СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья.  Здоровье - важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма. Конечно, многое зависит от исходного состояния здоровья ученика на старте школьного обучения, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности. Поэтому большое внимание на уроках физики я уделяю здоровьесберегающим технологиям.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на уроках физики»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Черемхово» Ивановского района Амурской области   ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ Подготовила учитель физики и математики Маринина Светлана Геннадьевна

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Черемхово»

Ивановского района Амурской области

 

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

НА УРОКАХ

ФИЗИКИ

Подготовила

учитель физики и математики

Маринина

Светлана Геннадьевна

«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». В.А.Сухомлинский

«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

В.А.Сухомлинский

ЗДОРОВЬЕ - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

ЗДОРОВЬЕ - это

состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровье бывает: Физическое; Психическое; Социальное; Нравственное; Духовное.

Здоровье бывает:

  • Физическое;
  • Психическое;
  • Социальное;
  • Нравственное;
  • Духовное.
Здоровый образ жизни: благоприятное социальное окружение;  духовно-нравственное благополучие; оптимальный двигательный режим (культура движений); закаливание организма; рациональное питание; личная гигиена; отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);  положительные эмоции.

Здоровый образ жизни:

  • благоприятное социальное окружение;
  • духовно-нравственное благополучие;
  • оптимальный двигательный режим (культура движений);
  • закаливание организма;
  • рациональное питание;
  • личная гигиена;
  • отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);
  • положительные эмоции.
 «Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

«Здоровьеформирующие образовательные технологии»,

по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

  • условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  • рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
  • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
  • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Классификация здоровьесберегающих технологий: По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные). По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний;  коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно-  гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью  (информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии  организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и  коррекции  девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития). К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.

Классификация здоровьесберегающих технологий:

  • По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).
  • По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно- гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).
  • К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения  - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за время обучения в школе, сформировать у него знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения 

- обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за время обучения в школе, сформировать у него знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Физика – это наука о наиболее простых и наиболее общих свойствах мира.  Физика тесно связана с другими науками: географией, астрономией, химией, биологией.

Физика – это наука о наиболее простых и наиболее общих свойствах мира. Физика тесно связана с другими науками: географией, астрономией, химией, биологией.

Здоровьесберегающие технологии технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности.

Здоровьесберегающие технологии

  • технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
  • технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников
  • психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности.
Задачи: снятие учебных перегрузок школьников, приводящих их к состоянию переутомления; охрана и укрепление психического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек, зависимостей); формирование культуры здоровья учащихся.

Задачи:

  • снятие учебных перегрузок школьников, приводящих их к состоянию переутомления;
  • охрана и укрепление психического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек, зависимостей);
  • формирование культуры здоровья учащихся.
Здоровьесберегающие уроки: Это запланированный «Урок здоровья» («Механика в спорте», «Физика температур», «Электростатические явления в жизни человека», «О роли полей в живых организмах», «Здоровье и радиация», «Глаз как оптическая система», «Электричество» , «Экологическая безопасность электромагнитных излучений»)

Здоровьесберегающие уроки:

  • Это запланированный «Урок здоровья» («Механика в спорте», «Физика температур», «Электростатические явления в жизни человека», «О роли полей в живых организмах», «Здоровье и радиация», «Глаз как оптическая система», «Электричество» , «Экологическая безопасность электромагнитных излучений»)
Здоровьесберегающие уроки: 2 . Урок, в который включены элементы здоровьесбережения Тема урока Вопросы здоровьесбережения Что изучает физика. Физические явления. Взаимосвязь природы и человеческого общества. Охрана окружающей среды по месту проживания и учебы. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Меры безопасности при работе со стеклянной посудой. Осуществление простейших физиологических измерений (вес, рост, частота пульса). Диффузия. Движение молекул. Искусственное дыхание. Ароматерапия.

Здоровьесберегающие уроки:

2 . Урок, в который включены элементы здоровьесбережения

Тема урока

Вопросы здоровьесбережения

Что изучает физика. Физические явления.

Взаимосвязь природы и человеческого общества. Охрана окружающей среды по месту проживания и учебы.

Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений.

Меры безопасности при работе со стеклянной посудой. Осуществление простейших физиологических измерений (вес, рост, частота пульса).

Диффузия. Движение молекул.

Искусственное дыхание. Ароматерапия.

Человек преобразует природу В преобразовании природы человеку помогают науки о природе. Все эти науки относятся к естествознанию. Всегда ли эти преобразования идут природе на пользу? Рассмотри рисунки и ответь на этот вопрос. А теперь ты сам приведи примеры того, как человек преобразует природу. Только человек, хорошо изучивший науки о природе, способен пользоваться ее щедростью, не нанося природе вреда.

Человек преобразует природу

  • В преобразовании природы человеку помогают науки о природе.
  • Все эти науки относятся к естествознанию.
  • Всегда ли эти преобразования идут природе на пользу? Рассмотри рисунки и ответь на этот вопрос. А теперь ты сам приведи примеры того, как человек преобразует природу.
  • Только человек, хорошо изучивший науки о природе, способен пользоваться ее щедростью, не нанося природе вреда.
Физические приборы

Физические приборы

Здоровьесберегающие уроки: 2. Урок, в который включены элементы здоровьесбережения Тема урока Вопросы здоровьесбережения Инерция. Переход улицы на перекрестке. Правильность приземления во время прыжков. Правила безопасного спуска на лыжах с гор. Механическое движение. Скорость. Безопасность поведения на дорогах. Дорога глазами водителя. Масса тела. Вес тела. Умение измерять массу тела и вес тела. Ожирение – угроза здоровью. Сила. Предельно допустимая нагрузка поднимаемой тяжести для девочки, мальчика, взрослого человека.

Здоровьесберегающие уроки:

2. Урок, в который включены элементы здоровьесбережения

Тема урока

Вопросы здоровьесбережения

Инерция.

Переход улицы на перекрестке. Правильность приземления во время прыжков. Правила безопасного спуска на лыжах с гор.

Механическое движение. Скорость.

Безопасность поведения на дорогах. Дорога глазами водителя.

Масса тела. Вес тела.

Умение измерять массу тела и вес тела. Ожирение – угроза здоровью.

Сила.

Предельно допустимая нагрузка поднимаемой тяжести для девочки, мальчика, взрослого человека.

Здоровьесберегающие уроки: 2. Урок, в который включены элементы здоровьесбережения Тема урока Вопросы здоровьесбережения Давление твёрдых тел. Безопасная работа с режущимися и колющимися инструментами. Атмосферное давление. Как мы дышим и пьем. Метеозависимость людей. Давление в жидкости. Дайвинг. Требования безопасности. Архимедова сила. Правила безопасного поведения на воде. Правила тушения бензина и спирта.

Здоровьесберегающие уроки:

2. Урок, в который включены элементы здоровьесбережения

Тема урока

Вопросы здоровьесбережения

Давление твёрдых тел.

Безопасная работа с режущимися и колющимися инструментами.

Атмосферное давление.

Как мы дышим и пьем. Метеозависимость людей.

Давление в жидкости.

Дайвинг. Требования безопасности.

Архимедова сила.

Правила безопасного поведения на воде. Правила тушения бензина и спирта.

Здоровьесберегающие уроки: 3. Стандартный хорошо продуманный методически урок по физике

Здоровьесберегающие уроки:

3. Стандартный хорошо продуманный методически урок по физике

Здоровьесберегающие технологии (критерии): обстановку и гигиенические условия в классе; количество видов учебной деятельности, их средняя продолжительность и частота чередования; количество видов преподавания и их чередование; наличие методов, способствующих активизации; место и длительность применения ИКТ; поза учащегося, чередование позы; наличие оздоровительных моментов на уроке; наличие мотивации деятельности учащихся на уроке; психологический климат на уроке; наличие эмоциональных разрядок на уроке.

Здоровьесберегающие технологии (критерии):

  • обстановку и гигиенические условия в классе;
  • количество видов учебной деятельности, их средняя продолжительность и частота чередования;
  • количество видов преподавания и их чередование;
  • наличие методов, способствующих активизации;
  • место и длительность применения ИКТ;
  • поза учащегося, чередование позы;
  • наличие оздоровительных моментов на уроке;
  • наличие мотивации деятельности учащихся на уроке;
  • психологический климат на уроке;
  • наличие эмоциональных разрядок на уроке.
Правильная поза ученика во время занятий за столом длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка.  высота ножек стула должна равняться длине голени. голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол. между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенка.. расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см. тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов

Правильная поза ученика во время занятий за столом

  • длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка.
  • высота ножек стула должна равняться длине голени.
  • голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол.
  • между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенка..
  • расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см.
  • тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов
Острый глаз . Например: определить без измерений: длину отрезка, объём воды в стакане. Уберите лишнее слово . Например: масса, объём, плотность, скорость, жидкость, давление.
  • Острый глаз . Например: определить без измерений: длину отрезка, объём воды в стакане.
  • Уберите лишнее слово . Например: масса, объём, плотность, скорость, жидкость, давление.
Отгадай загадку 1. Сначала - блеск.  За блеском – треск,  За треском –плеск.  2. Никто его не видывал,  А слышать – всякий слыхивал.  Без тела, а живет оно,  Без языка кричит.  3. На стене висит тарелка,  По тарелке ходит стрелка.  Эта стрелка наперед  Нам погоду узнает.  4. Что с земли не поднимешь?  5. Две сестры качались,  Правды добивались.  А когда добились.  То остановились.  6. Считает весь век,  А сам не человек.  7. Я под мышкой посижу  И что делать укажу:  Или разрешу гулять,  Или уложу в кровать.

Отгадай загадку

1. Сначала - блеск.

За блеском – треск,

За треском –плеск.

2. Никто его не видывал,

А слышать – всякий слыхивал.

Без тела, а живет оно,

Без языка кричит.

3. На стене висит тарелка,

По тарелке ходит стрелка.

Эта стрелка наперед

Нам погоду узнает.

4. Что с земли не поднимешь?

5. Две сестры качались,

Правды добивались.

А когда добились.

То остановились.

6. Считает весь век,

А сам не человек.

7. Я под мышкой посижу

И что делать укажу:

Или разрешу гулять,

Или уложу в кровать.

 Из рассказа «Как делают воздушные шары»  «…Над огнем вода делается …газом, и как соберется пар, немножко водяного газа, он сейчас пузырём выскочит наверх. Сперва выскочит один пузырь, потом другой, а как нагреется вся вода, то пузыри выскакивают, не переставая: тогда вода …»  Вопрос: О каком явлении в тексте идёт  речь?

Из рассказа «Как делают воздушные шары»

  • «…Над огнем вода делается …газом, и как соберется пар, немножко водяного газа, он сейчас пузырём выскочит наверх. Сперва выскочит один пузырь, потом другой, а как нагреется вся вода, то пузыри выскакивают, не переставая: тогда вода …»

Вопрос: О каком явлении в тексте идёт

речь?

Это интересно

Электростатические заряды используются:

  • в лечебных целях – используется так называемый статический душ, положительно воздействующий на организм, для лечения органов дыхания используются специальные электроаэрозоли;
  • для очистки воздуха от пыли, сажи, кислотных и щелочных паров с помощью электростатических фильтров
  • для очистки воздуха от пыли, сажи, кислотных и щелочных паров с помощью электростатических фильтров
  • для быстрого размножения чертежей, графиков, текстов в электрокопировальных устройствах (в частности ксероксах), для быстрой и прочной окраски тканей в красильнях; для копчения рыбы на рыбокомбинатах – в специальных электрокамерах, где движется конвейер с рыбой, заряженной положительным зарядом, а электроды заряжены отрицательно. Копчение таким методом происходит в десятки раз быстрее, чем без электрического поля.
  • для копчения рыбы на рыбокомбинатах – в специальных электрокамерах, где движется конвейер с рыбой, заряженной положительным зарядом, а электроды заряжены отрицательно. Копчение таким методом происходит в десятки раз быстрее, чем без электрического поля.
Кроссворд ПРИНЦИПЫ РАДИОСВЯЗИ По горизонтали: 3.Основная часть простейшего радиоприемника. 4. Процесс, обратный модуляции. 7.Необходимое условие возникновения электромагнитных волн. 8.Основоположниктеории электромагнитных волн. 9.Величина, характеризующая электромагнитные волны. По вертикали: 1.Устройство, применяемое для приема радиоволн. 2.Изменениевысокочастотныхколебанийс помощью электрических колебаний низкой частоты. 4. Элемент с односторонней проводимостью, с помощью которого осуществляется детектирование. 5. Составная часть колебательного контура. 6. Изобретатель устройства, позволившего получить доказательство существования электромагнитны хволн.

Кроссворд ПРИНЦИПЫ РАДИОСВЯЗИ

По горизонтали:

3.Основная часть простейшего радиоприемника. 4. Процесс, обратный модуляции. 7.Необходимое условие возникновения электромагнитных волн. 8.Основоположниктеории электромагнитных волн. 9.Величина, характеризующая электромагнитные волны.

По вертикали:

1.Устройство, применяемое для приема радиоволн. 2.Изменениевысокочастотныхколебанийс помощью электрических колебаний низкой частоты. 4. Элемент с односторонней проводимостью, с помощью которого осуществляется детектирование. 5. Составная часть колебательного контура. 6. Изобретатель устройства, позволившего получить доказательство существования электромагнитны хволн.

Оздоровительные моменты на уроке физкультминутки, динамические паузы минутки релаксации дыхательная гимнастика гимнастика для глаз

Оздоровительные моменты на уроке

  • физкультминутки, динамические паузы
  • минутки релаксации
  • дыхательная гимнастика
  • гимнастика для глаз
Наличие эмоциональных разрядок поговорка, высказывание,  веселое четверостишие, юмористическая или поучительная картинка необходимы для снятия умственного напряжения, утомления.

Наличие эмоциональных разрядок

  • поговорка,
  • высказывание,
  • веселое четверостишие,
  • юмористическая или поучительная картинка
  • необходимы для снятия умственного напряжения, утомления.
Положительные эмоции Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса.  Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных

Положительные эмоции

  • Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса.
  • Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных
Профессор, доктор медицинских наук Брехман И.И. “ Именно здоровье людей должно служить главной “визитной карточкой” социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства, а не морское судно или воздушный корабль, как нередко считают”.

Профессор, доктор медицинских наук Брехман И.И.

Именно здоровье людей должно служить главной “визитной карточкой” социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства, а не морское судно или воздушный корабль, как нередко считают”.