Здоровьесберегающее обучение и воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Одной из приоритетных задач современной школы должны стать сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них здорового образа жизни, так во многих исследованиях рассматривается качество здоровья как детского, так и взрослого населения. Дети оказываются больными уже с момента рождения, не менее 80% хронических заболеваний у детей развивается в раннем возрасте.
Сохранить здоровье детей - одна из главных проблем, стоящих сегодня перед педагогами, врачами, родителями, так как здоровье ребенка -один из факторов успешной учебы в школе. Через несколько лет нынешние школьники войдут в активную самостоятельную общественную жизнь, каким будет их соматическое и психофизическое здоровье зависит от взрослых, которые их окружают.
Педагог должен владеть информацией о здоровье детей, с которыми ему предстоит работать, о методах и приемах здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания. Врач А.А.Дубровский в «Открытом письме врача учителю» советует:
1. Не повреди здоровью школьника;
2.Научись видеть душу в глазах ребенка;
3.Никогда не высмеивай его, не злись и не кричи;
4.Будь терпелив, требователен и снисходителен к ученику;
5.Будь всегда в хорошем настроении;
6.Постоянно повышай самооценку школьника, будь справедлив к нему;
7.Добивайся доверия ученика и береги его;
8.Умей беречь здоровье учащихся и свое собственное. Твое хорошее
здоровье - добрый пример школьникам.
Основной показатель здоровьеформирующей деятельности школы-интерната –это развитие у воспитанников (на основе учета их психофизических особенностей) способности в своём будущем к самостоятельному жизнепроживанию в существующих общественно -экономических условиях, т.е. у учеников школы-интерната должны быть развиты необходимые житейские умения и навыки, профессионально-трудовые умения и навыки, сформированы позитивная Я-концепция, чувство социальной ответственности , потребность в здоровом образе жизни, что возможно при использовании в ежедневной работе здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания.
Педагоги школы, составляя поурочное планирование, планы воспитательной работы соблюдают необходимые гигиенические критерии рациональной организации урока, занятия, способствующие сохранению здоровья школьника, как физического, так и психического .
Учителя начальных классов, Куклина Р.Я.,Винокурова Э.П., Бабайкина И.В., Юрьева Т.С., Кислицына Н.Е. имея достаточный опыт работы в школе ни один свой урок не проводят без включения физкультминуток, упражнений для снятия усталости кистей рук, глаз.
Педагоги старших классов придерживаются на уроках принципов коррекционно - развивающего обучения, в ходе которых задействуются все анализаторы и высшие психические функции, происходит чередование видов деятельности, учитываются индивидуальные способности учеников, осуществляется дифференцированный подход, т.е. деление детей на группы по возможностям обучения, использование на уроках материала по уровню развития учащихся. Опытные учителя Новоселова Г.П., Малинкина Е.А., Малинкина С.Н., Романова Т.А., Милютина Т.И., Соловьева Г.Н., Бондарева Е.В., Иванова Л.В.,Сидоркин Н.А. на своих уроках в старших классах уделяют умело сочетают приемы и методы работы по своим предметам, позволяющие чередовать виды деятельности, при необходимости используют ТСО, ИКТ в дозированном виде, включают в урок физкультпаузы, обращают внимание на соблюдение в кабинете положительного микроклимата, санитарно- гигиенических норм и правил.
Здоровьесберегающее образование нельзя представить без создания культурологического пространства в образовательном учреждении. В школе – интернате работает сеть дополнительного образования: кружки художественно- эстетического, декоративно-прикладного, спортивного направления, система детского самоуправления, где в атмосфере партнерства, сотрудничества детей и взрослых рождаются творческие идеи, красивые вещи.
Другой элемент современного культурологического пространства - это видеоэкологическая обстановка (по Н.К.Смирнову). В соответствии с этим в школе - интернате каждая комната, класс, коридоры, рекреации имеют красочное оформление, которое несет эстетическую и практическую направленность, положительно влияя на психику воспитанников и взрослых, как фактор позитивного влияния, воспитания красотой.
Для привития воспитанникам навыков здорового образа жизни педагоги в школе - интернате ведут работу по таким направлениям:
личная гигиена (зарядка, водные процедуры);
режим дня, гигиена умственного труда, чередование учёбы с отдыхом ;
грамотное экологическое поведение (прогулки, экскурсии);
двигательная активность ( игры, занятия спортом, физкультпаузы);
психогигиена (управление эмоциями);
половое воспитание, подготовка к семейной жизни;
отказ от вредных привычек ;
безопасное поведение в быту, на улице, в школе.
Материально-техническая база школы позволяет проводить занятия физкультурой и спортом в современном спортивном зале, на оборудованной спортивной площадке с необходимым спортивным инвентарем. Занятия лечебной физкультурой проводятся в красивом специальном зале, где имеются тренажеры, сухой бассейн, мягкие модули для проведения упражнений лечебной физкультуры. В школе имеется зал для занятий ритмической гимнастикой с зеркалами, ковром и необходимыми предметами.
Таким образом, педагоги школы-интерната знают и успешно применяют на практике разнообразные методы, приемы снятия эмоционального и интеллектуального напряжения, методы укрепления и сбережения здоровья учеников с ограниченными возможностями здоровья.