Доклад : Здоровьесберегающая организация образовательного процесса Зам.директора по УВР МКОУ Тогучинского района «Борцовская средняя школа» Картавцева Наталья Валентиновна
Проблема:
Отсутствие в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья обучающихся
Цель: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе.
Задачи:
организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения
научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром
воспитание культуры здоровья
развитие творческих способностей
мотивация на здоровый образ жизни
научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни
внедрение инновационных педагогических технологий
Ещё в глубокой древности существовали медицинские рекомендации, направленные на создание условий, содействующих развитию детей.С середины XIX века многие врачи отметили значительное распространение среди школьников некоторых заболеваний и патологических состояний. Установили большой процент нарушения зрения, искривлений позвоночника, расстройств пищеварения, нервных заболеваний. Была определена и причинная связь этих заболеваний учащихся с неудовлетворительной организацией процесса обучения и условиями быта.В последнее время, в век глобальных техногенных изменений природы, урбанизации населения, в век высоких технологий и увеличивающегося объёма информации, на фоне резкого снижения качества жизни, усугубления демографического кризиса сложились устойчивые негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей и подростков. Состояние здоровья детского населения страны вызывает очень серьёзные опасения специалистов. За последние 20 лет в 1,5 раза уменьшилось число “зрелых” и “среднезрелых” детей по готовности к обучению. Так, у 50% детей школьного возраста отмечались отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, 30% детей имели нарушения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах, около 70% детей страдали от гиподинамии. Положение на сегодняшний день только ухудшается. По данным Института возрастной физиологии РАО около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, половина школьников страдает теми или иными невротическими синдромами. 30 – 35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. В современной школе до 80% учащихся подвергаются неоправданному стрессу, что в большей степени способствует раннему формированию хронической патологии и её прогрессированию. Внедрение в образовательный процесс новых форм и методов обучения, замена традиционных образовательных программ альтернативными без должного педагогического и медицинского обоснования, как правило, приводит к неадекватному увеличению нагрузок на детей, переутомлению и развитию патологических состояний.
Давайте попытаемся определить факторы, наносящие вред здоровью всех граждан, в том числе и здоровью школьников.
Внешние факторы:
1. Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья.
В России отсутствует культура здоровья. Человек не стремится взять на себя ответственность за свое здоровье. Рождаясь здоровыми, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. Обратившись к врачам, склоняемся к убеждению о зависимости своего здоровья от медицины. Социологический опрос школьников Америки и России показал, что значимость здоровья в Америке ставят на I место, а в России только на IX. Человек не должен допускать болезни, особенно хронические, т.к. в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни в течение длительного времени.Необходимо определить новую стратегию сохранения здоровья, основанную на социальной ценности здоровья личности и идее ответственности каждого человека за свое здоровье как перед обществом, так и перед самим собой.
2. Воздействие неблагоприятных для здоровья экологических факторов.
В нашей стране большая часть территории – зоны экологического неблагополучия. Чем слабее, незащищеннее организм человека, (а таков организм ребенка) тем тяжелее последствия для его здоровья от воздействия вредных факторов окружающей среды.
3. Воздействие неблагоприятных для здоровья антропогенных и техногенных факторов.
Это воздействие электромагнитных полей, в “паутине” которых мы проводим большую часть жизни и частых поездок в транспорте (“транспортное утомление”), социально – психологические стрессы, неизбежные при интенсивных межличностных взаимодействиях, травмирующие психику воздействия средств массовой информации, заполонивших эфир рекламой, политическими передачами, сценами насилия и убийств. Эти атрибуты жизни являются причиной значительной части неврозов, депрессий, психосоматических заболеваний, проявлений агрессии, роста потребления алкоголя и наркотиков.
4. Отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения.
1) Отсутствие последовательной и непрерывной системы обучения здоровью. Информация о здоровье часто отрывочна, случайна, не носит системного характера и часто противоречива.
2) Отсутствие межведомственного подхода к решению проблем, связанных со здоровьем.
3) Низкий уровень санитарно – гигиенической, просветительской работы. Проводимая работа (литература, телепрограммы, лекции и т.д._ ориентируют преимущественно на лечение, а не на предупреждение заболеваний, не раскрываются факторы риска, а главное – пути их преодоления.
4) Отсутствует мода на здоровье. Физический имидж (хорошеее физическое развитие, стройность и т.п.).
5) Мало внимания уделяется вопросам формирования культуры отдыха (телевизор, алкоголь, и т.п. не компенсирует последствия накопившегося профессионального утомления и не обеспечивает подготовку к следующему трудовому дню).
5. Несовершенство законодательной, нормативно – правовой базы, регламентирующей деятельность по охране здоровья населения, в частности, детей, подростков школьного возраста.
6. Несформированность культуры здоровья у учителей, неблагополучие их состояния здоровья.
Значительная часть учителей слабо подготовлена по вопросам возрастных особенностей ребенка, психологии и физиологии детского и подросткового организма, закономерностям развития ребенка и т.п Реже объектом внимания и критики становится недостаточная грамотность учителей в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Исследования показывают, что по этим вопросам компетентность учителей на уровне других специалистов с высшим образованием: инженеров, экономистов и др. Но даже при наличии знаний в этой области, учитель не всегда является носителем культуры здоровья. В этом одна из причин неблагополучия состояния здоровья учительства, которых относят к группе риска.
Кроме названных существует группа внутришкольных факторов, оказывающих воздействие на здоровье школьников, имеющих непосредственное отношение к проблеме здоровьесберегающих технологий это:
I. Гигиенические условия, представляющие угрозу здоровья.
- Шум, освещенность, воздушная среда, размер помещений, дизайн, цвет стен, используемые стройматериалы, краска
мебель: размеры, размещение в помещении;
видеоэкранные средства – компьютеры, телевизор;
пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания;
экологическое состояние прилегающей территории;
состояние сантехнического оборудования.
II. Учебно-организационнные факторы: зависящие в большей степени от администрации школы
объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника;
расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году;
организационно – педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.);
объем физической нагрузки – за неделю, за месяц ( на уроках физической культуры, на переменах, во внеурочное время);
медицинское и психологическое обеспечение школы;
участие родителей в жизни школы;
психологический климат педагогического коллектива;
наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся.
III. Психолого – педагогические факторы (зависящие в большей степени от учителя)
Психологический климат в классах, на уроке, наличие эмоциональных разрядок;
Стиль педагогического общения учителя с учащимися;
Характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок;
Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно группы риска);
Особенности работы с “трудными подростками” в классе.
Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
Степень ограничений в свободе естественных телесных эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках;
Личностные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений;
Состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью.
Обремененность учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения;
Степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя.
Профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.
По данным исследованиям Российской Академии Наук вместе с приготовлением домашних заданий рабочий день современного школьника составляет
9-10 часов в начальной школе;
10 – 11 часов в основной;
13 – 15 часов в средней школе.
Отсюда у детей повышенная утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, низкая сопротивляемость болезням и т.п.
Среди учащихся больше детей с нарушениями зрения. Хроническое утомление приводит к ряду заболеваний соматического и психического характера.
Итак, многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования убеждают педагогов и руководителей системы образования в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников. Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования. В частности, “Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года” предусматривает создание условий для повышения качества общего образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Главными задачами современной школы являются: воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенку; использование доступных каждой школе средств охраны здоровья и развития школьника. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Все это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя, который должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных определенных условиях успех конкретного обучающегося.
Интересно, какое же место занимают здоровьесберегающие технологии в системе общеобразовательного обучения детей? Понятие “здоровьесберегающие технологии” появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и нередко воспринимается многими педагогами как необходимость появления в школах чего-то яркого, красивого и необычного, например, фитобаров, кабинета физиотерапии, обеспечение детей кислородными коктейлями и т.п. Все это, конечно, относится к охране здоровья учащихся, но называть отдельные мероприятия, связанные со здоровьем, “здоровьесберегающей технологией” нельзя.
Главной целью педагогической (образовательной) технологии является достижение заданного образовательного результата в обучении, воспитании и развитии, а наукой доказано, что здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье учащихся, тем продуктивнее обучение, и, следовательно, чем выше активность и противостояние возможному негативному воздействию извне, тем успешнее протекает адаптация к условиям среды . Здоровьесберегающие технологии не могут по определению выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из важных задач, связанных с достижением главной цели.
Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Если забота о здоровье учащихся является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и осуществляется на профессиональной основе, то только тогда можно говорить о реализации в школе здоровьесберегающих технологий, и результатом их внедрения будет защита здоровья учащихся и педагогов от воздействия негативных факторов, в первую очередь связанных с образовательным процессом.
Рассмотрим несколько групп здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.
1. Медико-гигиенические технологии, которые включают комплекс мер, направленных на соблюдение надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПинНов.
2. Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. В основном данные технологии реализуются на уроках физкультуры и в работе спортивных секций.
3. Экологические здоровьесберегающие технологии помогают воспитывать у школьников любовь к природе, стремление заботиться о ней, приобщение учащихся к исследовательской деятельности в сфере экологии и т.п., все это обладает мощным педагогическим воздействием, формирующим личность, укрепляющим духовно-нравственное здоровье учащихся.
4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, строители, представители коммунальной службы и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранения, требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ.
5. Здоровьесберегающие образовательные технологии следует признать наиболее значимыми из всех перечисленных по степени влияния на здоровье учащихся. Главный их отличительный признак – не место, где они реализуются, а использование психолого-педагогических приемов, методов, технологий, подходов к решению возникающих проблем.
В настоящее время к здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”), на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.
Здоровьесберегающая организация учебного процесса.
Обеспечение гигиенических условий образовательного процесса Включают следующие требования:
создание спокойной звуковой обстановки, устранение раздражающих посторонних звуков способствует созданию благоприятного психологического климата;
естественное и искусственное освещение. Освещение боковое естественное во всех помещениях должно быть слева. Слишком яркие светильники, прямые солнечные лучи также как, и низкая освещенность вызывают утомляемость. Оконные проемы должны быть оборудованы тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся по цвету со стенами, мебелью. Цвет интерьера не должен быть насыщенно коричневым, насыщенно-голубым, красным, черным, белым, насыщенно-зеленым. Такая обстановка раздражает или угнетает учащихся. Рекомендуется использовать материал и краски, создающие матовую поверхность светлых тонов желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого. Мебель должна быть цвета натурального дерева или светло-зеленого.
Воздушно – тепловой режим. tо воздуха в классах должна быть в пределах 18-21о. Необходимо не менее 2-х раз в день осуществлять сквозное проветривание.
Для предотвращения перегрузки, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья следует выполнять рекомендации:
Для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровья учащихся.
Физиологически обоснованной является продолжительность урока в 45 минут. Исключение составляют лишь ученики 1-х классов, для которых урок должен длиться 35 минут в соответствии с низкой устойчивостью внимания. Для учащихся 2-х классов рекомендуется комбинировать урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления (чтение художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др.). В остальных классах рекомендуется проведение физкультминуток на 4-ом уроке через 20 мин от его начала или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса (фазы умственного беспокойства). Такая работа необходима для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статического напряжения. Сдвоенные уроки не рациональны, за исключением тех случаев, когда проводятся лабораторные, контрольные работы, уроки труда и занятия физкультурой в зимнее время при выполнении программы по лыжной подготовке.
Основные современные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:
- рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;
- в содержательной части урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;
- количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и т.д.) должно быть 4-7, а их смена осуществляться через 7-10 мин.;
- в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;
- в течение урока должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания (при выборе технологий необходимо учитывать и то: способствуют ли они активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся);
- обучение должно производиться с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);
- должен осуществляться контроль научности изучаемого материала;
- необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся;
- необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
- на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки(шутки, улыбка, юмор) т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее, внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.
- нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся;
- необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физкультминутки, определять их место, содержание и длительность (лучше на 20-ой и 35-ой минутах урока, длительностью - 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого).
- необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.
Для подготовки и проведения урока, отвечающего всем вышеперечисленным требованиям, необходима профессиональная компетентность учителя в вопросах здоровьесберегающих образовательных технологий, в связи с чем возникает необходимость в дополнительном повышении квалификации учителей любой специальности и работающих с разным контингентом обучающихся.
В настоящее время доказано, что при несоблюдении здоровьесберегающих образовательных технологий педагогами в течение урока у обучающихся развивается раньше утомление, чем при соблюдении, что способствует повышению двигательной активности, понижению работоспособности и в итоге ведет к отрицательному эмоциональному состоянию, также к повышенной тревожности и незащищенности у школьников. А, как известно, длительное утомление может привести к переутомлению, что отразится, в первую очередь, на здоровье ребенка, а, во вторую, – на успеваемость его в обучении. Возникают не только признаки физического утомления, но и ухудшается психическое состояние, что может проявиться подавленностью, необоснованными тревогами, тягостными ощущениями своей неполноценности. В результате появляются изменения характера. Если меры медико-санитарной реабилитации не осуществляются, и учебные занятия продолжаются на фоне переутомления, это неблагоприятно отражается на дальнейшем росте и развитии организма, на состоянии здоровья обучающегося. Соблюдение же психогигиенических норм позволило бы предотвратить ход развития такой ситуации.
Современным обществом востребовано не только повышение качества образования, и совершенствование его структуры, но и укрепление здоровья обучающихся, и обеспечение психологического комфорта участникам педагогического процесса. Это продиктовано быстрыми темпами развития высоких технологий, а также устойчивыми негативными тенденциями в динамике состояния здоровья детей и подростков. Одним из способов решения проблемы ухудшающегося состояния здоровья детского населения, является строгая реализация здоровьесберегающих технологий в процессе обучения в образовательных учреждениях.