Этап
|
Слайд
|
Цель
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
I. Погружение в тему занятия
|
1слайд.
ВРЕМЯ БЕЖИТ - ЖИЗНЬ МЕНЯЕТСЯ, МЕНЯЕМСЯ И МЫ…
А ЧТО ЖЕ ОСТАЕТСЯ НЕИЗМЕННЫМ?
|
Обозначение проблемы
|
Погружение в проблему через ключевой вопрос урока: « Время бежит - жизнь меняется, меняемся и мы… А что же остается неизменным?
|
Осознание проблемы и границ собственного знания и незнания
|
II. Основной
|
2 слайд. Портрет художника, годы жизни
|
Знакомство с биографией художника
|
Ответить на этот вопрос нам поможет виртуальная экскурсия в наш Музейный дом.
Краткая биография Бориса Михайловича Кустодиева -
Приложение 1.
|
Знакомство с биографией художника
|
3 слайд репродукция «МАСЛЕНИЦА»
|
Формирование общего впечатления от художественного произведения
|
Вопросы к обучающимся:
- Какой может быть древний город здесь изображен?
(Художник писал свою картину под впечатлением от древнего подмосковного города Серпухова).
- А что за праздник такой – Масленица? Приложение 2.
|
Работа с учебником (репродукция картины БОРИСА КУСТОДИЕВА «МАСЛЕНИЦА») и участие в беседе, высказывание предположений и описаний праздника
|
III. Этап исследования
|
Слайды
4, 5, 6,7,8
|
Изучение исторической особенности эпохи, отражённой на картине
|
- Что можно было наблюдать во время масленичных гуляний?
- Чем примечательна изображенная местность?
- Какие постройки, кроме церквей, ты видишь? Деревянные и каменные дома? Многоэтажные дома?
- Удалось ли тебе обнаружить Торговые ряды? Почему эти здания так назывались?
- Кто-то из вас встречал похожие Торговые ряды в нашем городе? Где?
– Давно ли выпал снег? Сильный ли был снегопад? Где это видно?
- Сколько саней с лошадьми ты насчитал? Некоторые можно рассмотреть только в лупу. Значит, какими были самые веселые гулянья? (Катания на санях, запряженных лошадьми)
- Рассмотри, что делается на площади, недалеко от монастырской стены?
|
Изучение картины при помощи лупы,
участие в беседе
|
Слайды
4, 5, 6,7,8
|
Поиск на картине акцентов атмосферы праздничного зимнего гуляния
|
- Удалось ли художнику создать впечатление зимнего дня? Атмосферу праздничных гуляний?
|
Изучение горизонтальных фрагментов: «Храмы древнего города», «Детские забавы», «Лошади. Катание на санях»); вертикальных фрагментов картины при помощи лупы и рамки «Храмы древнего города», «Детские забавы», «Лошади. Катание на санях», участие детей в беседе.
|
IV.
Эмоциональный настрой
|
9 слайд репродукция «МАСЛЕНИЦА»
|
Погружение детей в атмосферу праздника с помощью музыкального произведения
|
Вопросы к детям после прослушивания музыкального произведения:
- Можно ли с помощью музыки создать впечатление народного гуляния, катания на санях, зимние игры, веселье и смех?
|
Прослушивание фрагмента из балета ИГОРЯ СТАВИНСКОГО «НАРОДНЫЕ ГУЛЯНИЯ НА МАСЛЯНОЙ»
|
V. Этап сравнения и анализа
|
9 слайд репродукция «МАСЛЕНИЦА»
|
Формирование навыков анализа и сравнения, умения делать выводы
|
Картины Бориса Кустодиева называли «Праздники» Кустодиева,
связанные с высоко почитаемыми и всенародно отмечаемыми в старой России религиозными праздниками Крещения, Вербного воскресения, Пасхи, Троицына дня, а также пришедшей из глубины веков, из славянского язычества масленицы, являются важной частью живописи Бориса Кустодиева.
– Эту картину Борис Кустодиев написал почти 100 лет назад.
- Как вы думаете, что изменилось в жизни таких городов в наше время?
- Что сохранилось, осталось неизменным?
- Давайте, предположим, мог ли уцелеть рельеф местности, замечательная природа этой местности?
- Можно ли сегодня увидеть эти прекрасные храмы?
- Сохранилась ли традиция празднования Масленицы в наши дни?
- А кто из вас бывал на праздновании Масленицы?
- Какие забавы вы наблюдали в наше время?
|
Анализируют, сравнивают, делают выводы
|
VI. Работа со словарями
|
|
Развитие навыков работы со словарями различного формата
|
- Что такое традиция? Найдите пояснение этого слова в наших словарях.
- Нет. Тогда нам на помощь могут прийти большие словари.
- Как вы будете искать это слово?
- Прочитайте в словарях значение слова традиция.
|
Работа со словарями:
Лексический, Этимологический, Энциклопедический
|
|
Слайд 10
|
Формирование умения передать найденную информацию
|
|
Выводы детей о понятии термина «Традиция»
|
VII. Актуализация знаний
|
|
Формирование умения соотнести знания с реальностью, развитие монологической речи
|
- Какие традиции вы можете перечислить?
- Какие традиции существуют в вашей семье?
|
Участие в беседе
|
VIII. Практический.
Создание мини-проекта
|
Слайд 11
|
Развитие навыков работы в группе, работы на компьютере в M.PowerPoint
|
- У каждой традиции есть внешние атрибуты, признаки.
- Каждой группе необходимо создать коллаж – презентацию согласно заданной теме за 10 минут.
Темы для групп:
- Новый год,
- Пасха,
- День рождения,
- Свадьба
- Ваши координаторы (ученики) помогут вам составить презентацию и проведут защиту своей работы.
|
Работа в группах, распределение ролей (координатор, исполнитель, презентант) – создание презентаций на ПК (нетбук)
|
Слайдовые презентации детей (мини-проекты)
|
Развитие навыков представления коллективной работы
|
При необходимости: оказание технической помощи при выводе слайдовой презентации на интерактивную доску.
|
Защита групповых работ,
Ответы на вопросы аудитории
|
IX.Подведение итогов
|
Слайд 12
|
Формирование умения подводить итог проделанной работе, делать вывод
|
- Теперь вы сможете ответить на наш главный вопрос урока?
- ЧТО ЖЕ ОСТАЕТСЯ НЕИЗМЕННЫМ?
Природа меняется? Может ли измениться архитектура городов, населенных пунктов?
- Сохранились ли традиции празднования масленицы, свадьбы, дни рождения, Новый год и т.д.?
…В наше время появились новые постройки, многоэтажные дома, торговые центры, предприятия, школы. Появились телевидение, Интернет, у людей появились новые возможности общаться друг с другом, путешествовать, встречаться.
1. Но природа, памятники культуры, традиции и обряды, любовь к праздникам – все это осталось неизменным. Архитектурные памятники, которые несут атмосферу прошлого, чувства людей в разные исторические эпохи остаются прежними.
2. Поэтому и сейчас нас волнуют литературные, живописные, музыкальные произведения, написанные много веков назад. Эти произведения искусств являются для разных поколений главными жизненными ценностями. Они учат нас прекрасному чувству любви, светлой дружбе с близкими, радоваться красоте мира природы.
ВЕЧНЫЕ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ. ЭТО И ЕСТЬ НАСТОЯЩЕЕ БОГАТСТВО!
|
Формулируют вывод, обосновывая его.
|