СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающая организация урока для детей с ОВЗ обучающихся по адаптированным программам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал подготовлен для проведения мастер-класса. Подборка физминуток направлена на снятия утомления во время урока и способствует сохранению здоровья обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающая организация урока для детей с ОВЗ»

МБОУ СОШ№ 18 г. Канск

Зарубицкая Людмила Михайловна

учитель -дефектолог

Здоровьесберегающая организация урока для детей с ОВЗ
обучающихся по адаптированным программам.

Одна из основных задач образовательного процесса в школе, состоит в том, чтобы найти такие способы организации занятий, которые соответствовали бы возрастным и психофизическим этапам социального развития учащихся.

Безусловно, на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы, как генетическая обусловленность, неблагоприятные социальные и экологические условия развития, но в тоже время с негативным влиянием на здоровье детей влияют и школьные факторы.

Внутришкольные факторы риска:

  • Интенсификация обучения - это передача большего объема учебной информации обучаемым при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний;

  • Стрессовая педагогическая тактика;

  • Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

  • Нерациональная организация учебной деятельности;

  • Низкая функциональная грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.

От учителя «основной фигуры педагогического процесса» – зависит, какое влияние на здоровье ученика оказывает его пребывание в школе, процесс обучения.

Работая с детьми с ограниченными возможностями, я поставила перед собой такую проблему: Как сделать образовательный процесс максимально благоприятным для детей с ОВЗ?

Здоровьесберегающая организация учебного процесса важнейшая задача как образования в целом, так и каждого учителя в частности.

Понятие «образовательная среда» включает в себя весь комплекс условий образовательного процесса, т.е. организацию учебного процесса, обстановку в классе, в школе.


Факторы, зависящие от грамотно организованной деятельности

Несомненно, что особое значение имеет рациональная организация самого процесса образования: структура учебного года и расписание учебных занятий.

Повышению работоспособности до оптимального уровня способствуют:

- утренняя зарядка:

-упражнения, подготавливающие школьника к последующей умственной деятельности;

-своеобразная разминка, ускоряющая врабатывание;

-подготовка рабочего места.

Правильная организация учебной деятельности:

- интенсивность, смена периодов высокой и более низкой активности ;

- индивидуальные особенности школьника (мотивация, интерес),

- условия выполнения самой работы (показателями состояния воздуха, обстановкой, шумом и др.),

- самочувствие ребёнка.


Здоровьесберегающая методика обучения предполагает рациональную организацию урока. Физиологически обоснованным считается урок продолжительностью 45 мин. Исключение составляют лишь ученики 1 класса, для которых урок должен длиться 35 мин в соответствии с низкой устойчивостью их внимания. Для учащихся 2 класса рекомендуется комбинированный урок с использованием последних 10 мин для снятия утомления – чтение, игры, разучивание комплекса физических упражнений. В остальных классах нужно проводить физкультминутки на втором и последующих уроках, примерно через 20 мин от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса – фазы двигательного беспокойства.

Постепенно в процессе работы начинает развиваться утомление. Вначале оно субъективно не ощущается, однако затем проявляется рядом внешних признаков.

Внешние признаки утомления при умственном труде

Объекты наблюдения

Утомление

незначительное

значительное

резкое

Внимание

редкие отвлечения

рассеянное, частые отвлечения

ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствуют

Поза

непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища

частая смена поз, повороты головы в стороны, поддерживание головы руками, облокачивание

стремление положить голову на стол, вытянуться, облокачивание на спинку стула

Движения

точные

неуверенные, замедленные

суетливые движения рук, пальцев, ухудшение почерка

Интерес к новому материалу

живой интерес, задаёт вопросы

слабый интерес, отсутствие вопросов

полное отсутствие интереса, апатия

Мыслительная деятельность в своей основе имеет стресс, конечным звеном которого в биологическом плане является движение. Если же ученик в процессе умственной деятельности двигаться не может, это приводит к формированию очага застойного возбуждения в центральной нервной системе. Кроме того, в организме в течение учебного дня скапливается значительный объем гормонов, сопровождающих развитие стресса. Вот почему короткие периоды двигательной активности непосредственно в процессе занятий защищают от преждевременного утомления, а после завершения учебной работы позволяет снять застойную «рабочую» доминанту и устранить накопившиеся гормоны стресса. Это явление получило название «активного отдыха» (И.М.Сеченов).

Физические упражнения в виде физкультминуток и физкультпауз призваны решать целый ряд задач:

  • предупреждение раннего умственного утомления и восстановление работоспособности (решение этой задачи достигается активизацией мозгового кровообращения и переключением внимания);

  • устранение застойных явлений в кровообращении и в дыхательной системе (эффективными оказываются ритмичные чередования сокращений и расслаблений мышц брюшного пресса и ног);

  • предупреждение нарушений зрения (обеспечивается упражнениями с последовательным напряжением и расслаблением мышц, отвечающих за аккомодацию);

  • устранение длительного растяжения и расслабления мышц – разгибателей спины, отвечающих за осанку (с помощью упражнений именно на эти мышцы).

Время начала физкультминутки выбирает сам учитель, ориентируясь на состояние, когда у значительной части учащихся начинает проявляться утомление (при обычной структуре урока это происходит приблизительно на 25-30-й минутах). В течение урока проводится в начальной школе 2 физкультминутки, в среднем звене 1 физминутка, включающие 3-5 физических упражнений во время урока по предметам теоретического цикла (2-3 мин) или урока труда (5-7 мин). Они обязательны на третьем и последующих уроках.

Физкультминутки проводятся в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Спёртый воздух в классе при этом недопустим, поэтому до того, как приступить к выполнению упражнений, следует открыть форточки, остановить текущую работу и предложить детям подготовиться к физкультминутке. Дети расстегивают воротнички и принимают исходное положение. Учитель произносит команды четким, громким голосом; он же показывает упражнения, которые выполняются впервые.

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, делая одолжение учителю, желаемого результата не даст. Желательно, чтобы учитель не оставался безучастным наблюдателем (или надзирателем), но и сам выполнял упражнения

Можно предположить, что при выполнении описанных выше рекомендаций, урок будет соответствовать условиям здоровьсберегающей педагогики.

Познавательная деятельность школьника включает специальные виды учебной работы, способствующие сохранению здоровья ребенка и развивающие его с позиции требований завтрашнего дня и с учетом возрастных особенностей.

Вид деятельности

1 кл

2 кл

3 кл

4 кл

1.Письменная работа

(типа списывание)

5-7 мин

7-10 мин

10-15 мин

10-15 мин

2. Письменная работа с опорой на рисунок

6-7 мин

10-12 мин

10-15 мин

10-20 мин

3. Чтение про себя

1-2 мин

5-7 мин

5-10 мин

8-10 мин

4. Связное изложение мыслей

1-2 мин

2-3 мин

3-5 мин

5-8 мин

5. Ручной труд, рисование

5-10 мин

10-15 мин

15-20 мин

15-25 мин

6. Громкое чтение

1-2 мин

1-2 мин

3-5 мин

    1. мин

7. Длительность беседы

3-5 мин

5-7 мин

7-10 мин

7-15 мин

8. Монологическое изложение

3 мин

4-5 мин

7-10 мин

10-15 мин

9. Обсуждение ответов на вопросы

15 сек

5-10 сек

8-10 сек

5-8 сек

10.Экспозиция при демонстрировании наглядности

30-60 сек

30-60 сек

30-50 сек

30-40 сек

11. Домашние задания даются с учетом индивидуальных особенностей детей

35 мин

45 мин

60 мин

1,5 час

Обеспечение здоровья учащихся решается через образовательную, воспитательную и организационную деятельность учителя работающего с детьми с ОВЗ.

Организационная работа включает знакомство с результатами ежегодного медосмотра, их учёт в учебной и воспитательной работе, помощь родителям в построении рациональной и здоровой жизни учащихся и семьи в целом, координация работы по формированию предпосылок здоровья с другими учителями. Важно уточнить общие требования к оценке освоения учебного материала. Скоординировать межпредметные связи так, чтобы каждая дисциплина способствовала подкреплению знаний, полученных на других уроках, расширению общего кругозора. Выработать стратегию и тактику индивидуального обучения. Согласовать объем и трудность домашних заданий, сроки проведения контрольных заданий.

Положительным моментом в проведении урока является применение разнообразных педагогических методов и приёмов обучения:

  1. Проведение на уроке разнообразных динамических пауз, дыхательной гимнастики, упражнений, направленных на поддержание у учащегося высокого уровня работоспособности;

2. Упорядочение системы разноуровневых домашних заданий, их дозировка, выбор,

творческий характер, соизмерение объёма домашних заданий и степени их сложности с

возможностями каждого ученика;

3. Учёт индивидуальных психофизических способностей и особенностей ребенка;

4. Включение в содержание уроков «анатомических» текстовых задач, упражнений, заданий,

связанных с изучением своего собственного здоровья;

5. Личный пример учителя;

6. Организация рефлексии;

7. Игровые методы психокоррекции.

Первые признаки утомления во время урока служат сигналом к выполнению физкультминуток. (дети начинают чаще отвлекаться, теряют интерес и внимание, ослабевает память, нарушается почерк, снижается работоспособность)

Требования к проведению физкультминуток:

  • комплексы подбираются в зависимости от вида занятия, его содержания, должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно, их результативность;

  • физкультминутка проводится на начальном этапе утомления,  положительном эмоциональном фоне, так как более позднее их  проведение не дает желаемого результата;

  • предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц;

  • для каждого класса необходимо выработать 2-3 условных вербально- поведенческих знака («якоря» в терминологии нейролингвистического программирования), позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников в другой режим деятельности.

При проведении физкультминутки возможны следующие ошибки:

  • подбор упражнений без учета вида деятельности на данном уроке;

  • увеличение или уменьшение продолжительности упражнений (не учитывается степень утомления детей);

  • выполнение движений с недостаточной амплитудой движений.

Приведу примеры физминуток, которые использую на своих уроках:

1. Примеры эмоциональных настроев на урок.

Начинать уроки лучше всего, настраивая обучающихся на положительные эмоции. Учитель говорит слова, дети повторяют за ним:

Приветствие

  1. Придумано кем-то просто и мудро
    При встрече здороваться: ”Доброе утро!”
    Доброе утро солнцу и птицам!
    Доброе утро доверчивым лицам!
    И каждый становится добрым, доверчивым.
    Доброе утро длится до вечера.


  1. Прозвенел звонок и смолк – начинается урок.

На уроке не зевай: слушай, думай, отвечай.

И тогда ты в свой дневник «пять» получишь, ученик!


На начало урока, в соответствии с предметом, использую различные настрои:

Урок математики

Вот опять звенит звонок,

Приглашает на урок.

Будем правильно считать,

И делить и умножать.

Урок русского языка

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь!

- Руки? ( На месте)

- Ноги? (На месте)

- Руки? (У края)

- Спина? (Прямая)


На уроке русского языка, математики дети открывают тетрадь для работы со словами:

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я от вас друзья не скрою:

Ручку я вот так держу.

Сяду ровно, не согнусь,

За работу я возьмусь.


Урок чтения

Мы будем выговаривать,

Мы будем проговаривать,

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Такие, физминутки активизируют внимание учащихся.



2. Комплекс упражнений на дыхание.

Дыхательные упражнения используются для восстановления и совершенствования навыков дыхания, а также как профилактики простудных заболеваний. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Статические дыхательные уп­ражнения выполняются без движения конечностей и туловища, а ди­намические - сопровождаются движениями.

Чаще такие упражнения использую на первом уроке.


Дыхательная гимнастика ( «Беседа инопланетян»)

Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м», одновременно постукивать пальцами по крыльям носа. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-гло­точный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.


Дыхательная медитация

Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка... Нежный аромат цветка... Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух про­сачивается наружу. Вдох. Выдох.


Чудо-нос

Носиком дышу,

Дышу свободно,

Глубоко и тихо,

Как угодно.

Выполню задание,

Задержу дыхание...

Раз, два, три, четыре –

Снова дышим: Глубже, шире.

 

Шарик - упражнение использую на уроке и коррекционном занятии.

Дети очень любят это упражнение. Оно способствует и снятию напряжения (стресса)

Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счет: один, два, три, четыре, — дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счет 1-8 медленно выдыхают.


«Свеча»- Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

«Дышим носом» - Исходное положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

«Ныряльщик» - Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

3. Комплекс упражнений для глаз.

Проводится для профилактики нарушений зрения и активизации работы мышц. Очень много использую упражнений в стихотворной форме. Каждый ребёнок заучивает физминутку и проводит на уроках.

А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо -
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
А глаза закрой руками.



Движение глазами в различном направлении

«Круг» - Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

4. Комплекс упражнений направленных на развитие кистей и пальцев рук.


Пальчиковые гимнастики – улучшают координацию произвольных движений, восстанавливают ослабленные мышцы, помогают снимать мышечное напряжение.

На уроках, особенно письма, большое внимание следует уделять развитию мелкой моторики рук. Ещё Иммануил Кант говорил: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом». Учёные, изучая деятельность детского мозга, психику, отметили большое стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие.

Упражнения, направленные на работу кистей и пальцев рук, развивают речь, мышление ребёнка, в то же время, способствуя развитию самой кисти и пальцев рук. Упражнения для кистей рук способствуют также и оздоровлению всего организма.

  1. Массаж ушных раковин.

• потянуть вниз мочки ушей (10 раз);

  • помассировать всю ушную раковину (10 раз)

• «хлопание ушами» – четырьмя пальцами прижать уши к щекам и отпустить (10 раз);

2. Колечко.

3. Кулак – ребро – ладонь.

4. Лезгинка.

5. Зеркальное рисование.

6. Ухо – нос.

7. Змейка.

8. Упражнения с мешочками.

    • Передача мешочка перед собой.

    • Передача мешочка за спиной.

    • Передача мешочка над головой.

    • Передача мешочка за ножкой.

    • Подбрасываем мешочек двумя руками и ловим двумя руками.

    • Подбрасываем мешочек одной рукой и ловим другой рукой.


5. Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики.


Артикуляционная гимнастика- улучшает подвижность артикуляционных органов, укрепляет мышечную систему языка, губ, щёк, (уменьшает напряжённость артикуляционных органов)

1. «Птенчики». Широко раскрыть рот и подержать его открытым (под счёт до 10).

2. «Улыбка» - губы растянуть в улыбке (подержать под счёт до 10).

3. «Хоботок» - губы вытянуть вперёд (подержать под счёт до 10).

4. Попеременное выполнение «Улыбки» и «Хоботка» (10-15 раз).

5. «Часики»- движение кончиком языка вправо- влево (10-15 раз).

6. «Вкусное варенье» - широким языком обхватить верхнюю губу, занести язык в рот (10-15 раз).


В наших руках возможность создать в школе такую ситуацию успеха для каждого ребёнка, которая будет способствовать формированию положительной мотивации процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряжённость, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса, реализуя основы здоровьесберегающих технологий при организации учебно-воспитательного процесса.

Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

Здоровьесберегающая организация урока для детей с ОВЗ обучающихся по адаптированным программам.         «Образование должно стать фактором  укрепления здоровья, а не его разрушения…»  В.Ф.Базарный

Здоровьесберегающая организация урока для детей с ОВЗ обучающихся по адаптированным программам.

«Образование должно стать фактором укрепления здоровья, а не его разрушения…» В.Ф.Базарный

Факторы,  влияющие на здоровье ребёнка: Генетическая обусловленность Неблагоприятные социальные и экологические условия развития Внутри- школьные факторы

Факторы, влияющие на здоровье ребёнка:

Генетическая обусловленность

Неблагоприятные социальные и экологические условия развития

Внутри-

школьные факторы

Внутришкольные факторы риска: интенсификация учебного процесса; стрессовая педагогическая тактика; несоответствие методик и технологий обучения  возрастным и функциональным возможностям  школьников; нерациональная организация учебной деятельности; низкая функциональная грамотность педагогов и  родителей в вопросах охраны и укрепления  здоровья.

Внутришкольные факторы риска:

  • интенсификация учебного процесса;
  • стрессовая педагогическая тактика;
  • несоответствие методик и технологий обучения

возрастным и функциональным возможностям

школьников;

  • нерациональная организация учебной деятельности;
  • низкая функциональная грамотность педагогов и

родителей в вопросах охраны и укрепления

здоровья.

Факторы, зависящие от грамотно организованной деятельности педагога Правильная организация учебной деятельности Рациональная организация процесса образования: Повышение работоспособности до оптимального уровня: Структура учебного года Интен- Расписание учебных занятий сивность Условия выполнения самой работы Индивидуальные особенности школьников Упражнения, подготавливаю щие школьника к умственной деятельности Смена периодов активности Утренняя зарядка Самочувствие

Факторы, зависящие от грамотно организованной деятельности педагога

Правильная организация учебной деятельности

Рациональная организация процесса образования:

Повышение работоспособности до оптимального уровня:

Структура учебного года

Интен-

Расписание учебных занятий

сивность

Условия выполнения самой работы

Индивидуальные особенности школьников

Упражнения, подготавливаю

щие школьника к умственной деятельности

Смена периодов активности

Утренняя зарядка

Самочувствие

Структура учебного года   I четверть (8 недель) II четверть (7 недель) III четверть (10 недель) IV четверть (9 недель)  Следует учитывать: 2 недели – постепенное врабатывание; 4-5 недель –умственная работоспособность; Далее – снижение работоспособности.

Структура учебного года

  • I четверть (8 недель)
  • II четверть (7 недель)
  • III четверть (10 недель)
  • IV четверть (9 недель)

Следует учитывать:

2 недели – постепенное врабатывание;

4-5 недель –умственная работоспособность;

Далее – снижение работоспособности.

Расписание учебных занятий   При составлении расписания следует учитывать: 1 урок – работоспособность низкая; 2-3 урок – высокая работоспособность; 4- 6 урок – работоспособность снижается.

Расписание учебных занятий

При составлении расписания следует учитывать:

  • 1 урок – работоспособность низкая;
  • 2-3 урок – высокая работоспособность;
  • 4- 6 урок – работоспособность снижается.

Динамика работоспособности  на уроке 1 фаза врабатывание 3-5 минут.  2 фаза оптимальной работоспособности  10-15 мин - младшие школьники,  20-25 мин – среднее звено 3 фаза преодолеваемого утомления (с 30-35 мин до 45 мин - снижение работоспособности)

Динамика работоспособности на уроке

  • 1 фаза врабатывание 3-5 минут.
  • 2 фаза оптимальной работоспособности

10-15 мин - младшие школьники,

20-25 мин – среднее звено

  • 3 фаза преодолеваемого утомления

(с 30-35 мин до 45 мин - снижение работоспособности)

Внешние признаки утомления   Объекты наблюдения Утомление незначительное Внимание Поза значительное редкие отвлечения Движения непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища рассеянное, частые отвлечения резкое ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствуют частая смена поз, повороты головы в стороны, поддерживание головы руками, облокачивание точные Интерес к новому материалу стремление положить голову на стол, вытянуться, облокачивание на спинку стула неуверенные, замедленные живой интерес, задаёт вопросы суетливые движения рук, пальцев, ухудшение почерка слабый интерес, отсутствие вопросов полное отсутствие интереса, апатия

Внешние признаки утомления

Объекты наблюдения

Утомление

незначительное

Внимание

Поза

значительное

редкие отвлечения

Движения

непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища

рассеянное, частые отвлечения

резкое

ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствуют

частая смена поз, повороты головы в стороны, поддерживание головы руками, облокачивание

точные

Интерес к новому материалу

стремление положить голову на стол, вытянуться, облокачивание на спинку стула

неуверенные, замедленные

живой интерес, задаёт вопросы

суетливые движения рук, пальцев, ухудшение почерка

слабый интерес, отсутствие вопросов

полное отсутствие интереса, апатия

Нормы целостной деятельности   Вид деятельности 1 кл 1.Письменная работа 2 кл (списывание) 5-7 мин 2. Письменная работа с опорой на рисунок 3. Чтение про себя 6-7 мин 7-10 мин 3 кл 10-15 мин 4. Связное изложение мыслей 4 кл 10-12 мин 1-2 мин 5. Ручной труд, рисование 1-2 мин 5-7 мин 10-15 мин 10-15 мин 5-10 мин 5-10 мин 10-20 мин 2-3 мин 6. Громкое чтение 1-2 мин 10-15 мин 8-10 мин 3-5 мин 7. Длительность беседы 15-20 мин 5-8 мин 3-5 мин 1-2 мин 8. Монологическое изложение 9. Обсуждение ответов на вопросы 3 мин 15-25 мин 3-5 мин 5-7 мин 3-5 4-5 мин 15 сек 7-10 мин 10.Экспозиция при демонстрировании наглядности 7-15 мин мин 7-10 мин 5-10 сек 11. Домашние задания даются с учетом индивидуальных особенностей детей 30-60 сек 8-10 сек 10-15 мин 30-60 сек 35 мин 5-8 сек 30-50 сек 45 мин 30-40 сек 60 мин 1,5 час

Нормы целостной деятельности

Вид деятельности

1 кл

1.Письменная работа

2 кл

(списывание)

5-7 мин

2. Письменная работа с опорой на рисунок

3. Чтение про себя

6-7 мин

7-10 мин

3 кл

10-15 мин

4. Связное изложение мыслей

4 кл

10-12 мин

1-2 мин

5. Ручной труд, рисование

1-2 мин

5-7 мин

10-15 мин

10-15 мин

5-10 мин

5-10 мин

10-20 мин

2-3 мин

6. Громкое чтение

1-2 мин

10-15 мин

8-10 мин

3-5 мин

7. Длительность беседы

15-20 мин

5-8 мин

3-5 мин

1-2 мин

8. Монологическое изложение

9. Обсуждение ответов на вопросы

3 мин

15-25 мин

3-5 мин

5-7 мин

3-5

4-5 мин

15 сек

7-10 мин

10.Экспозиция при демонстрировании наглядности

7-15 мин

мин

7-10 мин

5-10 сек

11. Домашние задания даются с учетом индивидуальных особенностей детей

30-60 сек

8-10 сек

10-15 мин

30-60 сек

35 мин

5-8 сек

30-50 сек

45 мин

30-40 сек

60 мин

1,5 час

Педагогические методы и приёмы обучения с позиции здоровьесбережения 1. Проведение на уроке разнообразных динамических пауз, дыхательной гимнастики, упражнений, направленных на поддержание у учащегося высокого уровня работоспособности;  2. Упорядочение системы разноуровневых домашних заданий, их дозировка, выбор, творческий характер, соизмерение объёма домашних заданий и степени их сложности с возможностями каждого ученика; 3. Учёт индивидуальных психофизических способностей и особенностей ребенка;  4. Включение в содержание уроков «анатомических» текстовых задач, упражнений, заданий, связанных с изучением своего собственного здоровья;  5. Личный пример учителя;  6. Организация рефлексии;  7. Игровые методы психокоррекции.

Педагогические методы и приёмы обучения с позиции здоровьесбережения

1. Проведение на уроке разнообразных динамических пауз, дыхательной гимнастики, упражнений, направленных на поддержание у учащегося высокого уровня работоспособности;

2. Упорядочение системы разноуровневых домашних заданий, их дозировка, выбор, творческий характер, соизмерение объёма домашних заданий и степени их сложности с возможностями каждого ученика;

3. Учёт индивидуальных психофизических способностей и особенностей ребенка;

4. Включение в содержание уроков «анатомических» текстовых задач, упражнений, заданий, связанных с изучением своего собственного здоровья;

5. Личный пример учителя;

6. Организация рефлексии;

7. Игровые методы психокоррекции.

Требования к проведению физкультминуток:   комплексы подбираются в зависимости от вида занятия, его  содержания; физкультминутка проводится на начальном этапе утомления,  положительном эмоциональном фоне; предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц;  для каждого класса необходимо выработать 2-3 условных  вербально- поведенческих знака («якоря» в терминологии  нейролингвистического программирования), позволяющих  быстрее и эффективнее переключать школьников в другой  режим деятельности.

Требования к проведению физкультминуток:

  • комплексы подбираются в зависимости от вида занятия, его

содержания;

  • физкультминутка проводится на начальном этапе утомления,  положительном эмоциональном фоне;
  • предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц;
  • для каждого класса необходимо выработать 2-3 условных

вербально- поведенческих знака («якоря» в терминологии

нейролингвистического программирования), позволяющих

быстрее и эффективнее переключать школьников в другой

режим деятельности.

Виды физминуток:  дыхательная гимнастика;  зрительная гимнастика;  пальчиковая гимнастика;  кинезиологические упражнения;  упражнения для снятия общего или локального  утомления и правильной осанки;

Виды физминуток:

  • дыхательная гимнастика;
  • зрительная гимнастика;
  • пальчиковая гимнастика;
  • кинезиологические упражнения;
  • упражнения для снятия общего или локального

утомления и правильной осанки;

  • музыкальные подвижные физминутки;
  • релаксационные физминутки;
  • артикуляционные физминутки.
5 Примеры психологических настроев  используемых на уроках  Приветствие 1. Придумано кем-то просто и мудро  При встрече здороваться: ”Доброе утро!”  Доброе утро солнцу и птицам!  Доброе утро доверчивым лицам!  И каждый становится добрым, доверчивым.  Доброе утро длится до вечера.   2. Прозвенел звонок и смолк – начинается урок.  На уроке не зевай: слушай, думай, отвечай.  И тогда ты в свой дневник «пять» получишь, ученик!

5

Примеры психологических настроев используемых на уроках

Приветствие

1. Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: ”Доброе утро!” Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро доверчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым. Доброе утро длится до вечера.

2. Прозвенел звонок и смолк – начинается урок.

На уроке не зевай: слушай, думай, отвечай.

И тогда ты в свой дневник «пять» получишь, ученик!

Математика Вот опять звенит звонок,  Приглашает на урок.  Будем правильно считать,  И делить и умножать.  Русский язык  Долгожданный дан звонок,  Начинается урок!  Очень тихо вы садитесь  И работать не ленитесь!  - Руки? ( На месте)  - Ноги? (На месте)  - Руки? (У края)  - Спина? (Прямая)  Видео (я тетрадь свою открою)

Математика

Вот опять звенит звонок,

Приглашает на урок.

Будем правильно считать,

И делить и умножать.

Русский язык

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь!

- Руки? ( На месте)

- Ноги? (На месте)

- Руки? (У края)

- Спина? (Прямая)

Видео (я тетрадь свою открою)

Комплекс упражнений на дыхание Дыхательная гимнастика ( «Беседа инопланетян»)  Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м», одновременно постукивать пальцами по крыльям носа. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние. Дыхательная медитация  Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка... Нежный аромат цветка... Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдо х.

Комплекс упражнений на дыхание

  • Дыхательная гимнастика ( «Беседа инопланетян»)

Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м», одновременно постукивать пальцами по крыльям носа. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.

  • Дыхательная медитация

Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка... Нежный аромат цветка... Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдо х.

Чудо-нос Носиком дышу,  Дышу свободно, Глубоко и тихо, Как угодно. Выполню задание,  Задержу дыхание...  Раз, два, три, четыре – Снова дышим: Глубже, шире.  Шарик Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счет: один, два, три, четыре, — дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счет 1-8 медленно выдыхают.

Чудо-нос

Носиком дышу,

Дышу свободно,

Глубоко и тихо,

Как угодно.

Выполню задание,

Задержу дыхание...

Раз, два, три, четыре –

Снова дышим: Глубже, шире.

Шарик

Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счет: один, два, три, четыре, — дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счет 1-8 медленно выдыхают.

Комплекс упражнений для глаз  А сейчас, а сейчас  Всем гимнастика для глаз.  Глаза крепко закрываем,  Дружно вместе открываем.  Снова крепко закрываем  И опять их открываем.  Смело можем показать,  Как умеем мы моргать.  Головою не верти,  Влево посмотри,  Вправо погляди.  Глазки влево, глазки вправо -  Упражнение на славу.  Глазки вверх, глазки вниз,  Поработай, не ленись!  И по кругу посмотрите.  Прямо, ровно посидите.  Посидите ровно, прямо,  А глаза закрыв руками.

Комплекс упражнений для глаз

А сейчас, а сейчас Всем гимнастика для глаз. Глаза крепко закрываем, Дружно вместе открываем. Снова крепко закрываем И опять их открываем. Смело можем показать, Как умеем мы моргать. Головою не верти, Влево посмотри, Вправо погляди. Глазки влево, глазки вправо - Упражнение на славу. Глазки вверх, глазки вниз, Поработай, не ленись! И по кругу посмотрите. Прямо, ровно посидите. Посидите ровно, прямо, А глаза закрыв руками.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Кинезиологические упражнения  (гимнастика мозга) 1. Массаж ушных раковин. 2. Колечко. 3. Кулак – ребро – ладонь. 4. Лезгинка. 5. Зеркальное рисование. 6. Ухо – нос. 7. Змейка.

Кинезиологические упражнения (гимнастика мозга)

1. Массаж ушных раковин.

2. Колечко.

3. Кулак – ребро – ладонь.

4. Лезгинка.

5. Зеркальное рисование.

6. Ухо – нос.

7. Змейка.

Гимнастика мозга

Гимнастика мозга

«КУЛАЧОК»   Как сожму я кулачок, (сжать руки в кулачки) Да поставлю на бочок. (поставить кулачки большими пальцами вверх) Разожму ладошку, (распрямить кисть)   Положу на ножку. ( положить руку на парту ладонью вверх)  Видео Мы капусту солим

«КУЛАЧОК»

Как сожму я кулачок,

(сжать руки в кулачки)

Да поставлю на бочок.

(поставить кулачки

большими пальцами вверх)

Разожму ладошку,

(распрямить кисть)

  Положу на ножку.

( положить руку на парту

ладонью вверх)

Видео Мы капусту солим

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ.    Разминаем поясницу,  Мы не будем торопиться.  Вправо, влево повернись,  На соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны)  Чтобы стать ещё умнее,  Мы слегка покрутим шеей.  Раз и два, раз и два,  Закружилась голова. (Вращение головой в стороны)  Приседания у нас,  Приседает целый класс.  Раз – два – три – четыре – пять,  Ноги надо нам размять. (Приседания)  От разминки польза есть?  Что ж, пора за парты сесть.  

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ.

Разминаем поясницу,

Мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись,

На соседа оглянись.

(Повороты туловища в стороны)

Чтобы стать ещё умнее,

Мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два,

Закружилась голова.

(Вращение головой в стороны)

Приседания у нас,

Приседает целый класс.

Раз – два – три – четыре – пять,

Ноги надо нам размять.

(Приседания)

От разминки польза есть?

Что ж, пора за парты сесть.

 

Упражнения для снятие напряжения с позвоночника

Упражнения для снятие напряжения с позвоночника

Музыкальные релаксационные упражнения   «Волшебный сон». Реснички опускаются, Глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем, Сном волшебным засыпаем.  Дышится легко, ровно, глубоко.  Руки, ноги отдыхают,  Шея не напряжена  И расслаблена.  Губы чуть приоткрываются,  Все спокойно расслабляются,  Дышится легко, ровно, глубоко.

Музыкальные релаксационные упражнения

«Волшебный сон».

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Руки, ноги отдыхают,

Шея не напряжена

И расслаблена.

Губы чуть приоткрываются,

Все спокойно расслабляются,

Дышится легко, ровно, глубоко.

Артикуляционные упражнения 1. «Птенчики». Широко раскрыть рот и подержать его  открытым (под счёт до 10). 2. «Улыбка» - губы растянуть в улыбке  (подержать под счёт до 10). 3. «Хоботок» - губы вытянуть вперёд  (подержать под счёт до 10). 4. Попеременное выполнение «Улыбки»  и «Хоботка» (10-15 раз). 5. «Часики»- движение кончиком языка  вправо- влево (10-15 раз). 6. «Вкусное варенье» - широким  языком обхватить верхнюю губу,  занести язык в рот (10-15 раз).

Артикуляционные упражнения

1. «Птенчики». Широко раскрыть рот и подержать его

открытым (под счёт до 10).

2. «Улыбка» - губы растянуть в улыбке

(подержать под счёт до 10).

3. «Хоботок» - губы вытянуть вперёд

(подержать под счёт до 10).

4. Попеременное выполнение «Улыбки»

и «Хоботка» (10-15 раз).

5. «Часики»- движение кончиком языка

вправо- влево (10-15 раз).

6. «Вкусное варенье» - широким

языком обхватить верхнюю губу,

занести язык в рот (10-15 раз).

ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ  И ФИЗМИНУТКИ «ДЕРЕВЦЕ»   Дует ветер нам в лицо.  (махать руками ладошками к себе) Закачалось деревцо. (руки подняты, покачивания туловищем из стороны в сторону)  Ветерок всё тише-тише, (плавно опустить руки)  Деревце всё выше-выше.  (поднять руки и тянуться вверх)

ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ФИЗМИНУТКИ

«ДЕРЕВЦЕ»

  Дует ветер нам в лицо.

(махать руками ладошками к себе)

Закачалось деревцо.

(руки подняты, покачивания

туловищем из стороны в сторону)

Ветерок всё тише-тише,

(плавно опустить руки)

Деревце всё выше-выше.

(поднять руки и тянуться вверх)

Критерии удачного с точки зрения здоровьесбережения урока   отсутствие усталости у учащихся и педагога; положительный эмоциональный настрой; удовлетворение от сделанной работы; желание продолжить работу.

Критерии удачного с точки зрения здоровьесбережения урока

  • отсутствие усталости у учащихся и педагога;
  • положительный эмоциональный настрой;
  • удовлетворение от сделанной работы;
  • желание продолжить работу.