СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Заседание клуба детского научного общества «Ключ и заря»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель начальных классов

Черепанова Ольга Петровна

Учебное занятие     Заседание клуба детского научного общества   «Ключ и заря».

Класс                        3-Б     

Тема урока               «Что остаётся неизменным?»

Цель:                         Показать обучающимся на материале живописных и музыкальных  произведений, что меняется в жизни людей с течением  времени,  а что остаётся неизменным.

Задачи:

- формировать основы художественной культуры,  уважение к национальным традициям, способность радоваться красоте мира природы, ощущение причастности к истории и культуре своей  страны;

 - развивать устную  речь, навыки собственного суждения на основе анализа, сравнения, олицетворения, контраста, синтеза и аргументирования его с учётом ситуации общения;

- развивать умение работать со словарями;

- совершенствовать навыки работы с персональным компьютером.

Результаты деятельности:

Ожидаемые результаты: Исследовательская деятельность в рамках подготовки к заседанию клуба ДНО и участие в заседании является условием для формирования УУД школьников.

Личностные результаты:

  • бережное отношение к материальным и духовным ценностям;
  • уважительное отношение к другому мнению, истории и культуре разных народов;
  • уважение  и принятие ценностей семьи и общества;

Метапредметные результаты:

  • желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств  произведений искусства;
  • умение видеть и воспринимать причинно-следственные связи в окружающей жизни,
  • активное использование   хрестоматий, справочников, словарей, Интернет-ресурсов для освоения содержания   учебных предметов (литература, изобразительное искусство), 
  • формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную предметно - продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации проектно-исследовательского замысла;
  • формирование способности оценивать результаты исследовательской деятельности, собственной и одноклассников.

 

 

 

Предметные результаты

  • Ученик получит возможность в рамках программы ДНО углубленно изучить тему «Работа  произведениями художника Д. Кустодиева»  во взаимосвязи с  учебными  предметами литературное чтение, ИЗО, музыка  и совершенствовать первоначальные навыки самостоятельной  исследовательской деятельности.

Оборудование:  Интерактивная доска,  ноутбуки для индивидуальной работы на ученических местах, лупы, рамки для работы с картинами, CD-диски с музыкальными произведениями.

Учебник:

  • Н.А. Чуракова, Литературное чтение, учебник 3класса, 2часть
  • Альбом с иллюстрациями художественных произведений
  • Словари:  Даля, Ожегова, Энциклопедический
  • Музыкальные  произведения  И. Стравинского «Народные гуляния на Масленой».

 

Этап

Слайд

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Погружение в тему занятия

1слайд.

ВРЕМЯ БЕЖИТ  - ЖИЗНЬ МЕНЯЕТСЯ, МЕНЯЕМСЯ И МЫ…

А ЧТО ЖЕ ОСТАЕТСЯ НЕИЗМЕННЫМ?

Обозначение  проблемы

Погружение в проблему  через ключевой вопрос урока: « Время бежит  - жизнь меняется, меняемся и мы… А что же остается неизменным?

Осознание  проблемы и границ собственного знания и незнания

II. Основной

 

2 слайд. Портрет художника, годы жизни

Знакомство с биографией художника

Ответить на этот вопрос нам поможет виртуальная экскурсия в наш Музейный дом. 

Краткая биография Бориса Михайловича  Кустодиева -

Приложение 1.

Знакомство с биографией художника

3 слайд репродукция «МАСЛЕНИЦА»

Формирование общего впечатления от художественного произведения

Вопросы к обучающимся:

- Какой может быть древний город  здесь изображен?

(Художник писал свою картину под впечатлением от древнего подмосковного города Серпухова).

- А что за праздник такой – Масленица? Приложение 2.

Работа с учебником (репродукция картины БОРИСА КУСТОДИЕВА  «МАСЛЕНИЦА») и участие в беседе, высказывание предположений и описаний праздника

III. Этап исследования

 

Слайды

 4, 5, 6,7,8

Изучение исторической особенности эпохи, отражённой на картине

-  Что можно было наблюдать во время масленичных гуляний?

- Чем примечательна изображенная местность?

- Какие постройки, кроме церквей, ты видишь?  Деревянные и каменные дома?  Многоэтажные дома?

- Удалось ли тебе обнаружить Торговые ряды?  Почему эти здания так назывались?

-  Кто-то из вас встречал похожие Торговые ряды в нашем городе? Где?

– Давно ли выпал снег?  Сильный ли был снегопад? Где это видно?

- Сколько саней с лошадьми ты насчитал?  Некоторые можно рассмотреть только в лупу. Значит, какими были самые веселые гулянья?  (Катания на санях, запряженных лошадьми)

-  Рассмотри, что делается на площади, недалеко от монастырской стены?

Изучение картины при помощи лупы,

участие в беседе

Слайды

 4, 5, 6,7,8

Поиск  на картине  акцентов атмосферы праздничного зимнего гуляния

-  Удалось ли художнику создать впечатление зимнего дня?  Атмосферу праздничных гуляний?

 

Изучение горизонтальных фрагментов: «Храмы древнего города»,  «Детские забавы»,  «Лошади. Катание на санях»);  вертикальных  фрагментов картины  при помощи лупы и рамки «Храмы древнего города»,  «Детские забавы»,  «Лошади. Катание  на санях», участие детей  в беседе.

IV.

Эмоциональный  настрой

9 слайд репродукция «МАСЛЕНИЦА»

Погружение детей в атмосферу праздника с помощью музыкального произведения

Вопросы к детям после прослушивания музыкального произведения:

- Можно ли с помощью музыки  создать впечатление народного гуляния, катания на санях, зимние игры, веселье и смех?

Прослушивание фрагмента из балета ИГОРЯ СТАВИНСКОГО  «НАРОДНЫЕ ГУЛЯНИЯ НА МАСЛЯНОЙ»

V. Этап сравнения и анализа

9 слайд репродукция «МАСЛЕНИЦА»

Формирование навыков анализа и сравнения, умения делать выводы

Картины Бориса Кустодиева называли  «Праздники» Кустодиева,

 связанные с высоко почитаемыми и всенародно отмечаемыми в старой России религиозными праздниками Крещения, Вербного воскресения, Пасхи, Троицына дня, а также пришедшей из глубины веков, из славянского язычества масленицы, являются важной частью живописи  Бориса Кустодиева.

– Эту картину Борис Кустодиев написал почти 100 лет назад.

- Как вы думаете, что изменилось в жизни таких городов в наше время?

- Что сохранилось, осталось неизменным?

- Давайте, предположим, мог ли уцелеть рельеф местности, замечательная природа этой местности?

- Можно ли сегодня увидеть  эти прекрасные храмы?

- Сохранилась ли традиция празднования Масленицы в наши дни?

- А кто из вас бывал на праздновании Масленицы?

- Какие забавы вы наблюдали в наше время?

Анализируют, сравнивают, делают выводы

VI. Работа со словарями

 

 

Развитие навыков работы со словарями различного формата

- Что такое традиция? Найдите пояснение этого слова в наших словарях.

 -  Нет. Тогда нам на помощь могут прийти большие словари.

- Как вы будете искать это слово?

- Прочитайте в словарях значение слова традиция.

Работа со словарями:

Лексический, Этимологический, Энциклопедический

 

 

Слайд 10

Формирование умения передать найденную информацию

 

Выводы детей о  понятии термина «Традиция»

VII. Актуализация знаний

 

Формирование умения соотнести знания с реальностью, развитие монологической  речи

- Какие традиции вы можете  перечислить?

    - Какие традиции существуют в вашей семье?

Участие в беседе

VIII. Практический.

Создание мини-проекта

Слайд 11

Развитие навыков работы в группе,  работы на компьютере в M.PowerPoint

- У каждой традиции есть внешние атрибуты, признаки.

-  Каждой группе необходимо создать  коллаж – презентацию согласно заданной теме за 10 минут.

Темы для групп:

  • Новый год,
  • Пасха,
  • День рождения,
  • Свадьба

-  Ваши координаторы (ученики) помогут вам составить презентацию и проведут  защиту своей работы.

Работа в группах, распределение ролей (координатор, исполнитель, презентант) – создание презентаций на ПК (нетбук)

Слайдовые презентации детей (мини-проекты)

Развитие навыков представления коллективной работы

При необходимости: оказание технической помощи при выводе слайдовой презентации на интерактивную доску.

Защита  групповых работ,

Ответы на вопросы  аудитории

IX.Подведение итогов

Слайд 12

Формирование умения подводить итог проделанной работе, делать вывод

- Теперь вы сможете ответить на наш главный вопрос урока?

-  ЧТО ЖЕ ОСТАЕТСЯ НЕИЗМЕННЫМ? 

Природа меняется?  Может ли измениться архитектура городов, населенных пунктов?

- Сохранились ли традиции празднования масленицы, свадьбы, дни рождения, Новый год и т.д.?

…В наше время появились новые постройки, многоэтажные дома, торговые центры, предприятия, школы. Появились телевидение, Интернет, у людей появились новые возможности общаться друг с другом, путешествовать, встречаться.

  1.  Но природа, памятники культуры, традиции и обряды, любовь к праздникам – все это осталось неизменным. Архитектурные памятники, которые несут атмосферу прошлого,  чувства людей в разные исторические эпохи остаются прежними.

2. Поэтому и сейчас нас волнуют литературные, живописные, музыкальные произведения, написанные много веков назад. Эти произведения искусств являются для разных поколений главными жизненными  ценностями. Они учат нас прекрасному чувству любви, светлой  дружбе с близкими, радоваться красоте мира природы.

ВЕЧНЫЕ  ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ. ЭТО И ЕСТЬ НАСТОЯЩЕЕ БОГАТСТВО! 

Формулируют вывод, обосновывая его.

 

Приложение 1

Краткая биография художника Б. Кустодиева.

Дата рождения: 23 февраля (7 марта) 1878  в городе Астрахани .Дата смерти: 26 мая 1927 (49 лет) в г. Санкт-Петербурге. В юношеском возрасте 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. Обучается сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у самого И. Е. Репина. В декабре 1903 года он вместе с женой и сыном приезжает в Европейские мастерские, изучает и копирует работы старых мастеров. Через полгода Борис Кустодиев возвращается в Россию и работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». В 1909 году у Бориса Кустодиева появились первые признаки  тяжелого заболевания (туберкулёза позвоночника). Несколько операций принесли лишь временное облегчение, и последние 15 лет жизни художник был прикован к инвалидному креслу. Однако, именно в этот тяжёлый период жизни появляются его наиболее яркие, темпераментные, жизнерадостные произведения. Последние работы художник писал прикованным к постели. И даже не мог видеть свои произведения в их полном размере.

 

Приложение 2

Масленица.

Масленица – это праздник в честь проводов зимы и встречи весны. Во время этого праздника было принято водить хороводы вокруг костра, на котором сжигают чучело масленицы – символ уходящей зимы.

Обязательно проводились катания на лошадях, игры в снежки, перетягивание каната, кулачные бои, взятие снежного городка. В центре площади обязательно ставили струганый, гладкий высокий столб, наверху которого вывешивали приз «клетку с живым петухом». Проводились большие ярмарки с продажей пряников, всякой сладостью, игрушками и всякой мелочью. Празднование Масленицы сопровождалось продажей большого количества выпечки с обязательными блинами. Блины олицетворение солнца, тепла и радости.