СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Здоровье сберегающие технологии на уроках сольного пения»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель  урока:

  • Показать эффективность занятий пением, результаты развития вокальных навыков, формирование певческой эмоциональности и выразительности исполнения

Просмотр содержимого документа
««Здоровье сберегающие технологии на уроках сольного пения»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования «Унечская детская школа искусств»










Открытый урок.


Тема: «Здоровье сберегающие технологии на уроках сольного пения»








Провела: преподаватель первой категории Яцкова Л.В.

с уч-ся 4 класса Кабановой Екатериной




Принято и одобрено на заседании

зонального методического объединения

отдела вокального искусства










2017г.

Тема урока: «Здоровье сберегающие технологии на уроках сольного пения»

Цель урока:

  • Показать эффективность занятий пением, результаты развития вокальных навыков, формирование певческой эмоциональности и выразительности исполнения



Задачи урока:

  • Дать учащемуся общее представление о здоровье сберегающих технологиях, применяющихся на уроке

  • Закрепить с учащейся понятия о соблюдениях правил пения, охране здоровья, голоса

  • Формировать бережное отношение к своему здоровью благодаря правильному владению певческим дыханием и звукообразованием.

  • Обучение правильному певческому дыханию, интонации

  • Исполнить произведения разные по темпу, ритмическому рисунку, характеру




Тип урока: применение здоровье сберегающих технологий в работе над вокальными упражнениями, распевками и вокальными произведениями.


Форма урока: практическая работа.


Форма работы: индивидуальная.


Технологии:

-здоровье сберегающие;

-личностно-ориентировочные;

-формирование мотиваций;

-ориентация на индивидуальные способности обучающихся.


Методы обучения:

-наглядные (слуховые и зрительные);

-словесные: диалог, беседа, практико-ориентировочная деятельность, исполнение учебно-тренировачного материала, демонстрация упражнений, исполнение песни;

-индуктивный;

-дедуктивный;

-объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).


Методические приемы:

-творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность;

-применение индивидуального подхода, наблюдение над развитием учащейся;

-побуждение учащейся к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

-вариантность заданий при повторении упражнений и песенного материала;

-представление в «уме» первого звука уже на дыхании;

-вокализация песен на слог и сольфеджио;

-доброжелательность, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции интереса учащейся к занятиям, вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность учащихся.


Психологические условия на уроке:

-утверждение радости на уроке;

-психологически-комфортная атмосфера- эмоцоинальное удовлетворение, право учиться на успех;

-личностно-ориентированное общение-учет уровня музыкального развития и индивидуальных способностей;

-дифференцированный подход.

Оборудование и материалы:

Просторное светлое помещение, фортепиано, ноты, портрет композитора, зеркало, ноутбук.














Ход урока:

I ВВЕДЕНИЕ.

Сегодня я проведу урок с уч-ся 4 класса Кабановой Екатериной на тему:

Тема:«Здоровье сберегающие технологии на уроке сольного пения».

Ну и немного об этой теме.


Под здоровье сберегающими образовательными технологиями понимают систему создающую максимально возможные условия для сохранения укрепления и развития духовного эмоционального, психического здоровья всех субъектов образования (учащихся и педагогов).

В эту систему входят

1.учет особенностей возрастного развития учащихся и разработка образовательной стратегии соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности учащегося данной возрастной группы.

2.создание благоприятного эмоционально-психологического климата у учащегося данной возрастной группы.

3.использование разнообразных видов здоровье сберегающей деятельности учащихся направленных на сохранение и повышения резервов здоровья работоспособности.

Цель здоровье сберегающей образовательной технологии обучения-обеспечить учащемуся возможностью сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. И музыкальная терапия может стать эффективным методом сохранения здоровья учащихся.


II РАЗМИНКА.


И так мы начинаем свой урок с самомассажа лица. Очень полезен перед выполнением дыхательных упражнений.

При поглаживании активизируются нервные окончания, расположенные близко к коже. Движения медленные и плавные.


  • круговые движения в разные стороны вокруг глазниц руками по лицу.

  • граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам. Сгребаем все плохие мысли. (2*4р)

  • Побежим от носа пальцами мы к ушкам (стучащими движениями перебегают от носа к ушам по массажным линиям) (2*4р)

  • поглаживание от подбородка к ушам. (2*4р)

  • энергичное постукивание зон гайморовых пазух, расположенных над бровями

  • А теперь погладим шейку  медленно сверху – вниз. (4р)



Логоритмическая гимнастика- это форма активного отдыха для снятия напряжения. Мы знаем, что прежде чем начинать занятие пением, певцам необходимо снять внутреннее напряжение, ощутить психологическую и физическую раскованность. Для этого существуют определенные упражнения или разминки. Вот сейчас мы выполним некоторые из них.

Упражнение для смачивания и размягчения голосовых связок

«Шпага»- укалывание кончиком языка каждой щеки. Пожалуйста 1 2 3 4

«Колечко» напряженно стараясь кончиком языка коснуться мягкого неба. (Пожалуйста 1234 и еще раз тянемся достаем 1234)

«Лошадка» - поцокаем язычком 1234. Хорошо.

Снятия напряжения мышц.

Шея расслаблена мягкие движения головы вперед назад вправо влево и круговые движения.(Пожалуйста 1 2 3 4 шея расслаблена влево вправо тихонечко и круговые движения1 2 3 4 и в другую сторону 1234)


Тоже самое делаем с губами. Губы вытянуты в трубочку вперед назад вправо влево и круговые движения. (Пожалуйста 1234 в стороны 1234 и круговые движения 1234 теперь в другую сторону 1234.Хорошо.)


И так переходим к выполнению дыхательных упражнений. Мы с вами знаем, что певческое дыхание это более активная работа дыхательных мышц.

- Скажи пожалуйста Катя, нам нужно во время пения больше брать воздуха чем в разговорной речи?

(Катя) - Нет ненужно.

Правильно ненужно. Нам нужно управлять тем воздухом который у нас уже есть. Поэтому нам необходимо развить и активизировать наши вокальные мышцы с помощью определенных упражнений. Но, сначала мы вспомним правило на дыхание. Пожалуйста.

(Катя)- Организм полностью расслаблен.

Вдох берем носом.

Бесшумно не поднимая плечи берем дыхание через рот или нос.

Зафиксировали дыхание делаем маленькую остановочку.

Спокойно равномерно без толчков выдыхаем воздух.

Хорошо. А теперь мы делаем упражнения на дыхание.

1. Расслабились берем дыхание диафрагмой. Надуваем животик зафиксировали выдыхаем с)))))) держим.

2. «Собачка»-для диафрагмального дыхания

3. «Раздувание огня»-учимся выдыхать плавно воздух

4. «Метелка»-водим рукой и ровно дышим

И упражнения дыхательной гимнастики Александры Николаевны Стрельниковой. Помним резкий шумный вдох и совершенно пассивный выдох.

1) «Ладошки»-и.п.: встать прямо показать ладошки. Делаем короткий, активный вдох носом и одновременно сжимаем кулачки в ладошки (4р)

2) «Погончики»-и.п.:встать прямо, сжатые кулачки кисти рук прижаты к поясу. В момент короткого и шумного вдоха носом с силой толкаем кулаки к полу приэтом кулаки разжимаются (4р)

3) « Обними плечи»(4р)


Мы переходим к логопедичекской гимнастики. Поработаем над дикцией.

1)на букву «Н» - девочка ноет, у нее болит зубик, она прикладывает поочередно то к одной щеке, то к другой, произносит длинно «Н» (по 8 раз)

2)Представим у нас в одном кулачке маленький комарик, он пищит «Зь»,а в другом большой комар, он пищит «З».Давай послушаем их писк.(поочередно по 4 раза)

3)Изобразим звонок в дверь «тр-р-р-р)))))

4)Изобразим дворника с маленькой метелкой «Шь», и большая метла увеличивая амплитуду движения и произносим звук «Ш» (поочередно по 4 раза)


Переходим к Скороговоркам. Проговорим нашу скороговорку.-Ехал Грека через реку-

1)Медленно постепенно с ускорением.


2)Проговорим в разном настроении: удивленно и весело.


Ну, и вспомним скороговорку «Со скакалкой…»которая нам помогает в работе не только с дикцией, но и в развитии дыхания.


III РАСПЕВАНИЕ.

Переходим к распеванию- подготовим голосовой аппарат к пению и активизируем певческое дыхание. Ну, прежде чем перейти к распеванию вспомним правило во время пения

Пожалуйста:(Уч-ся)-следите за положением тела

-спина прямая

-плечи опущены и не поднимать

-голова прямо и без напряжения

-подбородок параллельно полу

-руки свободно опущены

-ноги стоят прямо

-во время пения хорошо открываем рот

- работает только живот


Хорошо. И так мы начинаем распевание.

-закрытым ртом( звук ближе к губам, поднять купол, опустить гортань) «до-ре»

-ма-мэ-ми-мо-му ( все гласные макимально округлить)

-дэ-э-да-а-ду-у-ди

-траляляляля траляляляля на st от «до» до «соль»

-ю-у-у (на st по трезвучию сверху)

-ми-и-и, я-а-а…….

-упражнение «Солнечные зайчики».

Я его взяла специально, чтобы показать как в этом упражнении работают и губы, и кончик языка, и гортань. В этом упражнение чередование вокального легато и стаккато развивают подвижность и легкость голоса.

Пожалуйста мы сейчас пропоем один раз Лиза постарайся спеть весело, легко, живо и четко проговаривая слова.


IV ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННЫХ ПЕСЕН.

Хорошо. И так мы переходим к повторению и закреплению пройденных песен. И мы будем использовать музыкально-рациональную психотерапию. В условиях школы представляет собой совокупность методов и приемов направленных на расширение и обогащение спектра достыпных учащемуся переживаний и формирование мировоззрения, которые помогают быть им здоровым и счастливым. При правильном подходе обьединяются эстекотерапия-это лечение красотой и арттерапия-это лечение


Начнем мы с тобой :

1.«Вечерней песни» композитора Амбруаз Тома. Это классическое произведение. Давай вспомним, что мы знаем об этом композиторе. (франц.комп. 19в.).

В этой песне тебе было домашнее задание учить слова.

Разбор: какой по характеру должна быть колыбельная?

Вот над этой песней мы сегодня и поработаем. Главная наша задача здесь работать над дыханием. Брать дыхание точно по фразам.

1)Давай споем сольфеджио от начало и до конца. Дыхание берем точно по фразам.

2)Теперь усложняем и споем вокализом на слог «лё»-старайся округлять звук и точно по фразам брать дыхание.

3)Теперь споем с текстом. Ну, теперь усложняется наша задача следим за дыханием, четко проговариваем слова и конечно незабываем о характере.


Хорошо. А теперь перейдем к песне 2. «Спор» муз. Андре Гретри (франц. Оперный комп-ор 18в.) В этой песне мы поработаем над дикцией. И так сейчас ты нам

1)произнесешь 1и2 куплет спокойно, но четко как скороговорку, чтобы каждое слово отчетливо было слышно.

2) А теперь споем. Хорошо открываем ротик активно и хорошо работает челюсть. Пожалуйста.

3)Хорошо. А теперь 3 куплет мы тоже произнесем, но шепотом и в ритм песни и четко.

4)Хорошо. А теперь споем всю песню от начало и до конца. Следим за дыханием, четкой дикцией и конечно незабываем о характере. Пожалуйста.


Ну, и в завершении нашего урока давай вспомним 3.Песня «Приходит в гости песнка»муз. Н.Тананко

1)Беседа о характере, настроении песни.

1)эмоциональное исполнение (на лице покажем доброту и улыбку).


V ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:


1.Дома перед пением обязательно делать дыхательные и дикционные упражнения.

2. Выучит 2-3 куплет «Вечерняя песня».

3. Песню «Спор» петь легко свободно.

4. Выучить новую сокоговорку- «Офицер рапортовал, да не дорапортовал»

-« Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят, как галчата,
И, как волчата, галчата молчат».


VI ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Урок длился 40 мин. Прошел в хорошем темпе.

Цели и задачи урока выполнены.

Обсуждение положительных и неудачных моментов исполнения.

Учащиеся должна самостоятельно и с помощью педагога проанализировать занятие, дать оценку своего исполнения, обозначить, что получилось, а что пока нет, озвучить способы устранения




Самоанализ урока





Тема урока: «Здоровье сберегающие технологии на уроке сольного пения»



Учащаяся Кабанова Екатерина имеет средние музыкальные данные, работоспособна, занимается добросовестно с полной отдачей, владеет определённым запасом вокальных навыков, музыкальна, умеет слушать себя. На академических концертах показывает стабильно хорошие результаты. Обладает навыками сценической культуры, активно принимает участие в концертных мероприятиях.



Цель урока: Показать эффективность использования здоровье сберегающих технологий на уроке сольного пения, результаты развития вокальных навыков, формирование певческой эмоциональности и выразительности исполнения.



Задачи:

Образовательные-

Развивающие-развить интерес учащейся к сольному пения;

-развить гармонический слух

Воспитательные-воспитать любовь к вокальному искусству;

оспитывать активность и эмоциональную отзывчивость у учащейся.



Тип урока: урок ознакомления с новым материалом


Методы и приемы: на уроке использовались словесные, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые методы, музыкальный анализ. Использовался подготовительный этап, самостоятельная работа, работа с дидактическим материалом, был диалог между преподавателем и учащейся.


Этапы работы соблюдены.


Время, отведенное на все этапы урока, распределены рационально. Подводя итог, можно сказать, что поставленные задачи удалось решить, а также сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения, самочувствия.


Урок результативный.