Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -
Средняя общеобразовательная школа №2 им. И.Г.Петровского г.Севска
Индивидуальный проект
Тема: Защитные механизмы человеческой психики
Выполнил
ученик 10 класса
Карасёв Лев Сергеевич
Руководитель проекта :
Батталова Любовь Михайловна
Работа допущена к защите «_____» _______________ 2022 г.
Подпись руководителя проекта __________________ (__________________)
Севск 2023 г.
Оглавление
Паспорт проекта 3
Введение 4
Актуальность темы исследования 4
История формирования термина “защитный механизм” 6
Классификация защитных механизмов по Зигмунду Фрейду 8
Характеристика механизмов психологических защит 8
Защитные механизмы или механизм “бегства от свободы” в работах Эриха Фромма 10
Заключение 12
Анкетирование учащихся по теме ,,Защитные механизмы человеческой психики”. 13
Заключение. 15
Паспорт проекта Название проекта: Защитные механизмы человеческой психики
Руководитель проекта: Батталова Л.М.
Автор проекта: Карасёв Лев, ученик 10 класса.
Тип проекта: информационно-исследовательский._
Цель работы: Изучить защитные механизмы человеческой психики
Задачи работы:
Ознакомиться с понятиями «психологическая защита» «защитные механизмы».
Ознакомиться с феноменом психологической защиты, теоретическими аспектами данной проблемы.
Вопрос проекта: Из каких механизмов состоит психика человека?
Краткое содержание проекта: В данном проекте рассматривается открытие Зигмунда Фрейда который сделал новое открытие в психологии. Я рассказываю об особенностях психики, открывшив их, о видах, в которых написаны его книги.
Результат проекта (продукт): презентация, проект и буклет на тему " Защитные механизмы человеческой психики ".
Реализация проекта (для 10 класса)
Представление презентации.
Введение Актуальность темы исследования Основополагающей тенденцией современного развития общества является системное усложнение социума, всё большее давление на личность, повышение драматизма социальных отношений, давления на психику. Одним из способов адаптации психики является психологическая защита. Современное состояние нашего общества требует высокой стрессоустойчивости, сохранению психического равновесия. Общество, его уклад, его состояние оказывает решающее воздействие на психику человека.
Актуальность рассматриваемой проблемы связана с низкой осведомленностью современного человека о наличии у каждого из нас защитных механизмов личности, которые, в свою очередь, помогают человеку свести к минимуму его негативные эмоции и переживания, повышают адаптационные способности людей, играют важную роль в регулировке различных поведенческих аспектов, поддерживают нервно-психическую устойчивость.
На данном этапе развития науки понятие «психологическая защита» определяется как неосознанный психический процесс, который помогает человеку минимизировать негативные составляющие его эмоциональной сферы. Впервые этот термин ввёл в 1894 году немецкий психоаналитик З. Фрейд в своем труде “Нейропсихология защиты”, а в дальнейшем рассматривал данный феномен в работе “Толкование сновидений”. З.Фрейд считал, что единственным наиболее положительным и рациональным защитным механизмом является сублимация. Также изучением “психологической защиты” занимались Э. Киршбаума, С.Будасси, Э. Фромм, В.Штроо.
Цели: Изучить защитные механизмы человеческой психики
Задачи:
Ознакомиться с понятиями “психологическая защита” “защитные механизмы”.
Ознакомиться с феноменом психологической защиты, теоретическими аспектами данной проблемы.
Изучить и проанализировать литературу по данной теме.
Объект исследования: психика человека
Предмет исследования: защитные механизмы психики
Методы исследования: анализ литературы
Гипотеза: Защитные механизмы психики - это особая регуляторная система психических механизмов, которые позволяют сохранить комфортное и стабильное состояние личности.
Основные этапы реализации:
Теоретическая значимость: низкая осведомленность современного человека о наличии у каждого из нас защитных механизмов личности.
Практическая значимость: Данная работа, помогает обществу узнать о том, что у каждого человека есть защитные механизмы человеческой психики, которые помогают человеку справится с переживаниями.
Пути реализации:
Определение понятий “Психологическая защита” и “Защитный механизм”
Психологическая защита – это неосознанные процессы, которые происходят в нашей в психике с целью уменьшения негативных переживаний. Защитные механизмы являются основой Психологической защиты.
Человеческая психика характеризуется свойством защищать себя от негативных внешних или внутренних воздействий.
Внешние воздействия- это влияние окружающей действительности.
Внутренние воздействия – это индивидуальная эмоциональная чувствительность, кризисные состояния человека, а также биосоциальная природа человека.
Психологическая защита личности есть у каждого человека, но она отличается степенью интенсивности.
Психологическая защита оберегает психическое здоровья людей, предохраняет их «Я» (личность человека, олицетворение его разума) от воздействия стрессовых влияний, тревожности, негативных мыслей, ведущих к плохому самочувствию.
Все защитные механизмы характеризуются двумя объединяющими их чертами. Во-первых, они неосознанные. Психика активирует защиту самопроизвольно, не понимая этого. Во-вторых, основная задача защитных механизмов состоит в том, чтобы максимально исказить реальность, чтобы индивид перестал воспринимать её как тревожную либо небезопасную. Часто индивид использует одновременно несколько механизмов предохранения, чтобы оградить психику от неприятных чувств. Однако подобное искажение нельзя считать преднамеренной ложью либо преувеличением. Например: оговорки (это непреднамеренная ошибка, допущенная во время разговора); ошибки (результат действия, совершенного неточно или неправильно); описки (ошибочное действие, представляющие собой промах в работе психической функции, при которой вытесненные стремления создают трудности для задуманных действий, или индивид делает не то, что хотел)
Защитные механизмы бывают примитивные и вторичные (зрелые). Первые имеют врожденный характер и есть у всех, вторые – приобретенный, и то, какими они будут – во многом зависит от воспитания и развития жизненного пути.
История формирования термина “защитный механизм” Защитные механизмы выступают способом создания нормализации состояния личности. Основная роль психологической защиты-уравновесить взаимоотношения личности и среды, уменьшить чувства тревоги.
Зигмунд Фрейд совершил прорыв в понимании структуры личности, который повлек за собой научные, социальные последствия. В концепции Фрейда предметом изучения являются конфликтные и антагонистические отношения между разными уровнями психической организации: бессознательным (смутная информированность человеческой души о предметах, не воплощающаяся в идеальных образах), предсознательным (это то, что может быть воспринято при фокусировке внимания, но в настоящее время ещё не осознано), сознательным (высшая форма отражения предметной действительности, способ отношения человека к самому себе и к миру).
Фрейд сформулировал идею того, что сопротивление самому себе, выражается в блокировке информации, вытесненной в подсознание, неспособности вспомнить тревожные события. Такое состояние Фрейд назвал защитными реакциями в дальнейшем защитными механизмами.
Развивала идею Зигмунда Фрейда Анна Фрейд. Анна Фрейд пришла к выводу, что существует группа защитных механизмов, которые не зависят от сознания. Дальнейшие изучения, касавшиеся проблемы психологической защиты, шли в русле анализа личности.
К. Хорни утверждает, что человеком управляют две тенденции: стремление к безопасности и стремление к удовлетворению своих желаний.
Иногда эти тенденции вступают в отношения соперничества, тогда возникает
невротический конфликт. Попытка справиться с этим конфликтом требует
особого поведения, которое Хорни назвала стратегиями. Хорни выделила 4 типа стратегий
- «невротическое стремление к любви»;
- «невротическое стремление к власти»;
- «невротическое стремление к изоляции»;
- «невротическое стремление к беспомощности»
Параллельно психоанализу проблемы защитных реакций личности касались и представители экзистенциальной философии.
Э. Эриксон выдвинул понятие «идентичность личности», оно обозначает центральное качество, которое сигнализирует о неразрывной связи с окружающим миром. Эгоцентризм личности позволяет осознавать себя, осуществлять контроль над своим поведением.
В теории транзактного анализа в неявной форме проводится идея, что типизированные модели поведения, «жизненные сценарии» выполняют функцию защиты. Действие в рамках подобного сценария является для субъекта защитой от опасностей мира. Э. Берн приводит множество таких сценариев и анализирует соответствующее защитное поведение.
По Э. Фромму, общественные силы и идеология формируют массовый тип психологической защиты, обусловленный социально-экономическими и политическими условиями, нравственными нормами, традициями.
Таким образом, в гуманистическом подходе психологическая защита — это, прежде всего, искажение своего внутреннего мира, своей самооценки. Первой защитой личности является «игнорирование своего опыта». Другой специфической формой защиты для «гуманистов» выступает феномен «бегства от свободы». Чем большую личную свободу и независимость приобретает человек, тем больше он приобретает ответственности за себя.
Классификация защитных механизмов по Зигмунду Фрейду Механизмы психологической защиты состоят из:
Отрицания
Вытеснения
Проекции
Идентификации
Рационализации
Замещения
Изоляции и др.
Различные исследователи рассматривают различные механизмы защиты, поэтому есть возможность говорить о большом их разнообразии. Это объясняется тем что до настоящего времени в науке не существует единого подхода к этому явлению.
Характеристика механизмов психологических защит Отрицание – это механизм отказа от мыслей, чувств и желаний, которые считаются неприемлемыми на уровне сознания. Его можно свести к тому, что мешающая информация просто не воспринимается индивидом. Для данного метода защиты присуще заметное искажение восприятия реальности.
Другой распространенный механизм психологической защиты – вытеснение. По сути, это означает универсальный способ избавления от внутренней проблемы посредством активной остановки нежелательной причины. Этот процесс заключается в исключении мыслей, чувств, намерений и побуждений из сознания. Чаще всего они вызывают чувство стыда или вины. Механизм объясняет большую часть случаев, в которых человек забывает выполнить определенную задачу (как оказалось из более детального изучения, это ему не нравится.
Проекция – это неосознанная атрибуция своих собственных качеств, бессознательная передача другим своих собственных чувств, желаний и стремлений. Согласно этому мнению, в них человек не хочет признаваться самому себе, так как понимает свою социальную неприемлемость. В механизме проекции есть возможность оправдать свои действия.
В качестве механизма психологической защиты выступает также идентификация, которая заключается в бессознательной идентификации самого себя с другим (групп, субъектов, моделей, идеалов). Она происходит в процессе, когда индивид бессознательно сравнивает себя с другим (объектом идентификации). Отдельные лица, а также группы здесь могут выступать как объекты идентификации. Этот процесс часто ведет к имитации действий и переживаний других людей.
Рационализация возникает в результате неприемлемого для личности поведения, когда появляется потребность в его обосновании. Рациональное объяснение как защитный механизм направлено не на разрешение ситуации, а на снятие напряжения. Рационализация может включаться:
• при отсутствии информации, когда человек начинает выстраивать свои гипотезы;
• при проявлении неожиданных и нелепых поступков, как своих собственных, так и действий окружающих;
• при несогласованности взглядов на один и тот же объект;
• при отсутствии смысла деятельности.
Поведение людей с механизмом рационализации жестко регламентировано, рационально, без отклонений. Подобное поведение может привести к навязчивым состояниям. Рационализация в первую очередь направлена на сохранение личностного статуса. Рационализируя ситуацию, человек закрывает путь к рефлексии ситуации, к новому выбору, нарушает отношения с людьми (кто-то всегда виноват в его неудачах).
Видом рационализации может являться ирония. Как психический процесс, ирония превращает тревожное и страшное в смешное. Что сделалось смешным – не может быть опасным.
Замещение – это реализация невыполненных желаний и стремлений с использованием других субъектов. Иными словами – это передача потребностей и желаний другому объекту, доступность которого выше. В случае отсутствия возможности удовлетворить определенную потребность с помощью одного объекта, индивид ищет другой (более доступный) объект и удовлетворяет свою потребность.
При использовании замещения в качестве психологической защитной реакции можно наблюдать частичный разряд энергии (энергии, возникающей при одной потребности и связанной с определенной передачей энергии другому объекту). Это не в любом случае дает возможность достигать желаемую цель, так как появляется опасность, что напряженность вернется.
Изоляция – механизм защиты, приводящий к обособлению внутри сознания отдельных зон, связанных с травмирующим фактором. Единое сознание дробится. Возникают обособленные сознания, каждое из которых может обладать своим собственным восприятием, памятью, установками. Некоторые события воспринимаются по отдельности, эмоциональные связи между ними не воспроизводятся. При этом наблюдается отстраненность от той части личности, которая провоцирует непереносимые переживания. Механизм изоляции часто проявляется при неврозах навязчивости: изоляция какой-либо мысли, поступка, разрыв их связей с другими мыслями или другими сторонами жизни субъекта.
Защитные механизмы или механизм “бегства от свободы” в работах Эриха Фромма ЭРИХ ФРОММ (1900-1980) -- психолог, философ, социолог, один из основоположников неофрейдизма. В своей первой крупной работе "Бегство от свободы" (1941) Фромм рассмотрел феномен тоталитаризма в рамках проблемы свободы. Он различает "свободу от" (негативную) и "свободу на" (позитивную). Обратной стороной "свободы от" является одиночество и отчуждение. Такая свобода -- бремя для человека. Фромм описал три типичных невротических механизма "бегства" (психологической защиты) от негативной свободы
Авторитаризм
Первый механизм бегства от свободы является тенденцией отказа от независимости собственной личности и её слияния с кем-то вне своего “Я” ради получения силы, которой сам человек лишен. Самые отчетливые формы этого механизма, это стремление к подчинению и стремление к доминированию, другими словами в мазохистских и садистских устремлениях.
Самые частые формы проявления мазохистских тенденций – чувство бессилия, неполноценности, собственной незначительности. Анализ индивидов, одержимых данными чувствами, показывает, что хотя они осознанно жалуются и желают избавится от них, бессознательно какая-то внутренняя сила заставляет постоянно ощущать свою неполноценность и незначительность. Их чувства- больше, чем реализация действительных неудач и проявления слабости. Обычно, такие люди обнаруживают стремление принижать себя. Таких людей часто характеризует полная неспособность к чувству “Я хочу” или “Я есть”. В более острых случаях кроме тенденции принижать себя и подчинятся внешним силам, наблюдается стремление страдать и причинять себе боль.
Помимо мазохистских наклонностей существуют прямо противоположные им, а именно садистские. Известны три вида садистских тенденций, которые в той или иной мере, сплетаются друг с другом. Первая состоит в том, чтобы делать других зависимыми от себя и иметь над ними полную ничем не ограниченную власть. Второй тенденции присущ импульс не только властвовать над другими, но и эксплуатировать их, использовать. Это желание может распространяться как и на материальные объекты, так и нематериальные объекты (например на эмоциональные или интеллектуальные возможности). Третий вид садистских наклонностей заключается в желании заставить других страдать. Такие страдания могут быть как и душевными, так и физическими. Цель садиста- активно причинять боль, унижать, других или видеть их в смущенном или унизительном состоянии.
Чаще всего в личности проявляется обе тенденции: по отношению к кому-то или чему-то он мазохист, а по отношению к кому-то или чему-то другому – садист. Описание садомазохистских устремлений и авторитарного характера касается крайних форм беспомощности и крайних форм стремления избавиться от неё благодаря симбиотической связи с объектом поклонения или доминирования.
2.Разрушительность
Садомазохистские побуждения следует отличать от разрушительности, но они переплетаются друг с другом. Разрушительность отличается тем, что её целью является не активный или пассивный симбиоз, а уничтожение объекта. Личность может избавиться от чувства своего бессилия по сравнению с внешним миром, уничтожив его. Уничтожение мира есть последняя отчаянная попытка спастись от того, чтобы быть им раздавленным. Разрушительность – это результат непрожитой жизни, то есть индивидуальные или общественные условия, которые способствуют подавлению жизни, вызывают страсть к разрушению, образуя, так сказать, резервуар откуда подпитываются- то ли против других, то ли против себя - враждебные тенденции.
3.Конформизм автомата
С помощью рассмотренных ранее механизмов индивид преодолевает чувство собственной незначительности по сравнению с подавляющей силой внешнего мира, отказом от собственной целостности, или разрушительностью по отношению к другим, чтобы мир перестал быть угрожающим. Сейчас мы обратимся к другому механизму бегства, который имеет большое общественное значение. Это такой специфический механизм, который является решением для большинства индивидов в современном обществе. Суть этого механизма заключается в том, что человек перестаёт быть собой, он принимает тип личности, предлагаемый ему обществом. Разрыв между “я” и миром исчезает и вместе с ним осознанный страх одиночества и бессилия. Этот механизм можно сравнить с защитной окраской, которую принимают некоторые животные, они сливаются со своим окружением и делаются неразличимы с ним. Также и индивид, который отказывается от своей индивидуальности и становиться автоматом, идентичным с тысячами других автоматов вокруг, больше не должен чувствовать себя одиноким и встревоженным.
Заключение Человек - социальное существо, живущее в напряженном мире. Наличие множества неприятных раздражителей как снаружи, так и внутри личности приводит человека к дискомфорту, к переживаниям и желанию избавиться от напряжения. Минимизация негативных чувств, достижение спокойствия – главная роль психологической защиты.
Психологическая защита - это личностная система, обеспечивающая устранение или минимизацию негативных, травмирующих переживаний, связанных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Это обеспечивает неосознанное искажение восприятия действительности, способствуя созданию более благоприятного образа действительности. В результате этого искажения противоречие смягчается и внутриличностный конфликт сглаживается.
Анкетирование учащихся по теме ,,Защитные механизмы человеческой психики”.
Было проведено анкетирование среди учащихся 10 класса, его цель: узнать, знают ли учащиеся о психологии данного вида. Количество опрошенных учащихся – 21 человек.
Вопрос 1.Интересна ли вам психология и её защитные механизмы?
По результатам опроса большинство опрошенных относятся с интересом к данной теме
Вопрос 2. Было бы вам интересно знать историю формирования классификации психологии «Защитные механизмы».
По результатам опрошенных большинству все таки интересно узнать как возник этот тип психологии.
Вопрос 3.Какой вид психологической защиты на ваш взгляд интересен: Отрицание, вытеснение, проекции, идентификации, рационализации, замещение, изоляции?
По результатам опрошенных большее количесво видов оказались достаточно интересными для всех.
Вопрос 4.Хотели бы вы познакомиться с работой Эриха Фромма, который создал отдельный психологический механизм под название « Бегства от свободы»?
На графике видно , что большинству людей интересен данный необычный вид психологического механизма.
Вывод из анкетирования: Опрошенные учащиеся 10 класса ознакомлены с психологическими механизмами большинству эта тема была интересна.
Заключение. Итак, теоретический анализ позволил сделать ряд определенных выводов по проблеме изучения психологической защиты личности. Термин «психологическая защита» со времен З. Фрейда используют для общего обозначения тех способов, которые психика человека использует в конфликте против невыносимых мыслей и эмоций. «Защиты» представляют собой психические механизмы, служащие для разрешения внутренних конфликтов и переработки болезненных переживаний.