Общие понятия о здоровье как основной ценности человека.
Цель: формирование здорового образа жизни как необходимой ценности.
Оборудование:
раздаточный материал, мультимедийная установка.
I. Актуализация урока.
Учитель тему урока не называет и говорит о том, что сегодня «Урок желаний». Ученики из анкеты, которая лежит на парте, должны выбрать четыре желания, которые, по их мнению, являются ценными на сегодняшний день и расположить их в убывающем порядке.
Цель анкетирования: выявить приоритет жизненных ценностей у обучаемых.
№
Жизненные ценности
1 Деньги
2 Образование
3 Высокооплачиваемая работа
4 Семья
5 Карьера
6 Здоровье
7 Недвижимость
8 Престижное образование
9 Престижная работа
10 Спорт
Опрос учащихся:
какие жизненные ценности выбрали и в какой последовательности расположили.
Беседа с учащимися.
Учитель: В мире существует множество болезней и более 1000 из них неизлечимых. Например: СПИД, гепатит С, рак и др.
Если человек отдал приоритет деньгам, недвижимости, но болен, то без сожаления расстается со своим богатством, чтобы вернуть утраченное здоровье. Но его не купишь. Сможет ли он воспользоваться своим богатством, и насладиться жизнью?
Учитель: Человек имеет великолепное образование, высокооплачиваемую работу или должность, но он болеет 300 дней в году. Кому нужен такой специалист?
Учитель: Некоторые из вас на первое место поставили семью, но разве может у больных родителей родиться здоровый ребенок? И счастливы ли будут эти родители?
Учитель: Занятия спортом подразумевают тяжелые физические нагрузки, которые для больного человека не только не рекомендованы, но и невыносимы. Может ли такой человек добиться высоких результатов в спорте?
Вопрос к учащимся: что нужно из жизненных ценностей поставить на первое место?
II. Вопрос к учащимся: определите тему сегодняшнего урока?
Работа по теме: «ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
Вступительная беседа: Что такое здоровье.
Определение понятия здоровье человека.
Учитель: В Уставе Всемирной организации здравоохранения указано, что здоровье – «это состояние полного физического, душевного, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов».
Вопрос к учащимся: Каким же образом человек может сохранить, поддержать и укрепить свое здоровье? (дети предлагают варианты, учитель их записывает в слайд)
Основные компоненты здорового образа жизни:
Рациональное питание
Оптимальный режим труда и отдыха
Двигательная активность
Нервно-психическая уравновешенность
Отсутствие вредных привычек
* Личная гигиена, безопасное поведение, закаливание, грамотное экологическое поведение, сексуальное воспитание .
Практическое упражнение
Цель: дать возможность учащимся поразмыслить над жизненными целями и необходимостью вести здоровый образ жизни.
17-18 лет жизненная цель?
23-24 года жизненная цель?
26-27 лет жизненная цель?
30-37 лет жизненная цель?
50-55 лет жизненная цель?
Вопрос к учащимся: что будет с человеком, если он на определенном жизненном отрезке (например, в 23-24 года), пристрастился к алкоголю или наркотикам. Каковы дальнейшие жизненные последствия?
Вопрос к учащимся: Если мы, ведя малоподвижный образ жизни, будем есть обильную, сладкую, жирную пищу в большом количестве, что с нами произойдет?
Обсуждение предлагаемой ситуации.
Вопрос к учащимся: по каким критериям можно определить, что нация в данном государстве здорова.
наличие необходимого количества спортивных площадок, бассейнов, спортивных залов;
спортивные праздники;
воскресный и вечерний отдых связан со спортивными увлечениями;
большое количество традиций в обществе по здоровому образу жизни;
продолжительность жизни населения.
Учитель: главным критерием здоровья нации является – продолжительность жизни населения. Если в государстве преобладает смертность над рождаемостью, то говорят о том, что нация вымирает, а вместе с нацией «умирает» государство. Рассмотрим продолжительность жизни населения отображенную на слайде.
Европа – 74.9 лет.
США – 75.0 лет.
Канада – 76.0 лет.
Россия – 57.7 лет (мужчины).
Япония – 87.5 лет.
Исландия – 80.0 лет.
Национальный центр статистики США опубликовал причины, которые уменьшают продолжительность жизни населения: заболевания сердечно – сосудистой системы – 17.5 лет жизни, раковые заболевания – 2.5 года, отсутствие здорового образа жизни – 22.5 года.
III. Закрепление изученного материала.
Интеллектуальная игра «Депутаты государственной думы»
Организационный момент. Учитель делит класс на три группы.
Цель игры: дать возможность учащимся поразмыслить над вопросом о повышении продолжительности жизни в России и научить предпринимать конкретные шаги по реализации намеченного плана.
Учитель: Вы депутаты Государственной Думы. Перед вами встала острая проблема увеличить продолжительность жизни в России. У вас в руках мощные рычаги законодательной власти и практически отсутствуют финансовые ограничения. Первая группа депутатов разрабатывает и внедряет мероприятия и законы по пропаганде здорового образа жизни, вторая группа депутатов - внедрением ЗОЖ в учебные образовательные учреждения, третья группа внедрение ЗОЖ в промышленные и торговые предприятия. Группа готовит лидера для защиты проекта.
Выступление лидеров групп. Обсуждение выступление лидеров групп.
IV. Подведение итогов урока. Учитель обсуждает с учащимися какие новые знания получены, что было полезно.
Заключительные слова: Здоровье – это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни.
Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.
Вопросы для проверки полученных знаний. Общие понятия и определения о здоровье.
Домашнее задание. М 2. Раздел 3. Тема 7.1 Задание
Литература.
А.Н. Маюров, Я.А. Маюров. «В здоровом теле – здоровый дух». Учебное пособие.
А.Т Смирнов, Б.И Мишин. «Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ». Методическое пособие.
Б.Н Чумаков «Валеология» Курс лекций.
______________________________________________________________________________
Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность.
Здоровье человека зависит от образа жизни, поведения, образа мыслей.
1. Духовное здоровье человека - это система его мышления и отношение к окружающему миру.
Оно зависит от
умения строить свои взаимоотношения с другими людьми,
способности анализировать обстановку, прогнозировать развитие различных ситуаций и в соответствии с этим строить модели своего поведения.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Духовное здоровье называют ещё душевным, или психи́ческим здоро́вьем, иногда - мента́льным здоровьем.
2. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма. Здоровье тела.
3. Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде. Нравственные качества формируются на основе общественно значимых ценностей.
Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность.
Здоровье человека зависит от образа жизни, поведения, образа мыслей.
1. Духовное здоровье человека - это система его мышления и отношение к окружающему миру.
Оно зависит от
умения строить свои взаимоотношения с другими людьми,
способности анализировать обстановку, прогнозировать развитие различных ситуаций и в соответствии с этим строить модели своего поведения.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Духовное здоровье называют ещё душевным, или психи́ческим здоро́вьем, иногда - мента́льным здоровьем.
2. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма. Здоровье тела.
3. Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде. Нравственные качества формируются на основе общественно значимых ценностей.