Управление образования администрации
Гурьевского муниципального округа
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат № 6»
Буланакова Н.А
Здоровая семья – здоровый ребенок
Методическая разработка
Гурьевский муниципальный округ
2022
Автор-составитель Буланакова Надежда Александровна, учитель начальных классов МКОУ «ОШИ № 6»
Буланакова, Н.А. Здоровая семья – здоровый ребенок [Текст]: методическая разработка /Н.А. Буланакова. – Гурьевск: муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат № 6», 2022. – 13 с.
Методическая разработка представляет собой сценарий тематического родительского собрания, которое посвящено формированию здорового образа жизни, осознанию родительской ответственности за здоровье ребенка с ограниченными возможностями.
Материал рассчитан на активное взаимодействие детей и родителей в ходе собрания, дает возможность развития их коммуникативных компетенций, подобран с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Методическая разработка адресована учителям начальных классов, воспитателям для осуществления комплексного подхода в формировании здорового образа жизни посредством вовлечения семей в единое воспитательно-образовательное пространство.
Родительское собрание « Здоровая семья – здоровый ребенок»
Цель: Формирование ответственного отношения семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, к укреплению физического и психического здоровья младших школьников.
Задачи:
Изучать и пропагандировать опыт семейного воспитания, основанного на здоровом образе жизни.
Формировать у родителей ценностей здорового образа жизни, компонента ответственности за образ жизни своей семьи.
Осуществлять комплексный подход к формированию ЗОЖ, посредством вовлечения семей в единое образовательное пространство, организации совместной деятельности и досуга.
Оборудование: карточки « Режим дня», карточки с заданиями, предметные картинки, фломастеры, пословицы.
Ход собрания:
Организационный момент. Вступительное слово.
“Где здоровье, там и красота!” (на доске)
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверно потому, что здоровье для человека — самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье лишь тогда, когда его теряем! Сегодня мы вместе с вами поговорим о здоровье. Тема нашего родительского собрания «Здоровая семья – здоровый ребенок». Организм человека – это сложная система, которая имеет показатели, свидетельствующие о его состоянии. И их надо знать не только врачам, но и каждому человеку. Здоровье – самое большое богатство человека. Важнейшей задачей школы является охрана и укрепление здоровья детей.Такая ежедневная оздоровительная работа предполагает обязательное активное участие семьи, т. к. без поддержки родителей школа не сможет успешно выполнить задачу укрепления здоровья детей.
-О здоровье сложено много пословиц. Несколько из них у меня на доске, но прежде чем прочитать, их нужно собрать, соединив стрелками.
Если хочешь быть здоров для хвори беда.
Болен - лечись, здоров буду и денег добуду.
Быстрого и ловкого здоровью вредить.
Здоровье дороже денег, а здоров – берегись.
Чистая вода – закаляйся.
Курить - болезнь не догонит.
- Как вы понимаете эти пословицы?
II. Интеллектуальная разминка.
- Какого человека можно назвать здоровым? Давайте попробуем составить образ здорового человека. Оставьте только те слова, которые по вашему мнению характеризуют здорового человека.
-счастливый;
-трудолюбивый;
-отзывчивый;
-добрый;
-весёлый;
-соблюдает правила дорожного движения;
-делает зарядку;
-не курит, не пьёт;
-часто смотрит телевизор;
- ест много сладкого;
-красивый;
-редко болеет;
-долго живёт;
-закалённый;
-сутулый;
-питается здоровой пищей;
-стройный;
-крепкий;
-подтянутый;
-ловкий;
- не любит физкультуру;
-бледный;
-соблюдает режим дня;
- сидит долго за компьютером;
-2 раза в день чистит зубы;
-ест лук, чеснок, мёд.
- На нашем родительском собраниимы вырастим дерево - здоровья. Но пока в нем есть только ствол. Нам же нужно вспомнить всё, что мы знаем о здоровом образе жизни и только тогда мы сможем приклеить листочки, а к концу собрания мы вырастим настоящее дерево здоровья.
Обобщение и систематизация знаний.
- Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и детей. Так что же взрослые могут сделать, для того чтобы приобщить детей к здоровому образу жизни?Важным здесь является правильно организованный режим дня.
1 листок
Режим дня – это рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток.
Режим дня:
1. Укрепляет здоровье;
2. Повышает работоспособность и поддерживает её в течение дня;
3. Позволяет полноценно отдохнуть. Суточная норма сна составляет от8 до 10 часов.
– Какие пункты нужно включать в режим дня?
- А теперь посмотрите на доску и скажите, что произошло с нашим режимом дня?
- Расставьте все пункты по порядку.
1. Личная гигиена. Подготовка ко сну.
2. Посещение кружков, секций.
3. Обед, отдых, помощь по дому.
4.Дорога в школу.
5. Ужин.
6.Прогулка на свежем воздухе.
7. Завтрак.
8. Зарядка, умывание, уборка постели.
9.Свободное время.
10. Занятия в школе.
11. Подъём.
Главные правила — разумное чередование умственных и физических нагрузок с отдыхом, рациональное питание — должны соблюдаться во всех случаях.В школьные годы надо научиться беречь время. Для правильного развития детей исключительно важно влияние таких общеукрепляющих факторов, как воздух, солнце, водные процедуры, физические упражнения и подвижные игры, полноценное питание. В школьном возрасте особенно важно, чтобы дети как можно больше бывали на свежем воздухе, находились в движении, регулярно занимались физкультурой, правильно чередовали учебные занятия с отдыхом, соблюдали режим сна.
Приклеим 1 листочек «Режима дня».
2 листок
«Если хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай!»
-Правильна ли, с вашей точки зрения, эта пословица? Как вы понимаете её смысл?
-Известна и другая пословица: «Кто много ходит, тот долго живёт». Современные дети стали меньше двигаться. Куда же исчезла двигательная активность? Появились многосерийные фильмы, кто-то придумал “тихие” игры и дети стали само “послушание”! Играют в разные головоломки, просиживают часами перед мониторами компьютеров и радуют своих родителей тем, что те наконец-то могут заняться своими делами.
Ребенок пришел в школу. Его усаживают за парту, и его двигательная активность снижается на 50 %.
Физическая нагрузка крайне необходима детям. Она не только тренирует сердце и сосуды, но и развивает мышцы, которые при необходимости приходят на помощь всему организму. В школьном возрасте ребёнок не мене 1,5 часов в день должен заниматься активными физическими упражнениями.
Приклеим 2 листочек - « Движение -это жизнь!»
3 листок
Всем детям известен «Мойдодыр» из стихотворения Чуковского – защитник чистоты и здоровья.
-Посмотрите на предметы, которые прислал Мойдодыр.
-Выберите, какими из них может пользоваться вся семья (зеркало, зубная паста), а какими должен пользоваться один человек? (зубная щетка, полотенце, носовой платок, расческа, мыло).
- Как должны ухаживать за этими вещами?
Подскажите, какое третье правило мы должны соблюдать? (Чистота предметов личной гигиены).Важное место в личной гигиене занимают соблюдение чистоты нательного белья, одежды, ежедневная смена носков (чулок), особенно при повышенной потливости. Чистота тела и одежды немыслима без соблюдения чистоты в жилых комнатах, кухне, в производственных помещениях.
Каждому члену семьи рекомендуется иметь отдельную постель, отдельные полотенца (личное и банное); смену постельного белья приурочивают к посещению бани. Рекомендуется также перед сном менять дневное нательное белье на ночную сорочку (пижаму).Все эти гигиенические мероприятия, необходимые повседневно, приобретают особое значение в тех случаях, когда в семье кто-нибудь заболевает, т. к. нарушение требований гигиены может отрицательно сказаться на здоровье и трудоспособности окружающих больного людей, особенно детей.
При разработке правил личной гигиены, по существу общих для всех людей, учитываются возрастные, а также анатомо-физиологические особенности женского и мужского организма.
- Молодцы. Я думаю, Мойдодыр будет доволен!
Приклеим 3 лист - «Чистота предметов личной гигиены».
4 листок
- Чтобы наше тело было здоровым, красивым, нужно о нём заботиться и содержать в чистоте, выполнять комплекс правил, которые помогут сохранить здоровье. Они называются Личная гигиена.
Чистота рук обязательна при приготовлении, употреблении пищи. Не случайно дизентерию, например, часто называют болезнью грязных рук. Навыки личной гигиены нужно прививать детям с раннего возраста.
Основные средства для очищения кожи — мыло и вода. Для мытья пользуются туалетным мылом, предпочтительнее мягкая вода Ноги моют с мылом на ночь, лучше ежедневно, особенно летом. При возникновении потертости, опрелости в межпальцевых складках нужно обратиться к врачу. Следует помнить, что при нарушении целости кожи ног легко могут возникнуть грибковые заболевания кожи и гнойничковые заболевания кожи. При появлении мозолей их необходимо соответствующим образом снимать.
Уход за полостью рта помогает сохранить зубы, предупредить многие заболевания внутренних органов. Чистят зубы ежедневно утром, полощут рот после еды; при появлении неприятного запаха изо рта необходимо обратиться за советом к врачу. Для обнаружения начальной формы кариеса зубов, снятия зубного камня и других мероприятий, связанных с санацией полости рта, нужно не реже двух раз в год посещать стоматолога.
Помимо общегигиенических мероприятий, личная гигиена включает уход за наружными половыми органами. Эти специальные гигиенические мероприятия следует начинать не со времени наступления половой зрелости, а с момента рождения ребенка и проводить постоянно.
Приклеим 4 лист - «Чистота – залог здоровья».
Выступление воспитателя о том, как важно быть чистым идя в школу.
5 листок
-Каждый человек, способен привыкать, к каким – либо действиям, ощущениям. Кто-то привыкает рано ложиться спать, кто-то поздно.
-Что появляется у человека? (Привычка)
- Привычки могут помочь беречь здоровье, а есть привычки, которые вредят здоровью.
-Как вы думаете, как называются те привычки, которые помогают беречь здоровье? – ПОЛЕЗНЫЕ
А остальные?- ВРЕДНЫЕ
- Оставшиеся листочки используем для того, чтобы написать на них полезные привычки и прикрепить на деревце
- Выберите из предложенных полезные привычки.
* курение
*потребления алкоголя
*наркотики
*утренняя зарядка
*рано ложиться спать
*поздно ложиться спать
*грызть ногти
*чистить зубы перед сном
*прогуливаться перед сном
*всегда перед едой мыть руки
Полезные привычки необходимо приобретать, а с вредными – бороться.
4. Итог выступления.
- У нас получилось прекрасное дерево здоровья.
- Детство – это фундамент всей нашей взрослой жизни. И от того, как мы построим этот фундамент, будь то здоровье, психическое развитие, образование, привычки, будет зависеть, как будет выглядеть наш дом, устойчив ли он будет.
- В завершении нашего родительского собрания, я хочу вам подарить памятку.
Уважаемые папы и мамы! Помните!
Самое главное – сохранить физическое и психическое здоровье ребёнка.
Разговаривайте со своим ребёнком о необходимости беречь собственное здоровье.
Собственным примером демонстрируйте своему ребёнку уважительное отношение к собственному здоровью.
Не позволяйте ему выполнять режим дня, от случаю к случаю.
Если ребёнок болен, но протекание болезни позволяет ему делать зарядку и он этого хочет – не препятствуете ему.
Посещайте вместе с ним спортивные мероприятия и праздники, особенно детские.
Бывайте вместе с ним на воздухе, участвуйте в его играх и забавах.
Дарите ребёнку подарки, которые будут способствовать сохранению его здоровья.
Не смейтесь над ребёнком, если он выполняет какое-то упражнение не так.
Приветствуете его общение со сверстниками, которые занимаются спортом.
Не ждите, что здоровье само придёт к вам. Идите вместе со своим ребёнком ему навстречу!
- Будьте здоровы! Берегите себя!
Литература
1. Красновский, Л. О. О родительских собраниях / Л.О.Красновский. – Текст : непосредственный // Воспитание школьников. – 2003. – № 5. – С. 14-20.
2. Митина, Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра. / Е.П.Митина. – Текст : непосредственный // Начальная школа – 2008. – № 6 – С.56.
3.Смирнова, Н.О. Формирование у младшего школьника ценностного отношения к здоровью в физкультурно-оздоровительной деятельности: автореферат дис. на соиск. учен.степ. кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Смирнова Наталия Олеговна; Костром. гос. ун-т им. Н.А. Некрасова. – Кострома, 2006. – 23 с. – Текст: непосредственный.
13