СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровье сберегающий процесс в детском саду

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровье- одно из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения.

Просмотр содержимого документа
«Здоровье сберегающий процесс в детском саду»

Современный этап развития общества отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в воспитательном процессе. На фоне экологической и социальной напряженности в стране и небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. В этих условиях, особую актуальность приобретает проблема здоровья сбережения воспитанников детского сада, которая отражает новые подходы к сохранению здоровья детей.

Здоровье ребенка - превыше всего… и наша задача сохранить его. Здоровье – это состояние полного, физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов. Здоровье – одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. От того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки , зависит и будущая жизненная позиция будущего гражданина.



В этой связи следует отметить, что одной из задач в условиях реализации ФГОС является – «Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.» Что же такое здоровье сберегающий процесс в дошкольной организации?

В широком смысле слова – это процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста в режиме здоровья сбережения, это процесс направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.



Давайте вместе разберемся почему же сейчас остро стоит проблема здоровья наших детей и рассмотрим актуальность применения технологий здоровья сбережения. Вступление ребенка в возраст ученичества, повышает нагрузку на весь организм, именно поэтому охрана и укрепление здоровья воспитанников является не только важной медицинской проблемой, но и актуальной педагогической задачей. Выявлены основные факторы, которые влияют на здоровье детей:

  • гиподинамия ( Нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения, нарушение зрения. Т.Д)

  • детские стрессы (нервные расстройства в следствии отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе)

  • тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье, недостаток информации)

Часто от нас взрослых можно услышать такую фразу «НЕ мы такие , жизнь такая». Но ведь в руках человека находится эта жизнь, и мы ее строим и определяем. Задача сотрудников детского сада – обеспечить ребенку высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, дать путевку в самостоятельную жизнь, научив его заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.



В нашем детском саду мы применяем следующие виды здоровье сберегающих технологий:

  • медико-профилактические технологии ( обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала детского сада в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств(организация мониторинга здоровья дошкольников, разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья, организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, организация профилактических мероприятий в детском саду, организация контроля и помощь в обеспечении требований САНПИНА.

  • физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников.

  • технологии обеспечения социально –психологического благополучия ребенка, обеспечивающие психическое и социальное здоровье дошкольника. Основная задача этих технологий – обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально- эмоционального благополучия дошкольника

  • валеологическое просвещение детей и родителей, направлены на развитие культуры здоровья, развитие потребности к ЗОЖ.



Для реализации здоровье сберегающих технологий применяются следующие формы:

  1. спортивные досуги

  2. соревнования

  3. ритмопластика

  4. спортивные праздники

  5. конкурсы

  6. корригирующая гимнастика

  7. логоритмика

В ходе нашего семинара вам, уважаемые коллеги, будут продемонстрированы некоторые из этих форм. Мне бы хотелось конкретно остановиться на реализации технологий в нашем детском саду.



В ходе нашей работы для реализации физкультурно- оздоровительных технологий и технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка мы используем следующие виды:

  1. утренняя гимнастика

  2. гимнастика после сна

  3. дыхательная гимнастика

  4. гимнастика для глаз

  5. динамические паузы

  6. самомассаж

  7. пальчиковую гимнастику

  8. релаксация, физминутки

  9. подвижные и спортивные игры



Для осуществления физкультурно-оздоровительной работы в каждой группе создан физкультурный уголок, что является составляющей предметно-развивающей среды, является средством сбережения здоровья детей, что способствует развитию личности ребенка, является источником его индивидуальных знаний и социального опыта, обеспечивает физическую активность, является основой для их самостоятельной двигательной деятельности.

Совместная деятельность с детьми в режимных моментах формирует у ребенка стойкую мотивацию на ЗОЖ, полноценное его развитие.

Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью нашей работы. Она способствует выработке правильного дыхания, обогащению кислородом всего организма, укреплению дыхательного аппарата, снятию психоэмоционально и физической нагрузки. Дыхательные упражнения просто необходимы детям довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами. Надо научить правильно дышать в помещении, в холодный период времени, при и беге и т.д.

Подвижные и спортивные игры являются обязательной и очень любимой детьми частью физкультурного занятия, а также ежедневно проводятся на прогулке и в групповых комнатах. Они развивают у детей настойчивость, смелость, решительность, инициативу, сообразительность, мышление. При подборе игр учитывается возраст детей и распределение нагрузки на разные группы мышц.

Здоровье ребенка зависит не только от наследственных факторов и индивидуальных особенностей, чрезвычайно важным считаются оздоровительные меры воздействия на организм ребенка. Одной из эффективных мер считается закаливание детей. Закаленные дети обладают хорошим здоровым аппетитом, спокойны, уравновешены, отличаются бодростью, жизнерадостны. Босоножье (хождение босиком), криомассаж (кратковременное действие холода на организм), мытье рук по локоть, ходьба по комбинированным дорожкам способствуют укреплению здоровья ребенка.

Релаксационные моменты способствуют расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения.

В осенне-зимний период дети употребляют в пищу лук, чеснок, а весенний период производится посадка лука на перо, который дети также употребляют в пищу. Круглый год ребята регулярно едят свежие фрукты и пьют соки. Всё это активизирует защитные функции детского организма и предотвращает массовые заболевания. Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей – сюда можно отнести регулярные прогулки на свежем воздухе, экскурсии, солнечные и воздушные ванны. Через прогулки, занятия на свежем воздухе, развлечения дети получают необходимый опыт, учатся исследовать, заботиться о своем здоровье.

В настоящее время много детей , которым требуется консультация и корректировка речи со стороны логопеда. Мы в свою очередь проводим артикуляционную гимнастику, которая способствует формированию правильного произношения звуков и букв.

Дети с удовольствием выполняют пальчиковую гимнастику. Она решает много задач в развитии ребенка:

- способствует овладению навыками мелкой моторики;

-помогает развивать речь, повышает работоспособность головного мозга;

-развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

- развивает тактильную чувствительность;

- снимает тревожность.

Во время образовательной деятельности проводятся динамические паузы для профилактики утомляемости воспитанников, для создания благоприятной атмосферы, для снятия напряжения.

В настоящее время с появлением гаджитов, современные дети много времени проводят у компьютеров, телевизоров, телефонов, что негативно сказывается на зрении ребенка. Во время занятий и по мере необходимости для ребят проводится гимнастика для глаз, что способствует предупреждению утомляемости глаз, укреплению глазных мышц, для профилактики нарушения зрения дошкольников, даёт возможность справиться со значительной зрительной нагрузкой.

Самомассаж делать несложно. Дети с удовольствием его выполняют. Так, например, слегка надавить на височную кость и сделать 9 раз круговые движения по часовой стрелке и обратно, способствует лучшей работе мозга, мячики су-джу способствуют повышению тонуса и работоспособности всего организма.

Ежедневные физминутки снимают напряжение, восстанавливают умственную работоспособность детей, помогают расслабиться, снимают мышечную утомляемость, успокаивают нервную систему. четко соблюдается график проветривания групповой комнаты и спальни, ведется журнал температурного режима помещений, ежедневно проводится кварцевание групп.

Проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранный комплекс физических упражнений, растормаживают нервную систему после сна, активизируют деятельность всех органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей нервной системы. Утренняя гимнастика ценна тем, что у детей вырабатывается привычка каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Эта полезная привычка сохраняется на всю жизнь. После сна в течении 5 мин. делаем бодрящую гимнастику после дневного сна.

Чтобы реализовать здоровье сберегающие технологии, необходимо применять следующие методы и приемы: игровые приемы, наблюдения, беседы, пример взрослого, показ, совместная деятельность, художественное слово, проблемные ситуации, дидактические игры, опытно-экспериментальная деятельность, поощрение. И когда ребенок, выходя вечером к родителям, просит папу бросить курить, сводить к зубному врачу, сходить на горку, покататься на коньках и т.д. – это означает, что ребенок слышит нас и начинает задумываться об охране своего и чужого здоровья.

Для реализации медико-профилактических технологий и валеологического просвещения родителей, в группах есть уголки здоровья, папки передвижки. Чтобы добиться согласованности в работе по здоровье сбережению семьи и детского сада, мы поднимаем вопрос на родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях, проводим анкетирование, учим оценивать здоровье ребенка. Родителям предлагаем картотеки различных гимнастик, упражнений для занятий дома, лит-ру, привлекаем родителей к изготовлению предметно-развивающей среды.

Родители откликаются на участие в конкурсах по здоровье сбережению, в проведении утренников. Так, например, при проведении районного конкурса рисунка «Семейные традиции» (он проводился летом) , родители совместно с детьми на всех рисунках представили фрагменты активного отдыха в разные времена года. На спортивно-развлекательном утреннике, посвященный Дню защитника Отечества, 80 % семей пришли в полном составе и приняли в ходе мероприятия активное участие.

Осмотр детей медработником способствует выявлению больных детей, вовремя обратить внимание родителей на здоровье детей.

О сильнейшем воздействии музыки на организм человека, знали ещё в древние времена и использовали её в различных целях. Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Мелодия действует особенно эффективно на гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру.. Взаимодействие с музыкальным руководителем, музыкой, как видом искусства, направлены на самовыражение эмоций (элементы логоритмикии и психогимнастики), дети учатся выразительности движений (ритмопластика), развитию фантазии. Порою только через музыку у ребенка проходит скованность и неумение правильно выразить свои чувства.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровье сберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка привычку к ЗОЖ. В результате выполняемой работы, в группах низкий уровень заболеваемости, дети в достаточной степени владеют культурно-гигиеническими навыками, имеют представление о своем теле и способах ухода за ним, понимают важность и необходимость закаливания, владеют приемами закаливания. Проводя небольшую статистику, мы выявили ,что на конец года у нас увеличился процент посещаемости детей.

Успешность работы по здоровье сбережению является только наличие системности. Успешный ребенок – это здоровый ребенок. Существует 10 золотых правил здоровье сбережения:

  • соблюдайте режим дня

  • обращайте внимание на питание

  • Больше двигайтесь!

  • Спите в прохладной комнате!

  • Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

  • Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

  • Гоните прочь уныние и хандру!

  • Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

  • Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

  • Желайте себе и окружающим только добра!

Своё выступление мне бы хотелось закончить отрывком из стих-ния С. Я. Маршака:

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условие!