МБОУ СОШ№ 18 г. Канск
Зарубицкая Людмила Михайловна
учитель -дефектолог
Здоровьесберегающая организация урока для детей с ОВЗ
обучающихся по адаптированным программам.
Одна из основных задач образовательного процесса в школе, состоит в том, чтобы найти такие способы организации занятий, которые соответствовали бы возрастным и психофизическим этапам социального развития учащихся.
Безусловно, на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы, как генетическая обусловленность, неблагоприятные социальные и экологические условия развития, но в тоже время с негативным влиянием на здоровье детей влияют и школьные факторы.
Внутришкольные факторы риска:
Интенсификация обучения - это передача большего объема учебной информации обучаемым при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний;
Стрессовая педагогическая тактика;
Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
Нерациональная организация учебной деятельности;
Низкая функциональная грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.
От учителя «основной фигуры педагогического процесса» – зависит, какое влияние на здоровье ученика оказывает его пребывание в школе, процесс обучения.
Работая с детьми с ограниченными возможностями, я поставила перед собой такую проблему: Как сделать образовательный процесс максимально благоприятным для детей с ОВЗ?
Здоровьесберегающая организация учебного процесса – важнейшая задача как образования в целом, так и каждого учителя в частности.
Понятие «образовательная среда» включает в себя весь комплекс условий образовательного процесса, т.е. организацию учебного процесса, обстановку в классе, в школе.
Факторы, зависящие от грамотно организованной деятельности
Несомненно, что особое значение имеет рациональная организация самого процесса образования: структура учебного года и расписание учебных занятий.
Повышению работоспособности до оптимального уровня способствуют:
- утренняя зарядка:
-упражнения, подготавливающие школьника к последующей умственной деятельности;
-своеобразная разминка, ускоряющая врабатывание;
-подготовка рабочего места.
Правильная организация учебной деятельности:
- интенсивность, смена периодов высокой и более низкой активности ;
- индивидуальные особенности школьника (мотивация, интерес),
- условия выполнения самой работы (показателями состояния воздуха, обстановкой, шумом и др.),
- самочувствие ребёнка.
Здоровьесберегающая методика обучения предполагает рациональную организацию урока. Физиологически обоснованным считается урок продолжительностью 45 мин. Исключение составляют лишь ученики 1 класса, для которых урок должен длиться 35 мин в соответствии с низкой устойчивостью их внимания. Для учащихся 2 класса рекомендуется комбинированный урок с использованием последних 10 мин для снятия утомления – чтение, игры, разучивание комплекса физических упражнений. В остальных классах нужно проводить физкультминутки на втором и последующих уроках, примерно через 20 мин от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса – фазы двигательного беспокойства.
Постепенно в процессе работы начинает развиваться утомление. Вначале оно субъективно не ощущается, однако затем проявляется рядом внешних признаков.
Внешние признаки утомления при умственном труде
Объекты наблюдения | Утомление |
незначительное | значительное | резкое |
Внимание | редкие отвлечения | рассеянное, частые отвлечения | ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствуют |
Поза | непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища | частая смена поз, повороты головы в стороны, поддерживание головы руками, облокачивание | стремление положить голову на стол, вытянуться, облокачивание на спинку стула |
Движения | точные | неуверенные, замедленные | суетливые движения рук, пальцев, ухудшение почерка |
Интерес к новому материалу | живой интерес, задаёт вопросы | слабый интерес, отсутствие вопросов | полное отсутствие интереса, апатия |
Мыслительная деятельность в своей основе имеет стресс, конечным звеном которого в биологическом плане является движение. Если же ученик в процессе умственной деятельности двигаться не может, это приводит к формированию очага застойного возбуждения в центральной нервной системе. Кроме того, в организме в течение учебного дня скапливается значительный объем гормонов, сопровождающих развитие стресса. Вот почему короткие периоды двигательной активности непосредственно в процессе занятий защищают от преждевременного утомления, а после завершения учебной работы позволяет снять застойную «рабочую» доминанту и устранить накопившиеся гормоны стресса. Это явление получило название «активного отдыха» (И.М.Сеченов).
Физические упражнения в виде физкультминуток и физкультпауз призваны решать целый ряд задач:
предупреждение раннего умственного утомления и восстановление работоспособности (решение этой задачи достигается активизацией мозгового кровообращения и переключением внимания);
устранение застойных явлений в кровообращении и в дыхательной системе (эффективными оказываются ритмичные чередования сокращений и расслаблений мышц брюшного пресса и ног);
предупреждение нарушений зрения (обеспечивается упражнениями с последовательным напряжением и расслаблением мышц, отвечающих за аккомодацию);
устранение длительного растяжения и расслабления мышц – разгибателей спины, отвечающих за осанку (с помощью упражнений именно на эти мышцы).
Время начала физкультминутки выбирает сам учитель, ориентируясь на состояние, когда у значительной части учащихся начинает проявляться утомление (при обычной структуре урока это происходит приблизительно на 25-30-й минутах). В течение урока проводится в начальной школе 2 физкультминутки, в среднем звене 1 физминутка, включающие 3-5 физических упражнений во время урока по предметам теоретического цикла (2-3 мин) или урока труда (5-7 мин). Они обязательны на третьем и последующих уроках.
Физкультминутки проводятся в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Спёртый воздух в классе при этом недопустим, поэтому до того, как приступить к выполнению упражнений, следует открыть форточки, остановить текущую работу и предложить детям подготовиться к физкультминутке. Дети расстегивают воротнички и принимают исходное положение. Учитель произносит команды четким, громким голосом; он же показывает упражнения, которые выполняются впервые.
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, делая одолжение учителю, желаемого результата не даст. Желательно, чтобы учитель не оставался безучастным наблюдателем (или надзирателем), но и сам выполнял упражнения
Можно предположить, что при выполнении описанных выше рекомендаций, урок будет соответствовать условиям здоровьсберегающей педагогики.
Познавательная деятельность школьника включает специальные виды учебной работы, способствующие сохранению здоровья ребенка и развивающие его с позиции требований завтрашнего дня и с учетом возрастных особенностей.
Вид деятельности | 1 кл | 2 кл | 3 кл | 4 кл |
1.Письменная работа (типа списывание) | 5-7 мин | 7-10 мин | 10-15 мин | 10-15 мин |
2. Письменная работа с опорой на рисунок | 6-7 мин | 10-12 мин | 10-15 мин | 10-20 мин |
3. Чтение про себя | 1-2 мин | 5-7 мин | 5-10 мин | 8-10 мин |
4. Связное изложение мыслей | 1-2 мин | 2-3 мин | 3-5 мин | 5-8 мин |
5. Ручной труд, рисование | 5-10 мин | 10-15 мин | 15-20 мин | 15-25 мин |
6. Громкое чтение | 1-2 мин | 1-2 мин | 3-5 мин | мин |
7. Длительность беседы | 3-5 мин | 5-7 мин | 7-10 мин | 7-15 мин |
8. Монологическое изложение | 3 мин | 4-5 мин | 7-10 мин | 10-15 мин |
9. Обсуждение ответов на вопросы | 15 сек | 5-10 сек | 8-10 сек | 5-8 сек |
10.Экспозиция при демонстрировании наглядности | 30-60 сек | 30-60 сек | 30-50 сек | 30-40 сек |
11. Домашние задания даются с учетом индивидуальных особенностей детей | 35 мин | 45 мин | 60 мин | 1,5 час |
Обеспечение здоровья учащихся решается через образовательную, воспитательную и организационную деятельность учителя работающего с детьми с ОВЗ.
Организационная работа включает знакомство с результатами ежегодного медосмотра, их учёт в учебной и воспитательной работе, помощь родителям в построении рациональной и здоровой жизни учащихся и семьи в целом, координация работы по формированию предпосылок здоровья с другими учителями. Важно уточнить общие требования к оценке освоения учебного материала. Скоординировать межпредметные связи так, чтобы каждая дисциплина способствовала подкреплению знаний, полученных на других уроках, расширению общего кругозора. Выработать стратегию и тактику индивидуального обучения. Согласовать объем и трудность домашних заданий, сроки проведения контрольных заданий.
Положительным моментом в проведении урока является применение разнообразных педагогических методов и приёмов обучения:
Проведение на уроке разнообразных динамических пауз, дыхательной гимнастики, упражнений, направленных на поддержание у учащегося высокого уровня работоспособности;
2. Упорядочение системы разноуровневых домашних заданий, их дозировка, выбор,
творческий характер, соизмерение объёма домашних заданий и степени их сложности с
возможностями каждого ученика;
3. Учёт индивидуальных психофизических способностей и особенностей ребенка;
4. Включение в содержание уроков «анатомических» текстовых задач, упражнений, заданий,
связанных с изучением своего собственного здоровья;
5. Личный пример учителя;
6. Организация рефлексии;
7. Игровые методы психокоррекции.
Первые признаки утомления во время урока служат сигналом к выполнению физкультминуток. (дети начинают чаще отвлекаться, теряют интерес и внимание, ослабевает память, нарушается почерк, снижается работоспособность)
Требования к проведению физкультминуток:
комплексы подбираются в зависимости от вида занятия, его содержания, должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно, их результативность;
физкультминутка проводится на начальном этапе утомления, положительном эмоциональном фоне, так как более позднее их проведение не дает желаемого результата;
предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц;
для каждого класса необходимо выработать 2-3 условных вербально- поведенческих знака («якоря» в терминологии нейролингвистического программирования), позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников в другой режим деятельности.
При проведении физкультминутки возможны следующие ошибки:
подбор упражнений без учета вида деятельности на данном уроке;
увеличение или уменьшение продолжительности упражнений (не учитывается степень утомления детей);
выполнение движений с недостаточной амплитудой движений.
Приведу примеры физминуток, которые использую на своих уроках:
1. Примеры эмоциональных настроев на урок.
Начинать уроки лучше всего, настраивая обучающихся на положительные эмоции. Учитель говорит слова, дети повторяют за ним:
Приветствие
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: ”Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.
Прозвенел звонок и смолк – начинается урок.
На уроке не зевай: слушай, думай, отвечай.
И тогда ты в свой дневник «пять» получишь, ученик!
На начало урока, в соответствии с предметом, использую различные настрои:
Урок математики
Вот опять звенит звонок,
Приглашает на урок.
Будем правильно считать,
И делить и умножать.
Урок русского языка
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь!
- Руки? ( На месте)
- Ноги? (На месте)
- Руки? (У края)
- Спина? (Прямая)
На уроке русского языка, математики дети открывают тетрадь для работы со словами:
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я от вас друзья не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду ровно, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Урок чтения
Мы будем выговаривать,
Мы будем проговаривать,
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Такие, физминутки активизируют внимание учащихся.
2. Комплекс упражнений на дыхание.
Дыхательные упражнения используются для восстановления и совершенствования навыков дыхания, а также как профилактики простудных заболеваний. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Статические дыхательные упражнения выполняются без движения конечностей и туловища, а динамические - сопровождаются движениями.
Чаще такие упражнения использую на первом уроке.
Дыхательная гимнастика ( «Беседа инопланетян»)
Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м», одновременно постукивать пальцами по крыльям носа. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.
Дыхательная медитация
Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка... Нежный аромат цветка... Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.
Чудо-нос
Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо,
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание...
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим: Глубже, шире.
Шарик - упражнение использую на уроке и коррекционном занятии.
Дети очень любят это упражнение. Оно способствует и снятию напряжения (стресса)
Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счет: один, два, три, четыре, — дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счет 1-8 медленно выдыхают.
«Свеча»- Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
«Дышим носом» - Исходное положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.
«Ныряльщик» - Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.
3. Комплекс упражнений для глаз.
Проводится для профилактики нарушений зрения и активизации работы мышц. Очень много использую упражнений в стихотворной форме. Каждый ребёнок заучивает физминутку и проводит на уроках.
А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо -
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
А глаза закрой руками.
Движение глазами в различном направлении
«Круг» - Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
4. Комплекс упражнений направленных на развитие кистей и пальцев рук.
Пальчиковые гимнастики – улучшают координацию произвольных движений, восстанавливают ослабленные мышцы, помогают снимать мышечное напряжение.
На уроках, особенно письма, большое внимание следует уделять развитию мелкой моторики рук. Ещё Иммануил Кант говорил: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом». Учёные, изучая деятельность детского мозга, психику, отметили большое стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие.
Упражнения, направленные на работу кистей и пальцев рук, развивают речь, мышление ребёнка, в то же время, способствуя развитию самой кисти и пальцев рук. Упражнения для кистей рук способствуют также и оздоровлению всего организма.
Массаж ушных раковин.
• потянуть вниз мочки ушей (10 раз);
• «хлопание ушами» – четырьмя пальцами прижать уши к щекам и отпустить (10 раз);
2. Колечко.
3. Кулак – ребро – ладонь.
4. Лезгинка.
5. Зеркальное рисование.
6. Ухо – нос.
7. Змейка.
8. Упражнения с мешочками.
Передача мешочка перед собой.
Передача мешочка за спиной.
Передача мешочка над головой.
Передача мешочка за ножкой.
Подбрасываем мешочек двумя руками и ловим двумя руками.
Подбрасываем мешочек одной рукой и ловим другой рукой.
5. Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика- улучшает подвижность артикуляционных органов, укрепляет мышечную систему языка, губ, щёк, (уменьшает напряжённость артикуляционных органов)
1. «Птенчики». Широко раскрыть рот и подержать его открытым (под счёт до 10).
2. «Улыбка» - губы растянуть в улыбке (подержать под счёт до 10).
3. «Хоботок» - губы вытянуть вперёд (подержать под счёт до 10).
4. Попеременное выполнение «Улыбки» и «Хоботка» (10-15 раз).
5. «Часики»- движение кончиком языка вправо- влево (10-15 раз).
6. «Вкусное варенье» - широким языком обхватить верхнюю губу, занести язык в рот (10-15 раз).
В наших руках возможность создать в школе такую ситуацию успеха для каждого ребёнка, которая будет способствовать формированию положительной мотивации процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряжённость, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса, реализуя основы здоровьесберегающих технологий при организации учебно-воспитательного процесса.