Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования «Унечская детская школа искусств»
Открытый урок.
Тема: «Здоровье сберегающие технологии на уроках сольного пения»
Провела: преподаватель первой категории Яцкова Л.В.
с уч-ся 4 класса Кабановой Екатериной
Принято и одобрено на заседании
зонального методического объединения
отдела вокального искусства
2017г.
Тема урока: «Здоровье сберегающие технологии на уроках сольного пения»
Цель урока:
Задачи урока:
Дать учащемуся общее представление о здоровье сберегающих технологиях, применяющихся на уроке
Закрепить с учащейся понятия о соблюдениях правил пения, охране здоровья, голоса
Формировать бережное отношение к своему здоровью благодаря правильному владению певческим дыханием и звукообразованием.
Обучение правильному певческому дыханию, интонации
Исполнить произведения разные по темпу, ритмическому рисунку, характеру
Тип урока: применение здоровье сберегающих технологий в работе над вокальными упражнениями, распевками и вокальными произведениями.
Форма урока: практическая работа.
Форма работы: индивидуальная.
Технологии:
-здоровье сберегающие;
-личностно-ориентировочные;
-формирование мотиваций;
-ориентация на индивидуальные способности обучающихся.
Методы обучения:
-наглядные (слуховые и зрительные);
-словесные: диалог, беседа, практико-ориентировочная деятельность, исполнение учебно-тренировачного материала, демонстрация упражнений, исполнение песни;
-индуктивный;
-дедуктивный;
-объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).
Методические приемы:
-творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность;
-применение индивидуального подхода, наблюдение над развитием учащейся;
-побуждение учащейся к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
-вариантность заданий при повторении упражнений и песенного материала;
-представление в «уме» первого звука уже на дыхании;
-вокализация песен на слог и сольфеджио;
-доброжелательность, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции интереса учащейся к занятиям, вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность учащихся.
Психологические условия на уроке:
-утверждение радости на уроке;
-психологически-комфортная атмосфера- эмоцоинальное удовлетворение, право учиться на успех;
-личностно-ориентированное общение-учет уровня музыкального развития и индивидуальных способностей;
-дифференцированный подход.
Оборудование и материалы:
Просторное светлое помещение, фортепиано, ноты, портрет композитора, зеркало, ноутбук.
Ход урока:
I ВВЕДЕНИЕ.
Сегодня я проведу урок с уч-ся 4 класса Кабановой Екатериной на тему:
Тема:«Здоровье сберегающие технологии на уроке сольного пения».
Ну и немного об этой теме.
Под здоровье сберегающими образовательными технологиями понимают систему создающую максимально возможные условия для сохранения укрепления и развития духовного эмоционального, психического здоровья всех субъектов образования (учащихся и педагогов).
В эту систему входят
1.учет особенностей возрастного развития учащихся и разработка образовательной стратегии соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности учащегося данной возрастной группы.
2.создание благоприятного эмоционально-психологического климата у учащегося данной возрастной группы.
3.использование разнообразных видов здоровье сберегающей деятельности учащихся направленных на сохранение и повышения резервов здоровья работоспособности.
Цель здоровье сберегающей образовательной технологии обучения-обеспечить учащемуся возможностью сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. И музыкальная терапия может стать эффективным методом сохранения здоровья учащихся.
II РАЗМИНКА.
И так мы начинаем свой урок с самомассажа лица. Очень полезен перед выполнением дыхательных упражнений.
При поглаживании активизируются нервные окончания, расположенные близко к коже. Движения медленные и плавные.
круговые движения в разные стороны вокруг глазниц руками по лицу.
граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам. Сгребаем все плохие мысли. (2*4р)
Побежим от носа пальцами мы к ушкам (стучащими движениями перебегают от носа к ушам по массажным линиям) (2*4р)
поглаживание от подбородка к ушам. (2*4р)
энергичное постукивание зон гайморовых пазух, расположенных над бровями
А теперь погладим шейку медленно сверху – вниз. (4р)
Логоритмическая гимнастика- это форма активного отдыха для снятия напряжения. Мы знаем, что прежде чем начинать занятие пением, певцам необходимо снять внутреннее напряжение, ощутить психологическую и физическую раскованность. Для этого существуют определенные упражнения или разминки. Вот сейчас мы выполним некоторые из них.
Упражнение для смачивания и размягчения голосовых связок
«Шпага»- укалывание кончиком языка каждой щеки. Пожалуйста 1 2 3 4
«Колечко» напряженно стараясь кончиком языка коснуться мягкого неба. (Пожалуйста 1234 и еще раз тянемся достаем 1234)
«Лошадка» - поцокаем язычком 1234. Хорошо.
Снятия напряжения мышц.
Шея расслаблена мягкие движения головы вперед назад вправо влево и круговые движения.(Пожалуйста 1 2 3 4 шея расслаблена влево вправо тихонечко и круговые движения1 2 3 4 и в другую сторону 1234)
Тоже самое делаем с губами. Губы вытянуты в трубочку вперед назад вправо влево и круговые движения. (Пожалуйста 1234 в стороны 1234 и круговые движения 1234 теперь в другую сторону 1234.Хорошо.)
И так переходим к выполнению дыхательных упражнений. Мы с вами знаем, что певческое дыхание это более активная работа дыхательных мышц.
- Скажи пожалуйста Катя, нам нужно во время пения больше брать воздуха чем в разговорной речи?
(Катя) - Нет ненужно.
Правильно ненужно. Нам нужно управлять тем воздухом который у нас уже есть. Поэтому нам необходимо развить и активизировать наши вокальные мышцы с помощью определенных упражнений. Но, сначала мы вспомним правило на дыхание. Пожалуйста.
(Катя)- Организм полностью расслаблен.
Вдох берем носом.
Бесшумно не поднимая плечи берем дыхание через рот или нос.
Зафиксировали дыхание делаем маленькую остановочку.
Спокойно равномерно без толчков выдыхаем воздух.
Хорошо. А теперь мы делаем упражнения на дыхание.
1. Расслабились берем дыхание диафрагмой. Надуваем животик зафиксировали выдыхаем с)))))) держим.
2. «Собачка»-для диафрагмального дыхания
3. «Раздувание огня»-учимся выдыхать плавно воздух
4. «Метелка»-водим рукой и ровно дышим
И упражнения дыхательной гимнастики Александры Николаевны Стрельниковой. Помним резкий шумный вдох и совершенно пассивный выдох.
1) «Ладошки»-и.п.: встать прямо показать ладошки. Делаем короткий, активный вдох носом и одновременно сжимаем кулачки в ладошки (4р)
2) «Погончики»-и.п.:встать прямо, сжатые кулачки кисти рук прижаты к поясу. В момент короткого и шумного вдоха носом с силой толкаем кулаки к полу приэтом кулаки разжимаются (4р)
3) « Обними плечи»(4р)
Мы переходим к логопедичекской гимнастики. Поработаем над дикцией.
1)на букву «Н» - девочка ноет, у нее болит зубик, она прикладывает поочередно то к одной щеке, то к другой, произносит длинно «Н» (по 8 раз)
2)Представим у нас в одном кулачке маленький комарик, он пищит «Зь»,а в другом большой комар, он пищит «З».Давай послушаем их писк.(поочередно по 4 раза)
3)Изобразим звонок в дверь «тр-р-р-р)))))
4)Изобразим дворника с маленькой метелкой «Шь», и большая метла увеличивая амплитуду движения и произносим звук «Ш» (поочередно по 4 раза)
Переходим к Скороговоркам. Проговорим нашу скороговорку.-Ехал Грека через реку-
1)Медленно постепенно с ускорением.
2)Проговорим в разном настроении: удивленно и весело.
Ну, и вспомним скороговорку «Со скакалкой…»которая нам помогает в работе не только с дикцией, но и в развитии дыхания.
III РАСПЕВАНИЕ.
Переходим к распеванию- подготовим голосовой аппарат к пению и активизируем певческое дыхание. Ну, прежде чем перейти к распеванию вспомним правило во время пения
Пожалуйста:(Уч-ся)-следите за положением тела
-спина прямая
-плечи опущены и не поднимать
-голова прямо и без напряжения
-подбородок параллельно полу
-руки свободно опущены
-ноги стоят прямо
-во время пения хорошо открываем рот
- работает только живот
Хорошо. И так мы начинаем распевание.
-закрытым ртом( звук ближе к губам, поднять купол, опустить гортань) «до-ре»
-ма-мэ-ми-мо-му ( все гласные макимально округлить)
-дэ-э-да-а-ду-у-ди
-траляляляля траляляляля на st от «до» до «соль»
-ю-у-у (на st по трезвучию сверху)
-ми-и-и, я-а-а…….
-упражнение «Солнечные зайчики».
Я его взяла специально, чтобы показать как в этом упражнении работают и губы, и кончик языка, и гортань. В этом упражнение чередование вокального легато и стаккато развивают подвижность и легкость голоса.
Пожалуйста мы сейчас пропоем один раз Лиза постарайся спеть весело, легко, живо и четко проговаривая слова.
IV ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННЫХ ПЕСЕН.
Хорошо. И так мы переходим к повторению и закреплению пройденных песен. И мы будем использовать музыкально-рациональную психотерапию. В условиях школы представляет собой совокупность методов и приемов направленных на расширение и обогащение спектра достыпных учащемуся переживаний и формирование мировоззрения, которые помогают быть им здоровым и счастливым. При правильном подходе обьединяются эстекотерапия-это лечение красотой и арттерапия-это лечение
Начнем мы с тобой :
1.«Вечерней песни» композитора Амбруаз Тома. Это классическое произведение. Давай вспомним, что мы знаем об этом композиторе. (франц.комп. 19в.).
В этой песне тебе было домашнее задание учить слова.
Разбор: какой по характеру должна быть колыбельная?
Вот над этой песней мы сегодня и поработаем. Главная наша задача здесь работать над дыханием. Брать дыхание точно по фразам.
1)Давай споем сольфеджио от начало и до конца. Дыхание берем точно по фразам.
2)Теперь усложняем и споем вокализом на слог «лё»-старайся округлять звук и точно по фразам брать дыхание.
3)Теперь споем с текстом. Ну, теперь усложняется наша задача следим за дыханием, четко проговариваем слова и конечно незабываем о характере.
Хорошо. А теперь перейдем к песне 2. «Спор» муз. Андре Гретри (франц. Оперный комп-ор 18в.) В этой песне мы поработаем над дикцией. И так сейчас ты нам
1)произнесешь 1и2 куплет спокойно, но четко как скороговорку, чтобы каждое слово отчетливо было слышно.
2) А теперь споем. Хорошо открываем ротик активно и хорошо работает челюсть. Пожалуйста.
3)Хорошо. А теперь 3 куплет мы тоже произнесем, но шепотом и в ритм песни и четко.
4)Хорошо. А теперь споем всю песню от начало и до конца. Следим за дыханием, четкой дикцией и конечно незабываем о характере. Пожалуйста.
Ну, и в завершении нашего урока давай вспомним 3.Песня «Приходит в гости песнка»муз. Н.Тананко
1)Беседа о характере, настроении песни.
1)эмоциональное исполнение (на лице покажем доброту и улыбку).
V ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
1.Дома перед пением обязательно делать дыхательные и дикционные упражнения.
2. Выучит 2-3 куплет «Вечерняя песня».
3. Песню «Спор» петь легко свободно.
4. Выучить новую сокоговорку- «Офицер рапортовал, да не дорапортовал»
-« Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят, как галчата,
И, как волчата, галчата молчат».
VI ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Урок длился 40 мин. Прошел в хорошем темпе.
Цели и задачи урока выполнены.
Обсуждение положительных и неудачных моментов исполнения.
Учащиеся должна самостоятельно и с помощью педагога проанализировать занятие, дать оценку своего исполнения, обозначить, что получилось, а что пока нет, озвучить способы устранения
Самоанализ урока
Тема урока: «Здоровье сберегающие технологии на уроке сольного пения»
Учащаяся Кабанова Екатерина имеет средние музыкальные данные, работоспособна, занимается добросовестно с полной отдачей, владеет определённым запасом вокальных навыков, музыкальна, умеет слушать себя. На академических концертах показывает стабильно хорошие результаты. Обладает навыками сценической культуры, активно принимает участие в концертных мероприятиях.
Цель урока: Показать эффективность использования здоровье сберегающих технологий на уроке сольного пения, результаты развития вокальных навыков, формирование певческой эмоциональности и выразительности исполнения.
Задачи:
Образовательные-
Развивающие-развить интерес учащейся к сольному пения;
-развить гармонический слух
Воспитательные-воспитать любовь к вокальному искусству;
-воспитывать активность и эмоциональную отзывчивость у учащейся.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Методы и приемы: на уроке использовались словесные, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые методы, музыкальный анализ. Использовался подготовительный этап, самостоятельная работа, работа с дидактическим материалом, был диалог между преподавателем и учащейся.
Этапы работы соблюдены.
Время, отведенное на все этапы урока, распределены рационально. Подводя итог, можно сказать, что поставленные задачи удалось решить, а также сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения, самочувствия.
Урок результативный.


