Здоровьесберегающие технологии на уроках химии
Здоровье – это драгоценность (и при том единственная), ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной
Мишель Монтень
‾
‾ Традиционной формой обучения в школе остается урок
Факторы риска для
здоровья на уроке
гиподинамия
эмонациональные и
интеллектуальные
нагрузки
игнорирование
индивидуальных
особенностей
учеников
Я придерживаюсь здоровьесберегающей организации урока:
- творческий характер образовательного процесса;
- чередование видов учебной деятельности;
- использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения обучающихся;
- психологический климат на уроке;
- экологическое пространство (гигиеническая готовность помещения в соответствии с СанПиНами);
- социализация личности ученика
Игровые
ситуации
Загадки
по темам
Разные
формы
уроков
Творческий
тарактер
образовательного
процесса
Занима-
тельные
упражне-
ния
Наглядность
Чередование видов учебной деятельности
Опрос
Работа с учебником
Решение задач
Рассматривание наглядных пособий
Ответы на вопросы
Методы активизации инициативы
Метод
свободного
выбора
Методы,
направленные
на самопознание
и развитие
Активные
методы
- свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества;
- ученик в роли учителя, исследователя, ролевая и деловая игра, дискуссия, семинар, исторический экскурс;
- развитие интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки
Психологический климат
Взаимоотношения на уроке:
учитель — ученик (комфорт - напряжение, сотрудничество - авторитарность, учет возрастных особенностей);
ученик — ученик (сотрудничество - соперничество, дружелюбие -враждебность, активность - пассивность, заинтересованность - безразличие) Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка,пого -ворка, афоризм, четверостишие
Эмоциональная
мотивация в
начале урока
Создание
ситуации
успеха
Эмоиональ-
ные разрядки
на уроке
Постоянная серьезность — признак психологического нездоровья. Улыбка, с позиции здоровьесбережения, значит не меньше физкультминутки
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости
детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы…» В.А.Сухомлинский
Частота
влажной
уборки
Озеленение
кабинета
Проветри-
вание
кабинета
Экологическое
пространство
кабинета
Соответст-
вие мебели и оборудо-
вания воз- расту
Освещение
кабинета и
доски
Темпера-
турный
режим
Социализация личности
- борьба с вредными привычками(курение, алкоголь, наркомания, токсикомания);
- воздействие реальных веществ на организм человека;
- обсуждение вопросов о влиянии диет, БАДов, косметики, химических добавок и т.д. на здоровье;
- воспитание чувства ответственности за сохранение собственного здоровья и здоровья окружающих
Экс-
кур-
сии
Интегрированные
уроки,
направленные на
укрепление здоровья
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым»
Жан Жак Руссо
9
Требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:
- рациональная плотность урока должна составлять не менее 60% и не более 75-80%;
- в содержательной части урока должны быть вопросы, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нём;
- присутствие 4 - 7 видов учебной деятельности, способствующих развитию памяти, логического и критического мышления;
- средняя продолжительность различных видов учебной деятельности не более 10 минут;
- контроль за посадкой учеников (поза чередуется в соответствии с видом работы);
- необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся;
- благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки;
- спокойное завершение урока.
Игра «Найдите лишнее»
Например:
H 2 SO 4
HNO 3
Na 2 SO 4
HCl
KCL
CaCO 3
H 2 SO 3
BaSO 4
N 2 O 5
KCLO 3
SO 3
Mn 2 O 7
Cr(OH) 2
AL(OH) 3
MgOHCL
NaOH
H 3 BO 3
MgCl 2
NaHCO 3
Ca(HS) 2
Н
Н
Игра «Найдите лишнее»
Например:
C 2 H 6
C 4 H 10
C 8 H 18
C 2 H 2
C 5 H 12
C 6 H 14
C 2 H 4
C 3 H 8
C 5 H 10
C 9 H 18
C 3 H 7
C 6 H 12
CH 3 COH
NaOH
C 2 H 5 OH
HCOH
CH 3 COOH
CH 3 OH 3
CH 3 СООН
C 3 H 7 OH
Игра «Какой металл самый – самый…»
1
Самый легкий металл – …(L i , р=0,53г/см 3 )
2
Самый тяжелый металл – …( Os , р=22,5г/см 3 )
3
Самый легкоплавкий металл – …( Cs , t o пл. =28,5 o C )
4
Самый тугоплавкий металл – …(W, t o пл =3410 о С)
5
Самый мягкий металл – …( Cs )
6
Самый твердый металл – …( Cr )
Игра «Скоростные химические дорожки»
Задание. Назвать по международной номенклатуре формулы солей:
I
II
NaCL
K 2 CO 3
Na 2 CO 3
NaCl
KCl
Mg(NO 3
) 2
MgCl 2
Na 2 SiO 3
Li 3 PO4
CuCl 2
ZnS
ZnSO 4
Игра «Найдите соответствие»
Соляная
Сульфаты
Серная
Хлориды
Фосфорная
Сульфиты
Сернистая
Сульфиды
Сероводородная
Карбонаты
Угольная
Нитраты
Азотная
Азотистая
Фосфаты
Нитриты
Бромоводородная
Ацетаты
Йодоводородная
Бромиды
Уксусная
Формиаты
Муравьиная
Иодиды
Фтороводородная
Фториды
Плавиковая
Сульфиды
Классификация оксидов
Оксиды
Раствори -
мость в H 2 O
CO 2
CO
SO 2
Na 2 O
Li 2 O
SO 3
CuO
CaO
P 2 O 5
MgO
SiO 2
Fe 2 O 3
FeO
BeO
Al 2 O 3
N 2 O
NO
NO 2
Гидроксид
да
Взаимодейст-вие с кислотами
H 2 CO 3
Взаимодействие
с
основаниями
---
CO 2 +2NaOH—Na 2 CO 3 +H 2 O
Поливариантное экспресс –тестирование по теме «Строение атома»
З
А
Д
А
Н
И
Е
Вариант
I
1
2
II
Cs
1
3
Cl
7
Al
7
III
4
Ca
2
IV
He
0
3d
Mg
0
2s
Cu
2
3s 2 3p 2
11
5
F
5
C
4
V
N
3
VI
Sc
12
Br
7
3p
Cr
6
4s 2 4p 6
36
Ba
2
Be
0
Rb
1
VII
2p
Zn
6
3s 2 3p 3
15
Sr
0
2p 6 3s 1
11
3d
As
10
B
3
VIII
Ga
13
Co
3
1s
Fe
2
3s 2 3p 6
18
K
12
Ti
2
V
3
Ne
6
2s 2 2p 4
8
2p
Mn
6
3d 8 4s 2
28
4p
Ge
2
S
2
1s 2 2s 1
3
H
1
Se
2
Поливариантное экспресс –тестирование по теме «Предельные углеводороды»
З
А
Д
А
Н
И
Е
Вариант
I
1
II
2
20
гексан
III
3
26
октан
С 5 Н 12
3
IV
4
2-метил-
бутан
16
С 2 Н 5 С1
1
17
пентан
V
пропилцикло-гексан
27
32
декан
5
С 4 Н 9 F
4
этан
12
VI
бутан
20
3-этил-
гексан
25
44г
пропана
112
С 3 Н 8
1
14
бутан
VII
3-метил-
гептан
25
н С 5 Н 11 I
3
пропан
16
75г
этана
196
29
нонан
23
гептан
С 4 Н 10
2
бутил-цикло- пентан
27
40г
метана
112
октан
36
195г
бутана
364
С 3 Н 7 Вг
2
гексан
28
4-про-пил-
октан
34
метан
8
гексил-цикло- бутан
30
125г
гептана
308
пентан
24
22,5г
пентана 56
110г
пропана 280
Алкины. Строение, изомерия и номенклатура
1
I вариант
С 3 Н 4
2
II вариант
3
III вариант
С 5 Н 8
СН≡СН
4
СН≡С─СН 2 СН 3
С 2 Н 2
IV вариант
ацетилен
5
метилацетилен
пропин
СН≡С─СН 3
С 6 Н 10
V вариант
6
бутин-1
бутин
этилацетилен
С 4 Н 6
СН 3 -С≡С─СН 3
7
пропин-1
СН≡С
│
(CH 2 ) 2
│
CH 3
пентин
СН≡С─ СН 2 ─СН 3
диметилацетилен
8
СН 2 ═СН
│
CI
СН 3 С≡С─СН 2
│
СН 3
бутин-2
гексин
метилэтил-ацетилен
9
CHBr═CH
│
Br
CH═CH
│ │
Br Br
пентин-1
СН≡С─СН─СН 3
│
СН 3
этин
HC≡ СNa
CHBr 2 ─CHBr 2
CH═CH 2
│
I
СН 3 -(СН 2 ) 2 С≡СН
пентин-2
CH 3 ─C≡CAg
CI CI
│ │
CH═CH
CI CI
│ │
CH─CH
│ │
CI CI
СН 3
│
СН 3 С-С≡СН
│
СН 3
CH 2 Br─CHBr 2
4,5,5-триметил- гексин-2
Br
│
CH═CH
│
Br
3,4,5-триметил-гексин-1
Br Br
│ │
CH─CH
│ │
Br Br
3,3,4,4-тетра- метилпентин-1
1
1121 21111
2
222
2
2
22232
Химические загадки
- Я –светоносный элемент, У меня дурная слава,
Я спичку вам зажгу в момент, Я - известная отрава,
Сгореть смогу и под водой, Даже имя говорит,
Оксид в ней станет кислотой Что я очень ядовит
(Фосфор) (Бррр – ом)
- Он с морской капустой дружит, Какие продукты челове-
И лекарством людям служит, ческого питания особен-
Знает млад и стар народ – но богаты фосфом ?
Коль ушиб, то нужен… ( Желток куриных яиц)
(Йод)
Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия,
постоянные и значительные, заменить их нельзя ничем»
Н.М.Амосов
«Сейчас есть всё, нет только… предела совершенству!»
Каждый урок у каждого учителя обязан быть
здоровьесберегающим!
Ника Гольц
Удачи вам и здоровья!
Доброжелательный эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий. Больше улыбайтесь на уроках – так вы сохраните здоровье и себе и ученикам…