Защита прав потребителя, в том числе при совершении покупок в Интернете
Оригинальные шаблоны для презентаций: https://presentation-creation.ru/powerpoint-templates.html
Бесплатно и без регистрации.
Потребитель
Это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Потребитель
15 марта 1961 года президент США Джон Кеннеди произнес в Конгрессе речь, в которой впервые было определено понятие «потребитель» .
«Потребители – это все мы» , — сказал Кеннеди и сформулировал четыре основные права потребителя:
- право на безопасность,
- право на информацию,
- право на выбор,
- право быть услышанным.
Потребитель
Позднее Всемирная организация союзов потребителей добавила к ним еще четыре права:
- право на возмещение ущерба,
- право на потребительское образование,
- право на удовлетворение базовых потребностей,
- право на здоровую окружающую среду.
Потребитель
15 марта 1983 года впервые отмечался Всемирный день прав потребителей .
Спустя два года — 9 апреля 1985 года — Генеральная Ассамблея ООН приняла руководящие принципы для защиты интересов потребителей.
Россия впервые отметила Всемирный день прав потребителя в 1992 году, когда был принят закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» .
Нормативно-правовая база
- Гражданский кодекс Российской Федерации
- Закон «О защите прав потребителей»
- Закон «О рекламе»
- Закон «О сертификации»
- Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности»
- Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом»
Внимание!
Закон «О защите прав потребителей» не распространяется на юридических лиц, а также на физических лиц (граждан), которые приобретают товар с целью его использования в предпринимательской деятельности.
Права потребителя
Права потребителя возникают при заключении договоров:
- купли-продажи, в том числе розничной купли-продажи;
- продажи недвижимости;
- энергоснабжения;
- найма жилого помещения;
- подряда;
- проката;
- перевозки граждан, их багажа и грузов;
Права потребителя
Права потребителя возникают при заключении договоров:
- комиссии;
- хранения;
- на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных (бытовых) нужд потребителя;
- возмездного оказания услуг (связи, медицинских, ветеринарных, по обучению, туристскому обслуживанию и иных).
Права потребителя
- Право платить по ценнику
- Право не платить за навязанные услуги
- Право покупать качественное и безопасное
- Право на полную и достоверную информацию
- Право получать оплаченные покупки и услуги вовремя
- Право на обмен товара, который не подошел
- Право на возврат любого товара при заказе через интернет
- Право на отказ от договора с возмещением расходов
- Право на возмещение вреда и убытков
- Право на претензии, жалобы и защиту в суде
Обязательная информация о товаре для потребителя
- наименование технического регламента или иное установленное законодательством о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
- сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях;
Обязательная информация о товаре для потребителя
- цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг);
- правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
- информацию об энергетической эффективности товаров;
- срок службы или срок годности товаров;
- адрес, фирменное наименование изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;
Обязательная информация о товаре для потребителя
- Информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг);
- Информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
- Указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу);
- Указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.
- Если приобретаемый вами товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), вам должна быть предоставлена информация об этом.
Обмен товара
Потребителю предоставлено право обменять в течение
14 дней с момента передачи непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у того же продавца.
Обмену подлежит товар, который не эксплуатировался и сохранил товарный вид, а также если у потребителя
сохранился товарный или кассовый чек.
Отказ от товара
Покупатель вправе отказаться от предоставляемого товара до момента его принятия, а в случае, если заказанный им товар принят, — то в течение 7 дней со дня получения. (п. 21 Правил продажи товаров дистанционным способом).
Если в момент оформления покупки или доставки потребителю не была предоставлена информация, касающаяся порядка и сроков возврата, то покупатель
вправе отказаться от товара
в течение 90 дней .
Возврат товара
При отказе покупателя от товара продавец должен
возвратить ему сумму, уплаченную покупателем
в соответствии с договором, за исключением расходов
продавца на доставку от покупателя возвращенного
товара, не позднее чем через 10 дней с даты
предъявления покупателем соответствующего
требования.
Возврат товара
Потребитель вправе отказаться от товара, в котором не было обнаружено недостатков, в течение 7 дней с момента получения товара. При этом причины возврата законом не устанавливаются, то есть они могут быть
Любыми.
Возврат товара
Продавец вправе на законных основаниях отказать
покупателю в возврате товара если:
• покупка утратила товарный вид и потребительские свойства;
• потребитель не соблюдал правила использования приобретенной вещи;
• покупка входит в перечень товаров, не подлежащих возврату.
Проведение экспертизы
В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» продавец (изготовитель) обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя, а в случае
необходимости провести проверку качества товара.
Экспертиза товара проводится, специальными экспертными организациями.
Потребитель вправе участвовать в проверке качества и вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
КАКИЕ ТОВАРЫ НЕНАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА НЕЛЬЗЯ ВЕРНУТЬ В МАГАЗИН ИЛИ ПОМЕНЯТЬ
Существуют законные основания, когда продавец вправе отказать в возврате некачественного товара:
• неисправность или повреждение возникли из-за неправильной эксплуатации, хранения, использования по вине покупателя;
• продукты испортились по недосмотру потребителя, который купил качественный товар и не употребил его в пищу в течение срока годности;
• истек гарантийный период, установленный производителем;
• дефекты возникли в результате виновных действий третьих лиц или в связи с обстоятельствами непреодолимой силы.
Права при доставке заказа почтой
Если оплаченная покупка потерялась при пересылке почтой, то потребителю следует обратиться к интернет-магазину с заявлением об отказе от приобретенного товара и требованием возврата денежных средств.
Права потребителя
Если приобретенный через интернет товар является контрафактным либо есть сомнения в отношении оригинальности данной покупки конкретного бренда, покупателю следует обратиться с заявлением в Роспотребнадзор, с целью привлечения нарушителей к ответственности.
Права потребителя
Продавец обязан информировать покупателя о своей политике в отношении обработки персональных данных и мерах их защиты.
В случае утечки данных потребитель может взыскать убытки, если они у него возникли, а также обратиться в Роскомнадзор для привлечения продавца к административной ответственности.
Уважаемые потребители, знайте свои права и защищайте себя!