Тема: Заточка и правка режущих частей
деревообрабатывающих инструментов.
Цель: научить учащихся приемам подготовки ручного инструмента
к работе (заточка и настройка); воспитывать вариативность мышления.
Инструменты и оборудование: ручной инструмент (рубанки,фуганки, шерхебели, пилы).
Ход урока
Организационная часть.
Проверка готовности к уроку. Ввод учащихся в мастерскую.
Повторение пройденного материала.
Какие вы знаете инструменты для обработки древесины?
Назначение рубанка и фуганка.
Какие вы знаете пилы?
Из чего состоит масляная краска.
Чем и как окрашивают изделия?
Как хранят кисти?
Изложение нового программного материала.
.
Если посмотреть на режущую кромку инструмента в лупу, то мы увидим, что она округлая и чем больше округление, тем тупее лезвие.
Чтобы сделать кромку острой, необходима заточка, которую выполняют на заточных станках. Рис. 1.

а б в
Рис. 1. Заточка дереворежущих инструментов:
а — ножа рубанка на ручном точиле; б - стамески на электроточиле; в - ножа рубанка на станке СЗШ-1:1 - заточный круг, 2 - затачиваемый инструмент, 3 - упор, 4 - электродвигатель, 5 - суппорт, 6 — направляющие суппорта, 7 - зажим ножа, 8 - режущая кромка.
Заточный станок состоит из заточного (абразивного) круга и привода.
Привод может быть ручным или от электрического двигателя.
При заточке всех режущих инструментов есть одна особенность: режущая кромка располагается впереди затачиваемой поверхности, чтобы она «обувалась» набегающим потоком воздуха и не перегревалась.
Затачиваемый инструмент надежно прижимается к упору, и его лезвие плавно подводится к кругу.
О том, что режущая кромка заточилась, сигнализирует образование искр на передней поверхности лезвия.
Контролировать правильность заточки и величину угла заострения лезвия можно по шаблону или угломером.
• Далее учитель демонстрирует приемы заточки различных инструментов.
| В целях безопасности самостоятельно работать на заточных станках учащимся запрещается.
На заточенном лезвии образуются заусенцы. Их снимают путем доводки на мелкозернистом бруске.Рис.2
\

Рис. 2 Правка и доводка лезвий заточенных инструментов:
а - снятие заусенцев и заострение режущей кромки; б - правильное положение лезвия при заточке; в - неправильное; 1 - передняя поверхность лезвия, 2 - задняя поверхность лезвия, 3 - режущая кромка.
Острую режущую кромку правят на оселке (более мелкозернистый брусок).Заточка пил напильником.
Перед заточкой пилы прифуговывают (Рис. 3)

Рис. 3. Прифуговка вершин зубьев пил напильником в колодке:
1 - колодка; 2 - напильник; 3 - пила.
Прифуговка - выравнивание по одной линии вершинок зубьев. Заточку зубьев поперечных пил производят косой боковой заточкой под углом Pi трехгранным личным напильником.

Рис.4. Форма зубьев пил: а - поперечных; б, в- продольных;
г - смешанной распиловки; v - направление резания; р - угол
заострения; 6 - угол резания; Pi - угол косой боковой заточки.


а б .Рис.5. Крепление пилы при заточке: а-в зажиме верстака; б-в тисках: 1 - пила, 2 - зажимные планки, 3 - напильник.
При заточке пила закрепляется в зажимах верстака или в тисках.
Учитель демонстрирует приемы заточки.

.Рис.5 Разводка пил: а - поочередно отогнутые зубья разведенной пилы; б - разводка: 1 - полотно пилы, 2 - разводка, 3 - упор.
Развод должен быть в 1,5-2 раза больше толщины пилы. Контролируется шаблоном.
Настройка рубанков, фуганков и шерхебелей Для настройки струг переворачивают подошвой вверх и с передней стороны смотрят, на какую величину и без перекоса ли выставлена режущая кромка.

Рис.6 Измерение высоты расположения режущей кромки:
1 - колодка; 2 - нож; 3 - клин; 4 - подошва; 5 - режущая кромка; 6 - линейка.
Высота расположения режущей кромки 0,3 - 0,5 мм, проверяется линейкой или специальным индикатором.
Чтобы правильно установить и закрепить нож, струг разбирают:
нож выставляют на нужную величину;
слегка заклинивают клином;
забивают клин молотком;
проверяют правильность установки.



Рис. 7. Настройка рубанка: а - захват рубанка; б - выбивание ножа; в - выдвижение лезвия над подошвой рубанка; г - заклинивание ножа.
Перекос устраняют ударами молотка с боков ножа. У ножей со стружколомателями расстояние от режущей кромки ножа до кромки стружколомателя 1-4 мм.
• Учитель показывает приемы разборки и сборки рубанка.
Напоминание правил безопасности при работе с режущим нструментом.
Работать только в защитных очках или с опущенным
защитным экраном.
При заточке не наклоняться близко к шлифовальному
кругу.
Во время заточки, доводки и правки инструмента не
держать пальцы близко к лезвию.
Не касаться руками шлифовального круга при его
вращении.
Не проводить пальцами по лезвию инструмента.
Учащимся предлагается произвести разборку и сборку по заданию учителя рубанка, фуганка или шерхебеля.
Проверить правильность и высоту расположения ножа.
Выполненную работу сдать на проверку учителю.
Текущий инструктаж.
Исправление типичных ошибок и недочетов в работе.
Помощь ученикам в настройке и наладке инструмента.
Закрепление пройденного материала.
Для чего затачивают деревообрабатывающий инструмент?
К чему может привести перегрев инструмента при заточке?
Назовите основные правила заточки инструмента.
Для чего проводится доводка и правка инструмента?
Какие правила безопасной работы следует соблюдать при заточке инструмента?
Заключительная часть.
Учитель оценивает каждую выполненную работу. При подведении итогов урока указывает на характерные ошибки, допущенные при сборке инструментов.
Проводится уборка рабочих мест и мастерской.