СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Защита от вредоносных программ". Урок информатики для 11 класса.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок информатики "Защита от вредоносных программ" 11 класс изучается в главе1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов, автор учебника Н.Д Угринович.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Защита от вредоносных программ»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа посёлка Демьянка»








Тема урока:

Защита от вредоносных программ.














Учитель: Бахтеева Ирина Семеновна

учитель информатики

1 квалификационная категория






Пояснительная записка:

Класс: 11

Предмет: Информатика

Учебник: Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник для 11 класса.

Место в учебном плане: глава 1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.


Тип урока: комбинированный.

Цель урока: сформировать знания, умения и навыки о защите информации, представленной в электронном виде, от вредоносных программ. Создать коллективный учебный проект по теме: «Можно ли защитить информацию?»


Задачи урока:

1). образовательные: дать представление о вредоносных программах, познакомить с их классификацией, выработать умение и навыки защиты информации, научить применять программные средства для защиты информации, углубить знание об антивирусных программах.

2). развивающие: научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации; готовить доклады; выступать перед аудиторией, формирование критического мышления; умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.

3). воспитательные: показать роль знаний в человеческом обществе, способствовать воспитанию ответственности за используемые и создаваемые программные продукты, совершенствовать навыки общения.


Оборудование: компьютерный класс с выходом в интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка цели, задач урока.

  4. Изучение нового материала:

  • Лекционный материал;

  • Работа в группах;

  • Физкультминутка.

  1. Практическая работа.

  2. Рефлексия.

  3. Домашнее задание.

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

Информация на слайде

1. Орг.момент

(2 мин.)

Здравствуйте ребята.

На уроках информатики мы очень часто с вами сравниваем компьютер с человеком. Назовите несколько общих признаков человека и компьютера.


Приветствие учителя.

Прием информации – устройства ввода.

Запоминание в голове, записи в тетради, на кассете - ОЗУ и внешняя память компьютера.

Процесс мышления – устройство обработки (процессор).

Передача информации- устройства вывода.


Л: пунктуальность, самоконтроль и самоорганизация;

Р: способность управлять и регулировать своими действиями.

К: Умение выражать свои мысли, с уважением отнестись к мнениям одноклассников;



Слайд 1.

2. Актуализация знаний

(мотивация учащихся – 3 мин.)

- Человек, как биологический организм, подвержен различным воздействиям внешней среды, и в том числе и различ­ным заболеваниям, причинами возникновения которых, иногда, являются вирусы и бактерии, проникающие в организм человека из вне.

- Ребята, назовите пожалуйста этапы и последствия зара­жения человека каким-либо вирусом.




Ответы учащихся:

  • Вирус проникает в организм человека из внешней среды;

  • Вирус способен к саморазмножению;

  • Некоторые вирусы могут проявится не сразу, а через некоторое время.


Л: формирование качеств эмоционально-нравственной отзывчивости;

Р: контроль правильности ответов учащихся;

П: формирование умения структурировать знания; формирования умения грамотно и осознанно строить свои вопросы и ответы;


Слайд 2.



3. Постановка цели, задач урока (3 мин.)

Может ли компьютер заразиться вирусом? Можем ли мы предотвратить это?


Создание проблемной ситуации:

«Как вы думаете, что вам предстоит узнать? О чем мы будем говорить и работать?».


Итак тема нашего урока: (помочь сформулировать)

Компьютер может заразиться вирусами различными и чтобы этого избежать, для защиты нужно установить антивирусные программы.


Учащиеся размышляют, анализируют, ставят перед собой цель сегодняшнего урока

Тема урока: «Защита компьютера от вредоносных программ»

Л: мотивация к изучению нового учебного материала;

К: умение выражать свои мысли и чувства, подключая ассоциативный ряд;

Формулирование и аргументация своего личного мнения.

Р: формирование умения поставить цель и задачи урока.

К: умение грамотно выражать свои мысли, относительно поставленного вопроса.








Слайд 3.


4. Изучение нового материала (20 мин.):

- Лекционная часть (5 мин.)












- Работа в группах

(8 мин)












- Обсуждение

(5 мин)




















- физкультминутка (2 мин.)

Вредоносными программами называются программы, наносящие вред данным и программам, хранящимся на компьютере.

(лекционный материал согласно §1.6.1 «Вредоносные и антивирусные программы»)







Сейчас вам предстоит работа в группах. Каждая группа должна будет изучить и представить на обсуждение класса свой материал по следующему плану:

1. Вредоносная программа

2. Источник заражения

3. объект заражения

4. Меры защиты



А теперь каждая группа представьте результат своей работы.


Давайте подведем итог, какие существуют признаки заражения компьютера?


Какие действия необходимо предпринять при наличии признаков заражения компьютера.


Ответив на эти вопросы мы с вами составили памятку «Основные меры по защите компьютера от вредоносных программ», и должны ознакомить с ней своих родных, друзей.



Слушают учителя, Записывают определение в тетрадь.













Работают в группах:

1 группа: Компьютерные вирусы и защита от них §1.6.2.

2 группа: Сетевые черви и защита от них §1.6.3.

3 группа: Троянские программы и защита от них §1.6.4.

4 группа: Хакерские утилиты и защита от них §1.6.5.


От каждой группы выступают 1-2 учащихся.



Отвечают на вопрос учителя, обсуждают.



Отвечают на вопрос учителя, обсуждают.




Знакомятся с содержимым памятки «Основные меры по защите компьютера от вредоносных программ».


П: поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

К: аргументация и формулирование своего мнения, выражение своих мыслей, чувств.

Р: удержание цели и задач урока.












П: учащиеся правильно выражают свои мысли.

К: формулируют собственное мнение.

Л: самоконтроль и взаимоконтроль обсуждаемого вопроса.

Р: коррекции своих действий и оценки успешности усвоения; умение принимать решение, брать ответственность на себя

Слайд 4.





Слайд 5.





Слайд 6.







Слайд 8.










Слайд 9.







Слайд 10.








Слайд 11.







5. Практическая работа (12 мин)

Практическая работа состоит из двух заданий:

Задание 1. стр. 56 учебника

Задание 2. стр. 66 учебника


Выполняют практическую работу, используя материал учебника

Л: применение знаний и умений для решения поставленной задачи.

К: Организация самостоятельной деятельности.

Р: самопроверка, умение сделать вывод по проделанной работе.


Слайд 12.

6. Рефлексия

(3 мин.)

Учитель показывает слайд презентации и задает ряд вопросов:

- Я не знал(а)…

- Я узнала()…

- У меня получилось…

- Мне пригодится в жизни…

Ученики осуществляют самооценку о проделанной работе в течение урока.


П: рефлексия.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Л: адекватное оценивание результата своей деятельности, самоопределение.

Слайд 13








7. Домашнее задание (2 мин)

Учитель задает домашнее задание:

§ 1.6. стр.51
познакомить родителей
с памяткой
«Основные меры по защите компьютера от вредоносных программ»

Записывают домашнее задание в дневник.


Слайд 14










Просмотр содержимого документа
«Памятка основные меры по защите компьютера от заражения вирусами»


Типы антивирусных
программ:














Защити свой компьютер антивирусной программой!











4




Основные признаки заражения компьютера вирусом:



























2


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа посёлка Демьянка»






Памятка

Основные меры по защите компьютера от заражения вирусами.



















Действия при наличии признаков заражения компьютера:




























3




Просмотр содержимого презентации
«Защита от вредоносных программ»

Назовите несколько общих признаков человека и компьютера.

Назовите несколько общих признаков человека и компьютера.

Тема урока: Защита от вредоносных программ

Тема урока: Защита от вредоносных программ

Вредоносная программа  (буквальный перевод англоязычного термина Malware , mal icious  — злонамеренный и soft ware  — программное обеспечение, жаргонное название — «малварь», «маловарь», «мыловарь» и даже «мыловарня») — злонамеренная программа, то есть программа, созданная со злым умыслом и/или злыми намерениями.

Вредоносная программа  (буквальный перевод англоязычного термина Malware , mal icious  — злонамеренный и soft ware  — программное обеспечение, жаргонное название — «малварь», «маловарь», «мыловарь» и даже «мыловарня») — злонамеренная программа, то есть программа, созданная со злым умыслом и/или злыми намерениями.

Компьютерный вирус Классификация компьютерных вирусов макровирусы загрузочный Вирусы-спутники файловый Вирусы семейства DIR Загрузочно-файловые Вирусы-невидимки ретро вирусы Вирусы-черви Скрипт-вирусы

Компьютерный вирус

Классификация компьютерных вирусов

макровирусы

загрузочный

Вирусы-спутники

файловый

Вирусы семейства DIR

Загрузочно-файловые

Вирусы-невидимки

ретро вирусы

Вирусы-черви

Скрипт-вирусы

Типы антивирусных  программ: Программы-детекторы Программы-лекари Программы-ревизоры Лекари-ревизоры Программы-фильтры Программы-вакцины Антивирусные программы

Типы антивирусных программ:

Программы-детекторы

Программы-лекари

Программы-ревизоры

Лекари-ревизоры

Программы-фильтры

Программы-вакцины

Антивирусные программы

Рейтинг популярности антивирусных программ в 2015 году

Рейтинг популярности антивирусных программ в

2015 году

Типы вредоносных программ Вредоносными программами называются программы, наносящие вред данным и программам, хранящимся на компьютере. Компьютерные вирусы (загрузочные, файловые, макровирусы) Сетевые черви Троянские программы Хакерские утилиты

Типы вредоносных программ

Вредоносными программами называются программы, наносящие вред данным и программам, хранящимся на компьютере.

Компьютерные вирусы (загрузочные, файловые, макровирусы)

Сетевые черви

Троянские программы

Хакерские утилиты

уменьшение объема свободной оперативной памяти; замедление загрузки и работы компьютера; непонятные (без причин) изменения в файлах, а также изменения размеров и даты последней модификации файлов; ошибки при загрузке операционной системы; невозможность сохранять файлы в нужных каталогах; непонятные системные сообщения, музыкальные и визуальные эффекты и т.д. Основные ранние признаки заражения компьютера вирусом:

уменьшение объема свободной оперативной памяти;

замедление загрузки и работы компьютера;

непонятные (без причин) изменения в файлах, а также изменения размеров и даты последней модификации файлов;

ошибки при загрузке операционной системы;

невозможность сохранять файлы в нужных каталогах;

непонятные системные сообщения, музыкальные и визуальные эффекты и т.д.

Основные ранние признаки заражения компьютера вирусом:

Действия при наличии признаков заражения компьютера:

Действия при наличии признаков заражения компьютера:

Практическая работа:  «Защита от вредоносных программ» Задание 1.  В операционной системе Windows лечить и удалять файловые вирусы из зараженных объектов с использованием файлового монитора Файловый Антивирус, входящего в Антивирус Касперского. Цель работы : научиться лечить или удалять файловые вирусы из зараженных объектов.  Задание 2.  В операционной системе Windows предотвратить проникновение Web-червей из локальной или глобальной сети Интернет на локальный компьютер с использованием межсетевого экрана Web-Антивирус, входящего в Антивирус Касперского. Цель работы : научиться лечить или удалять файловые вирусы из зараженных объектов.

Практическая работа: «Защита от вредоносных программ»

Задание 1. В операционной системе Windows лечить и удалять файловые вирусы из зараженных объектов с использованием файлового монитора Файловый Антивирус, входящего в Антивирус Касперского.

Цель работы : научиться лечить или удалять файловые вирусы из зараженных объектов.

Задание 2. В операционной системе Windows предотвратить проникновение Web-червей из локальной или глобальной сети Интернет на локальный компьютер с использованием межсетевого экрана Web-Антивирус, входящего в Антивирус Касперского.

Цель работы : научиться лечить или удалять файловые вирусы из зараженных объектов.

Продолжи фразу:

Продолжи фразу:

  • Я не знал(а)…
  • Я узнал(а)…
  • У меня получилось…
  • Мне пригодится в жизни…
Домашнее задание:  § 1.6. стр.51  познакомить родителей  с памяткой  «Основные меры по защите компьютера от вредоносных программ»

Домашнее задание: § 1.6. стр.51 познакомить родителей с памяткой «Основные меры по защите компьютера от вредоносных программ»