвентаря для медицинских учреждений, развертываемых в безопасных (вне зоны действия поражающих факторов источника ЧС) районах.
Укомплектованность медицинских учреждений, развертываемых в безопасных (вне зоны действия поражающих факторов источника ЧС) районах, медицинскими работниками.
Данные по состоянию эвакуационных органов
Укомплектованность эвакуационных органов личным составом, обеспеченность их имуществом.
Пропускная способность СЭП, ПЭП, ППЭ, пунктов посадки и высадки.
Обеспеченность эвакуационных органов средствами связи.
Наличие отапливаемых помещений на СЭП, ППЭ, ПЭП.
Наличие убежищ и противорадиационных укрытий на СЭП, ППЭ, ПЭП.
Региональные и градостроительные особенности, влияющие на подготовку и проведение эвакуационных мероприятий.
Радиусы зон возможной эвакуации населения при запроектной
аварии реакторов различных типов
| Радиусы зон эвакуации, км
| |
Тип реактора | Упреждающей (заблаговременной)
| Экстренной (безотлагательной) |
| Радиус зоны упреждающей эвакуации, км | Радиус зоны экстренной эвакуации, км |
ВВЭР-1000 | 7 | 30 |
ВВЭР-440 (проект 213) | 10 | 30 |
ВВЭР-440 (проект 230) | 15 | 30 |
РБМК-1000 (1-е поколение при 100% мощности) | 15 | 30 |
РБМК-1000 (серийный) | 10 | 30 |
РБМК-1500: |
|
|
1 блок | 15 | 30 |
П блок | 7 | 30 |
БН-350 | 7 | 30 |
БН-600 | 7 | 30 |
ЗПГ-6 БиАЭС | - | 30 |
Приложение №24
Методика проверки и оценки организации
эвакуационных мероприятий
Организация эвакуационных мероприятий оценивается по следующим основным показателям:
создание, подготовка и готовность эвакуационных органов к выполнению возложенных на них задач по предназначению в условиях ЧС мирного и военного времени;
наличие на реальность (по критериям обеспечения: финансированием, материально-техническим и трудовым ресурсам, транспортным средствами) планов эвакуации и согласования их с органами военного командования в порядке взаимодействия;
проработка вопросов обеспечения эвакомероприятий соответствующими службами ГО (оповещения и связи, транспортной, медицинской, охраны общественного порядка, торговли и питания, инженерной, коммунально-технической и др.);
подготовка загородной зоны, пунктов временного размещения в безопасных (за пределами зон действия поражающих факторов ЧС) районах к приему и размещению эвакуируемого населения и создание необходимых условий для его первоочередного жизнеобеспечения.
Качество планирования эвакуационных мероприятий определяется при проверке следующих документов:
а) в органах управления по делам ГОЧС
схем оповещения, связи и управления при организации эвакомероприятий;
планов эвакуации населения (приема и размещения) - на картах с пояснительной запиской;
почасового расчета (графика) проведения эвакомероприятий;
схем укрытия эваконаселения на СЭПах (города, района);
схем (карточек) маршрутов пешей эвакуации;
графиков движения пеших колонн;
схем размещения эваконаселения на малых и больших привалах на маршрутах пешей эвакуации;
графиков движения автомобильных автоколонн;
графиков движения ж. д. эвакуационных поездов;
графиков движения судов водного (морского, речного) транспорта по вывозу эваконаселения;
расчетов (планов) транспортного обеспечения эвакомероприятий, комендантской службы и регулирования движения на картах (схемах) с пояснительными записками;
обоснованность исходных данных расчетов всестороннего обеспечения эвакомероприятий и реальность их проведения;
наличие в штабах и службах ГО выписок с исходными данными для планирования эвакомероприятий (заявок на все виды обеспечения, ордеров на занятие помещений и др.);
согласование с органами военного командования и планами мобилизационного развертывания вопросов выделения и использования транспортных средств, маршрутов, переправ, районов размещения эваконаселения и обеспечения эвакомероприятий;
расчеты и порядок организации вывоза нетрудоспособного и не занятого в производстве и сфере обслуживания населения (частичная эвакуация);
планирование отселения (эвакуации) населения из приграничных районов;
планирование эвакуации населения из возможных зон ЧС природного и техногенного характера;
обоснованность расчетов по вывозу материальных средств;
б) в эвакуационных (эвакоприемных) комиссиях:
наличие распоряжений (приказов) о создании эвакуационных (эвакоприемных) комиссий в административно-территориальных образованиях;
положений (инструкций) об эвакуационных (эвакоприемных) комиссиях;
календарных планов работы эвакокомиссий;
функциональных обязанностей членов эвакокомиссий;
личных планов работы членов эвакокомиссий;
протоколов заседаний эвакокомиссий;
схем размещения эвакокомиссий в исполнительный период;
схем оповещения и сбора членов эвакокомиссий по сигналам ГО (в рабочее и нерабочее время);
порядок взаимодействия между эвакокомиссиями (области, города, городских районов, сельских районов, объектов экономики):
планов транспортного обеспечения эвакуационных мероприятий;
планов эвакуации населения (области, города, района объекта) с пояснительной запиской;
расчетов по частичной эвакуации нетрудоспособного и не занятого в производстве населения;
почасовых графиков проведения эвакомероприятий;
планов приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения;
графиков прибытия эвакуационных эшелонов, автоколонн и пеших колонн; порядок доставки (вывоза, вывода) эваконаселения с ПЭП и ППЭ в пункты (районы) размещения;
планов по трудоустройству эваконаселения;
подготовки эвакуационных органов (степень их укомплектованности; знание требований основных руководящих документов по планированию и организации эвакомероприятий; способность анализировать обстановку, организовывать взаимодействие всех звеньев, участвующих в проведении и обеспечении эвакомероприятий; наличие и использование формализованных документов, средств малой механизации, АСУ, дублирующих каналов связи).
Наличие и реальность планов эвакуации, подготовленность эвакуационных органов к проведению эвакомероприятий оценивается:
“Соответствуют требованиям” - эвакоорганы созданы, укомплектованы, подготовлены к выполнению задач по предназначению в условиях ЧС мирного и военного времени, эвакомероприятия спланированы, планы в целом реальны (обеспечены финансированием, материальными и трудовыми ресурсами, транспортом), согласованы с органами военного командования, доведены до исполнителей, проводится работа по выявлению резервов дальнейшего сокращения сроков проведения эвакуации.
“Соответствуют требованиям не полностью” - имеются отдельные недостатки по реальности планов, знанию их исполнителями;
“Не соответствуют требованиям” - не выполнены предыдущие условия.
Состояние транспортного обеспечения проведения эвакуационных мероприятий проверяется по следующим основным вопросам:
знание руководящим составом транспортных органов своих функциональных обязанностей по обеспечению эвакомероприятий транспортными средствами и руководству эвакоперевозками;
наличие планов приведения автоколонн в готовность к выполнению эвакоперевозок;
оснащенность автоколонн техникой и оборудованием для перевозок эваконаселения;
укомплектованность автоколонн личным составом и обученность его по ГО;
возможности других видов транспорта (железнодорожного, водного, воздушного) по выполнению эвакуационных перевозок, степень готовности транспортных органов и транспортных средств.
Состояние транспортного обеспечения эвакуационных мероприятий оценивается:
“Обеспечено” - обеспеченность транспортными средствами составляет не менее 70 %, транспортные органы и транспорт готовы к выполнению эвакоперевозок.
“ Обеспечено не полностью” - обеспеченность транспортом и его готовность составляет от 50 до 70 %.
“Не обеспечено” - не выполнены предыдущие условия.
Подготовка загородной зоны к приему, размещению и первоочередному жизнеобеспечению эвакуируемого населения
Проверяется:
готовность эвакоприемных комиссий к выполнению своих задач по предназначению;
подготовка транспортных и пеших маршрутов, приемных с промежуточных пунктов эвакуации (ПЭП, ППЭ), районов размещения эваконаселения;
создание условий первоочередного жизнеобеспечения эваконаселения в районах его временного размещения (медицинское, материальное, инженерное, транспортное, противорадиационная и химическая защита и др.).
Оценивается:
“Соответствует требованиям” - мероприятия спланированы, реально обеспечены финансированием, материальными и трудовыми ресурсами, транспортом.
“Соответствуют требованиям не полностью” - мероприятия спланированы не полностью, отдельные вопросы их реализации не решены.
“Не соответствуют” - не выполнены предыдущие условия.
Общая оценка организации эвакуационных мероприятий
“Соответствует требованиям” - по всем элементам оценка положительная (т.е. также “Соответствует требованиям”).
“Соответствует требованиям не полностью” - по одному (или более) элементу оценка с ограничением (т.е. также “Соответствует требованиям не полностью”).
“Не соответствует требованиям” - по одному (или более) элементу оценка неудовлетворительная (т.е. также “Не соответствует требованиям”).