СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесбережение на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я применяю такие  здоровьесберегающие технологии на уроках биологии.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесбережение на уроках биологии»

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии


Применение здоровьесберегающих технологий нацелено на сохранение здоровья школьников во время обучения в школе, формирование необходимых знаний, умений и навыков относительно здорового образа жизни. Достижение этой цели возможно благодаря такому предмету, как биология.
Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии включают в себя создание здорового психологического климата на занятиях, повышение интереса к предмету. В связи с этим очень важно чередовать на уроке различные виды деятельности, применять методы, которые активизируют инициативу и творческое самовыражение обучающихся. Немаловажное значение имеет и эмоциональный климат на уроках биологии, мотивация в начале занятия, создание ситуации успеха.
При помощи использования наглядности, творческих заданий, занимательных упражнений, игровых ситуаций и разных форм уроков происходит развитие познавательных способностей, коммуникативных навыков, воображения, двигательной активности и концентрации внимания, снижается психоэмоциональное напряжение. Включаясь в творческий процесс, дети меньше утомляются, а применение компьютерных технологий повышает заинтересованность школьников, улучшает качество восприятия материала.


Одной из проблем, остро стоящих в обществе, является гиподинамия. В связи с этим на уроках биологии важно проводить физкультминутки, включающие в себя дыхательную гимнастику, расслабление кистей рук, массаж пальцев, предупреждение утомления глаз, а также следить за осанкой школьников.


Во время знакомства учащихся со строением опорно-двигательной системы учителю следует рассказать школьникам о значении физических упражнений для ее развития. Изучая дыхательную систему, вместе со школьниками тренируйте дыхание, а при ознакомлении на уроках биологии с пищеварительной системой очень важно познакомить детей с составом пищевых продуктов и их энергетической ценностью.


Особое внимание нужно уделять нормированию домашних заданий, не допускать перегрузок, учитывая уровень сложности и объем заданий. Основные пункты упражнения преподавателю следует разбирать во время урока, а в качестве домашнего задания оставлять повторение.


Помимо применения здоровьесберегающих технологий на уроках биологии, педагог должен подавать детям пример собственным образом жизни и состоянием своего здоровья.

  Под здоровьесберегающей образовательной технологией обучения, на мой взгляд, следует понимать модель педагогической деятельности, в которой раскрываются способы реализации учебных программ, взаимодействие педагога с учениками при использовании разнообразных форм, методов и средств обучения. Цель - достижение учащимися государственного образовательного стандарта и при этом сохранение и укрепление здоровья. Я считаю, что никакой другой предмет как биология ни ориентирован на сохранение здоровья учащихся во время учебно-воспитательного процесса. Курс этой образовательной области выстроен так, что практически каждый урок несет элементы здоровьясбережения. Особенно курс 8 класса: ребята , изучая курс анатомии, физиологии, психологии и гигиены, сами активно включаются в процесс: находят информацию в Интернете создают презентации, готовят сообщения на предмет здоровья.

     Я стараюсь организовать режим обучения так, чтобы он обеспечил высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволил отодвинуть утомление и избежать переутомления. Сохранить высокую работоспособность на уроке помогает правильная регламентация продолжительности и чередования различных видов деятельности, переключение с одного вида деятельности на другой.

    В начале урока очень важно детей мотивировать на положительные эмоции, на успех, настрой на реализацию своего потенциала. Для этого даю в начале урока несколько упражнений релаксации. Это буквально займет 1-2 минуты, но, на мой взгляд положительный эффект урока гарантирован.

     Ни для кого не является секретом, что число здоровых детей с каждым годом уменьшается. За париод обучения в школе ребята приобретают массу хронических заболеваний. По официальным данным, к концу 20-го столетия лишь 5% выпускников школ практически здоровы, 80% школьников хронически больны, свыше 70% страдают нервно-психическими расстройствами. Из каждой тысячи рождающихся младенцев 900 имеют врожденные пороки развития. Такая тенденция - уменьшение количества здоровых детей прослеживается и в нашей школе. Если при мониторинге здоровья 4-5 лет тому назад с хроническими заболеваниями в школе были единицы, то сейчас – 23 % детей имеют хронические заболевания. И если я как учитель обеспечиваю школьнику возможность сохранения здоровья, формирую у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, учу использовать полученные знания в повседневной жизни, использую на уроках элементы здоровьясбережения как:

1) оптимальная плотность урока;

2) рациональное чередование видов учебной деятельности;

3) уважительный стиль общения;

4) эмоциональная разрядка;

5) физкультурная пауза;

6)правильная рабочая поза;

7)положительные эмоции - я на верном пути.

     Положительные стороны данной технологии я вижу в том: что не требуется излишнего учебно-методического обеспечения, во-вторых дети с удовольствием воспринимают элементы урока, направленные на формирование умений, навыков здоровьясбережения: ( физкультминутки, соматометрические измерения и т.д), однако есть и минусы. Уроки – это одна сторона медали: а вторая сторона – своевременные медосмотры узкими специалистами, целенаправленная профилактическая работа мед.учреждения, качество питания - это вторая сторона, которая очень сильно западает.

    В некоторых источниках методической литературы я сталкиваюсь с тем, что авторы не признают существования понятия «здоровьесберегающие технологии обучения», предлагают позиции, что вообще нет никаких здоровьесберегающих технологий, да ещё во множ. числе!!! Есть образовательные технологии (а технология - это целая и целостная модель), в которых непременно должен быть компонент здоровьесбережения, Я придерживаюсь того же мнения: что любая технология обучения должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, на формирование у них здорового образа жизни, а иначе кому нужны технологии, подрывающие здоровье.

 





“…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс

санитарно-гигиенических норм и правил и не свод

                                                  требований к режиму, питанию, труду, отдыху.

      Это, прежде всего забота о гармонической полноте

                                         всех физических и духовных сил, и венцом

                                           этой гармонии является радость творчества.

В.А. Сухомлинский

 

В настоящее время в мире существует две основные глобальные проблемы это здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. К сожалению, медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей.  Наблюдается ухудшение здоровья детей и в нашей стране, связанное с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, недостатком двигательной активности, неправильным питанием учащихся, отсутствием у учащихся знаний о здоровом образе жизни.

Здоровье детей – это политика, в которой заложено будущее страны, поэтому основными задачами здоровьесберегающей деятельности школы являются:

        создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса;

        формирование у школьников, их родителей и учителей ответственного отношения к здоровому образу жизни.

Решить эти задачи помогут « здоровьесберегающие технологии». 4 апреля 2003г. Приказом Министерства  здравоохранения РФ была утверждена Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений", в которой содержатся основные принципы внедрения и реализации оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений:

        комплексность использования оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья учащихся, структуры образовательного процесса, условий обучения, воспитания;   

        непрерывность проведения оздоровительных мероприятий в течение года;

        максимальный охват оздоровительными мероприятиями всех учащихся;

        интеграция оздоровительных технологий в образовательный процесс;

        преимущественное применение не медикаментозных средств оздоровления, широкое использование средств, стимулирующих защитные силы организма;

        использование простых и доступных технологий;

        реализация в условиях образовательного учреждения на индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению двигательной активности, закаливанию обучающихся, воспитанников, охране психического здоровья, а также по оздоровлению детей, имеющих функциональные расстройства и хронические заболевания.

         Данным Приказом был рекомендован перечень оборудования и методик по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений.Концепция модернизации Российского образования предполагает не только формирование знаний, умений, навыков, но и формирование у подрастающего поколения телесного, духовного и социального здоровья, воспитание позитивного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей (Стандарт основного общего образования по биологии). Именно  предмет  биология позволяет полно раскрыть  данную проблему и научить, обучающегося, осознать ценность здоровья.

Цель здоровьесберегающих технологии – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформулировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Существует несколько групп здоровьесберегающих технологии, наиболее значимыми из которых являются здоровьесберегающие образовательные технологии обучения, основанные на возрастных особенностях познавательной деятельности детей;  обучении на оптимальном уровне трудности; вариативности методов и форм обучения; оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок; обучении в малых группах; использовании наглядности; сочетании различных форм предоставления информации; создании эмоционально благоприятной атмосферы; формировании положительной мотивации к учебе; культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.

Выделяют несколько принципов здоровьесберегающей технологии: организация обучения через разные каналы восприятия информации (зрение, слух, ощущение) в зависимости от возрастных особенностей учащихся, а также целей и задач урока;

        создание здоровьесберегающего пространства классной комнаты;

        знание недельных зон работоспособности и планирование уроков          разной степени сложности;

        знание об уровнях работоспособности учащихся в течение рабочего дня;

        планирование контрольных работ, уроков нового материала, уроков обобщения в зависимости от места урока в сетке расписания;

        распределение интенсивности умственной нагрузки в течение урока и рабочего дня.

В качестве здоровьесберегательных технологий применяются методы (фронтальный; групповой; практический, познавательная игра; ситуационный метод; игровой метод; соревновательный; активные методы обучения; метод индивидуальных заданий; воспитательные, просветительные и образовательные программы),  приёмы (защитно-профилактические, компенсаторно-нейтрализующие, стимулирующие, информационно-обучающие), технологические умения (пластические; логические; экспрессивные; дискуссионные, перцептивные (умение видеть, слышать, слушать). 

Основой   образовательного процесса является урок, влияния  урока на здоровье учащихся может быть как положительным так и  отрицательным. Яркие, эмоциональные уроки с использованием физкультурных упражнений, с примерами из жизни, делают урок насыщенным, интересным, продуктивным и полезным.  Принципами проведения такого урока являются:

        кабинет должен представлять собой здоровьесберегающее пространство;

        гигиенические условия в кабинете: чистота, температура, свежесть воздуха, освещение, отсутствие неприятных раздражителей; снизит утомляемость обучающихся и возможность аллергических реакций; применение оборудования для создония развивающей здоровье среды обучения в классе. Это снижает риск заболеваний: зрения, сердца, психики, опорно-двигательной  и иммунной систем,

        смена видов деятельности. Однообразность урока вызывает утомление;

        рекомендуется 4-7  видов деятельности за урок по 7-10 минут. Но частые смены деятельности также утомляют детей;

        необходимо использовать на уроках не только словесный вид преподавания, но и наглядный, аудиовизуальный (не менее 3  за урок);

        использование методов способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения обучающихся (беседа, ролевые игры, дискуссии);

        обязательная составная часть урока -  физкультминутки; Физические упражнения позволяют снять эмоциональное напряжение, локальное утомление и длительное время сохранять работоспособность (общеукрепляющая гимнастика, психогимнастика, дыхательная и звуковая гимнастика, упражнения для глаз, упражнения для укрепления мышц рук, упражнения на отдых позвоночника, релаксационные упражнения для мимики лица);

        учитель должен выделить и подчеркнуть  вопросы, связанные со здоровьем непосредственно в ткани урока;

        формирование потребностей в здоровом образе жизни. Задача  учителя - создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его отношение к собственному здоровью.

        формирование у обучающихся мотивации к учебной деятельности интерес к изучаемому материалу, стремление больше узнать, радость от активности и общения. К сохранению здоровья вопросы мотивации имеют самое непосредственное отношение: постоянное принуждение к учёбе разрушает здоровье детей и изматывает учителей;

        благоприятный психологический климат на уроке; Психофизический комфорт - важнейшее условие предупреждения  утомления; профилактика «школьных неврозов» зависит от умения учителя предупредить на уроке конфликты из-за несогласия с оценкой, нарушения дисциплины и т.д.;

        в течение урока обращать внимание на осанку обучающегося, так как осанка обучающихся в основном формируется в школе, поза и мимика обучающихся, чередование их в зависимости от характера выполняемой работы;

        за первыми партами располагаются дети с нарушениями слуха и зрения;  

        желательно часто болеющих детей рассаживать дальше от наружной стены;

        при использовании ИКТ необходимо соблюдать требования, приписанные в СанПиНах 2002 года;

          Длительность применения технических средств обучения


 

Классы

Просмотр видеофильмов

мин.

Просмотр передач

мин.

Длительность работы с компьютером мин.

5 - 7

20 - 25

20 - 25

15-20

        8 - 11

25 - 30

25 - 35

20-25

     

 

В последнее время возросло количество времени использования компьютеров и интернета, как на уроках, так и при подготовки домашних заданий. Использование компьютера маскирует утомление и наносит вред здоровью школьников. Необходимо строго соблюдать требования, приписанные в СанПиНах при использовании ИКТ;

        после уроков с применением ТСО не следует проводить занятия, связанные с большой нагрузкой на зрение. Число уроков с использованием ТСО в течение недели не должно превышать 3-4 раз в неделю в среднем звене и 6 раз -  в старшем. Особенно полезно применять их на 3–4 уроках, когда начинает снижаться работоспособность.

        итоговая плотность урока, количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Рекомендуемые показатели – от 60% до 80%. Момент наступления утомления обучающихся и снижение их учебной активности (норма – не ранее, чем за 5 – 10 минут до окончания урока). Утомляемость – одна из главных  проблем для школьников. Детям тяжело поддерживать свою активность на уроках в течение5-6 часов. Между уроками необходима качественная эмоционально-психическая разрядка.

        темп и особенности окончания урока

        Нежелателен неоправданно быстрый темп заключительной части урока, отсутствие времени на вопросы учащихся, торопливая, без комментариев, запись домашнего задания, задержка учащихся в классе после звонка на перемену. Это -  ненужный стресс, как для школьников, так и для учителя

        недопустима задержка в классе после звонка на перемену.

        желательно чтобы контрольные работы проходили не последним уроком и не в конце недели.

Использование таких принципов приводит к снижению утомляемости, повышению продуктивности и работоспособности, изменению отношения к предмету.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве. Формирует основные компетенции, позволяет конструировать личностно-ориентированный тип обучения и воспитания, обеспечивающий особый стиль творческого взаимодействия обучающегося и учителя.