СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровье как социальная категория

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Здоровье как социальная категория»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования


РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ

НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ

__________________________________________________________________






РЕФЕРАТ


по дисциплине

Физическая культура


на тему:

Здоровье как социальная категория



Выполнил студент

учебной группы

10 ПС-02/о Горбатова Ж.С


Проверил преподаватель

ПЦК «Физическая культура» Морозова Т.Л













Калининград 2020

Состояние здоровья, здоровье населения предопределяется многими факторами: сущностью общественно-политического строя, социальной политикой, уровнем санитарно-гигиенической культуры, спецификой обычаев и традиций различных групп населения, условиями труда и быта, уровнем благосостояния, социальным обеспечением, характером межличностных отношений, состоянием окружающей среды, развитием здравоохранения и медицины. Кроме социальных и биологических факторов здоровье населения во многом определяется субъективным отношением индивидуума к своему здоровью и здоровью окружающих людей, его образом жизни.


Здоровье отдельного человека фиксируется различными диагностическими методами и средствами и характеризуется полнотой проявления жизненных сил, ощущением жизни, всесторонностью и долговременностью социальной активности, целостностью и гармоничностью развития личности.


Жизнедеятельность — сложный биологический процесс, происходящий в организме человека, позволяющий сохранить здоровье и работоспособность. Необходимым и обязательным условием протекания биологического процесса является деятельность. В широком смысле это слово означает разносторонний процесс создания человеком условий для своего существования и развития.


Основными видами деятельности человека являются труд, учение, игра. Другие виды деятельности — общественно-политическая, педагогическая, военная и т.д. возникли благодаря труду, который всегда носил общественный характер.


В процессе разнообразной активной деятельности человек вступает во взаимодействие с окружающей средой. Под этим понятием понимают все то, что нас окружает, что прямо или косвенно воздействует на нашу повседневную жизнь и деятельность. Окружающая среда оказывает постоянное воздействие на здоровье человека посредством материальных факторов: физических, химических и биологических. Безусловно, что на человека, как социальное существо, непосредственное влияние оказывают и психогенные факторы.


В ходе длительной эволюции человек приспособился к природной окружающей среде» и любые ее изменения неблагоприятно влияют на его здоровье. Организму человека свойственно безболезненно переносить те или иные воздействия лишь до тех пор, пока они не превышают пределов адаптационных возможностей человека. В противном случае происходит повреждение организма, которое при достижении определенной степени изменений квалифицируется как несчастный случай (травма) или хроническое заболевание.


На постиндустриальном уровне развития цивилизованного общества отступили массовые эпидемии, но возникли другие опасные факторы жизнедеятельности, так или иначе связанные со здоровьем. Например, только здоровый физически и морально человек может безопасно для себя и других управлять личным автомобилем или катером, правильно определить момент перехода улицы с интенсивным движением транспорта, выдержать длительный перелет самолетом, заниматься подводным плаваньем на отдыхе и т.д.


Таким образом, жизнедеятельность, здоровье и безопасность в современных условиях очень тесно взаимосвязаны.


Что такое «здоровье».


Понятие «здоровье»: его содержание и критерии.


Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов использования его психофизиологического потенциала. Все стороны человеческой жизни в широком диапазоне социального бытия – производственно-трудовом, социально-экономическом, политическом, семейно-бытовом, духовном, оздоровительном, учебном – в конечном счете, определяются уровнем здоровья


Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Здоровье - это нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.


Раскроем понятие здоровье более полно, как :


- отсутствие болезней;


- нормальное функционирование организма;


- динамическое равновесие организма в системе «человек-окружающая среда»;


- полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;


- способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;


- способность к полноценному выполнению основных социальных функций (общение, образование, труд).


Таким образом, можно сказать, что Здоровье – это способность человека приспосабливаться к среде и к своим собственным возможностям, способность противостоять внешним и внутренним возмущениям, болезням и повреждениям, способность сохранять себя.


Приведенное выше определение здоровья, данное ВОЗ, носит теоретический характер.


На практике врачи оценивают состояние здоровья более конкретными показателями, которые можно зарегистрировать и измерить: уровень кровяного давления, частота сердечных сокращений, частота дыхания, данные анализов крови, мочи, рентгенологического исследования и т.д.


Если эти показатели соответствуют возрастным нормам человека и позволяют ему без помех учиться, трудиться, можно утверждать, что человек здоров. Если же человек без видимых причин начинает плохо учиться, трудиться, у него пропадает интерес к играм, занятиям, можно предположить, что он нездоров.


Здоровье – ценность, к которой необходимо стремиться. Овладевая этой ценностью, люди более полно реализуют свои ожидания, удовлетворяют свои потребности, становятся более значимы не только для близких, но и для всего общества.


Какие содержательные характеристики используются при рассмотрении здоровья?


Наиболее широкое распространение получил функциональный подход: в способности человека осуществлять присущие ему биологические и социальные функции, т.е. выполнять общественно полезную трудовую, производственную деятельность. В связи с функциональным подходом возникло понятие «практически здоровый человек».


Поэтому качественные и количественные характеристики, как здоровья, так и болезни - имеют довольно широкий диапазон толкования. Различия в степени выраженности здоровья определяются по многим критериям-признакам: уровню жизнеустойчивости организма, широте его адаптационных возможностей, биологической активности органов и систем, их способности к регенерации и др. Способность к адаптации – один из важнейших критериев здоровья.


Основные компоненты здоровья.


Индивидуальное здоровье человека составляют три компонента:


социальное здоровье (благополучие);


духовное (нравственное) здоровье;


физическое здоровье.


Социальное благополучие – когда человек уверен в своем завтрашнем дне, имеет жилье, работу, возможность повышать качество образования, карьерный рост, достойную заработную плату, возможность отдыхать согласно своим желаниям и возможностям, имеет возможность поддерживать своих близких, и наконец, чувствует свою «нужность» обществу, т.е. это социальные связи и межличностные отношения, благоприятные условия труда и быта. Социальное здоровье тесно связано с духовным здоровьем человека.

От рождения человек обладает определенными резервами здоровья, а длительность их использования зависит от самого человека (условий поведения, стиля, образа жизни). Здоровье – главный дар, данный нам нашими предками и не всегда разумно и слишком расточительно расходуемый нами.


Под здоровым образом жизни понимают индивидуальную систему поведения человека, направленную на сохранение и укрепление своего здоровья. Условно этот процесс можно разделить на два направления:


Активные действия самого человека по формированию и улучшению своего здоровья (физическая культура, закаливание, соблюдение гигиенических правил, рациональное питание, соблюдение режима дня, сексуальное воспитание и т.д.) и


Стремление человека избежать действия факторов, способствующих разрушению здоровья (прежде всего таких вредных привычек, как курение, наркомания, токсикомания и употребление спиртных напитков, безопасное поведение дома, на улице, обеспечивающее предупреждение травм и отравлений).


Важные составляющие здорового образа жизни - личная гигиена, доброжелательные отношения в семье и нравственное поведение.


Здоровый образ жизни – не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Особенно важно, чтобы с самого раннего детства подрастающее поколение стремилось ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Заболеваемость молодежи (людей в возрасте от 16 до 29 лет) за последние 5 лет увеличилась на 26 %. Смертность от неинфекционных заболеваний постоянно возрастает и достигает сейчас 83 % (по данным ВОЗ).

Состояние здоровья отражается на всех сферах жизни людей. Какова деятельность человека, таков и он сам, его природа и его болезни. Полнота и интенсивность многообразных жизнепроявлений человека непосредственно зависит от уровня здоровья, его «качественных характеристик», которые в значительной мере определяют образ и стиль жизни человека: уровень социальной, экономической и трудовой активности, степень миграционной подвижности людей, приобщение их к современным достижениям культуры, науки, искусства, техники и технологии, характер и способы проведения досуга и отдыха.


В тоже время здесь проявляется и обратная зависимость: стиль жизни человека, степень и характер его активности в быту, особенно в трудовой деятельности, во многом определяют состояние его здоровья. Такая взаимозависимость открывает большие возможности для профилактики и укрепления здоровья.


Здоровье влияет на качество трудовых ресурсов, на производительность общественного труда и тем самым на динамику экономического развития общества. В условиях перехода к преимущественно интенсивному типу развития производства здоровье населения страны - наряду с другими качественными характеристиками - приобретает роль ведущего фактора экономического роста.


Уровень здоровья и физического развития – одно из важнейших условий качества рабочей силы. В зависимости от их показателей оценивается возможность участия человека в определенных сферах трудовой деятельности. Поэтому уже на этапе выбора специальности и вида профессионального обучения объективно возникает, ставится и решается проблема психофизического соответствия личности конкретным видам профессиональной деятельности.


Потребность в здоровье носит всеобщий характер, она присуща и обществу в целом. Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, сознательная ориентация на здоровье различных форм жизнедеятельности – все это показатели общей культуры человека.


Физическая подготовленность - это результат физической подготовки к определенному роду деятельности. Она характеризуется по уровню развития ведущего для данной деятельности качества (выносливости, силы, ловкости, гибкости, быстроты) и степени овладения навыками (высокая, средняя, низкая).


Уровень физического развития, физической подготовленности и здоровья обеспечивает оптимальное приспособление человека к условиям жизни.

В современной социологии отмечена тенденция сближения макро- и микро- парадигм. Такой подход, по мнению П. Бурдье [5], позволяет социологической теории, с одной стороны, заниматься изучением обстоятельств, оказывающих влияние на поведение индивидов, а с другой - исследовать в рамках герменевтической традиции избирательную способность людей, их предрасположенность к тем или иным действиям. В рамках данной концепции здоровье как социальная категория предстает как состояние физического, социального и психологического благополучия конкретного индивида и общества в целом. Это благополучие находится, с одной стороны, под влиянием объективных факторов, зависящих от социально-экономических условий развития страны, а с другой - под влиянием субъективных факторов: отношения индивида к здоровью, его предрасположенности к тем или иным действиям, способности влиять на изменение объективных обстоятельств (статуса, финансового благополучия и др.). Не случайно, П. Бурдье предполагает, что низкое социально-экономическое положение воздействует на здоровье через депривацию и материальные лишения, а через субъективное восприятие людьми своего «неравного» положения в обществе формируются определенная оценка и отношение. Уровень доходов определяет различия в жизненных стандартах - количестве и качестве потребляемых товаров и услуг. От этого, в свою очередь, зависят биомедицинские факторы (калорийность, разнообразие и сбалансированность питания, защитные и санитарно-гигиенические свойства используемой одежды и обуви, удобство и комфорт микросреды обитания).


Характер действия зависит от специфических шансов, которыми обладают индивиды, от различия между индивидуальными габитусами, обуславливающими неравномерность их социальных притязаний. Так, склонность к вредным привычкам зависит от социальной среды (или поля), в которой пребывает индивид, обстоятельств жизни.


В свою очередь, пребывание индивида в том или ином социальном поле, зависит от наличия у него общего объема капитала (экономического, культурного, социального и символического). Практически все капиталы обладают способностью оказывать воздействие друг на друга. Такие капиталы, как социальный (к нему мы относим здоровье населения) и экономический взаимосвязаны, и влияние их друг на друга неоспоримо. Экономические показатели развития государства зависят во многом от состояния здоровья его граждан; состояние здоровья членов организаций определяет рост и развитие производства [6, с. 369-370].


Здоровье зависит не только от экономических факторов, но и от отношения человека и общества к здоровью. Понимание выгод рационального поведе-


ния влияет на внимательное отношение к здоровью. В рамках современной отечественной социологической мысли этому вопросу посвящены работы И.В. Журавлевой. Отношение к здоровью она предлагает понимать как «сложившуюся на основе имеющихся у индивида знаний оценку собственного здоровья, осознание его значения, а также действия, направленные на изменение состояния здоровья» [7, с. 37]. Концепция предполагает, что при задаче повысить уровень здоровья необходимо преобразование предрасположенностей, установок индивида (габитуса), микросоциальных практик в желаемом направлении.


Итак, выше рассмотрены основные подходы к изучению здоровья как социальной категории. Функционализм концентрируется на изучении крупномасштабных аспектов жизни социальных групп или обществ. Символический интеракционизм, напротив, более всего связан с личностными сторонами социальной жизни.


Структурализм отличается от других подходов тем, что фокусирует свое внимание в основном на культурных особенностях социальной деятельности. Актуальность применения нами этой парадигмы обоснована тем, что подразумевает изучение деятельности социальных институтов и отражение этой деятельности на поведении людей, их активности, что позволит представить здоровье как социальную категорию. Данная парадигма позволяет так же рассматривать здоровье на трех уровнях: макро-, мезо- и микроуровнях. Это поможет нам в дальнейшем определить меру ответственности социальных институтов и самого индивида за сохранение здоровья. Все эти уровни связаны между собой, но имеют самостоятельное значение.

Физическоездоровье включает в себя показатели: уровень физического развития (вес, рост, объемы и т. п.), функциональная подготовленность организма к физической нагрузке (кровеносная, дыхательная, сердечно-сосудистая системы), развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), адаптационные возможности организма (иммунитет на простудные и др. заболевания).


Духовное здоровье объединяет в себе психическое, нравственное здоровье, моральные принципы, общечеловеческие истины: добро, любовь, красоту, активное стремление к улучшению общественного строяи пр.Социальное здоровье рассматривается как стремление человека к самосовершенствованию и самообразованию, активность в быту. Оно включает в себя показатели уровня жизни человека, социальные, жилищные условия, удовлетворение социальных потребностей.


Здоровье является очень сложной категорией, представляя собой результат взаимодействия индивида и окружающей среды – условий его существования, ведущих мотивов его жизнедеятельности и мироощущения в целом. Это явилось посылкой для создания теории здоровья. Проблема здоровья человека до сего дня была монополизирована медициной, которая является практически наукой о болезнях человека – «человекопатологией».


Гигиеническая наука также не в состоянии решить проблему охраны здоровья, т.к. в центре внимания ее стоит не человек, а те условия, в которых он существует. Научное направление, получившее название – «санология», обосновали в 60-х годах С.М.Павленко и С.Ф.Олейник. Это было учение о противодействии организма болезни, в основе которого лежит «саногенез» - динамический комплекс защитно-приспособительных механизмов. Основоположниками науки о здоровье человека по праву считается И.И.Брехман, работавший во Владивостоке, который впервые (1982 г.) разработал методологические основы сохранения и укрепления здоровья практически здоровых людей. Он издал в 1987 году монографию «Введение в валеологию – науку о здоровье», в которой считал, что эта наука должна быть интегральной, т.е. формироваться на основе медицины, биологии, экологии, психологии и других наук. Валеология ограничивает круг своих интересов проблемой индивидуального здоровья.

В августе 1999 года независимый исследовательский центр РОМИР провел специальный опрос среди 800 жителей крупных городов России в возрасте 16 – 45 лет с доходом не ниже среднего, чтобы выяснить отношение россиян к здоровому образу жизни. Оказалось, что западная мода на здоровый образ жизни в России пока не столь популярна, как в Европе и США. Так, 40 % опрошенных россиян заявили, что никогда вообще не занимаются спортом и физическими упражнениями, 25 % респондентов занимаются спортом несколько раз в неделю, 10 % практикуют спортивные тренировки 1 раз в неделю. 1-2 раза в месяц занимаются спортом 8 % опрошенных.


На отсутствие свободного времени для занятий спортом жалуются 45,7 % опрошенных. Фактор стоимости занятий спортом в тренажерном зале также играет существенную роль: 21,1 % респондентов указали, что именно дорогая стоимость занятий не позволяет им заниматься. 11,2 % участников опроса категорично заявили, что занятия спортом им вообще не нужны. 8,3 % слишком устают на работе, чтобы активно заниматься спортом.


О проблеме рационального питания более трети опрошенных россиян (36,4 %) вообще никогда не задумывались. Стараются придерживаться рационального питания 23,1 % респондентов. 6,4 % участников опроса являются активными сторонниками рационального питания. Таким образом, у россиян, живущих в крупных городах России и обладающих доходами не ниже среднего уровня, не всегда существует возможность регулярно заниматься спортом и рационально питаться. В научной литературе термин «социальное здоровье» имеет чрезвычайно широкое применение, включая в себя множество нерядоположенных явлений индивидуального и общественного характера. Это обусловлено во многом эволюцией данного понятия. И.Н. Гурвич доказывает, что предпосылки к формированию категории социального здоровья заложены в рамках парадигмы социальной патологии, а его понимание менялось в соответствии с трансформацией паттерна заболеваний в обществе, в разные периоды которым были острые инфекционные заболевания, туберкулёз, профессиональные заболевания, проституция и прочее, вплоть до сердечно-сосудистых заболеваний [6].

Понимание индивидуального здоровья, в свою очередь, долгое время сводилось к характеристикам физического и психического состояния человека. Но по мере эволюции этого понятия всё сильнее стал выкристаллизовываться его социальный аспект. Наиболее ярко это выразилось в определении, данном Всемирной организацией здравоохранения и отраженном в её Уставе: «Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [22]. В данном определении закладывается пресуппозиция, в соответствии с которой здоровье человека - это не только медико-биологическая, но и социальная категория, где социальные характеристики на равных с физическими и психическими выступают компонентами индивидуального здоровья.


Однако одним из самых критикуемых аспектов определения здоровья ВОЗ является его негативная формулировка - через отсутствие болезни [9], в связи с чем считаем необходимым сконцентрироваться на позитивных дефинициях здоровья, а не на его оппозиции - болезни. Такое целеполагание также обусловлено тем, что категория «болезнь» - не менее широкое и многоплановое, нежели «здоровье», и требует отдельного основательного исследования. Наконец, в современной медицинской практике традиционно в качестве содержательного классификатора используется понятие «групп здоровья», каковое обладает вполне позитивными коннотациями - такими как «уровень физического развития и степень его гармоничности», «резистентность организма», «функциональное состояние органов и систем» и т.д. [17].


В контексте вузовского студенчества дополнительным аргументом в пользу позитивной трактовки его социального здоровья стало, в частности, исследование Е.В. Цикалюк, которое показало, что среди учащихся ЗабГГПУ 1-4 курсов не было выявлено таких, кого можно было бы отнести «к категории, характеризующейся социальной болезнью» [23].


Таким образом, социальное здоровье следует рассматривать, во-первых, как структурный компонент индивидуального здоровья, наряду с другими выполняющий функцию сохранения физической и психологической целостности индивида во взаимодействии с социальной средой; во-вторых, через позитивные характеристики, обеспечивающие индивидуальное здоровье социального субъекта.


К настоящему моменту существует значительное количество трактовок и интерпретаций социального здоровья, содержание которых, в зависимости от методологических позиций авторов, существенно разнится.


1. Девиантологический подход к социальному здоровью (И.Н. Гурвич, Я.И. Гилинский, П.Я. Юнацкевич) [5; 6]. В его контексте происходит смешивание понятий «здоровье общества» и «социальное здоровье», причём последнее трактуется как отсутствие существенных аномий [6]. О снижении уровня здоровья общества в рамках данного подхода стоит говорить в том случае, если социальная аномия так повлияла на ситуацию, что в данной социальной группе количество физически больных людей существенно увеличилось. Таким образом, понятие социального здоровья не только ставится в зависимость от аномии, но и в немалой степени биологизируется, - в связи с чем И.Н. Гурвич отмечает: «Болезнь по сути своей является биологическим феноменом, и понятие "социального здоровья" имеет, таким образом, во многом фигуральное (образное) значение» [6].


2. Подход, в рамках которого категория «социальное здоровье» и «социальное благополучие» максимально сближены и имеют тенденцию к взаимозаменяемости (Т.Н. Тарасенко, Т.Б. Берендеева). В его рамках социальное здоровье трактуется в контексте, заданном Всемирной организацией здравоохранения, и характеризуется через «степень удовлетворённости индивида своим материальным состоянием, питанием, жилищными условиями, социальным статусом в обществе, его социальной политикой» [21]. Приведённая характеристика социального здоровья вполне соотносима со следующими параметрами социального благополучия, выделяемыми Т.Б. Берендеевой: уровень жизни и занятость населения, «объём и структура платных услуг, предоставляемых населению», «эффективность использования средств, выделяемых на развитие социальной сферы и социальной политики» [3]. Сближение социального здоровья и социального благополучия позволяет экстраполировать интересующее нас понятие на социальные группы, но не даёт достаточно возможностей для характеристики социально здоровых или социально нездоровых практик поведения отдельной личности.


3. Подход, разработчики которого определяют социальное здоровье как «комфортное состояние человека в рамках той или иной социальной системы» [8]. Разъясняя его, Р.А. Зобов и В.Н. Келасьев указывают на то, что такое состояние представляет собой интегративную характеристику личности, социальной группы, общества в целом, данную в единстве социальных и биологических показателей (с критериями в виде удовлетворённости жизнью, социальной активности, соматического и психологического здоровья) [7]. Похожее воззрение на социальное здоровье мы находим у О.А. Рагимовой: «в транзитивном обществе это динамический процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психических функций личностей, оптимальной трудоспособности при максимальной продолжительности жизни различных общностей, групп и общества в целом» [19]. Такой подход обладает высокой степенью синкретичности. Категория социального здоровья в его рамках применяется и к отдельной личности, и к социальным группам, что, без учёта диалектики «личное/общественное», снижает возможность его практического исследования. Синкретизм проявляется и в смешивании социальных и биологических показателей в определении социального здоровья.


4. Подход, в рамках которого основным критерием социального здоровья предстаёт социальная адаптация, успешное взаимодействие личности с внешней средой. Иллюстрирует его И.В. Кузнецова, которая характеризует социальное здоровье как «определённый уровень развития, сформированности и совершенства форм, способов взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, уравновешивание, регуляция); определённый уровень психического и личностного развития, позволяющий успешно реализовывать это взаимодействие [13]». В рамках данного подхода Р.В. Овчарова (применительно к детям и подросткам) выделила следующие его критерии: «адаптация в референтных обществах, овладение ведущими видами деятельности, уравновешенность процессов социализации и индивидуализации, наличие самоконтроля и саморегуляции поведения в зависимости от обстоятельств, общая средовая адаптация, интеграция в общество» [16]. Е.Н. Приступа с педагогических позиций определяет «социальное здоровье личности ребёнка» как «состояние человека, при котором его биопсихические возможности способствуют установлению равновесия с социальной средой путём адаптации и конструктивной активизации в ней, следуя нравственным социальным нормам» [18].


Е.В. Курашкина определяет эту категорию как «состояние человека, характеризующееся стремлением к оптимальному использованию своего физического и психологического потенциала, обеспечивающего эффективное включение в социальную жизнь» [14]. В данном определении предпринимается попытка выработать наиболее обобщённый взгляд на исследуемое явление, при этом делая акцент на то, что социальное здоровье - это «состояние человека», обладающее положительной социально-адаптивной интенциональностью. Если такое состояние является нормальным, преобладающим в повседневной жизни, можно полагать, что потенциал социального здоровья личности реализуется успешно.


Приведённые определения в большей мере ставят акцент на развитии адаптационных способностей личности к социокультурной среде, но не столь акцентированы на дальнейшей её самоактуализации. И это оправданно, поскольку, когда речь идёт о детях и подростках, основной акцент на принятии норм и правил социума закономерен. Однако в отношении студенчества этого недостаточно. З.Ф. Байгильдина, характеризуя роль студенчества в развитии нашей страны, пишет: «Объективная логика изменяющихся условий жизнедеятельности общества требует вовлечения в процессы антикризисных мероприятий специалистов-профессионалов, способных к осуществлению творческой, преобразовательной деятельности. В этой связи актуализируются потребности общества в воспитании самостоятельной личности, умеющей нестандартно мыслить, принимать новые решения и нести за них ответственность» [1]. Для того чтобы соответствовать «требованиям времени», отечественное студенчество должно преодолеть существенное противоречие, свойственное его социальной психологии. Таковое заключается в том, что, наряду с присущим студенческому возрасту «напряжённым поиском смысла жизни» и стремлением к аккумуляции новых идей, многим представителям этой группы свойственен и нигилизм, заключающийся «в последовательном полном равнодушии к социальным ценностям, исключенным из сферы реально значимого. Элементы нигилистического сознания могут проявляться и в сфере откровенной аполитичности, безразличия ко всему, что выходит за узкие рамки непосредственного существования» [20]. Преодоление нигилистических, социально нездоровых условий, свойственных социальной психологии студенчества, возможно лишь при условии выхода за пределы пассивной социальной адаптации, путём активной социальной самоактуализации студентов, заинтересованного их участия в практиках социального творчества, основанных на социальной ответственности и осознании социальной миссии.


5. Для характеристики социального здоровья студенчества наиболее адекватным представляется подход, фундированный положением о том, что эта категория применима именно к личности. В качестве его иллюстрации приведём позицию И.В. Васютенковой, подчёркивающей, что социальное здоровье представляет собой динамическую совокупность свойств и качеств личности, обеспечивающих гармонию между потребностями человека и общества и являющихся предпосылкой ориентации личности на самоактуализацию [4]. В рамках сходных методологических воззрений строит своё понимание социального здоровья Л.А. Байкова, определяя его как «состояние гармонии между личностными смыслами и деятельностью человека, способствующее его самоактуализации и позитивному развитию социума», что в конечном счёте обусловливает гармонизацию отношений личности и социума без «перевеса» в сторону волюнтаристских наклонностей личности либо, наоборот, преимущественного подчинения личностного бытия требованиям данной общественной системы. В качестве критериев таким образом понимаемого социального здоровья Л.А. Байкова выделяет «социально-психологическую адаптированность, позитивную Я-концепцию, самоактуализацию, лидерские качества, смысложизненные ориентации, не противоречащие общечеловеческим ценностям; социальную направленность и креативность» [2]. Е.В. Цикалюк при определении критериев социального здоровья отдаёт предпочтение таким критериям, как «социальная адаптированность», «социальная активность», «гармоничные взаимоотношения с окружающими», «адекватное отношение к социальным нормам» [23].


Л.В. Колпина в рамках этого подхода даёт следующее определение: «социальное здоровье - это актуализированная способность индивида воспроизводить своё бытие посредством социальных связей и отношений, раскрывать в них себя, оптимизировать социальное пространство в соответствии с личными и общественными императивами, ставить и реализовывать задачи, основанные на осознании своего социального предназначения в различных социальных сферах» [12]. Эта «способность», или, другими словами, «совокупность характеристик социального взаимодействия субъекта со средой» позволяет «легитимно и экологично реализовывать индивидуальные и общественно значимые цели» [12].


Итак, последний подход акцентирует внимание на личностной сущности социального здоровья как его интегральном качестве, позволяющем человеку эффективно взаимодействовать со средой на уровне субъект-субъектных взаимно выгодных и взаимно совершенствующих отношений. Он позволяет до определённой степени преодолеть методологический релятивизм в трактовке данного понятия (о чём столь критично писали Н.Н. Киреева и А.И. Анисимов, считавшие, что критерии социального здоровья, выделяемые в исследованиях по этой теме, «можно рассматривать как неупорядоченное множество безнадёжных методологических оснований» [10]).


Таким образом, социальное здоровье представляется сложным социальным феноменом, возникающим в процессе взаимодействия индивида с социальной средой и отражающим уровень этого взаимодействия [11]. Следует отметить проблемный характер определения дефиниций индивидуального социального здоровья, существующий в научной литературе. В большинстве случаев либо дается слишком общее его определение, не выражающее специфических черт данного феномена, либо оговаривается перечень качеств, которыми должна обладать социально здоровая личность, либо же используются понятия, слабо поддающиеся операционализации и эмпирической верификации. Решение этих проблем возможно на основе функционального подхода к определению здоровья, согласно которому физическая, психическая и социальная составляющие представляют собой характеристики индивида, обеспечивающие успешность взаимодействия личности со средой. На основании такого понимания здоровье определяется как состояние оптимального функционирования организма, позволяющее ему наилучшим образом выполнять свои видоспецифические социальные функции [15]. Следовательно, в самом общем виде социальное здоровье будет представлять собой совокупность личностных характеристик, обеспечивающих физическую и психическую целостность индивида на основе его социальных связей и отношений.

Рациональное, сбалансированное питание – непременное условие организации здорового образа жизни. Питание – основная биологическая потребность в жизни. Оно дает энергию, необходимые вещества для развития организма и регулирования обмена веществ, обеспечивает рост и правильное формирование организма, сохранение здоровья.


Рациональное питание – это питание здорового человека, построенное на научных основах, способное количественно и качественно обеспечить потребность организма в энергии.


Наилучшая усвояемость пищи отмечается при четырехразовом приеме пищи, например: завтрак – 25%, обед – 35%, полдник – 15%, ужин – 25%, или второй вариант: первый завтрак – 20%, второй завтрак – 10-15%, обед – 40-45%, ужин – 15-20%. Доказано, что редкие приемы пищи приводят к повышению содержания холестерина в крови – одного из главных факторов атеросклероза и гипертонической болезни. «Тот, кто пред сном съедает обильный ужин – писал доктор Майр, - уподобляется машинисту паровоза, который раскочегарил свою машину, а затем поставил ее в депо».


Рациональное питание должно включать в себя семь основных составляющих: углеводы, белки, жиры, витамины, минеральные вещества, грубая волокнистая пища и вода. Основной принцип рационального питания состоит в том, чтобы вес человека оставался неизменным при сохранении нормального функционального состояния. Для этого приток энергии в организм с пищей должен быть равен расходу энергии на определенную работу.


Главным показателем энергообмена является величина физической активности. При этом колебания могут быть весьма значительными. Для ориентировки напомним, что за 15-20 минут утренней зарядки человек расходует всего 50-70 ккалорий.


Общие основы сбалансированного питания для тех, кто занимается физической культурой, должны быть следующими: мясные продукты -нежирное мясо, рыба, яйца; молочные продукты - молоко, кефир, йогурт, сыр, творог; злаковые продукты – черный хлеб, различные виды каши; бобовые продукты- чечевица, фасоль, горох, бобы; овощи, фрукты – все их виды. При этом важно знать, что первые две группы продуктов обеспечивают работающие мышцы белком, который необходим для роста и восстановления мышц. Третья и четвертая группы продуктов обеспечивают организм белками и углеводами, а пятая – углеводами, витаминами и минеральными веществами.


Наиболее правильным считается питание, обеспечивающее баланс питательных продуктов при котором 10 - 12% всей энергии поставляют белки, 15 - 20% - жиры, 50-60 % - углеводы, оптимальное соотношение: 1-1-4, причем жиры важно включать растительного происхождения, обладающие защитными свойствами и способствующими растворимости витаминов А и Е. При усиленных энерготратах содержание белков в пище необходимо уменьшать, увеличивая количество жиров и углеводов. В среднем, человеку, не имеющему тяжелых физических нагрузок, достаточно 1500-2000 килокалорий в сутки. Имеются наблюдения, что снижение калорийности рациона до 2000 ккал и даже ниже приводит к улучшению многих функций организма при условии сбалансированности питания и достаточном содержании витаминов и микроэлементов. Например, средняя калорийность рациона абхазцев, живущих 90 лет и более, на протяжении многих лет равняется 2013 ккал. Однако, если человек съедает в день всего один лишний бутерброд с маслом (200 ккал), то через год это дает прибавку в 7 кг жира.


Энергозатраты складываются из следующих составляющих:


Основной обмен + энергия, затрачиваемая на работе + энергия, расходуемая во время досуга + энергия, расходуемая на усвоение пищи.


Основной обмен- это количество энергии, необходимое для поддержания жизни организма, который находится в состоянии покоя, например, ночью. Для мужчин эта величина составляет 1 ккал на 1 кг массы тела в час, а для женщин 0,9 ккал /кг/час, например, при весе женщины 65 кг основной обмен составит 0,9 х 65 х24 = 1404 ккал.


Существуют формулы математических расчетов, по которым можно более точно определить количество расходуемой энергии за день, и таким образом, знать, сколько нужно есть, чтобы сохранить здоровье.На покрытие энергетических затрат при сидячей работе достаточно примерно 26 % от основного обмена, при подвижной работе используется коэффициент 33%, при тяжелой физической работе он составит 45 %.


За прошедшие 100 лет в нашей жизни существенно изменилось питание. Появилось много искусственных и рафинированных продуктов, которые оказались не приспособленными к эволюционно сформировавшимся механизмам переработки и усвоения пищи. Желудочно-кишечный тракт портится и изнашивается в первую очередь, а от него патология распространяется дальше. Поэтому величайшая редкость - настоящее здоровье. Однако существует масса примеров, когда оказывается достаточным изменить питание и организм быстро начинает самовосстановление. Современные знания по диетике закреплены в виде определённых правил.


Правило первое - свежеедение. Оно гласит: "Наиболее полезны свежие растения". Это понятно, так как при хранении ухудшаются диетические качества. Практический совет: не оставляйте приготовленную пищу даже на несколько часов - в ней начинают идти процессы брожения и гниения. Съедать приготовленное блюдо необходимо сразу же.


Правило второе - сыроедение. Издавна считалось, что в сырых растениях содержится наибольшая живительная сила. Об этом писали Демокрит и Платон, Л. Толстой и Б. Шоу. Современные учёные доказали, что в сырых растениях сохраняется значительно больше витаминов, чем в варёных. Они повышают скорость обменных процессов. Использование сырых вегетарианских блюд весьма эффективно при ожирении, гипертонии, атеросклерозе.


Правило третье - разнообразие и сбалансированность питания. Чем больше разных продуктов включено в рацион, тем больше физиологически активных веществ поступает в организм. Это особенно важно в связи с тем, что при физических и умственных нагрузках потребность в них увеличивается.


Правило четвёртое - определённое чередование продуктов. Оно вытекает из предыдущего правила и указывает на то, что нельзя долго употреблять одно блюдо или продукт.


Правило пятое - сезонность питания. Весной и летом нужно больше употреблять растительных продуктов. В холодное время года -добавлять в рацион пищу, богатую белками и жирами.


Правило шестое - ограничение в питании. Исследования показывают: менее работоспособны и более подвержены усталости именно те, кто много ест.


Правило седьмое - получать максимум удовольствия от пищи. Для этого прежде всего нужно отказаться от спешки во время еды, от привычки читать за едой или выяснять отношения.


Правило восьмое - определённые сочетания продуктов, т.е. в один приём не употреблять несовместимые блюда. При неблагоприятных пищевых сочетаниях в кишечнике развивается повышенное брожение и гниение пищи, возникает интоксикация образующимися вредными веществами. Наиболее остро это проявляется при хронических заболеваниях желудочно-кишечного тракта.


+Культура питания является неотъемлемой частью здорового образа жизни. Можно с уверенностью сказать, что в недалеком будущем о культуре человека будут судить по тому, что и сколько он ест.