Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Черемхово»
Ивановского района Амурской области
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
НА УРОКАХ
ФИЗИКИ
Подготовила
учитель физики и математики
Маринина
Светлана Геннадьевна
«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
В.А.Сухомлинский
ЗДОРОВЬЕ - это
состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Здоровье бывает:
- Физическое;
- Психическое;
- Социальное;
- Нравственное;
- Духовное.
Здоровый образ жизни:
- благоприятное социальное окружение;
- духовно-нравственное благополучие;
- оптимальный двигательный режим (культура движений);
- закаливание организма;
- рациональное питание;
- личная гигиена;
- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);
- положительные эмоции.
«Здоровьеформирующие образовательные технологии»,
по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:
- условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Классификация здоровьесберегающих технологий:
- По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).
- По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно- гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).
- К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения
- обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за время обучения в школе, сформировать у него знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Физика – это наука о наиболее простых и наиболее общих свойствах мира. Физика тесно связана с другими науками: географией, астрономией, химией, биологией.
Здоровьесберегающие технологии
- технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
- технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников
- психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности.
Задачи:
- снятие учебных перегрузок школьников, приводящих их к состоянию переутомления;
- охрана и укрепление психического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек, зависимостей);
- формирование культуры здоровья учащихся.
Здоровьесберегающие уроки:
- Это запланированный «Урок здоровья» («Механика в спорте», «Физика температур», «Электростатические явления в жизни человека», «О роли полей в живых организмах», «Здоровье и радиация», «Глаз как оптическая система», «Электричество» , «Экологическая безопасность электромагнитных излучений»)
Здоровьесберегающие уроки:
2 . Урок, в который включены элементы здоровьесбережения
Тема урока
Вопросы здоровьесбережения
Что изучает физика. Физические явления.
Взаимосвязь природы и человеческого общества. Охрана окружающей среды по месту проживания и учебы.
Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений.
Меры безопасности при работе со стеклянной посудой. Осуществление простейших физиологических измерений (вес, рост, частота пульса).
Диффузия. Движение молекул.
Искусственное дыхание. Ароматерапия.
Человек преобразует природу
- В преобразовании природы человеку помогают науки о природе.
- Все эти науки относятся к естествознанию.
- Всегда ли эти преобразования идут природе на пользу? Рассмотри рисунки и ответь на этот вопрос. А теперь ты сам приведи примеры того, как человек преобразует природу.
- Только человек, хорошо изучивший науки о природе, способен пользоваться ее щедростью, не нанося природе вреда.
Физические приборы
Здоровьесберегающие уроки:
2. Урок, в который включены элементы здоровьесбережения
Тема урока
Вопросы здоровьесбережения
Инерция.
Переход улицы на перекрестке. Правильность приземления во время прыжков. Правила безопасного спуска на лыжах с гор.
Механическое движение. Скорость.
Безопасность поведения на дорогах. Дорога глазами водителя.
Масса тела. Вес тела.
Умение измерять массу тела и вес тела. Ожирение – угроза здоровью.
Сила.
Предельно допустимая нагрузка поднимаемой тяжести для девочки, мальчика, взрослого человека.
Здоровьесберегающие уроки:
2. Урок, в который включены элементы здоровьесбережения
Тема урока
Вопросы здоровьесбережения
Давление твёрдых тел.
Безопасная работа с режущимися и колющимися инструментами.
Атмосферное давление.
Как мы дышим и пьем. Метеозависимость людей.
Давление в жидкости.
Дайвинг. Требования безопасности.
Архимедова сила.
Правила безопасного поведения на воде. Правила тушения бензина и спирта.
Здоровьесберегающие уроки:
3. Стандартный хорошо продуманный методически урок по физике
Здоровьесберегающие технологии (критерии):
- обстановку и гигиенические условия в классе;
- количество видов учебной деятельности, их средняя продолжительность и частота чередования;
- количество видов преподавания и их чередование;
- наличие методов, способствующих активизации;
- место и длительность применения ИКТ;
- поза учащегося, чередование позы;
- наличие оздоровительных моментов на уроке;
- наличие мотивации деятельности учащихся на уроке;
- психологический климат на уроке;
- наличие эмоциональных разрядок на уроке.
Правильная поза ученика во время занятий за столом
- длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка.
- высота ножек стула должна равняться длине голени.
- голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол.
- между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенка..
- расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см.
- тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов
- Острый глаз . Например: определить без измерений: длину отрезка, объём воды в стакане.
- Уберите лишнее слово . Например: масса, объём, плотность, скорость, жидкость, давление.
Отгадай загадку
1. Сначала - блеск.
За блеском – треск,
За треском –плеск.
2. Никто его не видывал,
А слышать – всякий слыхивал.
Без тела, а живет оно,
Без языка кричит.
3. На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка.
Эта стрелка наперед
Нам погоду узнает.
4. Что с земли не поднимешь?
5. Две сестры качались,
Правды добивались.
А когда добились.
То остановились.
6. Считает весь век,
А сам не человек.
7. Я под мышкой посижу
И что делать укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать.
Из рассказа «Как делают воздушные шары»
- «…Над огнем вода делается …газом, и как соберется пар, немножко водяного газа, он сейчас пузырём выскочит наверх. Сперва выскочит один пузырь, потом другой, а как нагреется вся вода, то пузыри выскакивают, не переставая: тогда вода …»
Вопрос: О каком явлении в тексте идёт
речь?
Это интересно
Электростатические заряды используются:
- в лечебных целях – используется так называемый статический душ, положительно воздействующий на организм, для лечения органов дыхания используются специальные электроаэрозоли;
- для очистки воздуха от пыли, сажи, кислотных и щелочных паров с помощью электростатических фильтров
- для очистки воздуха от пыли, сажи, кислотных и щелочных паров с помощью электростатических фильтров
- для быстрого размножения чертежей, графиков, текстов в электрокопировальных устройствах (в частности ксероксах), для быстрой и прочной окраски тканей в красильнях; для копчения рыбы на рыбокомбинатах – в специальных электрокамерах, где движется конвейер с рыбой, заряженной положительным зарядом, а электроды заряжены отрицательно. Копчение таким методом происходит в десятки раз быстрее, чем без электрического поля.
- для копчения рыбы на рыбокомбинатах – в специальных электрокамерах, где движется конвейер с рыбой, заряженной положительным зарядом, а электроды заряжены отрицательно. Копчение таким методом происходит в десятки раз быстрее, чем без электрического поля.
Кроссворд ПРИНЦИПЫ РАДИОСВЯЗИ
По горизонтали:
3.Основная часть простейшего радиоприемника. 4. Процесс, обратный модуляции. 7.Необходимое условие возникновения электромагнитных волн. 8.Основоположниктеории электромагнитных волн. 9.Величина, характеризующая электромагнитные волны.
По вертикали:
1.Устройство, применяемое для приема радиоволн. 2.Изменениевысокочастотныхколебанийс помощью электрических колебаний низкой частоты. 4. Элемент с односторонней проводимостью, с помощью которого осуществляется детектирование. 5. Составная часть колебательного контура. 6. Изобретатель устройства, позволившего получить доказательство существования электромагнитны хволн.
Оздоровительные моменты на уроке
- физкультминутки, динамические паузы
- минутки релаксации
- дыхательная гимнастика
- гимнастика для глаз
Наличие эмоциональных разрядок
- поговорка,
- высказывание,
- веселое четверостишие,
- юмористическая или поучительная картинка
- необходимы для снятия умственного напряжения, утомления.
Положительные эмоции
- Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса.
- Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных
Профессор, доктор медицинских наук Брехман И.И.
“ Именно здоровье людей должно служить главной “визитной карточкой” социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства, а не морское судно или воздушный корабль, как нередко считают”.