«Забота о здоровье – это важнейший труд педагогов. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Эти слова принадлежат замечательному русскому педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому.
Здоровье подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны.
Одной из главных задач любого общеобразовательного учреждения является сохранение и укрепление здоровья детей. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. В настоящее время они имеют общее название «Здоровьесберегающие технологии».
Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей, и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.
Так что же такое «здоровьесберегающие технологии»?
«Здоровьесберегающие технологии – это целостная система воспитательно – оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятия, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и медика, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая.
Здоровьесберегающая технология, по мнению российского педагога В.Д. Сонькина, - это:
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Можно выделить следующие типы здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие (это: профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, организация здорового питания).
Оздоровительные (это: физическая подготовка, физиотерапия, закаливание, гимнастика, массаж).
Воспитание культуры здоровья (это: факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и общешкольные мероприятия, конкурсы и т.д.).
Следовательно, стратегия реализации здоровьесберегающих технологий это такая организация образовательного процесса, при котором качественное обучение, развитие и воспитание учащихся происходит без нанесения ущерба их здоровью.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в расширенном смысле можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.
Работа школы, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, может только тогда считаться полноценной и эффективной, когда в полной мере, профессионально и в единой системе реализуются здоровьесберегающие технологии.
Для решения существующих проблем в практику работы нашей школы широко внедряются различные воспитательные программы, способствующие формированию основ здоровому образу жизни с использованием здоровьесберегающих технологий.
Содержание проводимой работы по здоровьесбережению, направлено на создание условий, обеспечивающих развитие, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, включая повышение двигательной активности, необходимую медицинскую реабилитацию, социальную адаптацию ребят. В своей работе мы ставим задачу научить детей ценить и сохранять свое здоровье, чтобы у них появилось осознанное желание повысить свой образовательный и культурный уровень. Ведь только совокупность всех этих качеств дает здоровую личность, способную к саморазвитию.
Ежедневно в школе проводится утренняя зарядка.
Так же в школе соблюдается режим дня.
Оптимизации двигательной активности детей способствуют «Дни Здоровья», спортивные мероприятия, «Зарница».
Раз в неделю проводятся кулинарные практикумы. На них воспитанников знакомят с технологией приготовления различных блюд, рассказывают о полезных и вредных для здоровья человека продуктах питания.
Среди наших воспитанников есть подростки с вредными привычками и зависимостями. Так как многие воспитанники поступили к нам уже в подростковом возрасте, то пагубная привычка была уже приобретена. На групповых занятиях мы беседуем о последствиях употребления алкоголя, табака и наркотических средств, информируем о современных методах борьбы с ними. Мы хотим выработать у ребят положительное отношение к жизни без вредных привычек, ведь от этого можно получать удовольствие. Результаты данной воспитательной работы уже имеют положительное направление. ( ребята бросили курить).
Подростки знакомятся со способами оказания первой медицинской помощи, получили инструкции о соблюдении техники безопасности жизнедеятельности. Проводятся беседы о личной гигиене подростков, половом воспитании.
В нашей школе педагоги заботятся не только о физическом здоровье детей, но и о психологическом. Проводятся мероприятия нравственно-эстетической направленности.
Обобщая всё вышесказанное, хочу подчеркнуть, что педагоги, медицинские работники, психолог, отдают себе отчёт в том, что счастливый ребенок – это, прежде всего, здоровый ребенок. Ведь сделав выбор в пользу здорового образа жизни, наши воспитанники будут успешны и благополучны, так как во всех начинаниях успех порождает успех.
Приемы релаксации на уроках
Релаксация – это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности.
Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.
Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Следует помнить о том, что при проведении релаксации не нужно ставить цель перед учениками запомнить языковой материал. Релаксация должна освобождать ученика от умственного напряжения
Разрядка с использованием различного вида движения
Учащиеся по команде учителя встают и выполняют простые движения (поднимают руки вверх, вниз, прыгают, топают, имитируют движения). Действия, совершаемые учащимися, могут при выполнении команд сопровождаться проговариванием.
Упражнение на снижение утомления.
Упражнение «Дерево».
И. п.: стоя, ноги вместе. Одновременно со вздохом плавно поднять руки вверх и сложить ладони над головой. Подбородок поднят, грудь развернута, дыхание свободное.
Упражнение для снятия локального мышечного напряжения.
«Железная дорога».
Руки имитируют движение поезда по рельсам. Кисти сцеплены в замок, руки вытянуты и подняты до уровня плеч. Кисти рук описывают большие восьмерки по горизонтали и по вертикали.
Смена статических поз во время урока:
Слушание протекает в следующей позе: расслабились, откинулись на спинку стула, руки свободно висят вдоль тела или сцеплены в замок за спинкой стула.
Цветотерапия.
Игра – цветные сны.
В положении сидя после напряженной работы учащиеся закрывают глаза, прикрывают их ладонями и опускают голову. Учитель называет цвета, а учащиеся стремятся с закрытыми глазами «увидеть» в чем – то заданный цвет (синее небо, зеленая трава, желтое солнце).
Выборочно учитель подходит к детям, касается их плеча и опрашивает о том, что они увидели. Затем учитель называет другой цвет. Длительность цикла – 15-20 сек, общая продолжительность – 1 мин.
Желтый – стимулирует умственную деятельность;
зеленый – умиротворяет, успокаивает;
голубой – снижает кровяное давление, успокаивает;
синий – располагает к серьезности, строгости в поведении;
фиолетовый – возбуждает деятельность сердца и легких, увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям;
черный в небольшой дозе – сосредоточивает внимание.
Рефлексия с пальчиковой гимнастикой.
Совершая массажные движения вдоль пальцев рук, ребенок отвечает на вопросы:
МИЗИНЕЦ. Какие знания, опыт я сегодня получил?
БЕЗЫМЯННЫЙ. Что я делал и чего достиг?
СРЕДНИЙ. Какое у меня настроение?
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ. Кому я сегодня помог, чем порадовал, чему поспособствовал?
БОЛЬШОЙ. Что я сделал для своего здоровья?
«САМОМАССАЖ» - тренажёр для стоп (массажный коврик).
Это квадрат 30 см на 30 см из хлопчатобумажной ткани или другого материала с галькой, пуговицами. Ткань должна быть не тонкой, чтобы ногам было не больно. Тренажёр восстанавливает правильный свод стопы, улучшает циркуляцию крови, активизирует биологические точки. Можно использовать в течении дня.