СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровье школьников

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале изложено влияние семьи и школы на здоровье школьников с 1 по 11 классы.Предложенена программа мероприятий (факультатавные занятия для школьников и формы проведения родителького собрания)

Просмотр содержимого документа
«Здоровье школьников»


«Роль семьи и школы в формировании здорового образа жизни детей школьного возраста»


Желебовская Татьяна Александровна,





























Оглавление

Введение

3

Глава 1. Теоретические аспекты формирования здорового образа жизни школьников.

6

1.1 Научное обоснование понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни».

6

1.2. Психофизиологические особенности детей школьного возраста.

12

1.3 Влияние школы и семьи на представление школьников о здоровом образе жизни.

15

Выводы по первой главе.

17

Глава 2. Анализ практической работы по выявлению роли и школы на формирование представлений о здоровом образе у детей школьного возраста.

18

2.1 Проведение исследований уровня знаний школьников и их родителей в вопросах здорового образа жизни.

18

2.2 Анализ работы образовательного учреждения в вопросах формирования и сохранения здоровья школьников.

24

2.3 Разработка и реализация мероприятий, направленных на повышение уровня знаний о ценности здоровья.

26

Выводы по 2 главе.

29

Заключение.

31

Список литературы.

33

Приложение 1

34

Приложение 2

36

Приложение 3

37

Приложение 4

42













Введение

Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей. Здоровый образ жизни является базой становления здорового поколения. В связи с этим в последнее время в нашей стране пристальное внимание уделяется вопросам сохранения и укрепления здоровья, факторам, которые оказывают неблагоприятное влияние на человеческий организм и приводящие к нарушениям удовлетворения потребностям человека (c.3,11).

Согласно утверждениям детских психологов, школьный возраст является важнейшим периодом, в котором закладываются прочные основы здоровья; который является тем самым отрезком времени, когда ребенок уже осознанно воспринимает информацию, применяя ее на себе.

Существенные изменения, которые происходят в нашем обществе, предъявляют качественно новые требования к воспитанию современного человека. Разрушение привычных устоев и нравственных ориентиров приводит к тому, что среди детей школьного возраста проявляется повсеместный рост употребления алкоголя, наркотиков и никотиносодержащих веществ. Не отстают от этих показателей и рост преступности, суицидных проявлений и жестокости по отношению к себе и окружающим.

В последнее время, согласно статистике министерства здравоохранения, наблюдается тенденция к ухудшению состояния здоровья всех слоев населения России, в особенности детей дошкольного и школьного возраста.

Вопрос формирования у детей представлений о здоровом образе жизни является актуальным, так как от уровня психического и физического здоровья населения зависит благополучие общества в целом.

Воспитание здорового поколения – это обоюдная задача воспитания детей школы и семьи. Семья – это то место, где ребенок проводит большую часть своего времени, особенно дети младшего школьного возраста. Именно в семье закладываются основы бережного отношения к своему здоровью. Школа в свою очередь является инструментом воздействия на здоровьесберегающее воспитание. Школьный период является тем отрезком времени, когда ребенку требуется помощь взрослых, чтобы сформировать навыки здорового образа жизни, привести эти знания в упорядоченный вид и уметь применять их в своей повседневной жизни.

Для того чтобы здоровый образ жизни стал основой благополучия, знания о нем необходимо постоянно подкреплять. Для достижения этих целей происходит объединение усилий школы и семьи в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников и формирование значимости собственного здоровья.

Социальная значимость проблемы и ее актуальность для общества привели к следующей формулировке темы исследования: «Роль семьи и школы в формировании здорового образа жизни детей школьного возраста».

Целью нашего исследования является выявление роли семь и школы в формировании здорового образа жизни детей школьного возраста.

Объект исследования – целенаправленный процесс формирования здорового образа жизни у детей школьного возраста в деятельности образовательного учреждения и в процессе семейного воспитания.

Предметом исследования послужили организационно – педагогические и семейно – бытовые условия формирования представлений о здоровом образе жизни у школьников.

В качестве гипотезы исследования нами были выдвинуты предположения что:

  • формирование здорового образа жизни будет успешным, если разработать систему мероприятий направленных на приобщение подростков к здоровому образу жизни: проводить социологическое просвещение родителей; здоровый образ жизни войдет как составной элемент в общую систему воспитания подростков школы;

  • эффективность формирования представлений о здоровом образе жизни возможна в условиях: а) непрерывного взаимодействия школы и семьи; б) непрерывность воспитательного процесса в отношении этого процесса.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой нами были определены следующие задачи исследования:

  • Проанализировать содержание и объем понятий «здоровье» и здоровый образ жизни».

  • Выявить факторы, влияющие на формирование представлений о здоровом образе жизни в современном обществе.

  • Провести анализ работы общеобразовательного учреждения в вопросе формирования здорового образа жизни.

  • Проанализировать влияние семейного окружения на формирование здорового образа жизни и на основании этой работы разработать и реализовать мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни школьников.

Теоретические основы нашего исследования опираются на научные труды в области «валеологии», «возрастной психологии», «семейной психологии», «здоровьесберегающих технологий» и т.п.

Экспериментальной базой стала МБОУ «Бородинская СОШ».

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, проведение анализа практической работы, направленной на выявление уровня знаний о здоровье и факторах, влияющих на его формирование.

Формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно – правовых документов:

Законами РФ:

  • «Об образовании», «Об санитарно – эпидемиологическом благополучии населения РФ» и др.

  • Указом президента РФ «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ».

  • Конвенцией о правах ребенка и др.


























Глава 1. Теоретические аспекты формирования понятий о здоровом образе жизни

1.1 Научное обоснование понятий «здоровье», «здоровый образ жизни»

Современная социальная жизнь представляет собой сложную систему взаимодействия человека с обществом, природой и с окружающим миром в целом. Это привело к тому, что проблема сохранения здоровья подрастающего поколения и формирование здорового образа жизни выходит на первый план. Энергичный темп жизни оказывает огромное влияние на увеличение нагрузки на человеческий организм в психологическом и физиологическом плане, которые оказывают негативное воздействие на состояние здоровья.

Рассмотрим теоретический смысл понятия «здоровья». Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) трактует здоровье «как состояние полного духовного, физического, социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (18). В педагогическом словаре, доктор философских наук Г. М. Коджаспирова рассматривает «здоровье» как «естественное состояние организма», которое характеризуется «уравновешенностью с находящимся вокруг миром и отсутствием заболеваний» (10). Исходя из этих двух определений, мы можем сказать, что здоровье человека это совокупность психофизиологических ресурсов организма и социально – бытового окружения человека, которая ведет к правильной работе всего организма в целом.

Согласно исследованиям ученых в области возрастной психологии, полноценное функционирование жизнедеятельности организма закладывается в период дошкольного развития. Осознанное восприятие ценности своего здоровья уже начинается в младшем школьном возрасте.

Человеческий организм – это целостная система взаимодействия всех функциональных возможностей человека. С психологической точки зрения, здоровье можно рассматривать с позиции физической, психической и социальной природы. Опираясь на это, выделяют несколько видов здоровья:

  • соматическое здоровье, которое отображает текущее состояние органов и систем организма;

  • физическое здоровье, осуществляющее правильное функционирование всех систем организма;

  • психическое здоровье, которое характеризует благополучное состояние человека, при котором он способен реализовывать свои биологические и социальные потребности;

  • нравственное здоровье, являющееся основой социальной жизни человека, обусловленное системой ценностей, установок и мотивов поведения в обществе (с.24, 18).

Здоровье и здоровый образ жизни исследует наука «Валеология». Первые предпосылки представлений о здоровом образе жизни можно встретить в трудах древних ученых. Уже в период рабовладельческого строя познания касающиеся здоровья человека начались систематизироваться. Подтверждением этого могут послужить дошедшие до наших времен такие оздоровительные системы как:

  • китайская «Кон - фу» (около 2600 лет до нашей эры),

  • индийская «Аюрведа» (около 1800 лет до н.э.),

  • труды Гиппократа «О здоровой образе жизни» (около 400 лет до н.э.) и другие.

Ведущей мыслью данных систем является не исцеление болезней, а формирование, сохранение и укрепление здоровья и, в случае если идет нарушение целостной работы организма, использование его резервных запасов. Но постепенно многие системы перешли на медикаментозное лечение. Лишь немногие страны, такие к примеру как Индия, Китай смогли сохранили свои оздоровительные системы в первоначальном виде. Но, как бы то ни было, на протяжении последующих веков вопрос о здоровом образе жизни поднимался отдельными учеными и исследователями. Так, например, Абу Али ибн - Сина (980 - 1037 гг.) в своих трудах «Каноне врачебной науки», в котором он запечатлел величайшие достижения индийских, древнегреческих, римских и среднеазиатских врачей, указывал на то, что наиболее эффективный путь к долголетию это сохранение здоровья, а не лечение болезней (с.9, 2).

Основы современной валеологии заложили такие гениальные ученые как:

  • С.П.Боткин, классик российской медицины, выдающийся терапевт, основатель функционального направления в отечественной клинической медицины, талантливый педагог, организатор и общественный деятель, основатель крупной школы терапевтов.

  • П.Ф.Лесгафт, разработчик научной системы физического воспитания.

  • В.М.Бехтерев, русский и советский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог; основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России (с.10,5).

В 20 веке русский ученый И.И. Брехман был одним из первых, кто поднял вопрос о необходимости создания основ новой науки, которая бы изучала здоровье и здоровый образ жизни. Так, в 1980 году он ввел в обиход термин «валеология» (как производное от латинского valeo - «здоровье», «быть здоровым») (19).

Два понятия, «здоровье» и «здоровый образ жизни» тесно взаимосвязаны и последнее содержит многогранный смысл. По предположению П. А. Виноградова, здоровый образ жизни это путь к оздоровлению нации, к осуществлению решения многих социальных вопросов. В тоже время, здоровый образ жизни может рассматриваться как личная заинтересованность человека, его понимание в необходимости соблюдать основные принципы здорового образа жизни (с.3, 7).

Существует множество точек зрения на понятие «здоровый образ жизни», но все они, однозначно, направлены на решение такой важной проблемы современного общества как укрепление здоровья человека. Объединяя рассмотренные теории о здоровом образе жизни, можно сказать, что ЗОЖ это та составляющая человеческого существования, которая, не смотря на неблагоприятную экологию, стрессовые ситуации и тому подобное, позволяет человеку чувствовать себя хорошо, сохранять крепкое здоровье и активность (с.3, 13).

Совокупность работы внутренних и внешних факторов, направленных на благоприятное состояние здоровья, является основой здорового образа жизни. К таким факторам можно отнести социально – психологические, социально – педагогические, социально – бытовые и другие условия, положительно влияющие на весь образ жизни человека в целом.

Проведя анализ высказываний сторонников здорового образа жизни, мы пришли к выводам, что основными принципами ЗОЖ являются:

  • Отказ от вредных привычек;

  • Рациональное питание;

  • Двигательная активность;

  • Соблюдение общепринятых норм поведения и основ морали (с.12, 8).

Главная роль в сохранении и формировании здоровья принадлежит самому человеку, от его образа жизни, ценностных установок, гармонии внешнего и внутреннего мира, отношения к себе и окружающему миру.

Здоровый образ жизни можно характеризовать как активную деятельность людей, их образ жизни, направленные на сохранение и совершенствование своего здоровья. При этом необходимо принимать во внимание то, что здоровый образ жизни человека не формируется сам по себе под влиянием каких - либо факторов и обстоятельств. Он складывается на протяжении всей жизни целенаправленно и систематически. По мнению доктора медицинских наук Б. Н. Чумакова, «формирование понятия о здоровом образе жизни является основой первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями» (с.21, 19).

Таким образом, исследуя различные точки зрения, мы можем сказать, что здоровый образ жизни – это повседневный образ жизнедеятельности человека, который направлен на укрепление и совершенствование функциональных возможностей организма, которые в свою очередь обеспечивают целостное функционирование органов и систем органов, тем самым обеспечивая успешное выполнение человеком своих социальных и профессиональных действий.

Базовыми элементами здорового образа жизни, по мнению исследователей, считаются:

  • формирование понятия сохранения своего здоровья и навыков его сохранения с раннего детства;

  • безопасная и благоприятная окружающая среда, знание о влиянии ее неблагоприятных факторов на здоровье;

  • отказ от вредных привычек, таких как: отказ от курения, употребления наркотиков и алкоголя;

  • умеренное, соответствующее физиологическим потребностям и особенностям конкретного человека, питание;

  • физически активная жизнь, учитывающая возрастные особенности;

  • соблюдение личной и общественной гигиены, владение навыками оказания первой медицинской помощи;

  • закаливание организма (с.5, 13).

Согласно представлениям о здоровом образе жизни, потребность в нем, как было сказано выше, необходимо развивать с самого детства. Внедрение в практику образовательных учреждений результатов научных исследований, использование передового опыта педагогов в воспитательном процессе значительно улучшает общее физическое и психологическое состояние детей. Однако, наряду с большими достижениями в области здоровьесберегающего воспитания, остаются еще и нерешенные проблемы.

По мнению А. М. Басыйрова «одним из инструментов решения проблем по внедрению понятия о здоровом образе жизни» считается педагогическая валеология. Она, по его мнению, ориентирована на изучение вопросов обучения и воспитания человека, который имеет прочную установку на здоровье и здоровый образ жизни. Педагогическая валеология оперирует такими понятиями как «валеологическое образование», «валеологическое воспитание», «валеологическое обучение», «валеологические знания», «валеологическая культура». Он высказал предположение, что валеологическое образование является непрерывным процессом обучения, воспитания и развития здоровья человека, который ориентирован на формирование системы научных и практических знаний и умений, поведения и деятельности, которые в свою очередь «могут обеспечить ценностное отношение к личному здоровью и здоровью окружающих людей». Валеологическое обучение, по мнению А. М. Басыйрова, это «процесс формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и формирования здоровья человека», который направлен на:

  • умение сохранять и совершенствовать личное здоровье;

  • адекватно оценивать факторы, которые его формируют;

  • усвоение знаний о здоровом образе жизни и умения его построения;

  • освоение методов и средств ведения пропагандисткой работы, направленной на формирование основ здорового образа жизни.

В свою очередь, валеологическое воспитание, по его мнению, это «процесс, направленный на формирование стабильных установок на здоровье, на соблюдение принципов здорового образа жизни», которые, в свою очередь, «должны являться неотъемлемой частью жизнедеятельности человека, его жизненных ценностей». А.М.Байсыров предположил, что в процессе валеологического образования у человека развивается эмоциональное и осмысленное отношение к своему здоровью, которое основывается на стремлении к необходимости самосовершенствованию его, к развитию творческого и духовного мира, к осознанному восприятию окружающего мира. Валеологические знания, по его мнению, это совокупность научно - обоснованных понятий, идей, фактов, которые были накоплены человечеством за многие десятилетия в области здоровья и здоровьясохранения. А. М. Басыйров предположил, что результатом валеологического образования должна стать валеологическая культура человека, которая бы основывалась на знании им своих генетических, психофизиологических возможностей и способностей, методов и средств контроля за своим здоровьем, сохранении и его развитии, умении распространять валеологические знания на окружающих. По его мнению, валеологическое образование должно быть связано и активно взаимодействовать с другими видами образования, такими как умственное, физическое политическое и многими другими. Такое взаимодействие, согласно высказываниям А. М. Басыйрова, должно способствовать более эффективному выполнению функций каждого из обозначенных видов образования, специфической подготовке подрастающего поколения к выполнению своих личностных и социальных обязанностей в обществе (с.14, 2).

Программы современного школьного образования базируются на необходимости создания условий, обеспечивающих формирование гармоничной, физически и психически здоровой, духовно богатой, эстетически развитой личности. Одной из ключевых задач современной системы отечественного образования является задача организации и реализации целенаправленной образовательной деятельности, которая позволит в свою очередь сформировать активную, конкурентоспособную здоровую личность, которая обладает сформированной потребностью в здоровом образе жизни (с.5 14). Все эти требования отрабражены в Федеральном государственном стандарте школьного образования, требования которого обязывают образовательные организации создавать благоприятные условия для развития детей, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, нацеленные на развитие способностей и творческого потенциала ребенка в целом, становление личности, выполняющей правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни (18).

Анализируя все выше сказанного, можно сказать, что здоровый образ жизни это не только забота о физическом здоровье подрастающего поколения со стороны образовательных учреждений и родителей, но и одновременная взаимосвязь между физиологией и психосоматикой ребенка. Длительные отрицательные эмоциональные переживания представляют собой особую опасность (период перехода из младшей школы в старшую, половое созревание и т.п). По словам исследователей в области детской психологии, длительные отрицательные эмоциональные переживания представляют собой особую опасность. Подобные состояния часто наблюдаются у детей в период адаптации. Вне зависимости от возраста, новые условия всегда являются стрессовыми для ребенка. Учитывая это, педагогам и родителям необходимо осуществлять постоянное взаимодействие в работе по снижению негативного воздействия со стороны окружающего ребенка общества с целью сохранения его физического и психического здоровья. Необходимо так планировать свою работу, чтобы стресс привел к минимальному ущербу здоровья детей. Школьный возраст, в не зависимости от психофизиологического развития, характеризуется тем, что ребенок копирует моральные нормы поведения окружающего его общества. На этом этапе своего взросления он способен оценить нравственные качества не только свои, но и окружающих его людей.

Исходя из всего выше сказанного, мы можем сказать, что психическое и физическое состояние ребенка являются одним из главных составляющих его здоровья. В свою очередь, создание условий, положительно влияющих на здоровье, благоприятно сказываются на формировании у школьников представлений о здоровом образе жизни. Для достижения этих целей, система образования в плотном сотрудничестве с семьей имеет наиболее большое значение, так как правильно организованная воспитательная работа обеспечивает формирование целостных представлений о ЗОЖ.




1.2. Психологические особенности детей школьного возраста

Детей школьного возраста условно, согласно исследованиям психологов, можно разделить на следующие группы:

  • младшие школьники;

  • кризисный период (период между младшими школьниками и подростками);

  • подростковый период;

  • юношеский (многие дети в настоящее время заканчивают свое обучение в ОО в 17-18 лет).

Каждый из этих возрастов характеризуется своими особенностями развития, как в психическом, так и физическом развитии. Рассмотрим, в силу своих возможностей, каждый этап развития детей.

Младший школьный возраст (6-11 лет, согласно периодике Д.Б.Эльконина) – это очень ответственный период в становлении личности подрастающего человека, от проживания которого зависит развитие ребенка в дальнейшем. В это период идет изменение социальной составляющей позиции ребенка. Он становится полноценным членом общества со своими потребностями и запросами, ребенок в этот период выходит за рамки семьи, расширяет рамки значимых лиц. В этот период носителям социальных образцов становятся не только родители, но и учителя.

На этой стадии развития человека, исходя из выводов ученых, у ребенка наблюдается развитие произвольной сферы (внимание, память, умение действовать по образцу), мышление становится наглядно – образным. Ведущей деятельностью становится учебная деятельность, которая, согласно утверждениям исследователей, выражается в том, что она опосредует всю систему отношений ребенка в обществе, в ней формируется не только отдельные психологические качества, но и личность младшего школьника в целом.

Опираясь на научные исследования доктора психологических наук Л. Ц Когермазовой мы можем сказать, что младший школьный возраст это сензетивный период для формирования познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции (с.137, 9).

Возраст 9-11 лет, исходя из периодизации Д.Б.Эльконина, является кризисным периодом. В это время развития перед ребенком встают новые задачи, проблемы: адаптация к новым условия, сравнение себя с другими детьми. Изменяются и требования к нему как к школьнику. Одновременно с этим идет и перестроение психофизиологического состояния организма. В этот период развития поведение ребенка теряет свой непосредственный характер, наблюдается стремление к показательной взрослости. На становление ребенка ка личности оказывает влияние общение со сверстниками, субкультуры, СМИ, социальные сети. Именно в это время взрослые должные оказывать на ребенка огромное влияние своим примером, ненавязчиво приучая его к правильному образу жизни, уметь дистанционно управлять его состоянием. При этом важно не давить на него как морально, так и физически. Иначе все это может привести к печальным результатам. Ребенок, в результате этого давления, может действовать методом от противного (с.141, 9).

Подростковый возраст приходится на 11-15 лет. Учебная деятельность уже практически сформирована, подростки начинают себя ассоциировать скорее с взрослыми, чем с детьми. Основными психологическими потребностями этого возраста становятся:

  • стремление к общению со сверстниками;

  • стремление к независимости и самостоятельности;

  • стремление уйти от покровительства взрослых (родителей, учителей и т.п.);

  • признание своих прав со стороны окружающих.

В этот период идет активное половое созревание, что оказывает огромное влияние на все сферы развития подростка. Подростковый возраст можно сравнить с качелями, на движение которых огромное влияние оказывает социо – культурное окружение ребенка. На этом этапе развития идет настойчивое стремление детей к признанию себя как взрослой личности при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них. В общении со сверстниками происходит обыгрывание взрослой жизни. Именно в этот период важно показать ребенку, что не все стороны взрослой жизни положительно влияют на его развитие. По словам исследователей в области возрастной психологии, в это время становления ребенка необходимо целенаправленно формировать социально значимую деятельность как ведущую. В этот период важно не упустить возможность педагогической организации общественно полезной деятельности подростков. На данном этапе развития ребенка наступает увеличение не только физической нагрузки на организм, но и психологической. Именно здесь важен внимательный родительский подход. Напряженная атмосфера в семье, негативное, потребительское отношение к подростку может привести не только к выплескам отрицательной энергии в школе, но и в отношении к себе и окружающим. В ход могут идти пристрастие к алкоголю и курению, совершение противоправных действий как способ доказательства своей взрослости.

Как было сказано выше, в подростковом периоде идет отчуждение и дистанционирование ребенка от взрослых. Учитывая это, в целях сохранения физического и психического здоровья подрастающего поколения, необходимо формировать содержательные контакты между взрослыми и подростками, расширять сферы сотрудничества, взаимопомощи и доверия.

Обучение в школе в 10-11 классах выпадает на период, который исследователи в области возрастной психологии называют начальной стадией юности. В том возрасте возникает осознание себя как личности, как полноправного члена общества. Главным ориентиром становится будущее, происходит психологическая готовность к самоопределению. В этот период меняется характер отношений со сверстниками, учителями, родителями. На этом этапе очень важна поддержка со стороны родителей, важен их авторитет, что в свою очередь помогают решать проблемы взаимопонимания (с.167,9).



























1.3 Влияние школы и семьи на формирование у школьников понятия о здоровом образе жизни

Проблема здоровья человека в настоящее время становится первостепенной на всех этапах развития. Рост употребления алкоголя, никотиносодержащих веществ, а иногда и психотропных веществ, по нашему мнению, является результатом возрастания числа родителей, которые слабо представляют себе, что такое здоровый образ жизни.

В настоящее время дети школьного возраста это потомство родителей, выросших в 2000-х годах. Если вспомнить это был один из тяжелых периодов в истории нашей страны, когда экономика желала лучшего, по всей стране наблюдался всплеск наркомании, токсикомании, алкоголизма среди подростков. Родители этих детей были озабочены выживанием, воспитание детей в большинстве случаем было на вторых ролях. В тот период роль воспитателя легла на плечи образовательных учреждений. В настоящее время эта тенденция сохраняется в большей мере. Родители, получившие воспитание в тот период, в своем большинстве, озабочены материальной составляющей воспитания детей, возлагая все остальное на школу. При этом при всем сохраняется роль обвинителя со стороны таких родителей в отношении педагогов и образовательных учреждений.

Если рассматривать задачу формирования представлений о здоровом образе жизни в стенах школы, то здесь приходится говорить о здоровьесберегающих технологиях, которые активно внедряются в процесс обучения и воспитания (18). Система работы, направленная на формирование культуры здорового образа жизни, включает в себя:

  • создание здоровьесберегающей инфраструктуры,

  • социально адаптированную учебную и внеурочную деятельность,

  • организацию физкультурно – оздоровительной работы,

  • реализацию дополнительных программ,

  • просветительскую деятельность с родителями.

Как было сказано выше, школьный период ребенка делится на этапы взросления, которые характеризуются различными видами деятельности. В связи с этим и формирование представлений о здоровом образе жизни у школьников разных возрастов будут различными.

Так как ведущей деятельность младших школьников является учебная, то формирование представлений о здоровом образе жизни в стенах школы полностью зависит от учителя (с.26, 18). Согласно ФГОС, в целях формирования ЗОЖ целесообразно включать в изучение предметов информацию о здоровом образе жизни. Это могут быть:

  • дополнительные вопросы, касающиеся одного из компонентов здоровья;

  • учебный проект, в котором связаны понятия здорового образа жизни с вопросами предмета и т.п.

Участие в различных конкурсах и акциях, направленных на формирование понятий о здоровом образе жизни, способствуют повышению уровня знаний в области здоровья. Помимо всего сказанного выше, в учебную деятельность младших школьников педагог может включать и сюжетно – ролевые игры, направленные на осознание ценности своего здоровья как компонента успешного развития (с.54, 18).

ФГОС нового поколения подразумевает использования теоретического урока физической культуры. Это время целесообразно использовать на выполнение творческих индивидуальных или групповых мини – проектов (с.12,12).

Выше было сказано, что в воспитании ребенка в7-11 лет огромную роль играет семья и семейная обстановка. В этот период развития родителя как никто лучше знают особенности своих детей, поэтому они являются основоположниками фундамента знаний о здоровом образе жизни. Авторитет родителей является основоположником в воспитании ребенка.

Как мы отмечали выше, подростковый возраст является периодом становления и осознания ребенком себя, как личности. На его развитие влияет социокультурное окружение. В этот период в образовательных учреждениях, помимо применения здоровьесберегающих технологий, активно применяются профилактические мероприятия по формированию понятий о здоровом образе жизни: классные часы; участие в конкурсах, направленных на укрепление здоровья; проектные работы; привлечение детей в дополнительное образование с целью занять их досуг. В этот период важно тесное взаимодействие школы и родителей в вопросах сбережения здоровья. Подростки в период своего становления как личности выбирают себе кумира. Важно правильно направить их на пути этого выбора. Именно тут семья играет большую роль. Как отмечалось ранее, родителям ненавязчиво необходимо наблюдать за поведением ребенка, подмечая все изменения, как в физическом отношении, так и психологическом. Дети в этот период чувствуют себя взрослыми без должной базы знаний. Семейному окружению необходимо дать ему эти знания, дать почувствовать себя взрослыми, но вседозволенность должна быть в рамках воспитания.








Выводы по первой главе

Проведя анализ психолого – педагогической литературы, используя опыт работы в образовательном учреждении, мы пришли к выводам, что развитие представлений у школьников теоретических основ о здоровом образе жизни довольно таки актуальный вопрос в воспитании будущего поколения. Мы выявили психологические особенности развития у детей в различные периоды их взросления. Опираясь на эти знания, можно с уверенностью сказать, что каждый период представляет собой особый отрезок времени, в течении которого происходит становление понятий о здоровом образе жизни. Одновременно с этим, мы выявили психологические факторы, влияющие на развитие этих представлений. Попытались раскрыть, какое же влияние оказывает на это школа, семья и социокультурное окружения ребенка.

Исходя из всего выше сказанного, мы с уверенностью можем сказать, что вопрос формирования представлений детей о здоровом образе жизни является важным в области воспитания подрастающего поколения. При этом необходимо учитывать психоэмоциональное состояние ребенка. До подрастающего поколения необходимо донести мысль о том, что быть здоровым это модно, используя педагогические механизмы воздействия на него.

Учитывая весь теоретический материал, который был изложен выше, нами было определено практическое направление нашей работы:

  • проведение исследования знаний школьников и их родителей в области знания основ здорового образа жизни (анкетирование, анализирование полученных результатов),

  • анализ работы образовательного учреждения в вопросе здоровьесбережения и формирования понятий о здоровом образе жизни,

  • разработка и реализация мероприятий, направленных на развитие представлений у школьников о здоровом образе жизни.










Глава 2. Анализ практической работы по выявлению роли семьи и школы в формировании здорового образа жизни у детей школьного возраста.

2.1 Проведение исследования уровня знаний школьников и их родителей в вопросах здорового образа жизни

Здоровье человека – основа общечеловеческого и индивидуального существования. В настоящее время оно комплексно зависит от всех психофизиологических, социальных факторов. Укрепление здоровья – это система индивидуальных и общественных мероприятий, направленных на совершенствование здоровья человека и общества.

Для того, чтобы четко понимать, какова же роль семьи и школы в вопросах формирования здорового образа жизни школьников, нами было проведено исследование, в котором были охвачены обучающиеся 7-9 классов и их родители. При проведении нашей работы, с согласия родителей, было проведено анонимное анкетирование детей и их родителей на предмет понимания, что такое «здоровый образ жизни». В целом было задействовано 33 ребенка.

Обучающимся и их родителям было предложено ответить на вопросы анкет, содержание которых отображено в Приложении 1 к данной работе. Результат нашей работы изложен ниже.

Для анкетирования было предложено несколько вопросов, которые касаются быта и понимания значимости здоровья. Первым пунктом нашего опроса было выявление отношения обучающихся к понятию «счастливая жизнь». Детям было предложено выбрать несколько из предложенных.

Таблица 1. Условия для счастливой жизни.

п/п

Условия для счастливой жизни

%

1

Иметь много денег

41

2

Быть здоровым

69

3

Иметь хороших друзей

15

4

Быть самостоятельным

20

5

Много знать и уметь

48

6

Быть красивым и привлекательным

53

7

Жить в счастливой семье

51

Анализ данного вопроса показал нам, что здоровье, красота и деньги стоят на первых местах. Это во многом объясняется различным уровнем жизни отдельных слоев населения, доходами семьи и ее возможностями, влиянием социальных сетей и окружением. Особое опасение вызывает то, что больший процент детей, желающих быть красивыми и богатыми, составляют девочки. Здоровье для них не главный фактор счастливой жизни.

Далее нами было предложено выбрать условия для сохранения здоровья, которые дети считают для себя наиболее важными.

Таблица 2. Условия для сохранения здоровья.

п/п

условия

%

1

Регулярные занятия спортом

30

2

Знания о здоровом образе жизни

38

3

Хорошие природные условия

40

4

Возможность наблюдаться у хорошего врача

40

5

Деньги, чтобы хорошо питаться и отдыхать

43

6

Отказ от вредных привычек

52

7

Выполнение правил здорового образа жизни

51

Анализируя данный пункт анкет, мы можем с уверенностью сказать, что материальная составляющая как основа здорового образа жизни, является приоритетной.

Затем детям было предложено дать ответ на вопрос о соблюдении распорядка дня, что присутствует в их повседневной жизни.

Таблица 3. Распорядок дня.

Режимные моменты

ежедневно

Несколько раз в неделю

Редко или иногда

Утренняя зарядка


30%


Завтрак

80 %



Обед

100 %



Ужин

100 %



Прогулки на свежем воздухе

70 %

29 %

1 %

Занятия спортом

23 %

10 %

67 %

Душ, ванна

100 %



Сон не менее 8 часов

94 %

6 %


Анализ данного вопроса говорит нам о том, что дети в большинстве своем придерживаются распорядка дня. Низкий процент обучающихся, занятых спортом, обуславливается скорее всего тем, что дети либо не заинтересованы предлагаемыми образовательным учреждением спортивными секциями, либо их родители не имеют возможность оплачивать дополнительное образование.

Вопрос о том, что значит заботится о своем здоровье не вызвал затруднений у детей. Практически все опрашиваемые дети понимают и знают, как надо о нем заботиться. Но, практическое применение данных знаний, по словам опрашиваемых, находится на невысоком уровне.

Наше время это век огромного потока информации из различных источников. Поэтому мы предложили детям дать ответ на вопрос, что же является основным источником получения знаний о здоровом образе жизни.

Таблица 4. Источники знаний о здоровом образе жизни.

источник

Часто, %

Иногда, %

Никогда, %

Школа

40

30

30

Родители

56

32

12

Друзья

22

31

47

СМИ

22

30

48

Социальные сети

38

29

33

По результатам данной таблицы мы видим, что первые три места занимают школа, семья и социальные сети.

Завершающим пунктом нашего опросе стал вопрос о том, какие мероприятиях, проводимых в школе и направленных на формирование и сохранение здоровья, дети считают наиболее важными для них. Результаты отображены в таблице, приведенной ниже.

Таблица 5. Мероприятия, проводимые образовательным учреждением, направленные на сохранение и укрепление здоровья

п/п

Проводимые мероприятия

%

1

Уроки, направленные на развитие знаний о своем здоровье.

42

2

Беседы о том, как сохранять свое здоровье

14

3

Показ видеоматериалов, содержащих сведения о здоровье, здоровьесбережении

2

4

Спортивные соревнования

12

5

Дни Здоровья

30

6

Привлечение в спортивные секции

27

Анализ данного вопроса показал нам, что в основной своей части вопрос о здоровом образе жизни затрагивается на уроках ОБЖ, на занятиях в спортивных секциях.

Как было сказано в первой главе нашей работы, при работе над формированием у школьников культуры здорового образа жизни важно учитывать то, что школа является только одной из сфер влияния. В первую очередь на становление ценностных и жизненных ориентиров влияет семья и семейное окружение. Если родителя ребенка не соблюдают правила здорового образа жизни, относятся к ним легкомысленно, то, с уверенностью можно сказать, что ребенок переймет их взгляды.

Для выявления отношения родителей к здоровому образу жизни и к здоровью в целом, мы провели среди них опрос. Результаты нашей работы изложены ниже.

Таблица 5. Что такое здоровый образ жизни

п/п

Составляющие ЗОЖ

%

1

Занятие спортом

30

2

Отсутствие вредных привычек

70

3

Здоровый сон

54

4

Личная гигиена

100

5

Рациональное питание

98

6

Положительные эмоции

99

7

Режим дня

64

8

Предупреждение заболеваний

80

9

Курение

0,3

10

Чтение научных статей о ЗОЖ

30

11

Полноценная духовная жизнь

40

Анализ данного вопроса выявил то, что большая часть опрашиваемых родителей адекватно оценивают понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни».

Далее, для оценки отношения родителей к здоровому образу жизни, было предложено высказать свое мнение по вопросу «Что значит вести здоровый образ жизни».

Таблица 6. Что такое здоровый образ жизни

п/п

условия

%

1

Иметь хорошее здоровье

80

2

Быть современным культурным человеком

90

3

Быть внешне привлекательным, иметь красивое телосложение

74

4

Быть физически сильным, уметь постоять за себя

60

5

Быть успешным, добиваться успехов во всем

84

6

Общаться с любимыми, создать счастливую семью

98

По данным данной таблицы мы видим, что у опрашиваемых родителей в приоритете успех и желание следовать общепринятым тенденциям красоты, которые во многом объясняют результаты опроса детей.

Анализ анкет родителей по отношению к состоянию их здоровья показал, что большинство из них оценивают его на «4» и «3». Такой результат можно объяснить тем, что социальный статус опрашиваемых очень разнится, условия труда часто не соответствуют нормам.

Так как формирование основ здорового образа жизни идет в основном из семьи, нами было предложено высказать свое мнение в отношении укрепления собственного здоровья.

Таблица 7. Условия, влияющие на укрепление здоровья

п/п

условия

%

1

Прогулки на свежем воздухе

40

2

Избегание вредных привычек, борьба в ними

60

3

Занятие спортом

12

4

Соблюдение режима дня

41

5

Регулярное посещение врачей, выполнение их рекомендаций

18

6

Иметь стабильные высокие доходы, позволяющие решать проблемы в отношении здоровья

74

7

Духовное, психическое и физическое здоровье

68

Анализируя данный пункт нашей анкеты, мы видим, что забота о физическом здоровье и забота о материальной составляющей здорового образа жизни находятся на разных уровнях. Это опять же можно объяснить социальным положением многих семей. Как было сказано в первой главе нашего исследования, родители нынешних детей это поколение двухтысячных. Постоянное целенаправленное желание и работа в отношении повышения материального благополучия, забота о материальной составляющей жизни детей и многое другое объясняет нехватку времени на заботу о своем здоровье. Но в то же время мы видим, что взрослые осознают, какое негативное влияние оказывают на здоровье вредные привычки, как влияет на здоровье психологическая атмосфера в семье. Все это, по - нашему мнению, благоприятно влияет на представление детей о здоровом образе жизни.

Далее нашим родителям было предложено высказать свое мнение об обоснованности тревоги общества по отношении состояния здоровья современных школьников, и может ли школа, совместно с родительской общественностью, повлиять на это. 68 % опрашиваемых родителей считают, что озвученная проблема довольно таки обоснована. Родители, в общем, своем большинстве, объясняют это тем, что идет повсеместная компьютеризация всех сфер жизни ребенка, которое, в свою очередь имеет как положительное, так и отрицательное воздействие. Кроме всего этого, родители считают, что на формирование здоровья детей, влияет повсеместное расслоение общества не только в финансовом отношении, но и в духовно – нравственном отношении. 24 % опрашиваемых считают, что здоровье детей это забота родителей, 8 % воздержались от ответа.

Анализируя ответы опрашиваемых родителей, мы видим, что вопрос взаимодействия школы и родителей в вопросе здоровья детей стоит не на последнем месте. По их мнению, родители и педагоги должны быть союзниками, что, в свою очередь, поможет лучше узнать ребенка, помочь в формировании его ценностных ориентиров.

Исходя из всего выше сказанного, мы пришли к выводам, что для формирования здоровой личности ребенка, необходимо создавать систему взаимодействия между детьми, родителями и школой. В создании это союза важнейшая роль принадлежит педагогу. На формирование культуры здоровья, как это было сказано ранее, оказывают влияние различные факторы окружающей среды, среди которых не последнее место занимает семья, ее образ жизни, культура, привычки. Семья – один из факторов развития и воспитания ребенка как личности. Ребенка должна воспитывать семья, а школа может только содействовать ему в обеспечении условиями для саморазвития, помогать раскрывать свои индивидуальные задатки и реализовывать их в приемлемой форме. Поэтому, современная школа должна быть заинтересованной в образовании и формировании культуры здоровья, прежде всего, родителей. Знание взрослыми основ культуры здорового образа жизни, в первую очередь, призвано оказать помощь в сохранении и укреплении здоровья детей.










2.2 Анализ работы образовательного учреждения в вопросах формирования и сохранения здоровья школьников

Здоровье и образование подрастающего поколения – это основа общества и государства. И, как было сказано выше, это задача не только семьи, но и системы образования. Забота о здоровье школьников – это контроль над нормами и требованиями школьной гигиены, профилактика заболеваний, вычленение скрытых причин не успешности в школе и отклонений в поведении. Основными целями образовательного учреждения в вопросах сохранения и укрепления здоровья школьников являются:

  • укрепление здоровья детей через обучение и воспитание;

  • формирование у школьников представлений о ценности своего здоровья;

  • привитие навыков здорового образа жизни.

Для достижения этих целей в школе проводится работа по следующим направлениям:

  • организация работы по построение здоровьесберегающей среды;

  • медицинское сопровождение образовательного процесса;

  • работа по организации сохранения и укрепления здоровья школьников посредством физической культуры;

  • совершенствование системы питания;

  • применение здоровьесберегающих технологий;

  • повышение квалификации педагогов в области здоровьесбережения.

Рассмотрим некоторые направления работы в этой области, реализуемые в образовательном учреждении.

Организация работы по построению здоровьесохраненяющей среды начинается с регуляции воздушно – теплового режима. На фоне последних изменений в санитарно – эпидемическом фоне в стране, в образовательном учреждении проводится регулярная дезинфекция помещений, школьной мебели, школьных кабинетов и других. Каждый обучающийся обеспечен рабочим местом в соответствии с его физиологическими особенностями, строго соблюдается распределение учебной нагрузки по дням недели и в течение всего учебного дня.

Пропаганда здорового образа жизни и здоровьясбережения проводится не только в учебное время, но и в не учебное. Проводятся различные мероприятия, направленные на развитие осознания ценности своего здоровья (акции, классные часы, конкурсы и многое другое).

Медицинское сопровождение образовательного процесса заключается в ежегодном контроле над здоровьем детей, проведении профилактических прививок, организации проведения углубленных осмотров узкими специалистами, мониторинге заболеваемости и травматизма и многое другое. В образовательном учреждении проведена работа по распределению детей по группам здоровья и на этом основании разработаны рекомендации для педагогов по написанию рабочих образовательных программ и программ воспитания.

Занятия физической культурой в урочное и в неурочное время так же направлены на здоровьесбережение. В образовательной организации, помимо уроков физической культуры, работают дополнительные секции физкультурного образования.

Все выше сказанное это один из кирпичиков фундамента работы по формированию и сохранению здоровья школьников. Но реализация данных направлений невозможна без кропотливой работы классного руководителя. В ОУ разработана система взаимодействия классного руководителя, родителей и школы. Она включает в себя:

  • составление характеристики семьи;

  • организация диагностической работы по изучению семей;

  • организация психолого – педагогического просвещения родителей;

  • оказание помощи родителям в профилактике и диагностике наркомании, алкоголизма и других негативных проявлений у детей и подростков;

Проведенный анализ работы образовательного учреждения в отношении формирования, сохранения здоровья школьников показывает нам, что это направление в школе стоит на одном из первых мест.
















2.3 Разработка и реализация мероприятий, направленных на повышение уровня знаний о ценности здоровья

Как было сказано выше, здоровье подрастающего поколения это одна из самых социально значимых проблем современности в педагогической практике выделяют три основных направлений по решению проблем в образовательном учреждении:

  • профилактический;

  • методологический;

  • формирование здоровой личности.

Профилактическое направление подразумевает усвоение базовых понятий об индивидуальном здоровье: медико – социальный мониторинг здоровья, работа по профилактике вредных привычек и возможных заболеваний. Это, как правило, осуществляет классный руководитель, учителя биологии, ОБЖ, физической культуры и другие.

Методологическое направление предполагает создание силами школьного коллектива не травмирующей и безопасной школьной среды.

Третий подход - формирование здоровой личности – объединяет два выше описанные направления, систему условий для сохранения здоровья, работу с родителями.

На основании результатов анализа анкетирования обучающихся и их родителей нами были разработаны методические рекомендации по организации и проведению мероприятий, направленных на:

  • повышение уровня знаний о здоровом образе жизни;

  • формирование культуры здорового образа жизни.

В качестве рекомендаций для обучения школьников здоровому образу жизни мы предложили разработанную нами программу факультативных занятий «Здоровым быть модно» для обучающихся 7-8 классов (Приложение 3).

Реализация этой программы, по нашему мнению, может стать одним из эффективных средств, с помощью которого можно решить ряд проблем в обеспечении уровня здоровья населения. Здоровьесберегающее воспитание школьников, формирование у них устойчивых навыков здорового образа жизни должны носить комплексный и непрерывный характер. Все это в совокупности должно быть направлено на:

  • улучшение своего психического и физического состояние;

  • отказ от того образа жизни, который может принести вред своему здоровью и здоровью окружающих;

  • нетерпимое отношение к неправильному отношению к окружающей среде, что может принести вред здоровью;

  • осознанное участие в охране здоровья; в формировании окружающей среды, способствующей укреплению здоровья;

  • адекватное восприятие (на случай заболевания) рекомендаций медиков, направленных на выздоровление;

  • практическое освоение приемов здоровьясохранения.

На реализацию этой программы отводится 19 часов. Тематическое планирование представлено в таблице 8.

Таблица 8. Тематическое планирование

п/п

Тема

Количество часов

1

Здоровье человека и общества

5

2

География здоровья

3

3

История здоровья

3

4

Естественнонаучная составляющая здоровья

5

5

Психологический тренинг

2

6

Защита мини - проектов

1

Реализация данной программы предусматривает использование здоровьесберегающих технологий таких как:

  • проветривание помещений;

  • физкультминутки;

  • использование игровых форм обучения;

  • создание атмосферы творчества;

  • проведение занятий во внеурочное время.

Использование такой формы работы, по нашему мнению благотворно влияет на усвоение материала, привить навыки здоровьесбережения, а так же способствуют сохранению и укреплению здоровья детей.

Таким образом, разработанная нами программа занятий для обучающихся, по нашему мнению, способствует усвоению теоретических основ ведения здорового образа жизни и изучение оздоровительных приемов жизни, позволяющих их реализовать в своей повседневной жизни.

При работе с родителями помимо традиционных родительских собраний нами было предложено проведение встреч в формате родитель – ученик – учитель, используя такую форму работы как «круглый стол». Использование именно такого приема позволяет вовлечь всех участников встречи в обсуждение темы. Мы рассмотрели четыре модели проведения круглых столов, которые были разработаны польским педагогом – психологом Винцентом Оконь и изложенные в научном труде «Основы проблемного обучения»: «Усвоение», «Открытие», «Переживание», «Деятельность». Каждая модель нацелена на достижение различных характеристик качества образования и предполагает свой инструмент для оценивания результатов образования. Так модель «Усвоение» предполагает подающий метод преподавания, т.е. позиция участников круглого стола является рецептивной (воспринимающей информацию). Использование модели «Открытие» подразумевает применение проблемного изложения материала, восприятие которого проходит на фоне исследования предложенной проблемы. Деятельностная модель круглого стола предполагает практическую реализацию исследуемой проблемы.

Программа круглых столов (Приложение 4), проводимых с учащимися и их родителями рассчитана на активное освоение и осмысление участниками материала по рассматриваемым проблемам. Родителям мы предлагаем выполнить небольшие творческие и практические задания совместно с детьми. Это, по нашему мнению, должно подтолкнуть к реализации правил здорового образа жизни в повседневной жизни. Обсуждение результатов проведенной работы на круглых столах позволит участникам выявить трудности формирования здорового образа жизни и наметить пути их преодоления.


















Выводы по второй главе

Проведя анализ проделанной нами работы, мы можем с уверенностью сказать, что на формирование здоровой личности ребенка влияют как образовательное учреждение, так и семья. Среди факторов, формирующих здоровье, ведущее место занимает образ жизни. Учитывая это, основные усилия по сохранению и укреплению здоровья должны быть направлены на формирование культуры здорового образа жизни. ЗОЖ обеспечивает сохранение и укрепление здоровья, помогает сглаживать негативное влияние психологических и физических нагрузок на организм.

Формирование здорового образа жизни и культуры здоровьесбережения обучающихся очень важны для современной школы. Для этих целей используют следующие методы и приемы:

  • организация и проведение уроков ОБЖ по тематике формирования ЗОЖ, уроков здоровья;

  • разработка и реализация образовательных программ, направленных на формирование устойчивого понимания ценности своего здоровья, на профилактику заболеваний и травматизма;

  • проведение различных внеклассных мероприятий.

При планировании своей работы педагогу следует учитывать приоритеты сохранения и укрепления всех участников педагогического процесса. Для достижения этих целей необходимо применять здоровьесберегающие технологии, направленные на защиту и обеспечение здоровья, на формирование ценностного отношения к себе, своему организму в целом. Внедрение этих технологий в процесс обучения позволяет обеспечить полноценное развитие психически, соматически, физически нравственно здоровой личности.

Для оценки знаний учащихся в вопросах здорового образа жизни было проведено исследование среди детей 7-9 классов МБОУ «Бородинская СОШ» Выборгского района Ленинградской области. По результатам опроса было выявлено, что уровень знаний по различным составляющим здорового образа невысок. Это в свою очередь сказывается на применении навыков здоровьесберегающих технологий в повседневной жизни.

В нашей работе мы не раз говорили о том, что воспитание детей во многом зависит от духовно – нравственных ценностей, взглядов и стиля поведения взрослых. Поэтому в работу по формированию у школьников культуры здорового образа жизни целесообразно вовлекать родителей.

В качестве рекомендаций нами была разработана программа факультативных занятий, направленной на обучение обучающихся 7-8 классов основам здорового образа жизни с использованием таких здоровьесберегающих технологий как:

  • проветривание помещений;

  • физкультминутки;

  • использование игровых форм обучения;

  • создание атмосферы творчества;

  • проведение занятий во внеурочное время.

Для работы с родителями мы предложили серию круглых столов, в которых подразумевается участие взрослых и детей. Главной целью проведения такого рода мероприятий является приобщение семьи к ведению здорового образа жизни. Использование в ходе круглых столов активных методов обучения (обсуждение, анализирование, выполнение совместных проектов и т.п.), по нашему мнению, способно повысить уровень интереса к проблеме и возможность применить на практике получаемую теоретическую информацию.






















Заключение

Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является одной из важнейших проблем. Вопрос формирования и сохранения здоровья подрастающего поколения стоит на одном из первых мест, так как именно оно определяет будущее государства, является одним из показателей социально-экономического развития страны.

В ходе нашего исследования мы выяснили, что на со стояние здоровья детей и подростков огромное влияние оказывают как неблагоприятные социальные и экономические условия, так и условия окружающей среды.

Оценив состояние здоровья современных детей и подростков, мы пришли к выводам, что озвученная проблема носит серьезный характер, т.к. от состояния современного подрастающего поколения зависит здоровье нации в будущем. Нами были изучены теоретические и практические аспекты поставленной нами проблемы, которые показали, что состояние здоровья школьников на сегодняшний день довольно таки неблагоприятно.

Формирование устойчивых навыков здорового образа жизни происходит как школе, так и в семье. Если вести речь об образовательном упреждении, то именно там ребенок школьного возраста проводит большую часть своего времени. Именно в школе дети не только учатся, приобретают навыки общения со сверстниками и взрослыми, но и вырабатывают отношение ко многим жизненным ценностям. Можно с уверенностью сказать, что школа является одной из первых ступеней на этапе формирования правильного отношения к здоровому образу. Она именно то место, где на протяжении длительного времени происходит непрерывный комплексный процесс формирования социально – значимых знаний, умений и навыков. Школа призвана помочь взрослым и детям не только научиться сохранять свое здоровье, но и избегать разрушительных воздействий негативных факторов на организм. Анализ проведенной нами работы говорит о том, что школьники и их родители в большинстве своем количестве нуждаются в методическом сопровождении в вопросах здоровьесохранения. Предложенные нами программы по работе в области вопроса здорового образа жизни, по нашему мнению, призваны улучшить это положение.

Результаты нашего исследования подтверждают мнения современных авторов о том, что процесс формирования устойчивых навыков здорового образа жизни это непрерывная целенаправленная работа по системе учитель – ребенок – родители – учитель. Одно из ведущих мест в формировании здорового стиля жизни детей занимает социально – экономическое окружение, позволяющее ему включаться в процесс формирования индивидуального отношения к своему здоровью.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, нашла свое подтверждение. Формирование здорового образа жизни будет успешным, если разработать систему мероприятий направленных на приобщение подростков к здоровому образу жизни:

  • проводить социологическое просвещение родителей;

  • здоровый образ жизни войдет как составной элемент в общую систему воспитания подростков школы.

Поставленные цели в работе достигнуты, задачи выполнены.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы здорового образа жизни среди школьников. Мы можем предположить, что дальнейшее исследование по выбранному вопросу может развиваться в условиях профилактической работы среди школьников, направленной на осознание ценности своего здоровья.
























Список литературы

  1. Авдеева Н. Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. СПб, «Детство - пресс», 2009 год, 144 стр.

  2. Байсыров А.М. Валеология: учебное пособие. Казань, ЗАО «Новые знания», 2014 года, 104 стр.

  3. Барчуков И.С. Физическая культура: методики практического обучения. М.: КНоРус, 2018 год, 62 стр.

  4. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. М.: Физкультура и спорт. 2014 год.

  5. Вдовина Л.Н. Основа медицинских знаний и здорового образа жизни. РнД, Феникс, 2015 год, 342 стр.

  6. Веракса Н.Е. От рождения до школы. М.: Мозаика –Синтез, 2019 год.

  7. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. 2014 год, 288 стр.

  8. Дьяков И.Ф. Основы здорового образа жизни для всех. СПб, СпецЛит, 2018 год. 120 стр.

  9. Кагермазова Л.Ц., докт.пед.наук. Возрастная психология. Психология развития. 276 стр. электронное пособие для студентов педагогического направления.

  10. Каджаспирова Т.М. Словарь по педагогике. М.:МарТ, 2005 год, 448 стр.

  11. Крюкова Д. А. Здоровый человек и его окружение. Изд. Феникс, Ростов – на – Дону, 2011 год, 381 стр.

  12. Орехова Т.Ф. Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса. 2011 год.

  13. Олексюк С.Ю. Здоровый образ жизни. М.: Истра, 203 год.

  14. Тюмасеева З.И. Приоритеты дошкольного образования: культура, экология и здоровье. 2017 год, 149 стр.

  15. Тюмасева З.И. Здоровьесберегающее образование – залог безопасности жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения. Материалы X международной научно – практической конференции. г.Челябинск, 2018 год. 243 стр.

  16. Чумаков Б.Н. Валеология. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России. 2016 год, 407 стр.

  17. Урунтаева Г.А. дошкольная психология. Учебное пособие для студентов. М.: Академия. 2014 год. 336 стр.

  18. Федеральные государственные общеобразовательные стандарты. 2021 год.

  19. www.fikipedia.org.ru

Приложение 1

Анкета для обучающих

«Здоровье и здоровый образ жизни»

Уважаемые ребята. Мы предлагаем ответить на вопросы нашей анкеты. Анкета проводится анонимно.

1.Ваш пол.

2.Какие из предложенных высказываний вы считаете наиболее важными для счастливой жизни.

А) иметь много денег;

Б) быть здоровым;

В) иметь хороших друзей;

Г) быть самостоятельным;

Д) много уметь и знать;

Е) быть красивым и привлекательным;

Ж) жить в счастливой семье.

3. Какие условия вы считаете самыми главными, необходимые для сохранения вашего здоровья.

А) регулярные занятия спортом;

Б) знания о здоровом образе жизни;

В) хорошие природные условия;

Г) возможность наблюдаться у хорошего врача;

Д) деньги, чтобы хорошо питаться и отдыхать;

Е) отказ от вредных привычек;

Ж) выполнение правил здорового образа жизни.

4. Какие из предложенных пунктов режима дня присутствуют в вашем расписании (ежедневно, несколько раз в неделю, редко или никогда):

А) утренняя зарядка;

Б) завтрак;

В) обед;

Г) ужин;

Д) прогулки на свежем воздухе;

Е) занятия спортом;

Ж) душ, ванна;

З) сон не менее 8 часов.

5. Выскажите свое мнение по отношению высказывания «Что значит заботится о своем здоровье».

6. Выберите источники, которые дают вам информацию о здоровом образе жизни:

А) школа;

Б) родители;

В) друзья;

Г) СМИ (телевидение, радио, журналы);

Д) социальные сети, интернет – сайты.

7. Какие, по вашему мнению, мероприятия, проводимые школой, дают наиболее четкий ответ на вопрос о здоровье и здоровьесбережении.


































Приложение 2

Анкета для родителей

Уважаемые родители. Данная анкета не несет в себе цели выяснить, какое состояние здоровья у вас и ваших детей. Это анкетирование проводится анонимно и направлено на сбор статистической информации в общем. Если у вас нет желания отвечать на вопросы данной анкеты, то мы не настаиваем. Благодарим за сотрудничество.

1. Из предложенных пунктов выберите, что такое, по вашему мнению, здоровый образ жизни:

1) занятие спортом;

2) отсутствие вредных привычек;

3) здоровый сон;

4) личная гигиена;

5) рациональное питание;

6) положительные эмоции;

7) соблюдение режима дня;

8) предупреждение заболеваний;

9) курение;

10) чтение научно – популярной литературы о ЗОЖ;

11) полноценная духовная жизнь.

2. Из предложенных высказываний выберите, что, по вашему мнению, значит вести здоровый образ жизни:

1) иметь хорошее здоровье;

2) быть современным культурным человеком;

3) быть внешне привлекательным, иметь красивое телосложение;

4) быть физически сильным, уметь постоять за себя;

5) быть успешным, добиваться успехов во всем;

6) общаться с любимыми, создать счастливую семью.

3.Оцените свое состояние здоровья по пятибалльной шкале.

4.Что Вы делаете для укрепления своего здоровья?

5.Выскажите сое мнение по вопросу «Считаете ли Вы обоснованной тревогу общества по состоянию здоровья современных школьников», «Считаете ли Вы, что школа совместно с родителями может повлиять на формирование здоровье детей».








Приложение 3

Программа факультативного занятия «Здоровым быть модно»

Пояснительная записка

Здоровье человека можно считать самой большой ценностью жизни. Оно является самой главной ценностью не только отдельного человека, но и общества в целом. Здоровье является основным условием счастливой жизни. Имея здоровье, мы можем осуществлять свои планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевая все трудности.

Но, не смотря на такую ценность, а точнее бесценность здоровья, большинство из нас не придерживаются принципов здорового образа жизни и задумываются о нем только в период наступления болезни. Еще древние мудрецы считали, что лечить болезни лучше до их проявления, а подавлять бунты лучше до их возникновения.

В основе программы «Здоровым быть модно» лежит само понятие «здоровье», которое трактуется как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Исходя из целей и задач программы, под физическим здоровьем мы понимаем активный образ жизни, движение, занятия спортом, подвижные игры, здоровое питание, соблюдение правил личной гигиены, отсутствие заболеваний.

Под психическим здоровьем - состояние психики, которая определяет душевный комфорт, обеспечивает адекватное поведение.

Под социальным здоровьем -  совокупность возможностей человека в осуществлении своих действий, не приводящих к ухудшению физического и духовного состояния.

Большими возможностями для формирования положительного отношения к своему здоровью является дополнительное образование. В условиях факультативных занятий создается «ситуация успеха» для каждого, создаются условия становления ребенка как успешной личности. Обучение здоровому образу жизни строится на общих образовательных принципах, а также на психологическом подкреплении поведения, которое способствует сохранению здоровья.

Ключевой идей программы является то, что участники не просто знакомятся с правилами ЗОЖ, а пытаются, перестроит свой ежедневный режим дня с учетом основных его правил и принципов.

Цель программы: формирование у подрастающего поколения культуры здорового образа жизни, укрепление и сохранение физического, психического, социального здоровья детей и подростков.

Задачи программы:

  1. Формирование комплексного представления о здоровье, навыков здорового образа жизни.

  2. Разработка и реализация комплекса мероприятий по пропаганде ЗОЖ.

  3. Воспитание у подрастающего поколения активной жизненной позиции, ответственного отношение к своему здоровью.

  4. Формирование чувства коллективизма и взаимопомощи, дисциплинированности, смелости настойчивости, упорства, выдержки.

  5. Укрепление дружеских связей.

  6. Создание методической базы в области пропаганды ЗОЖ.

Основное содержание программы

Программа реализуется в течение полугода. Программа содержит в себе четыре тематических направления. Каждое занятие имеет определенную тематику. Усвоение каждой темы реализуется через такие приемы обучения как:

  • Лекции;

  • Беседы;

  • Практические занятия;

  • Тематические и ролевые игры.

Итогом реализации программы станет защита мини – проектов.

Тематическое содержание программы:

п/п

Тема

Количество часов

1

Здоровье человека и общества

5

2

География здоровья

3

3

История здоровья

3

4

Естественнонаучная составляющая здоровья

5

5

Психологический тренинг

2

6

Защита мини - проектов

1

Ожидаемые результаты и их социально-экономическая эффективность

Обучающиеся:

  • расширят и углубят знания о ЗОЖ, примут участие в профилактических мероприятиях;

  • апробируют различные социальные роли и на этой основе получат позитивный опыт социальных отношений;

  • смогут развить и реализовать свои лидерские, коммуникативные, организаторские и творческие способности, участвуя в интересной, значимой для них деятельности;

  • займут активную позицию в отношении сохранения и укрепления собственного здоровья;

  • получат опыт работы в команде;

  • расширят свой кругозор общения со сверстниками;

  • будут вовлечены в активное обсуждения проблем, связанных с наркоманией и другими асоциальными явлениями, а также пропаганды здорового образа жизни.

Тематическое планирование:

п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Форма проведения

1

Продукты, негативно влияющие на здоровье человека.

Ознакомительное занятие. В ходе занятия обучающимся предлагается проанализировать свой рацион питания и выяснить какие продукты, употребляемые ими полезна, а какие нет.

Просмотр презентации. Беседа, обсуждение.

2

Проблема питания в обществе.

На основании личного опыта попытаться рассмотреть вопрос «Существует ли проблема питания в обществе». Итогом занятия – проведение ролевой игры «Суд над фаст – фудом»

Беседа, обсуждение. Ролевая игра.

3

Человек и его окружение. Неформальные группировки. Межэтнические конфликты.

В ходе беседы рассмотреть проблему существования неформальных молодежных группировок и их влияние на нравственное и физическое здоровье человека. Межэтнические отношения.

Беседа, обсуждения. Просмотр презентации.

4

Конституция и здоровье.

Изучение отдельных статей Конституции, направленных на сохранение здоровья человека и общества в целом.

Изучение отдельных статей Конституции. Беседы. Обсуждения.

5

«Я – человек, я – личность».

Роль человека как личности в профилактике вредных привычек.

Анкетирование «что значит быть личностью», беседа.

6

Национальные блюда с точки зрения рациональное питание.

На основании предложенных образцов различных блюд сделать выводы о том, употребление каких блюд полезны для организма, а какие нет.

Дегустация образцов блюд, анализ их. Обсуждение сделанных выводов.

7

Растения и наркозависимость.

Обсуждение географии произрастания отдельных видов растений и выявление их влияния на здоровье человека.

Просмотр презентации. Беседа.

8

Голод. Холера. Чума.

Обсуждение причин инфекционных заболеваний. Выявление зон их распространения.

Просмотр презентации. Беседа.

9

Питание в прошлом с позиции рационального питания.

Питание в прошлом с позиции рационального питания.

Просмотр видеороликов. Беседа. Обсуждения.

10

Социальные нормы, духовные ценности в обществе различных эпох.

Социальные нормы, духовные ценности в обществе различных эпох.

Просмотр презентации. Беседа.

11

Влияние различных физических воздействий на приготовление пищи.

На практике выявить, какую роль играют измельчение, термическая обработка на качество пищи.

Практическое занятие.

12

Белки. Жиры. Углеводы.

Белки, жиры, углеводы как компонент пищи и их значение для организма. Исследование состава предложенных продуктов питания по этим трем составляющим.

Синтез. Анализ. Беседа.

13

Физиология человека.

В игровой форме выяснить, где какой орган расположен в человеческом организме и какую роль он играет в здоровье человека в целом.

Тематическая игра.

14

Я – подросток.

Особенности подросткового возраста с точки зрения возможностей формирования и профилактики вредных привычек.

Просмотр видеороликов. Обсуждение просмотренного материала.

15

Первая помощь.

Правила оказания первой помощи.

Практическое занятие.

16

Мой дом, моя крепость.

Выявление роли семьи в формировании здоровья. Анкетирование по темам «Семья как малая группа», «Давление, манипулирование, насилие – их признаки и пути избегания»

Психологический тренинг.

17

Межличностные отношения. Конфликты и способы их избежать.

Анкетирование по темам «Межличностные отношения», «Конфликты и способы их избежать».

Психологический тренинг.

18

Собираемся в поход.

Поход – это весело. Правила сохранения здоровья в походе.

Просмотр презентации. Беседа.

19

Защита проектов по выбранным темам.














Приложение 4

Программа проведения круглых столов

Тема1: «Современные дети и их здоровье»

Цель:

  • обсудить факторы риска для здоровья современных детей, продолжать формировать у учащихся стремление к здоровому образу жизни,

  • предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему,

  • сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.

Задачи:

  • познакомиться с определениями здоровья, используя разные источники, словари, документы и т.д.;

  • сформировать у участников чёткое и правильное понятие «здоровья»;

  • выявить отношение к проблеме здоровья;

  • способствовать формированию здорового стиля жизни, ответственного (безопасного) поведения и выбора, препятствующего рискованному поведению

  • информировать молодёжь о негативном последствии употребления психоактивных (в том числе наркотических) веществ и других форм, ведущих к саморазрушению

Схема проведения занятия:

  1. Установление контактов и доброжелательной обстановки.

  2. Опрос (выявление уровня информированности по теме занятия).

  3. Информационный блок (основной, с возможностью получения практических навыков и умений).

  4. Завершение работы (подведение итогов, обратная связь, оценка изменения информированности).

Основные формы и методы:

  1. «Мозговой штурм».

  2. Метод групповой дискуссии.

  3. Работа в малых группах.

Предварительная подготовка:

  1. Индивидуальные задания: учащимся самостоятельно подготовить презентации (о вреде курения, об алкоголизме, о наркомании) – 3 человека.

  2. Групповое задание: провести анкетирование среди обучающихся и их родителей по теме «Что я знаю о здоровье», подготовить результаты в виде диаграммы

Задание к следующей встречи:

«Вредные привычки. Методы и способы борьбы с ними».


Тема 2 «Вредные привычки. Методы и способы борьбы с ними».

Цель проведения мероприятия – проведение активной дискуссии по проблеме.

Основные формы и методы:

  1. Метод групповой дискуссии.

Схема проведения круглого стола

1. Открытие круглого стола. Мотивационная беседа на тему «Вредные привычки и дети».

2. Проблемные вопросы круглого стола

а) «Вредные привычки современной молодежи»

б) «Психологическая зависимость от вредных привычек»

в) «Вредные привычки и ответственность »

г) «Физическое здоровье человека»

д) «Здоровый образ жизни – и его составляющие»

г) «Досуг молодежи»

4.Дискуссия по теме «Ваше здоровье в ваших руках»

5.Закрытие круглого стола.

Задание к следующему занятию:

«Что моя семья предпринимает для сохранения и укрепления своего здоровья»


Тема 3 «Что моя семья предпринимает для сохранения и укрепления своего здоровья»

Цель: повысить уровень знаний родителей в области формирования здорового образа жизни, сохранения, укрепления здоровья детей.

Задачи:

  • Осознать необходимость заботиться о здоровье своих детей.

  • Пропагандировать здоровый образ жизни.

  • Приобщать к сотрудничеству детей и родителей.

Предварительная работа: провести опрос среди обучающихся на тему «Что моя семья предпринимает для сохранения и укрепления здоровья».

  1. Вступительное слово.

  2. Беседа с родителями по следующим вопросам:

  1. Что такое здоровье?

  2. Какие факторы влияют на здоровье детей?

  3. Что такое «здоровый образ жизни»?

  4. Что же могут сделать родители для приобщения детей к здоровому образу жизни?

  5. Что такое рациональный режим? Способствуете ли вы соблюдению режима в жизни своей семьи, в особенности в жизни ребенка?

  6. Какую роль в оздоровлении детей играют прогулки на свежем воздухе?

  7. Что включает в себя полноценное питание? Придерживаетесь ли вы рационального питания?

  8. Какие виды движений способствуют укреплению здоровья и нормализации веса? Какими видами движения чаще всего занимаетесь вы с ребенком?

  9. Какое влияние на здоровье ребенка оказывают вредные наклонности родителей?

  10. Есть ли у вас дома спортивный уголок? И какова его роль в домашних условиях?

  1. Заключительное слово.

















50