СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии как средство повышения мотивации учащихся на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мой опыт работы со школьниками разных возрастных категорий как в урочно время так и внеурочные занятия

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии как средство повышения мотивации школьников к обучению»

Здоровьесберегающие технологии как средство повышения мотивации школьников к обучению

Введение.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью.

Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. В силу этих причин проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными

В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам проф. Н.К.Смирнова, “здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся”.

Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

  • технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

  • технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

  • разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

Технологии здоровьесбережения позволяют решить не только основную задачу, стоящую перед ними, но также могут быть использованы как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся.

С этих позиций в настоящей работе и представлен опыт использования современных психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий на уроках физики.

Следует заметить, что физика в подавляющем большинстве школ изучается в среднем и старшем звене, чаще всего, с 7-8 класса, когда у школьников уже начинают проявляться и обостряться различные хронические и “приобретенные” заболевания. Не менее важен и тот факт, что по шкале трудности предметов (по И.Г.Сивкову) физика занимает “почетное” третье место – 9 баллов из 11. По шкале трудности И.Александровой, М. Степановой физика в 9 классе, например, имеет самый высокий ранг трудности. Естественно, что при изучении этого предмета школьникам приходится испытывать значительные интеллектуальные, психоэмоциональные и даже физические нагрузки.

Естественно, что перед учителем физики неизбежно встает задача качественного обучения данному предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

Снятие эмоционального напряжения

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.

На начальном этапе обучения физике это могут быть игровые задания для обобщения знаний (“паспорта сил”, “физические сказки”, кроссворды, задачи-загадки и т.д.). Для старших классов можно использовать задания фантастического или детективного содержания, также активизирующие творческий потенциал. Задания на обобщение материала могут быть представлены в виде рекламы того или иного физического механизма, прибора, закона или явления.

Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения.

Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное физическое явление.

“Поэзия - та же добыча радия. / В год добыча, в грамм труды. / Изводишь единого слова ради / Тысячи тонн словесной руды” - эта цитата из Маяковского неизменно привлекает внимание старшеклассников, когда речь заходит о работах супругов Кюри в области изучения радиоактивности, о выделении радиоактивных элементов. В теме “Строение атома” уместно стихотворения Брюсова “Мир электрона” (см. Приложение), в результате анализа которого происходит повторение темы, затрагиваются вопросы взаимодействия заряженных частиц в атоме, его структуры и т.п. В этот момент процесс обучения как бы скрыт от учащихся, они воспринимают это как некоторое отступление от темы, что позволяет им также снять накопившееся напряжение. К тому же, введение в урок литературных или исторических отступлений служит не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей, а также и воспитательным целям.

Создание благоприятного психологического климата на уроке

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой стороны, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоциональный дискомфорт даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжение помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

К тому же, каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как связан изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

На уроках физики практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях.

Говоря о явлении инерции, целесообразно коснуться вопроса о выполнении правил дорожного движения. При изучении резонанса очень полезными оказываются факты, иллюстрирующие опасное влияние низких звуковых частот (к примеру, в рок-музыке, так популярной у подростков) на функционирование внутренних органов. В урок, посвященный различным видам электромагнитных излучений, обязательно включаются вопросы, связанные с воздействием электромагнитных волн на живые организмы.

Комплексное использование личностно ориентированных технологий.

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии (о них уже шла речь выше).

Личностно ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи: создания атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирования учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создания педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

  • Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока

  • Использование проблемных творческих заданий

  • Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий

  • Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую)

  • Рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников, как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

Использование ТСО как средства интерактивного обучения.

Выше уже отмечалось, что большую роль в решении различных педагогических задач, в том числе, и в вопросах здоровьесбережения, играют технические средства обучения. В современных условиях особое место среди ТСО отводится персональному компьютеру с мультимедиапроектором.

В целом, психолого-педагогическая модель обучения на уроке с компьютерной поддержкой реализует личностно ориентированный подход, а основное внимание уделяется интерактивной деятельности учащихся. В современном понимании наглядность должна быть интеллектуальна, то есть через чувственно-образную форму усиливать, подчёркивать теоретическую сущность изучаемого. Новое теоретическое содержание учащиеся выявляют в ходе организованного учителем активного восприятия материала. Экранная форма компьютерной (и аудиовизуальной) информации даёт редкую пока возможность учителю и классу совместного наблюдения и размышления над фактами, поиска выхода из проблемных учебных ситуаций, сопереживания драматическим моментам истории науки, позволяет по ходу усвоения обсудить актуальность и значимость изучаемого материала.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию нелинейно, с возвратом к нужному фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами.

В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса.

В последнее время компьютерные презентации стали популярны среди педагогов, активно использующих современные технологии в процессе обучения. В этом случае перед учителем открывается широкое поле деятельности с огромными возможностями. Здесь, в отличие от обучающей программы, преподаватель сам волен выбирать форму и последовательность представления материала, расширить содержание и иллюстрировать его как готовыми, так и самостоятельно выполненными рисунками, фотографиями, анимациями и видеофрагментами.

Однако здесь важно соблюдать принцип разумного использования компьютера, поскольку нерациональное применение ТСО в ходе урока может привести к обратным результатам – повышенному утомлению и психоэмоциональному напряжению. Кроме того, неправильно установленный уровень звука и освещения могут негативно воздействовать на слух и зрение учащихся. При подготовке компьютерных презентаций необходимо руководствоваться принципами оптимизации подачи материала: не злоупотреблять ненужной анимацией объектов, подбирать нейтральный фон, не раздражающий глаза, избегать “режущих” глаз цветов и их сочетаний.

Компьютер на уроке позволяет учителю-предметнику реализовать в обучении современные технологии. При этом персональный компьютер следует рассматривать как современное техническое средство обучения, помогающее учителю решать насущные задачи активизации познавательной деятельности и развития нестандартного, творческого мышления учащихся в сочетании с мероприятиями, направленными на охрану физического и психического здоровья школьников.

Заключение.

В настоящее время общество в большой степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, для чего перед образованием ставится задача сформировать устойчивые качества самореализующейся творческой личности и подготовить ее физически, психофизически и духовно к предстоящей самостоятельной жизни в постоянно изменяющихся условиях общества и природной среды.

При комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.

Здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей системы образования, они способствую грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания. Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого отдельного индивидуума, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан.


Использованная информация

  1. Н.Смирнов. Как обучать школьников без ущерба для их здоровья, М., Чистые пруды, 2005

  2. Селевко П.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998

  3. http://pedsovet.org/forum/index.php?s=4941aabe3689e2798500473207a3eac3&act=Attach&type=post&id=166

  4. http://tco-physics.narod.ru/


Просмотр содержимого презентации
«Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии»

Здоровьесберегающие  технологии на уроках биологии

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…».  В.А.Сухомлинский .

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…».

В.А.Сухомлинский .

Актуальность здоровьесбережения отражена в следующих документах:      Закон РФ «Об образовании»;  Национальная доктрина образования в России;   Концепция модернизации российского образования;   Концепция непрерывного образования;  Национальная образовательная инициатива  «Наша новая школа» (п.5 Сохранение и укрепление здоровья школьников);

Актуальность здоровьесбережения отражена в следующих документах:

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Национальная доктрина образования в России;

  • Концепция модернизации российского образования;

  • Концепция непрерывного образования;

  • Национальная образовательная инициатива

«Наша новая школа» (п.5 Сохранение и укрепление здоровья школьников);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования (ФГОС)
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.  ( Н.К. Смирнов)

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.

( Н.К. Смирнов)

Принципы здоровьесбергающих технологий:

Принципы здоровьесбергающих технологий:

  • Организация обучения через разные каналы восприятия информации (зрение, слух, ощущение) в зависимости от возрастных особенностей учащихся, а также целей и задач урока;
  • Создание здоровьесберегающего пространства классной комнаты;
  • Знание недельных зон работоспособности и планирование уроков разной степени сложности;
  • Знание об уровнях работоспособности учащихся в течение рабочего дня;
  • Планирование контрольных работ, уроков нового материала, уроков обобщения в зависимости от места урока в сетке расписания;
  • Распределение интенсивности умственной нагрузки в течение урока и рабочего дня.
Работоспособность в течение  рабочей недели 1-6 классы

Работоспособность в течение рабочей недели 1-6 классы

Работоспособность в течение  рабочей недели 7-11 классы

Работоспособность в течение рабочей недели 7-11 классы

Работоспособность в течение  учебного дня 1-6 классы

Работоспособность в течение учебного дня 1-6 классы

Работоспособность в течение  учебного дня 7-11 классы

Работоспособность в течение учебного дня 7-11 классы

Урок - главная форма образования в школе  Как сделать 40 (45) минут детской жизни насыщенными и интересными?   Как привить интерес к учёбе, к предмету, стремление к самостоятельному получению знаний, к самосовершенствованию?   Как «научить ученика учиться»?

Урок - главная форма образования в школе

Как сделать 40 (45) минут детской жизни насыщенными и интересными?

Как привить интерес к учёбе, к предмету, стремление к самостоятельному получению знаний, к самосовершенствованию?

Как «научить ученика учиться»?

Критерии здоровьесбережения  и уровни гигиенической рациональности урока Гигиенические условия в классе (кабинете):  чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п.

Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока

  • Гигиенические условия в классе (кабинете):

чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п.

  • Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.
Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока Критерии здоровье- сбережения Характерис-тика Плотность урока  Рациональный уровень Количество времени, затраченное школьником на работу  Недостаточно рацио-нальный Не менее 60% и не более Нерацио-нальный  75-80%  85-90% Более  90%

Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока

Критерии здоровье- сбережения

Характерис-тика

Плотность урока

Рациональный уровень

Количество времени, затраченное школьником на работу

Недостаточно рацио-нальный

Не менее 60% и не более

Нерацио-нальный

75-80%

85-90%

Более

90%

Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока   Критерии здоровье- сбережения Характерис-тика Количество видов учебной деятель-  Рациональный уровень ности Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слуша-ние, рассказ, ответы на вопросы, рассматривание,  Недостаточ-но рацио-нальный Списывание и др.  Нерацио-нальный 4-7  2-3 1-2

Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока

Критерии здоровье- сбережения

Характерис-тика

Количество видов учебной деятель-

Рациональный уровень

ности

Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слуша-ние, рассказ, ответы на вопросы, рассматривание,

Недостаточ-но рацио-нальный

Списывание и др.

Нерацио-нальный

4-7

2-3

1-2

Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока Критерии здоровье- сбережения Рациональ-ный  Недостаточно рациональный Не более Нерацио-нальный   10 мин. 11-15 мин. Более  15 мин. Средняя продолжи- тельность и частота чередования видов деятельности

Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока

Критерии здоровье- сбережения

Рациональ-ный

Недостаточно рациональный

Не более

Нерацио-нальный

10 мин.

11-15 мин.

Более

15 мин.

Средняя продолжи- тельность и частота чередования видов деятельности

Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока Критерии здоровье- сбережения Количество видов пре-подавания Характеристика  Рацио-нальный уровень Виды препода- вания: словесный, наглядный, самостоятель-ная или практическая работа, аудиовизуаль- ный  Недостаточно рацио-нальный Нера-циональный Не менее  3-х 2 1

Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока

Критерии здоровье- сбережения

Количество видов пре-подавания

Характеристика

Рацио-нальный уровень

Виды препода- вания: словесный, наглядный, самостоятель-ная или практическая работа, аудиовизуаль- ный

Недостаточно рацио-нальный

Нера-циональный

Не менее

3-х

2

1

Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока Критерии здоровье- сбережения Характерис-тика Чередование видов преподава-ния  Рациональный уровень  Недостаточно рацио-нальный Не позже, чем через 10-15 мин. Плотность урока Нерацио-нальный Через 15-20 мин.  Не чере-дуются Не менее 60% и не более Количество времени, затраченное школьником на работу  75-80% 85-90% Более  90%

Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока

Критерии здоровье- сбережения

Характерис-тика

Чередование видов преподава-ния

Рациональный уровень

Недостаточно рацио-нальный

Не позже, чем через 10-15 мин.

Плотность урока

Нерацио-нальный

Через

15-20 мин.

Не чере-дуются

Не менее 60% и не более

Количество времени, затраченное школьником на работу

75-80%

85-90%

Более

90%

Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока. Критерии здоровье- сбережения Характерис-тика  Рациональ-ный  Недостаточ-но рацио-нальный На 20 и 35 минуте по 1 минуте из 3-х легких упражне-ний с 3-4 повторе-ниями каждого  Нерацио-нальный 1 физкульт-минутка с неправиль-ным содер- жанием или продолжи- тельностью Отсутст-вует Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления Физкультми-нутки, динами-ческие паузы, гимнастика для глаз, массаж активных точек

Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока.

Критерии здоровье- сбережения

Характерис-тика

Рациональ-ный

Недостаточ-но рацио-нальный

На 20 и 35 минуте по 1 минуте из 3-х легких упражне-ний с 3-4 повторе-ниями каждого

Нерацио-нальный

1 физкульт-минутка с неправиль-ным содер- жанием или продолжи- тельностью

Отсутст-вует

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления

Физкультми-нутки, динами-ческие паузы, гимнастика для глаз, массаж активных точек

Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока Критерии здоровье- сбережения Характерис-тика  Рациональный  Недостаточ-но рацио-нальный На 20 и 35 минуте по 1 минуте из 3-х легких упражне-ний с 3-4 повторе-ниями каждого Нерациональный 1 физкульт-минутка с неправиль-ным содер- жанием или продолжи- тельностью Отсутст-вует Физкультми-нутки, динами-ческие паузы, гимнастика для глаз, массаж активных точек Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления

Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока

Критерии здоровье- сбережения

Характерис-тика

Рациональный

Недостаточ-но рацио-нальный

На 20 и 35 минуте по 1 минуте из 3-х легких упражне-ний с 3-4 повторе-ниями каждого

Нерациональный

1 физкульт-минутка с неправиль-ным содер- жанием или продолжи- тельностью

Отсутст-вует

Физкультми-нутки, динами-ческие паузы, гимнастика для глаз, массаж активных точек

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления

Требования к проведению физкультминуток Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.  Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность.  Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.  Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.

Требования к проведению физкультминуток

  • Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.

  • Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность.

  • Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.

  • Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.

  • Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока Критерии здоровьесбереже-ния Характерис-тика  Рациональ-ный  Недостаточ-но рацио-нальный На 20 и 35 минуте по 1 минуте из 3-х легких упражне-ний с 3-4 повторе-ниями каждого Нерациональный 1 физкульт-минутка с неправиль-ным содер- жанием или продолжи- тельностью Отсутствует Психологический климат - Эмоциональный климат на уроке; - Эмоциональная мотивация в начале урока;  Создание ситуации успеха (в ситуации трудной задачи «Не боюсь»); Доброжелательное отношение , улыбка; - Избегать конфликтов.

Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока

Критерии здоровьесбереже-ния

Характерис-тика

Рациональ-ный

Недостаточ-но рацио-нальный

На 20 и 35 минуте по 1 минуте из 3-х легких упражне-ний с 3-4 повторе-ниями каждого

Нерациональный

1 физкульт-минутка с неправиль-ным содер- жанием или продолжи- тельностью

Отсутствует

Психологический климат

- Эмоциональный климат на уроке;

- Эмоциональная мотивация в начале урока;

  • Создание ситуации успеха

(в ситуации трудной задачи «Не боюсь»);

Доброжелательное отношение , улыбка;

- Избегать конфликтов.

“ Не боюсь ”   (В ситуации трудной задачи, или выполнения контрольной работы, надо проводить это упражнение.      Я скажу себе, друзья,  Не боюсь я никогда  Ни диктанта, ни контрольной,    Ни стихов и ни задач,  Ни проблем, ни неудач.  Я спокоен, терпелив,  Сдержан я и не хмурлив,    Просто не люблю я страх,    Я держу себя в руках !

Не боюсь (В ситуации трудной задачи, или выполнения контрольной работы, надо проводить это упражнение.

Я скажу себе, друзья, Не боюсь я никогда Ни диктанта, ни контрольной,   Ни стихов и ни задач, Ни проблем, ни неудач. Я спокоен, терпелив, Сдержан я и не хмурлив,   Просто не люблю я страх,   Я держу себя в руках !

Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока Критерии здоровье- сбережения Характерис-тика  Рациональный Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы.  Недостаточ-но рацио-нальный Не ранее 40 мин  Нерациональный Не ранее 35-37 мин. До 30 мин. Момент наступления утомления учащихся по снижению активности

Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока

Критерии здоровье- сбережения

Характерис-тика

Рациональный

Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы.

Недостаточ-но рацио-нальный

Не ранее 40 мин

Нерациональный

Не ранее

35-37 мин.

До 30 мин.

Момент наступления утомления учащихся по снижению активности

Темп и особенности окончания урока  Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками. Недопустима задержка в классе после звонка на перемену; Интегральным показателем эффективности проведенного урока можно считать:

Темп и особенности окончания урока

  • Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.
  • Недопустима задержка в классе после звонка на перемену;

Интегральным показателем эффективности проведенного урока можно считать:

  • состояние и вид учеников, выходящих с урока;
  • состояние учителя.
Виды физкультминуток: Упражнения для снятия общего или локального утомления; Упражнения для кистей рук; Гимнастика для глаз; Гимнастика для слуха; Упражнения корректирующие осанку; Дыхательная гимнастика .

Виды физкультминуток:

  • Упражнения для снятия общего или локального утомления;
  • Упражнения для кистей рук;
  • Гимнастика для глаз;
  • Гимнастика для слуха;
  • Упражнения корректирующие осанку;
  • Дыхательная гимнастика .

Результат :  Снижение утомляемости   Повышение продуктивности, работоспособности   Меняется отношения к предмету, что особенно важно в 5-6 классах   Учитель должен не только преподносить информацию, но и создавать для этого условия.

Результат :

  • Снижение утомляемости

  • Повышение продуктивности, работоспособности

  • Меняется отношения к предмету, что особенно важно в 5-6 классах

  • Учитель должен не только преподносить информацию, но и создавать для этого условия.

Качество обученности  5-9 классы  (2006-2011)

Качество обученности 5-9 классы (2006-2011)

Качество обученности  10-11 классы  (2006-2011)

Качество обученности 10-11 классы (2006-2011)

Нетрадиционные уроки с использованием здоровьесберегающих технологий Урок- исследование Урок-соревнование; Урок – ролевая игра; Урок – проект; Урок творчества; Урок – коммуникация; Урок – путешествие; Урок с имитацией публичных форм общения; Урок в традиционной форме внеклассной работы; Урок- сюрприз; Интегрированные уроки.

Нетрадиционные уроки с использованием здоровьесберегающих технологий

  • Урок- исследование
  • Урок-соревнование;
  • Урок – ролевая игра;
  • Урок – проект;
  • Урок творчества;
  • Урок – коммуникация;
  • Урок – путешествие;
  • Урок с имитацией публичных форм общения;
  • Урок в традиционной форме внеклассной работы;
  • Урок- сюрприз;
  • Интегрированные уроки.

Урок-исследование Урок- спектакль Урок- суд

Урок-исследование

Урок- спектакль

Урок- суд

Урок- телепередача «Жить здорово!» Урок- Ученик в роли  учителя» Урок- КВН

Урок- телепередача «Жить здорово!»

Урок-

Ученик в роли

учителя»

Урок- КВН

Урок –проект   Урок -сказка

Урок –проект

Урок -сказка

Проект  «Япония»

Проект

«Япония»

Здоровье – это не все, Но все без здоровья - ничто.  Сократ

Здоровье – это не все,

Но все без здоровья - ничто.

Сократ

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!